Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Марксистская диалектика как творчески развивающийся метод. Развитие диалектического метода Лениным и Сталиным.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Марксистская диалектика не есть некое раз навсегда данное, застывшее, неизменное учение. Новые открытия в области науки, новые условия исторического развития человеческого общества не могут пройти бесследно для диалектического метода. Общие принципы материалистической диалектики, несомненно, имеют значение для любой исторической эпохи. Но эти общие принципы в различных исторических условиях приобретают определённые конкретные формы. Так, формы проявления закона единства и борьбы противоположностей в старых, основанных на антагонизме враждебных классов, социально-экономических формациях совершенно иные, чем формы проявления этого закона в нашем советском социалистическом обществе, где нет классовых антагонизмов, где господствует морально-политическое единство всего народа. То же самое можно сказать решительно о всех категориях и понятиях диалектики. Поэтому диалектический метод в связи с новыми условиями не может не обогащаться новыми выводами и положениями. История развития марксизма прекрасно подтверждает творческий характер материалистической диалектики. Диалектический метод, созданный Марксом и Энгельсом, получил своё дальнейшее углубление и развитие в трудах Ленина и Сталина. В своей работе «Об основах ленинизма» товарищ Сталин говорит: «То, что дано в методе Ленина, в основном уже имелось в учении Маркса, являющемся, по словам Маркса, «в существе своём критическим и революционным». Именно этот критический и революционный дух проникает с начала и до конца метод Ленина. Но было бы неправильно думать, что метод Ленина является простым восстановлением того, что дано Марксом. На самом деле метод Ленина является не только восстановлением, но и конкретизацией и дальнейшим развитием критического и революционного метода Маркса, его материалистической диалектики»[44]. Ленин и Сталин не только, отстояли марксистский диалектический метод в борьбе против многочисленных врагов марксизма, против оппортунистических вождей II Интернационала, против меньшевиков, анархистов, народников, легальных марксистов, троцкистов, бухаринцев и т. д. Ленин и Сталин всесторонне развили диалектический метод на основе теоретического обобщения новых данных естествознания и глубокого анализа новых условий эпохи империализма и пролетарских революций, эпохи строительства социализма в СССР. Не только специальные работы Ленина по диалектике, но и его экономические, исторические и другие труды, в которых диалектика живёт в плоти и крови конкретного анализа новых исторических условий, наступивших после смерти Маркса и Энгельса, составляют целую эпоху в развитии марксистской философии. Империалистическая стадия капитализма, как впервые указал Ленин, характеризуется небывалым обострением всех противоречий буржуазного общества. Применив диалектический метод к рассмотрению этих противоречий, Ленин развил центральный пункт марксистской диалектики — учение о противоречиях. Ленин показал, что это учение является «ядром диалектики». Он глубоко раскрыл всё богатство диалектического закона единства и борьбы противоположностей и дал в своих работах изумительные образцы конкретного применения его к стратегии и тактике коммунистической партии. В борьбе с реформизмом внутри рабочего движения Ленин глубоко разработал вопрос о революционных скачках в процессе развития. Ленин развил дальше указания Маркса и Энгельса о соотношении эволюции и революции и показал то огромное значение, которое имеют революционные периоды в истории общества. Работы Ленина представляют незаменимое руководство для правильного понимания соотношения постепенного и скачкообразного развития, учат видеть многообразие форм скачков в объективном развитии и правильно находить момент, когда стадия эволюционного развития исчерпала себя и необходимо переходить к решительным действиям. Ленин всесторонне разработал один из важнейших вопросов диалектического метода — вопрос о конкретности анализа общественных явлений, об историческом подходе к действительности. Разоблачая софистику и эклектицизм оппортунистов, окостенелость и догматизм мысли «теоретиков» II Интернационала, Ленин в своих работах о стратегии и тактике партии пролетариата дал массу великолепнейших примеров диалектически-конкретного анализа, учитывающего всё своеобразие исторической обстановки. Огромное значение для развития марксистского метода имеет разработка Лениным вопроса о диалектике как теории познания. Этот вопрос приобрёл актуальное значение в связи с возникшим в конце прошлого столетия кризисом в физике. Ленин показал, что одной из причин этого кризиса было незнание естествоиспытателями диалектики, неумение применить диалектику к процессу познания. Идеями своего бессмертного произведения «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин вооружил научное естествознание на многие десятилетия вперёд. Его положения о противоречивости процесса познания, о диалектическом пути познания истины, об абсолютной и относительной истине, о гибкости понятий, его критика релятивизма и агностицизма составляют ныне гранитный фундамент марксистской теории познания. Какую бы сторону диалектики мы ни взяли, — всюду мы найдём могучее влияние ленинской мысли, ленинских идей на дальнейшее развитие революционного марксистского метода. Вместе с Лениным двигал вперёд марксистскую теорию и метод товарищ Сталин. В своей работе «О диалектическом и историческом материализме», являющейся высшей ступенью в развитии марксистско-ленинской философии, товарищ Сталин дал глубокую трактовку марксистского диалектического метода, обобщив взгляды Маркса, Энгельса и Ленина на диалектику, новейшие достижения естествознания, обобщив весь опыт борьбы пролетариата за социализм, опыт Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) в особенности. В этой замечательной работе товарищ Сталин придал марксистской диалектике тот вид, который соответствует, современному уровню знаний, современному этапу общественного развития. В ней дана строго продуманная, научно обоснованная классификация основных черт диалектического метода, определяющая самое важное и существенное в марксистско-ленинской диалектике. Каждая из этих черт получила гениально простую и ясную формулировку, делающую самые сложные вопросы марксистской философии доступными для миллионов борцов за коммунизм. Ныне философская наука перестала быть достоянием узкого круга лиц. Марксистскую философию в нашей стране, в странах народной демократии и в других странах изучают миллионы людей. Она является реальной силой, помогающей трудящимся массам осуществлять свою заветную мечту о новой жизни, свободной от рабства и угнетения. В каждое из основных положений марксистской диалектики товарищ Сталин внёс существенно новое. Развивая идеи Ленина о значении конкретно-исторического подхода к действительности, И. В. Сталин противопоставляет творческий марксизм догматическому марксизму, показывает весь вред догматизма и талмудизма, требует рассматривать марксизм как науку, развивающуюся на основе обобщения нового исторического опыта. Разработанное товарищем Сталиным положение марксистского диалектического метода о неодолимости всего того, что возникает и развивается, является выражением победоносного движения сил демократии и социализма. Большое место в сталинских трудах занимают вопросы об эволюции и революции, об их взаимодействии, о значении революционных скачков в развитии общества. Товарищ Сталин дал классические образцы применения положений диалектики об эволюционных и революционных формах развития к стратегии и тактике партии пролетариата. Развивая ленинские положения о противоречиях как «ядре диалектики», товарищ Сталин глубоко раскрыл природу противоречий, сущность борьбы противоположностей как борьбы между старым и новым, отмирающим и нарождающимся, гибнущим и возникающим. В трудах товарища Сталина всесторонне показана органическая связь между революционной диалектикой и практической деятельностью партии пролетариата. Огромная ценность теоретических трудов И. В. Сталина для дальнейшего развития марксистской диалектики состоит в том, что они по всем линиям вскрывают те новые особенности и черты, которые приобретают общие диалектические закономерности развития в условиях борьбы за победу социалистического строя, в условиях перехода от социализма к коммунизму. Применяя марксистский метод к анализу этих новых» исторических условий, товарищ Сталин внёс массу нового в сокровищницу диалектики. Сталинский анализ противоречий переходного периода в СССР и путей их преодоления имеет большое значение для понимания того, как проявляется диалектический закон единства и борьбы противоположностей в эпоху строительства социализма. Впервые в истории марксизма столь полно и исчерпывающе, на основе обобщения практического опыта, разработан вопрос о различных типах противоречий — антагонистических и неантагонистических, — показаны различные пути преодоления этих противоречий, взаимосвязь между внутренними и внешними противоречиями. Окончательно были разбиты и похоронены реакционные метафизические теории «равновесия», мирного врастания капитализма в социализм. Товарищ Сталин показал, как в силу изменившихся обстоятельств, связанных с ликвидацией эксплуататорских классов и победой социализма в СССР, по-иному протекает борьба между старым и новым в советском обществе, какие новые формы принимает эта борьба по сравнению со старым, буржуазным обществом. В его трудах дана глубокая разработка вопроса о критике и самокритике как движущей силе развития советского общества, освещён важнейший вопрос о новых формах проявления закона перехода от старого качества к новому в советском социалистическом обществе, о характере скачков при социализме. вопрос о новом характере проявления исторической необходимости в советском обществе, где массы сознательно реализуют её и где поэтому движение не подчиняется случайности, вопрос о новом отношении к реформам после пролетарской революции и многие другие вопросы. Исключительно большую роль играют философские труды товарища Сталина для развития советской науки. Как и ленинский «Материализм и эмпириокритицизм», они дают учёным руководящие идеи, помогающие им вести борьбу с реакционными идеалистическими и метафизическими теориями в биологии, физиологии, физике и других науках и творчески развивать научное естествознание. Работа И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» не только помогла советским языковедам выбраться из тупика вульгаризаторского марровского «учения» и положить начало новому этапу в развитии языкознания, но и подняла на новую ступень понимание целого ряда важных вопросов диалектического и исторического материализма. Вклад, внесённый Лениным и Сталиным в развитие марксистского диалектического метода, настолько велик, что нельзя овладеть марксистской диалектикой, не изучив и не исследовав всего того, что сделали для её развития Ленин и Сталин. Марксистская диалектика, развитая Лениным и Сталиным, есть та сила, которая даёт большевикам возможность брать самые неприступные крепости в области теории и практики борьбы за коммунизм. *** Краткие выводы из сказанного можно свести к следующему: 1. Марксистский диалектический метод является составной частью диалектического и исторического материализма — мировоззрения коммунистической партии, созданного основоположниками научного коммунизма Марксом и Энгельсом и развитого их великими учениками и продолжателями Лениным, и Сталиным. Марксистский диалектический метод, как и диалектический и исторический материализм в целом, возник в результате многовекового развития науки и философии. Великие достижения научного познания природы, исторический опыт общественного развития пришли на определённой ступени в противоречие с господствовавшим в XVI–XVIII веках метафизическим мировоззрением. Марксистская философия и её составная часть — марксистская диалектика есть обобщение этих великих достижений науки и опыта истории. В противоположность метафизическому учению о неизменности природы и общественных порядков марксистский диалектический метод является теорией развития, теорией, утверждающей в соответствии с самой объективной действительностью принципы движения, изменения, вечного обновления мира. 2. Марксистская диалектика использовала всё то рациональное, что содержалось в идеалистической диалектике Гегеля, переработав это рациональное на материалистической основе. Но марксистская диалектика не есть простое продолжение старых философских учений. Маркс и Энгельс создали качественно новую, материалистическую диалектику, в корне противоположную идеалистической диалектике Гегеля. Выработка материалистической диалектики, как и марксистской философии в целом, явилась революционным переворотом в истории человеческой мысли. 3. Марксистская диалектика есть наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Вследствие этого она является методом, определяющим угол зрения на действительность, способом подхода к явлениям природы и общественной жизни. Она — орудие научного познания, позволяющее творчески решать задачи науки и связывать познание с исторически развивающейся практикой. 4. Созданный Марксом и Энгельсом диалектический метод сыграл огромную роль в разработке теории научного социализма. Возникнув как составная часть мировоззрения самого революционного класса современного общества — пролетариата, диалектика позволила подвергнуть объективному анализу всю историю общественного развития, рассмотреть её не только с точки зрения прошлого, но и с точки зрения настоящего и будущего и создать подлинно научную социологию. 5. Марксистская диалектика есть творчески развивающаяся наука. Она обогащается и конкретизируется в связи с новыми достижениями науки, новыми историческими условиями развития общества. После смерти Маркса и Энгельса великие вожди русского и международного пролетариата Ленин и Сталин подняли марксистскую философию и её метод на новую, высшую ступень, придали диалектике новый вид, соответствующий современному уровню человеческих знаний и опыту борьбы рабочего класса за коммунизм. И. В. Сталин применил революционный метод марксизма к условиям строительства социализма в СССР и на опыте этого строительства раскрыл новые формы диалектических закономерностей, действующих в обществе, свободном от антагонистических классов, основанном на морально-политическом единстве рабочего класса, крестьянства и интеллигенции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.75 (0.012 с.) |