Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалектический и исторический материализм— мировоззрение коммунистической партии. Диалектический метод как важнейшая составная часть марксистской философии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Маркс и Энгельс совершили великий подвиг, разработав научное мировоззрение — диалектический и исторический материализм. Это мировоззрение всесильно потому, что оно верно. Впервые в истории развития человеческой мысли марксистская философия дала ответы на те вопросы, которые волновали человеческий ум, но которые до марксизма не могли быть решены. Сотни и тысячи лет в философии шла ожесточённая борьба по основным вопросам мировоззрения. Материален мир или идеален, что первично и что вторично — материя или сознание; находится ли природа в состоянии неподвижности или её законом является вечное и непрерывное развитие и изменение; существуют ли объективные законы природы или человеческий разум устанавливает свои законы, с помощью которых он «упорядочивает» мир; способен ли человеческий ум познать объективную реальность или между ним и природой стоит непроходимая стена; каковы законы жизни общества — эти и многие другие вопросы стояли в центре острейшей борьбы различных лагерей и направлений в философии. В этой борьбе оформилась и развивалась прогрессивная материалистическая линия в философии, опиравшаяся на достижения передовой науки. Уже в античной философии материализм и идеализм противостояли друг другу как два непримиримых лагеря в философии, как две философские партии. С каждым новым столетием борьба между материализмом и идеализмом, наукой и религией приобретала всё более острые формы и ко времени Маркса и Энгельса достигла огромного напряжения. Столь ожесточённый характер борьбы философских партий не случаен. За различными линиями в философии стоят различные общественные силы, различные классы и политические партии. Философия не есть, как это стараются изобразить буржуазные идеологи, некая духовная сила, не имеющая корней в материальных условиях жизни людей, стоящая над борющимися общественными классами. Философские взгляды, являясь элементом надстройки, не только отражают общественное бытие различных классов, их интересы, их сознание, но и активно воздействуют на ход общественного развития. Философия — орудие борьбы классов и политических партий. Тезис буржуазных идеологов о «беспартийности» или «надпартийности» философии так же ложен, как и тезис о «надклассовом» характере буржуазной демократии. На протяжении всей истории мысли философский идеализм был духовным знаменем преимущественно реакционных классов. В идеалистических философских системах, паразитировавших на нерешённых проблемах науки, на неполноте человеческого знания, эти классы черпали идеи и теории, позволявшие им держать массы трудящихся в темноте, «доказывать» божественное происхождение власти эксплуататоров, оправдывать угнетение класса классом, нации нацией. Философским материализм, напротив, разрабатывался преимущественно идеологами тех классов, которые были заинтересованы в движении общества вперёд и боролись против отживших реакционных порядков. В. И. Ленин отметил этот факт в своей статье «Три источника и три составных части марксизма». «В течение всей новейшей истории Европы, — указывает Ленин, — и особенно в конце XVIII века, во Франции, где разыгралась решительная битва против всяческого средневекового хлама, против крепостничества в учреждениях и в идеях, материализм оказался единственной последовательной философией, верной всем учениям естественных наук, враждебной суевериям, ханжеству и т. п. Враги демократии старались поэтому всеми силами «опровергнуть», подорвать, оклеветать материализм и защищали разные формы философского идеализма, который всегда сводится, так или иначе, к защите или поддержке религии»[1]. Ныне все идеологи и философы умирающего капитализма — от откровенных защитников буржуазии до реформистских её прислужников из лагеря правых социалистов—объединились в яростном походе против марксистского материализма, против социализма, защищая философский идеализм, в тысячу раз более пошлый, чем старый идеализм. Самые ярые враги социализма являются вместе с тем самыми ярыми врагами науки и философского материализма. Не случайно поэтому нынешняя империалистическая Америка является не только мировым центром политической реакции, но и мировым центром философского мракобесия. Однако старый, домарксовский материализм при всей его прогрессивности был чрезвычайно ограничен. Это был материализм метафизический, не признававший развития и изменения в природе и обществе. Кроме того, материалисты до Маркса придерживались чисто идеалистических взглядов на историю общества. Маркс и Энгельс — основоположники новой, единственно научной философии — не только продолжили и развили прогрессивную, материалистическую линию старой философии, они совершили настоящий переворот, революцию в философии, создав диалектический и исторический материализм — философское учение, опирающееся на твёрдый фундамент достижений человеческого знания, научно обобщившее весь опыт мирового общественного развития. Марксистский философский материализм — это диалектический материализм, т. е. высшая форма материализма, основывающаяся на диалектическом подходе к действительности. на научной теории развития, разработанной основоположниками марксизма и обогащённой в новых условиях Лениным, и Сталиным. До Маркса и Энгельса идея развития не получила своего научного обоснования. Идеалистическая диалектика Гегеля не была научной теорией развития. Маркс и Энгельс создали метод, который явился орудием переработки старого материализма, построения новой материалистической теории. Материализм и диалектический метод в марксистской философии неразрывно связаны друг с другом, образуют стройную и строго последовательную систему взглядов на мир. Применив диалектический материализм к объяснению общественных явлений, Маркс и Энгельс создали исторический материализм. Впервые в истории человеческой мысли возникла теория, дающая возможность изучать и объяснять сложный мир общественных отношений с такой же точностью, с какой естественные науки объясняют природу. Исторический материализм — величайшее завоевание философской науки. Это завоевание достигнуто лишь идеологами пролетариата — того класса, интересы которого не ставят никаких границ человеческому познанию, а, напротив, бесконечно раздвигают их. Диалектический и исторический материализм — это мировоззрение коммунистической партии. Оно сочетает в себе последовательную научную объективность и трезвость с революционной страстностью, коммунистической партийностью в подходе к действительности. Оно составляет в наше время единственную философскую основу для развития науки, для революционно-преобразовательной деятельности. Из диалектического и исторического материализма, по выражению товарища Сталина, само собой вытекает пролетарский социализм. «...Диалектический и исторический материализм, — указывает товарищ Сталин, — составляют теоретический фундамент коммунизма, теоретические основы марксистской партии...»[2]. Каждое положение марксистской диалектики, материалистической теории, исторического материализма учит понимать законы развития общества и пути его революционного преобразования. Каждый практический шаг марксистской партии освещается мировоззрением диалектического материализма, — и в этом одна из коренных причин её непобедимости. «Основную задачу тактики пролетариата, — писал Ленин, — Маркс определял в строгом соответствии со всеми посылками своего материалистически-диалектического миросозерцания»[3]. Диалектический материализм даёт возможность партии пролетариата намечать задачи, определять стратегию и тактику классовой борьбы на основе трезвого и всестороннего учёта конкретных исторических условий, изменять формы борьбы, когда изменяется историческая обстановка, терпеливо накапливать силы и организовывать рабочий класс в периоды мирного, «эволюционного» развития и смело вести пролетарскую армию в бой, когда стадия эволюции сменяется стадией революции. Диалектический материализм учит партию, что не примирение антагонистических общественных сил, не реформистская политика смазывания остроты классовых противоречий, а последовательная и открытая борьба классов есть могущественный источник движения вперёд, сила, сметающая с пути исторического прогресса всё отжившее и реакционное. Диалектический и исторический материализм даёт возможность марксистской партии находить самую глубокую пружину общественных событий не в отвлечённом разуме, не в «вечных» идеях «справедливости», а в материальных условиях жизни людей, в развитии и изменении способа производства. Тем самым исторический материализм вооружает партию в её борьбе за уничтожение строя капиталистического угнетения и создание коммунистического общества. Более ста лет, прошедшие с момента возникновения марксистской философии, были веком триумфа её идей. Величайшим торжеством марксистского учения явилась Октябрьская социалистическая революция и победа социализма в СССР. Сотни миллионов людей ныне борются под великим знаменем марксизма-ленинизма. Это значит, что философия марксизма-ленинизма не есть просто одна из многочисленных философских теорий, не есть одна из философских школ. Философия марксизма-ленинизма — это учение, объединяющее широчайшие народные массы, борющиеся за новую, счастливую жизнь, против тьмы и реакции, против старого, отжившего своё время капиталистического строя, это философия новой эры — эры борьбы за коммунизм, эры коммунизма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.103 (0.008 с.) |