Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поэзия К.Ф. Рылеева. Особенности гражданственного романтизма.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В 1820 вошел в большую лит.-ру сатирой «К временщику» против Аракчеева. Это произведение появилось в журнале «Невский зритель» во время бунта Семеновского полка. По жанру это инвектива - гневное обличение пороков временщика. Сатира имела подзаголовок: подражание персиевой сатире к Рубелию. Персий – рано умерший римский сатирик 1 века. Оставил 6 сатир и среди их нет к Рубелию и посвящено обличению времен. К настоящему Персию не имеет отношения. Рубелей - высоконравственный мудрец, убит по приказу Нерона. К реальным людям сатира не имеет отношения. Мишень и время удара были выбраны удачно. Н Бестужев: ««Нельзя представить изумления, ужаса, даже можно сказать оцепенения, каким поражены были зрители при их неслыханных звуках правды и укоризны, при сей борьбе младенца с великаном». Аракчеев, узнав себя в сатире, обратился к Голицыну и потребовал Рылеева и того, кто напечатал сатиру к ответу. Но министр А. И. Тургенев, помощник Голицына, придумал дать ответ Аракчееву. Рылеев обличает прежде всего моральные пороки: двуличие, подлость, коварство, неблагодарность. Моральные пороки перерастают в социальные: «народ доведен до нищеты». Рылеев дает внутренний оценочный портрет временщика. Главная задача – осудить временщика. Главная идея – суд. Говорит о 2 возможных судах: 1. восстание народы (нет уверенности в этом суде), 2. суд потомства («за злое вероломство тебе свой приговор»). Это произведение высокого ораторского жанра, связанного с классицизмом. Здесь превозносится гражданский долг, даны высокие образы (Цицерон, Кассий, Брут), сильны архаические тенденции в языке (взирать, дерзаем, взор ярый, вострепещи). Это произведение в целом романтическое, т.к. рядом с образом временщика рядом дан романтический образ гражданина. Этот гражданин имеет высокую душу. Рылеев писал агитационные песни вместе с Бестужевым – пародия на известные любовные романсы. Выводы: 1. декабристы создали особое направление в романтизме – гражданский, 2) их романтическое творчество уходит корнями в гражданский классицизм и в УНТ, 3) творчество декабристов раскрывало романтику порывов к свободе, 4) романтизм декабристов органически связан с творчеством Пушкина, Лермонтова. Элегия «Гражданин» (1824 – 1825) – Вершина его творчества. Популярно среди декабристов. Это произведение было осуждено по личному приказу императора. Единственный список был в бумагах Н. Бестужева. Напечатано произведение в 1893 в России. Носит программный характер: позиция гражданина – сан. Обращено молодому поколению. Предваряет лермонтовскую «Думу». Здесь 2 временных начала: время малое (сегодня, суета, будни) и большое (будущее, истинное). будущее время – подвига и труда. Много глаголов будущего времени –это главное время. Цикл «Думы» (1821 -1823). Он был навеян историческими песнями польского поэта Юлиана Нелицевича. А фактический материал брал из «Истории государства Российского» Карамзина. Все «Думы» обращены к юношеству. Задача - воспитание молодого поколения на примере национальных героев. Он берет 1 момент – момент подвига. «думы» строятся по принципу персонального летописания: Валим Новгородский, Олег Вещий, княгиня Ольга, Баян, Мстислав Удалой, Дмитрий Донской, Ермак, Иван Сусанин, Петр Великий. Главная проблема – бессмертия человека, совершившего подвиг. Не дает развернутого описания событий. Подвиг воссоздается внешне, а не анализируется. Выработка эстетики подвига: бурная, напряженная, контрастная. Дума «Олег Вещий» У Рылеева в отличие от Пушкина в этом произведении нет мистики. Это героическое произведение. В 1823 задумал 2 цикл «Дум»6 он решил переписать в стихах всю русскую историю – повторяются описания природы, слова, жесты. Очень резко оценил «Думы» Пушкин: «Все они слабы изобретением и изложением. Все они на один покрой: составлены из общих мест. Описание места действия, речь героя и нравоучение. Национального, русского нет в них ничего, кроме имен». Пейзаж везде северный, тревожный. Только в думе «Иван Сусанин» русский пейзаж. Главное – идея подвига для Рылеева. Не только идея была современной, но и форма выражения: люди говорили как современники Рылеева. Поэмы. Поэмы 1823 года6 «Войноровский» (1823 – 1825), «Наливайко» (1824 – 25, не окончена), «Русско-украинская история». «Войноровский» События произведения –начало 18 века, Украина. Герой Андрей Войноровский племянник Мазепы. Он втянут в заговор против Петра, схвачен, пожизненно заключен в Сибирь. Композиция – изображении Иркутска и пейзаж якутской зимы. В пейзаж вписывается незнакомец, который идет по берегу реки Лены. «Взор беспокойный и угрюмый, в чертах суровость и тоска». Он тоскует оттого, что не может послужить Украине, т.к изгнанник. На охоте встречается с историком Миллером, открывает ему себя. Это был Войноровский. Он рассказывает Миллеру о свое судьбе: Мазепе, прошлой боевой жизни. Утром говорит о Петре, о бегстве, о ссылке, о жене, которая последовала за ним в ссылку и там умерла. Миллер жмет ему руку в знак дружбы. Они стали друзьями, видятся. Миллер спешил к другу с отрадной вестью о прощении. Находит на могиле жены труп его. Войноровский изображен в сюжетном плане и внесюжетном (ощущаем за этими словами самого Рылеева). Рылеев попытался изучить Якутск – поэма живая. Пушкин его принял. «Наливайко» Последнее неоконченное произведение. В гражданском отношении она более ценная. Тема - борьба украинского казачества с панской Польшей за свою свободу и независимость в конце 16 века. До нас дошли план и 3 отрывка поэмы. Думал начать поэму изображением сельской картины Украины. Деревенские картины менялись городскими. Изображение Киева, который разорили. Наступает весна, но она никого в Киеве не радует: «Что за веселье без свободы. Что за весна – весна рабов?». Острее всего воспринимает всё Наливайко. Он убивает поляка Чигиринского – староста - восстание казаков. Наливайко избирают гетманом. Победа казаков. Поляки приглашают их на переговоры и арестовывают. Наливайко может бежать, но отказывается –хочет умереть за Украину. Картиной казни Н. должна была закончиться поэма (Н. поджарили на костре). Успел написать Рылеев 3 части: Киев, смерть Чигиринского старосты, исповедь н. (предсказывает свою судьбу в 3 части). Я ль буду в роковое время Позорить гражданина сан И подражать тебе, изнеженное племя Переродившихся славян? Нет, неспособен я в объятьях сладострастья, В постыдной праздности влачить свой век младой И изнывать кипящею душой Под тяжким игом самовластья.
2. Творчество Л.Н. Толстого 1850–1850-х гг. Х1Х века. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», «Севастопольские рассказы», «Люцерн», «Казаки» и др. Становление художественного метода писателя. Литературная деятельность Толстого началась уверенно и блестяще, у него нет периода ученичества. У него нет попыток реализовать себя в разных жанрах, нет попыток подражать. Он оригинален. Он не искал своей манеры, она появилась сразу. 1 часть – 1852 г. «Детство». 2 часть – 1854 г. «Отрочество».3 часть – 1857 г. «Юность». Некрасов был в восторге. Эта трилогия носит автобиографический характер. Сам Толстой осуждал себя раннего, критиковал себя за «излишнюю литературность», за неискренность.В основу трилогии положены дневниковые записи Толстого о своем детстве. Первоначально должен был быть роман с символическим названием «4 эпохи развития». Толстой опирается на европейскую традицию: Руссо («Исповедь»), Л. Стерн. Толстой создает собственный оригинальный стиль – автопсихологическое повествование. Он отказывается от традиционной манеры описания внутреннего мира героя. Трилогия является художественным опытом самонаблюдения: автор анализирует детский мир, и этот анализ углублен опытом взрослого. Дается собственное отношение с миром героя.Герой близок и читателю. Толстой выбирает замечательный прием: жизнь ребенка представлена с помощью общих положений, характерных для каждого взрослого (первая любовь, первое наказание, первая несправедливость, первый невыученный урок, опыт разлуки, горе, столкновение со смертью, любопытство, страхи, опыт вранья и т.д.). Реализация поэтики начала, поэтики «открывания мира». Толстого интересует естественный порядок вещей. Детский мир приближен к миру природы. Толстого интересуют этапы взросления и становления => предельная объективация. Достигается обстоятельность и многосторонность изображения в трилогии. Толстой демонстрирует не только события, но еще и работу сознания маленького мальчика, отрока, юноши, его противоречивость, текучесть. Толстой показывает процесс. Таким образом, писатель объясняет нам изменчивую природу души => метод «диалектики души» (термин принадлежит Чернышевскому). Диалектика души – это изображение противоречивости душевных процессов. «Изучение сокровенных законов человеческой психики…в самом себе» (Чернышевский). «Севастопольские рассказы» — цикл из трёх рассказов, написанных Львом Толстым и опубликованных в1855 году. Рассказы описывают оборону Севастополя. Толстой пишет как о героизме защитников города, так и о бесчеловечной бессмысленности войны.Впервые известный писатель находился в действующей армии и из её рядов немедленно сообщал публике о происходящем на его глазах. Таким образом, можно утверждать, что Лев Николаевич был первым русским военным корреспондентом.Достоверность и точность изображения жизни осаждённого города были обеспечены не только писательским мастерством автора, но прежде всего тем, что Толстой с ноября 1854 по август 1855 находился в Севастополе и его окрестностях, дежурил в течение полутора месяцев на батарее на Четвёртом бастионе под артиллерийскими обстрелами (в том числе во время второй усиленной бомбардировки 28 марта (9 апреля), участвовал в сражении на Чёрной речке и в боях во время последнего штурма города. В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести “Казаки” (1852-63). В 1857 году Л. Н.Толстой совершил заграничное путешествие. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии и Германии. Писатель проявил живейший интерес к жизни западноевропейских стран и близко познакомился с их культурой и социальным строем. Многое из того, что он увидел здесь, поразило и огорчило его, вызвало в нем чувство протеста. Так, в курортном швейцарском городке Люцерне он был свидетелем бездушного отношения богатых иностранных туристов к нищему странствующему певцу. За один день Толстой написал рассказ «Люцерн», в котором излил все свое негодование против буржуазной цивилизации, увидев в ней «тщеславие, честолюбие и корысть». 3. Поэзия Н. Заболоцкого. Эволюция творческого метода поэта. Hиколай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958) принадлежит к поколению русских поэтов, вступивших в творческую пору жизни уже после революции. В его биографии поражает удивительная преданность поэзии, упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства. Он мужественно преодолевал барьеры, которые судьба воздвигала на его жизненном и творческом пути. С молодых лет он очень взыскательно относился к своим произведениям и к их подбору, считая, что нужно писать не отдельные стихотворения, а целую книгу. На протяжении своей жизни он несколько раз составлял идеальные своды, со временем пополняя их новыми стихотворениями, прежде написанные - редактировал и в ряде случаев заменял другими вариантами. Основная тема его стихотворений 1926-1928 годов - это зарисовки городской жизни, вобравшей в себя все контрасты и противоречия того времени. Недавнему сельскому жителю город представлялся то чуждым и зловещим, то привлекательным особой причудливой живописностью. "Знаю, что запутываюсь в этом городе, хотя дерусь против него", - писал он будущей жене Е. В. Клыковой в 1928 году. Осмысливая свое отношение к городу, Заболоцкий еще в 20-х годах пытался связать социальные проблемы с представлениями о взаимосвязях и взаимозависимости человека и природы. В стихотворениях 1926 года "Лицо коня", "В жилищах наших" четко просматриваются натурфилософские корни творчества тех лет. Предпосылкой сатирического изображения пошлости и духовной ограниченности обывателя ("Вечерний бар", "Новый быт", "Ивановы", "Свадьба"...) явилось убеждение в пагубности ухода жителей города от их естественного существования в согласии с природой и от их долга по отношению к ней. Два обстоятельства способствовали утверждению творческой позиции исвоеобразной поэтической манеры Заболоцкого - его участие в литературном содружестве, называемом Объединением реального искусства (среди обериутов - Д. Хармс, А. Введенский, К. Вагинов и др.) и увлечение живописью Филонова, Шагала, Брейгеля... Позже он признавал родственность своего творчества 20-х годов примитивизму Анри Руссо. Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь. Первая книжка Заболоцкого "Столбцы" (1929 г., 22 стихотворения) выделялась даже на фоне разнообразия поэтических направлений в те годы и имела шумный успех. В печати появились отдельные одобрительные отзывы, автора заметили и поддержали В. А. Гофман, В. А. Каверин, С. Я. Маршак, Н. Л. Степанов, Н. С. Тихонов, Ю. Н. Тынянов, Б. М. Эйхенбаум. К публикации «Столбцов» у их автора уже была собственная натурфилософская концепция. В её основе лежало представление о мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, которые находятся в вечном взаимодействии и взаимопревращении. «Покойник по улицам гордо идет,/ . В 1957 году вышел четвертый, наиболее полный его прижизненный сборник (64 стихотворения и избранные переводы). Прочитав эту книжку, авторитетный ценитель поэзии Корней Иванович Чуковский написал Николаю Алексеевичу восторженные слова, столь важные для неизбалованного критикой поэта: "Пишу Вам с той почтительной робостью, с какой писал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет никакого сомнения, что автор "Журавлей", "Лебедя", "Уступи мне, скворец, уголок", "Неудачника", "Актрисы", "Человеческих лиц", "Утра", "Лесного озера", "Слепого", "В кино", "Ходоков", "Некрасивой девочки", "Я не ищу гармонии в природе" -- подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно советской культуре (может быть даже против воли) придется гордиться, как одним из высочайших своих достижений. Кое-кому из нынешних эти мои строки покажутся опрометчивой и грубой ошибкой, но я отвечаю за них всем своим семидесятилетним читательским опытом".
Билет 25. 1. Баллады В.А. Жуковского. Этические проблемы, типы балладного творчества. Один из любимых жанров Ж.Баллады-лиро-эпич.жанр(есть сюжет). В балладах Ж. выступ. как романтик. Баллада-лиро-эпич., сюжетное произвед., раскрывающ. необычайные трагические происшествия. Баллады Ж. остросюжетны, конфликтны, часто героями оказыв.преступник. В них на смену элегической меланхолии приходит романтич.загадочн.Время действ.баллад Ж. –ночь. Основные баллады: «Людмила», «Кассандра», «Светлана», «Ивиковы журавли», «Эолова арфа», «Рыцарь Тоггенбург», «Лесной царь», «Замок Смальгольм» и др. Сюжетами баллад Ж. стали: 1) народные поверья(«Светлана»), 2) эпизоды античной истории и мифологии(Ивиковы журавли), 3)средневековые рыцарские легенды (Рыцарь Тоггенбург). Классификац.баллад Ж.: 1) Баллады о любви (Людмила, Светлана, Эолова арфа), 2) Баллады о преступлении и наказании («Божий суд над епископом Готтоном»). «Людмила» 1808г. Первая баллада Ж. это перевод баллады Бюргера (нем.), котор.наыв. «Ленора». Основной конфликт – столкновение желаний любовных с невозможностью их исполнения. Несбывшиеся желания. Сюжет новый. Действие развар. В Древней Руси(в конце 16в.). героиня ждет возвращ. Своего жениха с воен.похода. Возвращ.войска, но любимый Людмилы не вернулся. Она не может это пережить. Роптает на Бога, зовет его на суд(дерзовение). Мать Л. Пытается вразумить дочь «Будь послушной небесам». Наступает ночь (пейзаж зловещий, ужасный, тревожный, Скачет конь, стук в дверь к Л. Является ее возлюблен. И зовет ее в Литву в тесный дом. Она соглаш.,скачет, сердце ее сжимается(предчувствие беды). Мертвый всадник(неопределенность, мистическое состоян.) Скачка с всадником-центральная сцена. Путь их оканчив.на кладбище, конь падает в могилу. Она видит гроб милого, который манит ее к себе. Хор мертвецов(идея произведения): «Смертных ропот, безрассуден;/Царь Всевышний правосуден;/Твой услышал стон Творец;/ Час твой бил, настал конец./ Людмила наказана за то, что роптала на Бога, так Ж. разрешил конфликт произведения. Важной стилевой особен.явля. воспроизвед. Национального русского колорита: -Действие происходит на Руси; -Элементы русской жизни; -Имя героини русское. Опирался на древнерус.памятник «Слово о полку Игореве», Военные повести. Грибоедов принял балладу Жуковского; Катинин – нет. Романт. Ж.назызыв. по-разному: пассивный, унылый, созерцательный. Точнее правильно его назвать этико-психологический(не принмая действит.Ж.находил идеал во внутрен.мире человека, ставил философ.проблемы добра и зла.
2. Драматургия А.Н. Островского 1870–1880-х гг. Новые тенденции в творчестве; мастерство драматурга. В драматургии Островского 70-80-х г. охват русской действительности становится более широким, а социальный состав действующих лиц более разнообразным. Начало этого нового периода положено двумя пьесами: «На всякого мудреца довольно простоты» и «Горячее сердце», созданными в 1868 г. Герой первой комедии Глумов - типичный представитель эпохи, которую Некрасов в своей сатирической поэме «Современники» (1875) обозначил словами; «Бывали хуже времена, Но не было подлей». Глумов сознательно решает построить карьеру на лицемерии и подлости. Это комедия не бытовая, а политическая. Островский пользуется острыми сатирическими приемами при создании образов реакционера Крутицкого, сочиняющего «Трактат о вреде реформ вообще», либерального болтуна Городулина и самого Глумова. Разоблачение «подлого времени» продолжается и в других пьесах драматурга- «Бешеные деньги» (1870), «Волки и овцы» (1875), «Последняя жертва» (1877). На смену прежним самодурам с их невежеством и тупостью приходят новые хозяева жизни - более образованные, внешне культурные, ведущие дела с Лондоном и Парижем. В «Горячем; сердце» миллионщик Хлынов снисходительно объясняет городничему, что он, благодаря своему богатству, с самим губернатором «на дружеской ноге» и с губернаторшей «чай и кофе пил,; и довольно равнодушно». Изменилось также положение дворянства, вынужденного идти на выучку к представителям новой буржуазии, к «волкам», перед которыми недавние «хозяева жизни»: оказываются лишь «овцами» («Волки и овцы»). Дворянская дочь Лидия Чебоксарова, не знавшая никогда счета деньгам, вынуждена, скрепя сердце, стать «экономкой» у дельца нового пошиба Василькова («Бешеные деньги»), для которого основной жизненный принцип заключается в словах: «Из бюджета не выйду». И как бы Васильков ни настаивал на своей простоте и доброте сердечной, он - типичный «деловой человек» из числа тех, которые в обилии появились в пореформенное время и для которых холод. расчет заменяет душевные привязанности и человеческие отношения. Роль, сыгранная Островским в развитии русского театра и драматургии, вполне может быть сопоставлена с тем значением, которое имели Шекспир для английской культуры, а Мольер - для французской. Островский изменил характер репертуара русского театра, подвел итог всему, что было сделано до него, и открыл для драматургии новые пути. Его влияние на театральное искусство было исключительно велико. Особенно это относится к московскому Малому театру, который традиционно называется также. Домом Островского. Благодаря многочисленным пьесам великого драматурга, утверждавшего традиции реализма на сцене, получила дальнейшее развитие национальная школа актерской игры. Целая плеяда замечательных русских актеров на материале пьес Островского смогла ярко проявить свой неповторимый талант, утвердить своеобразие русского театрального искусства. В центре драматургии Островского - проблема, которая прошла через всю русскую классическую литературу: конфликт человека с противостоящими ему неблагоприятными условиями жизни, многообразными силами зла; утверждение права личности на свободное и всестороннее развитие. Перед читателями и зрителями пьес великого драматурга раскрывается широкая панорама русской жизни. Это по существу энциклопедия быта и нравов целой исторической эпохи. Купцы, чиновники, помещики, крестьяне, генералы, актеры, коммерсанты, свахи, дельцы, студенты, акте ры - несколько сот действующих лиц, созданных Островским, давали в общей сложности представление о русской действительности 40-80-х годов во всей ее сложности, многообразии и противоречивости. Островский, нарисовавший целую галерею замечательных женских образов, продолжил ту благородную традицию, которая уже определилась в русской классике. Драматург возвеличивает сильные, цельные натуры, оказывающиеся в ряде случаев нравствен. но выше слабого, неуверенного в себе героя. Это Катерина («Гро за»), Надя («Воспитанница»), Кручинина («Без вины винова тые»), Наталья («Трудовой хлеб») и др. Драматургия автораотличается жанровым разнообразием, сочетанием элементов трагических и комических, бытовых и гротескных, фарсовых и лирических. Его пьесы порою труд но отнести к одному определенному жанру. Он писал не столько драмы или комедии, сколько «пьесы жизни», по меткому опред. Добролюбова Не случайно действие его произведений часто не_ выносится на широкое жизненное пространство. Шум и говор жизни врываются в действие, становятся Одним из факторов, определяющих масштаб событий. Семейные конфликты перерастают в общественные. Мастерство драматурга проявляется в точности социальных и психологических характеристик, искусстве диалога, в меткой, живой народной речи. Язык героев становится у него одним из главных средств создания образа, важнейшим орудием реалистич. типизации. Великолепный знаток устного народного творчества, Островский широко использовал фольклорные традиции, богатейшую сокровищницу народной мудрости. Песня может заменить монолог, пословица или поговорка стать названием пьесы.
3. Творчество А.М. Горького 1920–1930-х гг. Система человеческих характеров, позиция автора в рассказах и пьесах. Судьбы интеллигенции в романе «Жизнь Клима Самгина». Анализ одного произведения. Пьесы, написанные в 1930-е годы - «Сомов и другие», «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие», а также вторая редакция «Вассы Железновой» - объединяет социальная тематика, в той или иной степени определяющая их поэтику и идейное содер., что предопределило их рассмотрение как классич. произведений социалист. реализма. В пьесах 1930-х годов, условно относимых к «третьему периоду» драматического творчества, горьковеды усматривали единый замысел -отразить с помощью средств драматургии недавнюю историю страны: события Февральской и Октябрьской революций 1917 года, борьбу политич. партий, предшеств. и сопутствующую им, и, прежде всего, постепенное нарастание силы и влияния партии большевиков на фоне «загнивания» либерально-демократ. течений и «разложения» русской буржуазии.Завершает цикл, как кажется большинству исследователей, пьеса о Сомове и «других» - как изображение «позорного финала, к которому пришла все более деградирующая, все более вырождающаяся буржуазия». Не исключено, что мысли связать пьесу о Сомове с «Булычевым» и «Достигаевым» имеют под собой некоторое основание. Так, Б.А.Бялик ссылается на архивные материалы, среди которых есть наброски сцен, где герои «Сомова» встречаются с персонажами пьес «Егор Булычов и другие» и «Достигаев и другие». Включая пьесу «Сомов и другие» в задуманный писателем цикл исторических хроник, исследователи видели в ней возвращение Горького «к идейно-художеств. принципам своей драматургии эпохи 1905 года: к конкретной и злободневной историчности, к социально-политич. теме, понимаемой широко как идейное содержание драмы, а в сюжете, в композиции ее - к антагонистическому (в классово-социальном смысле) конфликту». При этом «Горький "вернулся", конечно, в новом качестве: умудренным и творческим опытом, и марксистско-ленинским видением мира, о чем свидетельствует глубоко философское решение злободневной публицист. темы в пьесе "Сомов и другие", решение философское и вместе с тем партийно-политическое. Ведь в этой пьесе, идя от конкретных фактов вредительской деятельности технической интеллигенции внутри государства, Горький пришел к философско-политич. выводам мирового масштаба». Анализ романа "Жизнь Клима Самгина "Культура здесь совершенно потрясающая... Это такая громадная начитанность, это такая громадная власть над языком, над всеми эпохами, над культурой... над переживаниями самых различных людей... «А. Луначарский Существует распространенное мнение, что роман М. Горького “Жизнь Клима Самгина” труден для восприятия. Это, несомненно, верно, ибо, как всякое необычайно многогранное и подлинно глубокое худ. произведение, оно не только духовно обогащает читателя, но и требует от него определенной эрудиции, высокой культуры, большой интеллектуальной активности. В “Жизни Клима Самги-на” нашло отражение почти все, что характеризовало историческую и духовную жизнь России конца XIX — начала XX в. Летопись знаменательных событий начинается в “Жизни Клима Самгина” с отчаянной борьбы героической горстки революционеров-народовольцев против бездушного механизма самодержавия. Образ Самгина имеет огромное национальное и мировое значение. В романе нет ни одной сюжетной линии, которая не была бы непосредственно связана с Самгиным. Горький поставил его свидетелем целой эпохи русской общественной жизни. Автор нарисовал сложный, емкий и психол. тонкий портрет Клима Самгина. Какая бы ситуация ни изображалась в романе, автора интересует поведение Самгина в данной ситуации, его точка зрения, его переживания. Литерат. портрет — это не только описание внешности персонажа, но и показ его внутреннего мира, его души. Самгин — это основной массив русской буржуазной интеллигенции конца XIX — начала XX в. Все оттенки ее психологии, все ее колебания, блуждания и тайные вожделения запечатлены в его образе. Психолог. портрет получил широкое распространение в реализме XIX в. Т. о., в каждом литер произв. Литер. портрет соответствует особенностям его содержания и формы, составляет один из моментов его худож. своеобразия. Самгин — это образ, в котором нашли наиболее полное и глубокое выражение все наблюдения Г. над русской буржуазной интеллигенцией. Его жизненное предназначение — быть не участником, а наблюдателем “со_ стороны”. К Самгину Г. относится не только отрицательно, но и с несомненной иронией. Критическое, отриц. отношение автора к своему герою не находит резких проявлений, а обычно чувствуется “как подтекст”. Жизнь Клима Самгина раскрыта Горьким как жизнь человека, постоянно находящегося в процессе мучительных исканий, но не способного что-либо найти, до конца самоопределиться. Смысл горьковской эпопеи не может быть полностью раскрыт без уяснения ее композиционной структуры. Клим Самгин дан Горьким в окружении множества персонажей, рассеянных по страницам четырехтомной эпопеи. Но они не “действующие лица” в обычном смысле слова, с особыми сюжетными функциями; это “голоса эпохи”, воссоздающие картину духовной, обществ., политич. жизни России. Однако сюжетно не связанные персонажи в то же время внутренне объединены в стройную систему образов, подчиненных общему идейному замыслу произведения. С рядом персонажей Самгин перекликается идеологически. Его взгляды дополняются чужими устами. И психолог. он то и дело, порою к собств. удивлению, ощущает свое родство с самыми различными лицами. Он испытывает к ним своеобразное тяготение, зачастую смешанное с раздражением или обидой, то оскорбляясь унизит. сходством, то завидуя опередившим его. Самгин окружен своими подобиями, неполными отражениями. Идеологически — они договаривали недосказанное им; практически — доделывали недоделанное. Самгин характер. половинчатостью, отсутствием смелости, отчетливости, он человек полумужества, полумысли, полудействия. Роман “Жизнь Клима Самгина” — это не только историческая хроника. С первых же страниц романа ощущается философ. направл. произв. В произвед. выступают представители различных классов, сословий, партий, течений. Сталкиваются различные теории, идеи, взгляды. “Жизнь Клима Самгина” — роман идеолог., насыщенный атмосферой высочайшей интеллектуальности. Его можно назвать образцом социально-философ. и социально-бытового романа. Образ Клима Ивановича Самгина имеет огромное, еще не в полной степени оцененное, национ. и мировое значение. Это наиболее сложный, емкий и психологически тонкий образ во всем творчестве Горького. Внешность Самгина отмечена ординарностью. “А лицо у вас обыкновенное”, — сказала ему Тося. Когда он родился, родители долго думали, какое ему дать имя. Отец назвал его Климом, говоря: “Простонародное имя, ни к чему не обязывает...” Претензия на героич. судьбу у нашего героя проваливается сразу же. С детских лет Клим решил “выдумать” себя, “иначе никто из взрослых не будет меня замечать”. Он также был озабочен своей оригинальностью. Репетитор Самгина Томилин учил его: “Человек свободен только тогда, когда одинок...” Самгин считает, что в одиночестве есть что-то героическое. Он — герой ложных претензий. Не случайно образ Самгина окружен роем мотивов пустоты, призрачности, нереальности. Не случайно М. Горький неоднократно повторяет фразу: “Да был ли мальчик-то?” Самгин из числа людей, которые “искали-искали свободы духа и, вот, будто нашли, а свободой-то оказалась бесцельность, надменная пустота какая-то...” Трудно назвать другое произв., в котором были бы даны различные образы опустошенности, как это сделал Горький в своем романе. И Самгин встает перед читателем как некий символ пустоты. Самгин не красив и не уродлив. В его внешности нет ничего яркого. Мелкие, невыразительные черты лица. Клим Самгин вечно находится на грани между порядочностью и аморализмом. Он всегда колеблется и никогда не может двинуться в ту или иную сторону. Он тяготеет к предательству, но сам себе в этом ни за что не признается. Он всегда опасался четкой постановки вопросов, твердых решений, стараясь “ставить свое мнение между да и нет”. Эту неустойчивость прививала Сам-гину вся обстановка, в которой он воспитывался. Клим Самгин причислял себя к “лучшим людям страны”, но всерьез не задумывался над вопросом, какую позицию должны занимать эти люди к царящему мраку. Свое душевное состояние Клим еще в юности оценил как “смуту”. Зрелость не подарила ему тишины и ясности. Особенно трудным оказалось разобраться в собственной личности. Нередко он ловил себя на том, что “наблюдает за собой, как за человеком, мало знакомым ему и опасным для него”. Недовольство собой иногда превращается в чувство вражды к себе. Самгин был бессилен выбраться из жизненной путаницы. Она росла и затягивала его. Постоянно боясь утратить свою индивидуальность, Клим не замечал, что он все больше утрачивает ее. Он довольно часто боится остаться наедине со своими мыслями. Достигнув сорока лет, он говорит: “Я еще не познал себя”. Фраза эта вырвалась у него “неожиданно”, а неожиданные, непроизвольные высказывания Самгина были самыми искренними. “В сущности, я бездарен”, — признается Самгин в горькую минуту самопознания, наедине с самим собой. Самгин бездарен в любви, в человеч. отношениях, в жизни. У него нет ни друзей, ни близких. В противор. двойственности — весь Самгин. Носитель интеллекта, он тяготится им; представитель интел., он отрицает ее. Этот мотив самоотрицания в конечном счете приводит к самоуничтожению, пустоте, варварству. В конце романа Самгин находится в состоянии полнейшей растерянности. Одинокий и опустошенный, он ставит все тот же роковой вопрос, который не давал ему покоя в юности: “Что должен делать я и что могу я сделать?” Подводя итог жизни своего героя, Горький пишет: “Клим Иванович Самгин видел много, много слышал и пребывал самим собою как бы взвешенный в воздухе над широким течением событий. Факты проходили перед ним и сквозь него, задевали, оскорбляли, иногда — устрашали. Но все проходило, а он непоколебимо оставался зрителем жизни”. Билет 26.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.161 (0.025 с.) |