Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Драма А. Н. Островского «гроза» и ее место в творчестве драматурга. Идейно-литературная полемика вокруг «грозы». Исследование ученых хх века творчества драматурга.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Островский Александр Николаевич (1823—1886) — крупнейший русский драматург. Родился в Москве, в семье чиновника. Через все творчество А.Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи. В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина. Драма «Гроза» - вершина творчества Островского. Впервые была опубликована в январском номере журнала "Библиотека для чтения" за 1860 год. Основная тема пьесы - борьба новых стремлений со старыми, консервативными устоями. Город Калинов и его обитатели. Город Калинов на Волге - собирательный образ волжских городов - хранителей традиций русского уклада жизни. Вид далеких волжских берегов, открывающийся в начале пьесы и песня "Среди долины ровныя", которую поет житель города Кулигин, придают общероссийский масштаб всему происходящему. Пейзажный фон, позволяющий по контрасту лучше понять атмосферу жизни калиновцев; Мертвая замкнутость жизни в городе. Неразвитость мышления жителей города (эпизод с Феклушей).- Состояние жизни в городе можно оценить как "предгрозовое" - пошатнулся старый уклад жизни, обнаружилась его ветхость и непригодность для новой жизни. Внешне же пока все выглядит спокойным. Основной конфликт драмы - столкновение самодуров и их жертв. В пьесе он воплощается как конфликт семейный - столкновение молодой Катерины Кабановой со свекровью, почитаемой в городе купчихой Марфой Игнатьевной Кабановой. Семейная драма, которая закончилась так трагично, отражает состояние общества в предреформенную эпоху. Герои. Марфа Кабанова и купец Савел Дикой - патриархальный уклад. Дикой - тип самодура, Кабанова - символ догматизма, она защищает уже не только смысл старых традиций, но и форму (например, требует от Катерины падать на землю и причитать при отьезде мужа). Жизненная позиция Кулигина. Кулигин и Феклуша - полярное понимание и отношение к нравам "темного царства". Варвара и Кудряш. Черты Катерины, сложившиеся в родительском доме: религиозность, поэтичность натуры, жизнерадостность, ощущение полноты жизни, любовь к природе. Катерина в доме Кабановых: ощущение подневольности, невыносимости однообразия и скуки жизни; сдержанность и терпение; неумение и нежелание лгать и скрывать свои проступки. Черты Катерины, раскрывшиеся в любви к Борису: сила и глубина чувства, проснувшаяся жажда любви, независимости, счастья; внутренний разлад между желаниями и привитыми с детства принципами морали и религии; готовность умереть, чтобы не жить в рабстве без любви и счастья. Образ Катерины в пьесе - воплощение живых народных традиций (проанализировать речь Катерины - она зачастую строится на образах народных лирических песен). Трагедия Катерины - одиночество: муж отталкивает ее, возлюбленный оставляет, Варвара просто не понимает ее (они - носительницы разных типов морали). Катерина в драме Островского выражает лучшее, что есть в народном начале, гибель ее символизирует близкий конец этого неповторимого народного мира под давлением исторических событий. Но и над старым миром нависла "гроза". Н.А. Добролюбов. В 1859 году на страницах "Современника" появилась статья Добролюбова "Темное царство". "Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак "темного царства"?"- спрашивал Добролюбов. На этот вопрос Островский ответил новой пьесой, которую написал в течение лета и осени этого же года. Драма "Гроза" была напечатана в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества. Островский поставил один из важнейших вопросов своего времени - освобождение женщины от семейного рабства. Калинов олицетворяет всю Россию. Черты, характеризующие быт города - невежественность, замкнутость, грубость, произвол, властвующий в общественных отношениях и в семье, умственный застой. Образ Катерины является центральным образом в драме. Она резко отличается от представителей "темного царства". В родительском доме ей жилось привольно и беззаботно. Катерина любила ходить в церковь, вышивать. Воображение Катерины работает неутомимо: уносит ее в небо, заоблачный мир райской жизни. Катерина выходит замуж. И такая поэтически - мечтательная натура попадает в семью злой и жестокой Кабанихи. Здесь же и происходит неизбежный конфликт между душевным миром Катерины и "темным царством" Кабановой. Всем существом ненавидя окружающие быт, задыхаясь в нем, Катерина стремится к воле, к свету, к любви. Слепо повинуясь матери, Тихон постепенно меркнет в глазах Катерины. Борис, превосходит Катерину по образованию, но уступает ей по силе воли - это слабохарактерный, безвольный человек,по психологии раб. В положении Катерины гибель в омуте было выражением не трусости, не слабости, не покорности, а ненависти к угнетающим порядкам. Гибель Катерины, укрепившая и усилившая возмущение Кулигина, вызвавшая к "бунту" против своей маменьки забитого Тихона содействовала разрушению старого порядка. В1860 году Добролюбов – статья "Луч света в темном царстве». В начале Добролюбов рассуждает о «реальной критике», рассматривающей искусство как отражение жизни. Главное правило- правда изображения. Под принципы реальной критики подходит и Островский. Называет все его пьесы пьесами жизни. Главное в них – картины неестественных отношений, определяемых самодурством одних и полным бесправием других. Добролюбов определяет основу этих неправильных отношений: самодурство опирается на толстую монету (капитал). 1.Как оценивает «Грозу»? Он называет её самым решительным произведением Островского. 2. В чем заключается оптимизм «Грозы»? Несмотря на трагич конец, она производит впечатление освежающее, ободряющее, т.к. а) фон пьесы- широкая Волга, свобода, мощь, красота, песня, Кулигин, Кудряш (бунтарь), Варвара, стремящаяся вырваться из гнёта матери. б)сам характер Катерины, внушающий оптимизм. В ней есть сила. Куда-то стремится её душа. 3. Какова общая оценка Катерины? В чем необычность, своеобразие её хар-ра? Ничего нет в этом характере искусного, наносного. Всё определяется внутренней природой, а природа эта – стремление к воле. 4) Почему решительный, цельный характер является в женском типе у Островского? Известно, что крайности порождаются крайностями, если самое забитое сущ-во поднимает голос, то дальше так жить нельзя. 5. Какая великая народная идея воплощена в образе Катерины? Катерина носит идею в сердце – это стремление к воле. Она может быть уподоблена широкой реке – нет силы, которая остановит реку в её стремительном движении вперёд. 6.Как оценивает самоубийство Катерины? она освобождена. Грустно, горько такое освобождение. Но что делать, если другого выхода нет? Хорошо, что нашлись у бедной женщины силы на последний шаг. Другие выводы - Д. И. Писарев в статье “ Мотивы русской драмы ” 1864. Он замечает несоразмерность между причинами и следствиями в поступках героини: “Кабаниха ворчит — Катерина изнывает”; “Борис Григорьевич бросает нежные взгляды - Катерина влюбляется”. Ему непонятно поведение Катерины. По его мнению, Катерина не может быть названа “лучом света в темном царстве”, так как не сумела сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, для изменения жизни в “темном царстве”. Поступок Катерины бессмыслен, он ничего не изменил. Писарев оценивает характер героини с позиции другого исторического времени, наполненного большими событиями, когда “идеи росли очень скоро, в год свершалось столько дел и событий, сколько в другие времена не свершится и в десять - двадцать лет”. В 20 веке: В 1913 Айхенвальд Юлий Исаевич очерк «Островский» В 1916 Мейерхольд Всеволод Эмильевич статья «К возобновлению "Грозы" А. Н. Островского на сцене Александрийского театра. Речь режиссера к актерам» (я отыскивал для вас те строки о "Грозе" первого спектакля, которые помогли бы вам почувствовать тон тогдашней игры) В 1926 Д. П. Святополк-Мирский. «Островский». В 1954 Морозов Михаил Михайлович – статья «А. Н. Островский - переводчик Шекспира». (Мы не задаемся целью полностью осветить еще совершенно неисследованную сторону творчества великого русского драматурга: переводы Островского. Мы хотим лишь наметить пути, ведущие к ее исследованию.) В 1982 году вышла книга Лакшина «Александр Николаевич Островский»: состоит из 4х частей – Я знаю тебя, Замоскворечье, Дорога на сцену, В полдень, Рыцарь театра. «Островский жил трудно, много бедствовал, самоотверженно работал, тайно страдал. Но жизнь прожил, будто создал ее - по верности простым идеалам: родной природе, искренним чувствам, добрым людям и главному счастью и муке своей жизни – театру» В 1990 И. Н. Сухих «И давний-давний спор...» О драме "Гроза" в русской критике. В 1996 году – «А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Серия литературных мемуаров»Под общей редакцией В. В. Григоренко, С. А. Макашина, С. И. Машинского, Б. С. Рюрикова. В 2004 году монография Иванова Ивана Ивановича «Александр Островский. Его жизнь и литературная деятельность»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 2672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.244 (0.008 с.) |