Драма А. Н. Островского «гроза» и ее место в творчестве драматурга. Идейно-литературная полемика вокруг «грозы». Исследование ученых хх века творчества драматурга. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Драма А. Н. Островского «гроза» и ее место в творчестве драматурга. Идейно-литературная полемика вокруг «грозы». Исследование ученых хх века творчества драматурга.



Островский Александр Николаевич (1823—1886) — крупнейший русский драматург. Родился в Москве, в семье чиновника. Через все творчество А.Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи. В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина.

Драма «Гроза» - вершина творчества Островского. Впервые была опубликована в январском номере журнала "Библиотека для чтения" за 1860 год. Основная тема пьесы - борьба новых стремлений со старыми, консервативными устоями.

Город Калинов и его обитатели.

Город Калинов на Волге - собирательный образ волжских городов - хранителей традиций русского уклада жизни. Вид далеких волжских берегов, открывающийся в начале пьесы и песня "Среди долины ровныя", которую поет житель города Кулигин, придают общероссийский масштаб всему происходящему. Пейзажный фон, позволяющий по контрасту лучше понять атмосферу жизни калиновцев; Мертвая замкнутость жизни в городе. Неразвитость мышления жителей города (эпизод с Феклушей).- Состояние жизни в городе можно оценить как "предгрозовое" - пошатнулся старый уклад жизни, обнаружилась его ветхость и непригодность для новой жизни. Внешне же пока все выглядит спокойным.

Основной конфликт драмы - столкновение самодуров и их жертв. В пьесе он воплощается как конфликт семейный - столкновение молодой Катерины Кабановой со свекровью, почитаемой в городе купчихой Марфой Игнатьевной Кабановой. Семейная драма, которая закончилась так трагично, отражает состояние общества в предреформенную эпоху.

Герои. Марфа Кабанова и купец Савел Дикой - патриархальный уклад. Дикой - тип самодура, Кабанова - символ догматизма, она защищает уже не только смысл старых традиций, но и форму (например, требует от Катерины падать на землю и причитать при отьезде мужа). Жизненная позиция Кулигина. Кулигин и Феклуша - полярное понимание и отношение к нравам "темного царства". Варвара и Кудряш.

Черты Катерины, сложившиеся в родительском доме: религиозность, поэтичность натуры, жизнерадостность, ощущение полноты жизни, любовь к природе. Катерина в доме Кабановых: ощущение подневольности, невыносимости однообразия и скуки жизни; сдержанность и терпение; неумение и нежелание лгать и скрывать свои проступки. Черты Катерины, раскрывшиеся в любви к Борису: сила и глубина чувства, проснувшаяся жажда любви, независимости, счастья; внутренний разлад между желаниями и привитыми с детства принципами морали и религии; готовность умереть, чтобы не жить в рабстве без любви и счастья. Образ Катерины в пьесе - воплощение живых народных традиций (проанализировать речь Катерины - она зачастую строится на образах народных лирических песен). Трагедия Катерины - одиночество: муж отталкивает ее, возлюбленный оставляет, Варвара просто не понимает ее (они - носительницы разных типов морали). Катерина в драме Островского выражает лучшее, что есть в народном начале, гибель ее символизирует близкий конец этого неповторимого народного мира под давлением исторических событий. Но и над старым миром нависла "гроза".

Н.А. Добролюбов. В 1859 году на страницах "Современника" появилась статья Добролюбова "Темное царство". "Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак "темного царства"?"- спрашивал Добролюбов.

На этот вопрос Островский ответил новой пьесой, которую написал в течение лета и осени этого же года. Драма "Гроза" была напечатана в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества.

Островский поставил один из важнейших вопросов своего времени - освобождение женщины от семейного рабства.

Калинов олицетворяет всю Россию. Черты, характеризующие быт города - невежественность, замкнутость, грубость, произвол, властвующий в общественных отношениях и в семье, умственный застой.

Образ Катерины является центральным образом в драме. Она резко отличается от представителей "темного царства". В родительском доме ей жилось привольно и беззаботно. Катерина любила ходить в церковь, вышивать. Воображение Катерины работает неутомимо: уносит ее в небо, заоблачный мир райской жизни. Катерина выходит замуж. И такая поэтически - мечтательная натура попадает в семью злой и жестокой Кабанихи. Здесь же и происходит неизбежный конфликт между душевным миром Катерины и "темным царством" Кабановой. Всем существом ненавидя окружающие быт, задыхаясь в нем, Катерина стремится к воле, к свету, к любви.

Слепо повинуясь матери, Тихон постепенно меркнет в глазах Катерины.

Борис, превосходит Катерину по образованию, но уступает ей по силе воли - это слабохарактерный, безвольный человек,по психологии раб.

В положении Катерины гибель в омуте было выражением не трусости, не слабости, не покорности, а ненависти к угнетающим порядкам.

Гибель Катерины, укрепившая и усилившая возмущение Кулигина, вызвавшая к "бунту" против своей маменьки забитого Тихона содействовала разрушению старого порядка.

В1860 году Добролюбов – статья "Луч света в темном царстве».

В начале Добролюбов рассуждает о «реальной критике», рассматривающей искусство как отражение жизни. Главное правило- правда изображения. Под принципы реальной критики подходит и Островский. Называет все его пьесы пьесами жизни. Главное в них – картины неестественных отношений, определяемых самодурством одних и полным бесправием других. Добролюбов определяет основу этих неправильных отношений: самодурство опирается на толстую монету (капитал).

1.Как оценивает «Грозу»? Он называет её самым решительным произведением Островского.

2. В чем заключается оптимизм «Грозы»? Несмотря на трагич конец, она производит впечатление освежающее, ободряющее, т.к.

а) фон пьесы- широкая Волга, свобода, мощь, красота, песня, Кулигин, Кудряш (бунтарь), Варвара, стремящаяся вырваться из гнёта матери.

б)сам характер Катерины, внушающий оптимизм. В ней есть сила. Куда-то стремится её душа.

3. Какова общая оценка Катерины? В чем необычность, своеобразие её хар-ра? Ничего нет в этом характере искусного, наносного. Всё определяется внутренней природой, а природа эта – стремление к воле.

4) Почему решительный, цельный характер является в женском типе у Островского? Известно, что крайности порождаются крайностями, если самое забитое сущ-во поднимает голос, то дальше так жить нельзя.

5. Какая великая народная идея воплощена в образе Катерины? Катерина носит идею в сердце – это стремление к воле. Она может быть уподоблена широкой реке – нет силы, которая остановит реку в её стремительном движении вперёд.

6.Как оценивает самоубийство Катерины? она освобождена. Грустно, горько такое освобождение. Но что делать, если другого выхода нет? Хорошо, что нашлись у бедной женщины силы на последний шаг.

Другие выводы - Д. И. Писарев в статье “ Мотивы русской драмы ” 1864.

Он замечает несоразмерность между причинами и следствиями в поступках героини: “Кабаниха ворчит — Катерина изнывает”; “Борис Григорьевич бросает нежные взгляды - Катерина влюбляется”. Ему непонятно поведение Катерины.

По его мнению, Катерина не может быть названа “лучом света в темном царстве”, так как не сумела сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, для изменения жизни в “темном царстве”. Поступок Катерины бессмыслен, он ничего не изменил.

Писарев оценивает характер героини с позиции другого исторического времени, наполненного большими событиями, когда “идеи росли очень скоро, в год свершалось столько дел и событий, сколько в другие времена не свершится и в десять - двадцать лет”.

В 20 веке:

В 1913 Айхенвальд Юлий Исаевич очерк «Островский»

В 1916 Мейерхольд Всеволод Эмильевич статья «К возобновлению "Грозы" А. Н. Островского на сцене Александрийского театра. Речь режиссера к актерам»

(я отыскивал для вас те строки о "Грозе" первого спектакля, которые помогли бы вам почувствовать тон тогдашней игры)

В 1926 Д. П. Святополк-Мирский. «Островский».

В 1954 Морозов Михаил Михайлович – статья «А. Н. Островский - переводчик Шекспира». (Мы не задаемся целью полностью осветить еще совершенно неисследованную сторону творчества великого русского драматурга: переводы Островского. Мы хотим лишь наметить пути, ведущие к ее исследованию.)

В 1982 году вышла книга Лакшина «Александр Николаевич Островский»: состоит из 4х частей – Я знаю тебя, Замоскворечье, Дорога на сцену, В полдень, Рыцарь театра.

«Островский жил трудно, много бедствовал, самоотверженно работал, тайно страдал. Но жизнь прожил, будто создал ее - по верности простым идеалам: родной природе, искренним чувствам, добрым людям и главному счастью и муке своей жизни – театру»

В 1990 И. Н. Сухих «И давний-давний спор...» О драме "Гроза" в русской критике.

В 1996 году – «А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Серия литературных мемуаров»Под общей редакцией В. В. Григоренко, С. А. Макашина, С. И. Машинского, Б. С. Рюрикова.

В 2004 году монография Иванова Ивана Ивановича «Александр Островский. Его жизнь и литературная деятельность»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 2546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.014 с.)