Тема «разлома» в драме А.Н.Островского «Гроза» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «разлома» в драме А.Н.Островского «Гроза»



 

Раздел I. "Уж это у нас в купечестве такое заведение"

1. «Гроза» как итог творческой эволюции драматурга. Новое в изображении и оценке мира патриархальных отношений в «Грозе» А.Н.Островского.

2. «Домострой» Кабанихи. Место образа Кабанихи в идейно-художественном замысле А.Н.Островского – трагедии «Гроза».

3. Много ли Шапкиных в городе Калинове? Функция образа мещанина Шапкина в структуре «Грозы».

4. Младшее поколение города Калинова (Кудряша, Варвара, Тихон) как свидетельство разложения патриархального мира.

5. Язык героев как предмет изображения в пьесе «Гроза». Речевой образ Кабанихи, Дикого, Кулигина. Как на уровне речи воплощается основной конфликт трагедии?

 

Методические рекомендации

Обращаю Ваше внимание на то, что главной целью первого раздела практического занятия является осмысление «Грозы» А.Н.Островского с позиций места этой пьесы в творческой эволюции драматурга. Отсюда: уясните своеобразие проблематики и характера конфликта «Грозы». Почему в литературоведении ее называют «пьесой итогов» и «пьесой начал» в творческой судьбе А.Н.Островского?

В «Грозе» присутствует одно знаменательное место: следующие друг за другом реплики-суждения о «нравах» города Калинова. Вначале реплика Кулигина, затем – Феклуши:

- «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

- «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная!… В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!..»

Как на уровне состыковки данных реплик реализуется мировоззренческая и художественная эволюция Островского – автора «Грозы»?

Вообще все вопросы, относящиеся к первому разделу практического занятия сориентированы и нацелены на осмысление изображения «темного царства» как жизненного уклада сквозь призму эволюции взглядов Островского в оценке мира патриархальных отношений. Поэтому принципиальным является вопрос о месте Кабанихи в структуре пьесы. Это тем более важно, потому что Катерина тоже исповедует Домострой. Не случайно Кабаниха и Катерина – полюса главного конфликта «Грозы».

Попытайтесь ответить на вопрос о функции образа Шапкина, практически обойденного вниманием в литературоведении.

Подготовьте ответ на вопрос о специфике речевого действия в «Грозе». Можно заранее, в тетрадях, постараться составить речевые портреты Кабанихи, Дикого, Кулигина.

Особого отношения заслуживает вопрос о «младших» героях в пьесе. Какие они? Можно назвать их «униженными и оскорбленными», «жертвами» калиновского мира? Небезынтересно попытаться ответить на вопрос о «ключах» Варвары, который в свое время поставил перед своими учениками петербургский ученый-словесник Е.Н.Ильин: «Какую роль играют в «Грозе» «ключи» Варвары?»

Постарайтесь отнестись к поставленным перед Вами вопросам, как к качественно новому «витку» в постижении смысла «Грозы» А.Н.Островского.

 

Раздел II. «…Точно я снова жить начинаю»

(Характер Катерины как основа трагического в «Грозе»)

1. Чем обусловлен феномен идеальности героини Островского? «Домострой» Катерины.

2. Каково содержание душевной драмы Катерины? Ее исторический и общечеловеческий (внеэпохальный) смысл.

3. Символика заглавия трагедии А.Н.Островского «Гроза».

 

Методические рекомендации.

Содержание второго раздела занятия целиком сосредоточено на выявлении трагического начала в пьесе «Гроза», связанного, как нам известно, с характером главной героини. Почему именно лиризм (лирическая стихия) обусловил превращение драмы «Гроза» в трагедию «Гроза»?

Ответом на этот вопрос станет весь комплекс наблюдений, вытекающих из разрешения проблемной ситуации: феномен идеальности Катерины. Чтобы понять его, вам необходимо прояснить основное – что такое Домострой Катерины? (познакомиться непосредственно с содержанием «Домостроя» – памятника средневековой литературы – вы можете по любому изданию). Отсюда раскрывается и смысл трагического положения героини в семье Кабановых и в городе Калинове, драматизм ее взаимоотношений с Тихоном. Чем стала для нее встреча с Борисом?

Согласны ли Вы, что гибель Катерины предрешена и неотвратима? Почему главным в трагедии является противостояние Катерины и Кабанихи? Почему для Кабанихи публичное признание Катерины – страшный удар? Постарайтесь прояснить, в чем состоит исторический и общечеловеческий смысл душевной драмы Катерины? Почему трагедию Катерины можно назвать «трагедией совести»? В связи с этим подумайте, в чем заключается символика заглавия «Грозы» А.Н.Островского?

Замечу, что для успешной работы на данном этапе занятия вы должны хорошо представлять (с опорой на текст), во-первых, взаимоотношения Катерины с окружающими людьми, с одной стороны, и как проявляются герои «Грозы» на фоне Катерины, с другой. Во-вторых, «смоделируйте» два образа «дома» – родительский и кабановский – и объясните роль каждого из них в судьбе Катерины.

 

Рекомендуемая литература

1. Анастасьев А.И. «Гроза» Островского. М., 1975.

2. Журавлева А.И. «Гроза» А.Н.Островского // Литература в школе. 1984. №2. С.22-27.

3. Лебедев А.А. Драматург перед лицом критики. М., 1974.

4. Лебедев Ю.В. О народности «Грозы», «русской трагедии» А.Н.Островского // Русская литература. 1981. №1.

5. Николина Н.А. Языковая и речевая рефлексия в пьесах А.Н.Островского // Русский язык в школе. 2006. № 3. С.62-68.

 

Критика

Добролюбов Н.А. Темное царство. Луч света в темном царстве (по любому изданию).

 

 

 

РАЗДЕЛ 4.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

I. Общие методологические рекомендации

1. Осведомленность в достижениях филологической науки и в научной литературе (самого широкого профиля, включая психологическую) с целью совершенствования профессионального мастерства и углубления содержательности учебного курса.

2. Считать основной обязанностью направлять студентов к знаниям, интеллектуальным навыкам и образу мыслей.

3. Считать для себя главной проблемой «натренированные ухо и глаз» студента-филолога. С этой целью планировать систему контроля за знаниями студентов и формы работы в студенческой аудитории.

4. Обучать студентов критически мыслить, прививать навыки научного спора, учить пережить опровержение в научном споре.

5. Прививать студентам навыки культуры диалога и шире – работать с ними в атмосфере «полагания студента».

6. Культивировать в студенческой аудитории работу со словом, письменную речь и ее разнообразные типы оформления.

7. Способствовать осведомленности студентов в таких вопросах, как научные методы литературоведения, основные виды и средства анализа, важнейшие научные достижения филологической науки прошлого и настоящего.

8. Побуждать студентов быть «вечными» учениками в освоении знаний филологической науки.

9. В процессе обучения обнаруживать перед студентами более широкую методологическую значимость науки о литературе.

II. Конкретные предметные рекомендации

1. Преподаватель должен всегда иметь в виду, что курс "Русская литература, вторая треть XIХ века" является одним из слагаемых базового предмета «Русская литература». Изучение его имеет целью раскрыть общие закономерности историко-литературного процесса этого времени, дать студенту важнейшие сведения культурно-просветительского и теоретического свойства.

2. В курсе должны быть представлены – в "зеркале" эпохи, в призме биографии и творчества – главные лица литературы второй трети ХIХ века – И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, А.Н.Островский, Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, причем в свете современных научных представлений о них, сегодняшних гипотез, спорных оценок наследия.

3. Следует уточнить и конкретизировать важнейшее теоретическое понятие курса: реализм, познакомить студентов с его современной академической рефлексией.

4. Способствовать нахождению студентов в «поле» актуальных проблем изучения русской литературы второй трети ХIХ века, что предполагает постоянное знакомство с новыми учебниками, учебными пособиями и литературой специального научного характера и применение их в практике преподавания и свидетельствует о профессионализме преподавателя.

5. Необходимо учитывать и использовать на занятиях межпредметные связи (в первую очередь связь с Зарубежной литературой).

6. Использовать в процессе преподавания результаты собственной научной работы.

 

РАЗДЕЛ 5. ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

№ п/п Раздел дисциплины Самостоятельная работа (часы и форма самостоятельной работы)
1. Тургеневский «Рудин» как воплощение духа времени: от слов к делу. Люди «сороковых» – «уходящая натура» пятидесятых – «шестидесятники»: типические характеры русской жизни и русской литературы второй трети ХIХ века изучение научной литературы и Интернет-ресурсов по теме ПЗ; подготовка к ПЗ, выполнение письменного творческого задания 8 часов
2. «После затишья»: поэтические стратегии 1850-х годов (Павлова, Щербина, Тургенев, Некрасов, Тютчев, Фет) изучение научной литературы и Интернет-ресурсов по теме; выполнение творческой письменной работы; презентация лучших работ 8 часов
3. Тургеневский и гончаровский типы романов: притяжение/отталкивание изучение научной литературы и Интернет-ресурсов по теме ПЗ; подготовка к ПЗ, создание эссе-рассуждения 10 часов
4. Неотвратимость «перемен» как объект художественного осмысления в эпосе и драме второй трети ХIХ века   изучение научной литературы и Интернет-ресурсов по теме ПЗ; подготовка к ПЗ. Тематический коллаж «Русский мир и русский человек глазами художников второй трети ХIХ века 16 часов  

Примечание: Ряд рекомендаций по организации и проведению самостоятельной работы дается в учебном пособии Капитановой Л.А. Русский роман второй трети ХIХ века. Псков: ПГПУ, 2009.

Данное пособие в первую очередь предназначено для оказания помощи студенту в успешном прохождении большинства этапов текущего контроля качества знаний, который проводится на протяжении изучения учебной дисциплины как в ходе всех видов аудиторных занятий (лекции, практические занятия), так и в процессе самостоятельной работы.

 

Методические указания студентам по подготовке к семинарским, практическим занятиям и самостоятельной работе

Общие методические рекомендации

1. Рекомендуется в тетрадях для лекций и практических занятий оставлять достаточно широкие поля, на которых вносятся дополнения, а также делаются разного рода пометы (!,?, NB).

2. Перед очередной лекцией или практическим занятием необходимо просмотреть предыдущие записи и записать возникшие вопросы, требующие дополнительного обсуждения.

3. Усвоение программного материала по русской литературе второй трети ХIХ века предполагает слушание лекций, серьёзную подготовку к практическим занятиям и активную работу на них, использование записей лекций и работу с учебной и научной литературой.

5. Самостоятельная работа студентов предполагает серьезную работу с рекомендованной литературой. В связи с небольшим количеством часов, выделенных на преподавание курса, нельзя ограничиваться при подготовке к практическим занятиям, внеаудиторным учебным мероприятиям и экзамену только лекционными записями. При чтении и конспектировании рекомендованной литературы особое внимание нужно обращать на те моменты, которые не нашли своего отражения в лекции или освещены в литературе иначе. Важно отметить и неясные положения в подаче теоретического или фактического материала в рекомендованных источниках, фиксируя их письменно, чтобы обсудить в аудитории.

6. При подготовке к практическим занятиям также можно фиксировать в тетради возникшие вопросы, оставляя место для их комментария, который будет дан в аудитории на занятии либо на консультации.

7. Систематизация материала в виде схем и таблиц поможет лучше запомнить изучаемый материал (все схемы, таблицы, парадигмы и т.д. фиксировать в тетради для практических занятий).

 

Цель самостоятельной работы студентов: ознакомление студентов с возможно более широким кругом важнейших явлений литературного процесса 50-60-х гг. XIX века, формирование историзма мышления под углом восприятия истории литературы как истории характера постижения жизни, дальнейшее формирование и закрепление навыков историко-литературной методологии в отборе и оценке явлений литературно-художественного процесса.

Формы самостоятельной работы студентов:

1. Работа с дополнительной литературой (с целью углубления и расширения представлений об историко-литературном процессе 50-60-х гг. XIX века в целом, а также подготовка к работе в режиме новых видов учебных технологий (тематический коллаж), к выполнению творческих письменных работ и к семестровому экзамену.

2. Составление конспектов разделов и глав научных монографий, научных статей – в целях подготовки к консультациям с преподавателем, практическим занятиям, экзамену.

3. Знакомство с содержанием научных периодических журнальных изданий по литературоведению («Вопросы литературы», «Русская литература», «Филологические науки»).

4. Предварительная содержательная подготовка к работе в режиме новых видов учебных технологий (тематический коллаж).

Формы методической помощи студентам в организации самостоятельной работы:

1. Авторские материалы преподавателя по темам учебной дисциплины (электронный и печатный варианты): И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, Н.С.Лесков, Литературное движение 50-60-х гг., Проза шестидесятников, Русский роман второй трети ХIХ века.

2. Методические указания и списки литературы по важнейшим проблемам учебной дисциплины.

3. Разработанные критерии оценки творческих заданий.

4. Консультации

РАЗДЕЛ 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.149 с.)