Принципы отбора содержания и организации учебного материала



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы отбора содержания и организации учебного материала



Курс дает целостную систему знаний по русской литературе второй трети ХIХ века и предполагает монографическое изучение проблематики, стиля, языковых особенностей основополагающих произведений данного периода в призме индивидуально-личностного мировидения автора наряду с осмыслением логики, внутренних механизмов движения литературного процесса этого времени. Рассмотрение творчества ведущих писателей второй трети ХIХ века осуществляется в органической связи с курсами Русской литературы первой половины ХIХ века, Зарубежной литературы ХIХ века. Внимание в курсе акцентируется на исторической обусловленности процессов и явлений отечественной литературы.

 

РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Вид учебной работы Трудоемкость (зач.ед., часы) Семестр 3
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия:
лекции
практические занятия
Промежуточный контроль    
Самостоятельная работа:
Изучение теоретического курса (реферативный обзор литературы и Интернет-ресурсов по теме)    
Тестирование (бумажные носители)    
Тематический коллаж    
Эссе-размышление    
Презентация    
Творческие индивидуальные задания    
Промежуточная аттестация   Экзамен (итоговая аттестация)

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тематический план содержания дисциплины

№ п/п Раздел дисциплины Лекции (часы) Практи­ческие занятия (часы) Лабора­торные работы (часы) Самостоя­тельная работа (часы) Формируемые компетенции
1. Люди «сороковых» – «уходящая натура» пятидесятых – «шестидесятники»: типичес-кие характеры русской жизни и русской литературы второй трети ХIХ века. «Рудин», "Дворянское гнездо", "Отцы и дети" как воплощение духа времени: от слов к делу   Общекультурные: владееткультурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15); способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16); Профессиональные (общепрофессиональные) способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при решении профессиональных задач (ОПК-2); :  
2. «После затишья»: поэтические стратегии 1850-х годов (Павлова, Щербина, Тургенев, Некрасов, Тютчев, Фет)    
3. Тургеневский и гончаровский типы романов: притяжение/отталкивание  
4. Неотвратимость «перемен» как объект художественного осмысления в эпосе и драме второй трети ХIХ века     Итого        

Модульный план содержания учебной дисциплины

 

№ п/п Наименование модуля, срок его реализации Перечень тем лекционного курса, входящих в модуль Перечень практических и семинарских занятий, входящих в модуль Пере­чень лабор. занят­ий, входя­щих в модуль Перечень видов самостоятель-ной работы, входящих в модуль, их конкретное наполнение Формируемые компетенции
1. ДИСЦИПЛИ­НАРНЫЙ МОДУЛЬ 1. Исторический «пейзаж» 1850-1860-х гг. и литературные перемены         Обще-культурные   владееткультурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способность анализировать мировоззренчес-кие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15); способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16); Профессии-ональные (общепрофес-сиональные):   способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при решении профессиональ-ных задач (ОПК-2);    
    Тема 1. Люди «сороковых» – «уходящая натура» пятидесятых – «шестидесятники»: типичес-кие характеры русской жизни и русской литературы второй трети ХIХ века. «Рудин», "Дворянское гнездо", "Отцы и дети" как воплощение духа времени: от слов к делу ПЗ 1. «Наблюдения над русской жизнью». Роман И.С.Тургенева «Дворянское гнездо»   изучение научной литературы и Интернет-ресурсов по теме ПЗ; подготовка к ПЗ, выполнение письменного творческого задания
    Тема 2. «После затишья»: поэтические стратегии 1850-х годов (Павлова, Щербина, Тургенев, Некрасов, Тютчев, Фет)     изучение научной литературы и Интернет-ресурсов по теме; выполнение творческой письменной работы; презентация лучших работ  
2. ДИСЦИПЛИ-НАРНЫЙ МОДУЛЬ 2. Смотреть на жизнь «глазами жанра». Роман, поэма-эпопея, драма в литературном процессе второй трети ХIХ века Тема 1. Тургеневский и гончаровский типы романов: притяжение/ отталкивание ПЗ 2. Вековечные истины в романе И.С.Гончарова «Обломов»   изучение научной литературы и Интернет-ресурсов по теме ПЗ; подготовка к ПЗ, создание эссе-рассуждения
    Тема 2. Неотврати-мость «перемен» как объект художественно-го осмысления в эпосе и драме второй трети ХIХ века   ПЗ 3. Русский мир и русский человек в поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова   ПЗ 4. «Жестокие нравы» в городе Калинове, или «Отчего люди не летают!» Тема «разлома» в драме А.Н.Островского «Гроза»     изучение научной литературы и Интернет-ресурсов по теме ПЗ; подготовка к ПЗ. Тематичес-кий коллаж «Русский мир и русский человек глазами художников второй трети ХIХ века  
  Итого    

ТЕМА 1. Тургеневский «Рудин» как воплощение духа времени: от слов к делу. Люди «сороковых» – «уходящая натура» пятидесятых – «шестидесятники»: типические характеры русской жизни и русской литературы второй трети ХIХ века

«Портрет времени» 1850-1860-х годов, отражающий смену эпохи осмысления мира, его законов и устройства (красноречивые «сороковые») эпохой осмысления переустройства мира (рациональные «шестидесятые») и, соответственно, квинтэссирующий переход в русском обществе от слов к делу. Рудин – Лаврецкий – Инсаров – Базаров как типические характеры русской литературы второй третиХIХ века. Тургенев – «ловец» типических характеров русской жизни. Смена поколений (в том числе поколения писателей), конфликт поколений. Воинствующие разночинцы. Антидворянский пафос творчества писателей-демократов, особенности их стиля. «Трудное время» Слепцова. «Современник» Некрасова, «политика» журнала. Судьба русского дворянства в романе «Дворянское гнездо». Драма «ухода». «Новый человек» в романе «Отцы и дети». Позиция автора. Онтологический извод романа, первоначально преломленный в «Рудине», наследующий пушкинскую традицию, выливающийся в идею – не слова, не дела – жизни, ее свободного движения, проявлений и вечной правоты, подхваченную русским романом второй трети ХIХ века.

 

ТЕМА 2. «После затишья»: поэтические стратегии 1850-х годов (Павлова, Щербина, Тургенев, Некрасов, Тютчев, Фет

Экспансия поэзии. Роль «Современника». Обновление и развитие поэзии в «непоэтическую» эпоху. Женская поэзия. «Эллада» Щербины. Поэзия Тургенева: прозаизм, улучшающий ее качество. Некрасов как ключевая фигура этого времени. Новый тон стиха, новый тон чувства, новый тон и звук говора в поэзии Некрасова. Поэт для народа. «Пачка исписанных лоскутков» Тютчева – о вечном. Пантеизм Тютчева. Тема хаоса в природе, «ночная» тема, ощущение катастрофичности бытия. Тютчевский метафоризм, его природа. Особенности лирики Фета, её основные мотивы. Место красоты и вечных ценностей. Импрессионистические элементы, фиксация неопределенных чувств, переходных состояний души в поэзии Фета. «Ночной» Фет. Поэтические циклы.

 

ТЕМА 3. Тургеневский и гончаровский типы романов: притяжение/отталкивание

Проблематика, принципы поэтики. Временное и универсальное в романах. Тип героини.

Своеобразие героя. Уровни конфликта, система персонажей, своеобразие композиции. Базаров и Обломов как герои времени и как вечные литературные типы. Тема любви, решение проблемы «любовь и долг». Символика. Мифологемы. Своеобразие повествовательной позиции автора. Черты поэтики «антинигилистического» романа.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.175.108 (0.014 с.)