Квалификация бакалавр филологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Квалификация бакалавр филологии



СОДЕРЖАНИЕ УМК

 

РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка……………………………………………с. 4-7

РАЗДЕЛ 2. Структура учебной дисциплины …………………………………с. 8

 

РАЗДЕЛ 3. Содержание учебной дисциплины……. ……………………......с. 8-18

 

РАЗДЕЛ 4. Методические материалы и рекомендации для

преподавателя…………………………………………………………….. …. с. 18-19

РАЗДЕЛ 5. Программа самостоятельной познавательной

деятельности студентов……………………………………………………….с. 19-21

 

РАЗДЕЛ 6. Виды и формы контроля качества знаний и

результатов обучения………………………………………..…………………с. 21-22

 

РАЗДЕЛ 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…… ………….с. 22-25

 

РАЗДЕЛ 8. Материально-техническое обеспечение…………………………..с. 26

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………….с. 26-31

 

РАЗДЕЛ 1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа курса составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования по специальности 032900 Русский язык и литература (050301 по ОКСО)
Регистрационный номер 707 пед/сп от 31.01.2005

 

Г

Специальность 032900 (050301 по ОКСО) - Русский язык и литература

Квалификация бакалавр филологии

 

СОДЕРЖАНИЕ ГОС:

Русская литература ХIХ века. Вторая треть. Реализм. Классический русский роман. Лирика. Драматургия и театр.

Пояснительная записка

 

Русская литература ХIХ века (вторая треть) занимает важное место в подготовке бакалавра филологии, ибо система аудиторной и внеаудиторной работы по настоящей учебной дисциплине способствует эффективному усвоению студентами – в призме проблемы художественных методов, проблемы основных направлений, поисков в области художественной формы, эволюции жанров и стилей – специфики историко-литературного процесса 50-60-х годов ХIХ века – времени «зрелости» реалистического типа мышления и, соответственно, расцвета литературы реализма (творчество И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, А.Н.Островского, Н.А.Некрасова, Н.С.Лескова и др.). В этом отношении курс «Русская литература ХIХ века (вторая треть)» значительно расширяет представление о возможностях реалистического мировидения в призме романного жанра и идиостилей писателей, но что особенно важно, – предельно обнажает их неустанную сосредоточенность на проблемах, связанных с судьбой России, ее общества, народа, интеллигенции, присущую именно поколению «шестидесятников». Учебная дисциплина «Русская литература ХIХ века (вторая треть)» тесно связана с такими дисциплинами, как Зарубежная литература ХIХ века, Мировая художественная культура (европейское искусство ХIХ века), История русского литературного языка. Междисциплинарные связи постоянно учитываются в ходе преподавания курса.

 

Цель дисциплины: освоение главных особенностей, исторических и эстетических закономерностей и тенденций литературного развития в России 50-60-х гг. ХIХ века.

 

Задачи дисциплины:

– осмыслить литературу 50-60-х гг. XIX века в культурном контексте: в отношении к обстоятельствам исторической жизни России этого времени, в связи с другими формами духовной и художественной деятельности, в зависимости от состояния языка;

– сделать приоритетным формальный аспект осмысления литературы указанного периода – т.е. изучать художественные произведения с точки зрения различных поэтологических категорий (жанр, конфликт, нарратив, образ автора и др.) вплоть до поэтики их названий и динамики этих категорий на протяжении 50-60-х годов;

– осмысливать литературу указанного периода с точки зрения ее сквозных тенденций – проблема героя, проблема народа;

– сделать теоретической "сердцевиной" учебного курса проблему реалистического типа мышления и его модификаций в творчестве писателей, как-то: реализм Тургенева, реализм Гончарова, реализм Островского и т.п.

– сделать ведущим – в процессе изучения творчества Гончарова, Островского, Тургенева, Некрасова, Фета, Тютчева – акцент на личность художника с целью выявления и уяснения уникальности и самобытности их творческой и человеческой позиции;

– сориентировать цикл практических занятий по русской литературе второй трети XIX века главным образом на непосредственный анализ произведения (эпос, драма, лирика), во-первых, сквозь призму специфики художественной системы его автора и определения места данного произведения в этой системе; во-вторых, с целью постижения индивидуального стиля писателя (тургеневский, гончаровский, некрасовский и т.п.) и, соответственно, возможности преодолеть идеологизированное восприятие поэмы-эпопеи Некрасова, "Обломова" Гончарова, традиционное прочтение "Грозы" и т.д.

 

Поставленные задачи решаются посредством формирования у студентов конкретных знаний, умений и навыков. Студент должен:

Знать

а) основные стратегии в развитии русской литературы второй трети ХIХ века, их специфические особенности, а также философские и эстетические теории, связанные с названным периодом;

б) основополагающие понятия, термины и категории историко-литературного и теоретического характера;

в) учебный, научно-критический и теоретический материал, содержащийся в списке рекомендованной литературы.

 

Уметь

а) анализировать и интерпретировать художественные произведения;

б) уметь работать со справочной и критической литературой (литературными энциклопедиями, словарями, библиографическими справочниками);

в) выразить и обосновать собственную позицию по темам и проблемам учебного курса, привлекая с этой целью дополнительные научно-критические материалы.

 

Иметь представление

а) о вкладе русских и зарубежных писателей и ученых-филологов в развитие отечественной литературы;

б) о современном состоянии изучения истории русской литературы второй трети ХIХ века;

в) о новейших методиках изучения культурного процесса в целом и художественного произведения в частности.

 

Владеть навыками

а) работы с художественным словом;

а) самостоятельной работы с рекомендуемыми источниками;

б) историко-культурного, историко-типологического, поэтологического методов при анализе фактов литературы и культуры;

в) применения специальной терминологии при анализе культурных артефактов;

г) обращения к литературе как особой форме размышления о человеке и жизни.

 

 

Воспитательное значение курса: Настоящий историко-литературный курс также позволяет органично актуализировать и реализовать целый комплекс воспитательных целей и задач. Обращение к литературе прошлого сопрягается с постижением духовной жизни нации, с воспитанием историзма мышления современного человека, с формированием у него вполне определенной нравственной позиции – уважения к прошедшему. Все эти процессы, в свою очередь, подвигают молодых людей к активному самопознанию, чему немало способствует их приобщение к мысли о духовной преемственности. Не менее значительным для решения воспитательных задач курса является фактор продолжающейся встречи студентов-филологов с классическим наследием, прекрасными созданиями человеческого духа, доставляющими высокое эстетическое наслаждение. Если в результате изучения курса русской литературы второй трети XIX века студенты будут постоянно задаваться вопросом о том, в чем тайна искусства, почему оно стало неотъемлемой частью человеческой жизни, ощущать очарование художественного слова, – можно считать, что одна из важнейших воспитательных задач, поставленных преподавателем, выполнена. Помимо этого, слушая курс, студенты должны постоянно ощущать в литературе прошлого живое биение мысли, вечный поиск истины. Только в этом случае они будут не узнавать "правильные" ответы, а учиться думать над этими и другими сложнейшими вопросами, приобретать навыки самостоятельного мышления (в том числе и филологического), ощущать себя самодостаточными личностями, способными к творческому труду.

 

Требования к уровню усвоения программы и формы контроля

Программный материал усвоен, если студент, помимо уяснения теоретических вопросов, хорошо владеет навыками и умениями анализа текстов, изучаемых в курсе русской литературы второй трети ХIХ века, использует при анализе полученные ранее знания (по русской и зарубежной литературе ХVIII – первой половины ХIХ вв.), пользуется специальной терминологией, применяет прочитанную по курсу учебную и научно-критическую литературу. Текущий контроль осуществляется на практических занятиях, при проведении небольших контрольных работ по отдельным вопросам курса, при тестировании на бумажных носителях, в процессе подготовки творческих (письменных) работ, посредством новых учебных технологий. Предварительные итоги по изучению истории литературы второй трети ХIХ века подводятся по модульно-рейтинговой системе. Итоговой формой контроля является экзамен, который включает в себя два историко-литературных вопроса из разных разделов настоящего учебного курса в теоретическом освещении.

 

РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Вид учебной работы Трудоемкость (зач.ед., часы) Семестр 3
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия:    
лекции    
практические занятия    
Промежуточный контроль    
Самостоятельная работа:    
Изучение теоретического курса (реферативный обзор литературы и Интернет-ресурсов по теме)    
Тестирование (бумажные носители)    
Тематический коллаж    
Эссе-размышление    
Презентация    
Творческие индивидуальные задания    
Промежуточная аттестация   Экзамен (итоговая аттестация)

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тематический план содержания дисциплины

№ п/п Раздел дисциплины Лекции (часы) Практи­ческие занятия (часы) Лабора­торные работы (часы) Самостоя­тельная работа (часы) Формируемые компетенции
1. Люди «сороковых» – «уходящая натура» пятидесятых – «шестидесятники»: типичес-кие характеры русской жизни и русской литературы второй трети ХIХ века. «Рудин», "Дворянское гнездо", "Отцы и дети" как воплощение духа времени: от слов к делу         Общекультурные: владееткультурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15); способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16); Профессиональные (общепрофессиональные) способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при решении профессиональных задач (ОПК-2); :  
2. «После затишья»: поэтические стратегии 1850-х годов (Павлова, Щербина, Тургенев, Некрасов, Тютчев, Фет)        
3. Тургеневский и гончаровский типы романов: притяжение/отталкивание        
4. Неотвратимость «перемен» как объект художественного осмысления в эпосе и драме второй трети ХIХ века     Итого        

Модульный план содержания учебной дисциплины

 

№ п/п Наименование модуля, срок его реализации Перечень тем лекционного курса, входящих в модуль Перечень практических и семинарских занятий, входящих в модуль Пере­чень лабор. занят­ий, входя­щих в модуль Перечень видов самостоятель-ной работы, входящих в модуль, их конкретное наполнение Формируемые компетенции
1. ДИСЦИПЛИ­НАРНЫЙ МОДУЛЬ 1. Исторический «пейзаж» 1850-1860-х гг. и литературные перемены         Обще-культурные   владееткультурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способность анализировать мировоззренчес-кие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15); способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16); Профессии-ональные (общепрофес-сиональные):   способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при решении профессиональ-ных задач (ОПК-2);    
    Тема 1. Люди «сороковых» – «уходящая натура» пятидесятых – «шестидесятники»: типичес-кие характеры русской жизни и русской литературы второй трети ХIХ века. «Рудин», "Дворянское гнездо", "Отцы и дети" как воплощение духа времени: от слов к делу ПЗ 1. «Наблюдения над русской жизнью». Роман И.С.Тургенева «Дворянское гнездо»   изучение научной литературы и Интернет-ресурсов по теме ПЗ; подготовка к ПЗ, выполнение письменного творческого задания
    Тема 2. «После затишья»: поэтические стратегии 1850-х годов (Павлова, Щербина, Тургенев, Некрасов, Тютчев, Фет)     изучение научной литературы и Интернет-ресурсов по теме; выполнение творческой письменной работы; презентация лучших работ  
2. ДИСЦИПЛИ-НАРНЫЙ МОДУЛЬ 2. Смотреть на жизнь «глазами жанра». Роман, поэма-эпопея, драма в литературном процессе второй трети ХIХ века Тема 1. Тургеневский и гончаровский типы романов: притяжение/ отталкивание ПЗ 2. Вековечные истины в романе И.С.Гончарова «Обломов»   изучение научной литературы и Интернет-ресурсов по теме ПЗ; подготовка к ПЗ, создание эссе-рассуждения
    Тема 2. Неотврати-мость «перемен» как объект художественно-го осмысления в эпосе и драме второй трети ХIХ века   ПЗ 3. Русский мир и русский человек в поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова   ПЗ 4. «Жестокие нравы» в городе Калинове, или «Отчего люди не летают!» Тема «разлома» в драме А.Н.Островского «Гроза»     изучение научной литературы и Интернет-ресурсов по теме ПЗ; подготовка к ПЗ. Тематичес-кий коллаж «Русский мир и русский человек глазами художников второй трети ХIХ века  
  Итого          

ТЕМА 1. Тургеневский «Рудин» как воплощение духа времени: от слов к делу. Люди «сороковых» – «уходящая натура» пятидесятых – «шестидесятники»: типические характеры русской жизни и русской литературы второй трети ХIХ века

«Портрет времени» 1850-1860-х годов, отражающий смену эпохи осмысления мира, его законов и устройства (красноречивые «сороковые») эпохой осмысления переустройства мира (рациональные «шестидесятые») и, соответственно, квинтэссирующий переход в русском обществе от слов к делу. Рудин – Лаврецкий – Инсаров – Базаров как типические характеры русской литературы второй третиХIХ века. Тургенев – «ловец» типических характеров русской жизни. Смена поколений (в том числе поколения писателей), конфликт поколений. Воинствующие разночинцы. Антидворянский пафос творчества писателей-демократов, особенности их стиля. «Трудное время» Слепцова. «Современник» Некрасова, «политика» журнала. Судьба русского дворянства в романе «Дворянское гнездо». Драма «ухода». «Новый человек» в романе «Отцы и дети». Позиция автора. Онтологический извод романа, первоначально преломленный в «Рудине», наследующий пушкинскую традицию, выливающийся в идею – не слова, не дела – жизни, ее свободного движения, проявлений и вечной правоты, подхваченную русским романом второй трети ХIХ века.

 

Практические занятия

по учебной дисциплине

«Русская литература XIX века, вторая треть»

Практическое занятие № 1

Тема: Тургеневский «Рудин» как воплощение духа времени: от слов к делу. Люди «сороковых» – «уходящая натура» пятидесятых – «шестидесятники»: типические характеры русской жизни и русской литературы второй трети ХIХ века

«Наблюдения над русской жизнью».

Практические занятия № 2

Тема: Тургеневский и гончаровский типы романов: притяжение/отталкивание

Вековечные истины

Практическое занятие № 3

Тема: Неотвратимость «перемен» как объект художественного осмысления в эпосе и драме второй трети ХIХ века

 

Практическое занятие № 4

Тема: Неотвратимость «перемен» как объект художественного осмысления в эпосе и драме второй трети ХIХ века

«Жестокие нравы» в городе Калинове, или «Отчего люди не летают!»

Критика

Добролюбов Н.А. Темное царство. Луч света в темном царстве (по любому изданию).

 

 

 

РАЗДЕЛ 4.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

I. Общие методологические рекомендации

1. Осведомленность в достижениях филологической науки и в научной литературе (самого широкого профиля, включая психологическую) с целью совершенствования профессионального мастерства и углубления содержательности учебного курса.

2. Считать основной обязанностью направлять студентов к знаниям, интеллектуальным навыкам и образу мыслей.

3. Считать для себя главной проблемой «натренированные ухо и глаз» студента-филолога. С этой целью планировать систему контроля за знаниями студентов и формы работы в студенческой аудитории.

4. Обучать студентов критически мыслить, прививать навыки научного спора, учить пережить опровержение в научном споре.

5. Прививать студентам навыки культуры диалога и шире – работать с ними в атмосфере «полагания студента».

6. Культивировать в студенческой аудитории работу со словом, письменную речь и ее разнообразные типы оформления.

7. Способствовать осведомленности студентов в таких вопросах, как научные методы литературоведения, основные виды и средства анализа, важнейшие научные достижения филологической науки прошлого и настоящего.

8. Побуждать студентов быть «вечными» учениками в освоении знаний филологической науки.

9. В процессе обучения обнаруживать перед студентами более широкую методологическую значимость науки о литературе.

II. Конкретные предметные рекомендации

1. Преподаватель должен всегда иметь в виду, что курс "Русская литература, вторая треть XIХ века" является одним из слагаемых базового предмета «Русская литература». Изучение его имеет целью раскрыть общие закономерности историко-литературного процесса этого времени, дать студенту важнейшие сведения культурно-просветительского и теоретического свойства.

2. В курсе должны быть представлены – в "зеркале" эпохи, в призме биографии и творчества – главные лица литературы второй трети ХIХ века – И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, А.Н.Островский, Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, причем в свете современных научных представлений о них, сегодняшних гипотез, спорных оценок наследия.

3. Следует уточнить и конкретизировать важнейшее теоретическое понятие курса: реализм, познакомить студентов с его современной академической рефлексией.

4. Способствовать нахождению студентов в «поле» актуальных проблем изучения русской литературы второй трети ХIХ века, что предполагает постоянное знакомство с новыми учебниками, учебными пособиями и литературой специального научного характера и применение их в практике преподавания и свидетельствует о профессионализме преподавателя.

5. Необходимо учитывать и использовать на занятиях межпредметные связи (в первую очередь связь с Зарубежной литературой).

6. Использовать в процессе преподавания результаты собственной научной работы.

 

РАЗДЕЛ 5. ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

№ п/п Раздел дисциплины Самостоятельная работа (часы и форма самостоятельной работы)
1. Тургеневский «Рудин» как воплощение духа времени: от слов к делу. Люди «сороковых» – «уходящая натура» пятидесятых – «шестидесятники»: типические характеры русской жизни и русской литературы второй трети ХIХ века изучение научной литературы и Интернет-ресурсов по теме ПЗ; подготовка к ПЗ, выполнение письменного творческого задания 8 часов
2. «После затишья»: поэтические стратегии 1850-х годов (Павлова, Щербина, Тургенев, Некрасов, Тютчев, Фет) изучение научной литературы и Интернет-ресурсов по теме; выполнение творческой письменной работы; презентация лучших работ 8 часов
3. Тургеневский и гончаровский типы романов: притяжение/отталкивание изучение научной литературы и Интернет-ресурсов по теме ПЗ; подготовка к ПЗ, создание эссе-рассуждения 10 часов
4. Неотвратимость «перемен» как объект художественного осмысления в эпосе и драме второй трети ХIХ века   изучение научной литературы и Интернет-ресурсов по теме ПЗ; подготовка к ПЗ. Тематический коллаж «Русский мир и русский человек глазами художников второй трети ХIХ века 16 часов  

Примечание: Ряд рекомендаций по организации и проведению самостоятельной работы дается в учебном пособии Капитановой Л.А. Русский роман второй трети ХIХ века. Псков: ПГПУ, 2009.

Данное пособие в первую очередь предназначено для оказания помощи студенту в успешном прохождении большинства этапов текущего контроля качества знаний, который проводится на протяжении изучения учебной дисциплины как в ходе всех видов аудиторных занятий (лекции, практические занятия), так и в процессе самостоятельной работы.

 

Методические указания студентам по подготовке к семинарским, практическим занятиям и самостоятельной работе

Общие методические рекомендации

1. Рекомендуется в тетрадях для лекций и практических занятий оставлять достаточно широкие поля, на которых вносятся дополнения, а также делаются разного рода пометы (!,?, NB).

2. Перед очередной лекцией или практическим занятием необходимо просмотреть предыдущие записи и записать возникшие вопросы, требующие дополнительного обсуждения.

3. Усвоение программного материала по русской литературе второй трети ХIХ века предполагает слушание лекций, серьёзную подготовку к практическим занятиям и активную работу на них, использование записей лекций и работу с учебной и научной литературой.

5. Самостоятельная работа студентов предполагает серьезную работу с рекомендованной литературой. В связи с небольшим количеством часов, выделенных на преподавание курса, нельзя ограничиваться при подготовке к практическим занятиям, внеаудиторным учебным мероприятиям и экзамену только лекционными записями. При чтении и конспектировании рекомендованной литературы особое внимание нужно обращать на те моменты, которые не нашли своего отражения в лекции или освещены в литературе иначе. Важно отметить и неясные положения в подаче теоретического или фактического материала в рекомендованных источниках, фиксируя их письменно, чтобы обсудить в аудитории.

6. При подготовке к практическим занятиям также можно фиксировать в тетради возникшие вопросы, оставляя место для их комментария, который будет дан в аудитории на занятии либо на консультации.

7. Систематизация материала в виде схем и таблиц поможет лучше запомнить изучаемый материал (все схемы, таблицы, парадигмы и т.д. фиксировать в тетради для практических занятий).

 

Цель самостоятельной работы студентов: ознакомление студентов с возможно более широким кругом важнейших явлений литературного процесса 50-60-х гг. XIX века, формирование историзма мышления под углом восприятия истории литературы как истории характера постижения жизни, дальнейшее формирование и закрепление навыков историко-литературной методологии в отборе и оценке явлений литературно-художественного процесса.

Формы самостоятельной работы студентов:

1. Работа с дополнительной литературой (с целью углубления и расширения представлений об историко-литературном процессе 50-60-х гг. XIX века в целом, а также подготовка к работе в режиме новых видов учебных технологий (тематический коллаж), к выполнению творческих письменных работ и к семестровому экзамену.

2. Составление конспектов разделов и глав научных монографий, научных статей – в целях подготовки к консультациям с преподавателем, практическим занятиям, экзамену.

3. Знакомство с содержанием научных периодических журнальных изданий по литературоведению («Вопросы литературы», «Русская литература», «Филологические науки»).

4. Предварительная содержательная подготовка к работе в режиме новых видов учебных технологий (тематический коллаж).

Формы методической помощи студентам в организации самостоятельной работы:

1. Авторские материалы преподавателя по темам учебной дисциплины (электронный и печатный варианты): И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, Н.С.Лесков, Литературное движение 50-60-х гг., Проза шестидесятников, Русский роман второй трети ХIХ века.

2. Методические указания и списки литературы по важнейшим проблемам учебной дисциплины.

3. Разработанные критерии оценки творческих заданий.

4. Консультации

РАЗДЕЛ 6.

I. Текущий контроль

Консультации, собеседование по темам лекционного курса учебной дисциплины и конспектам студентов. На консультациях студенты имеют возможность получить советы и практическую помощь преподавателя по осваиваемой ими учебной дисциплине «Русская литература ХIХ века, вторая треть"); выполнение контрольной работы в форме тестирования (бумажный носитель) с целью проверки знания художественных текстов (из списка обязательного чтения), творческие письменные задания, тематический коллаж.

II. Рубежный контроль

Выполнение контрольной работы в форме тестирования (бумажный носитель) с целью проверки знания художественных текстов (из списка обязательного чтения)

III. Итоговый контроль.

Экзамен.

Контролирующие материалы для аттестации студентов по дисциплине:

Экзаменационные билеты (на кафедре)

Примерные формулировки вопросов контрольных работ, тестовых заданий (бумажные носители). См. Приложение

РАЗДЕЛ 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

I. Базовый учебник

- История русской литературы XIX века: В 3-х ч. Часть 2 (1840-1860 гг.)

/ Под. ред. В.И.Коровина. М.: Владос, 2005.

II. Основная научная и учебно-методическая литература

1. Байкель В. Типология литературных жанров ХVIII-ХХ веков. М.: Изд-во Алетейя, 2009.

2. Беглов В.А. Эпопея в русской литературе. М.: Изд-во Московского ун-та, 2005.

3. Бойко М.Н. Авторские миры в русской культуре первой половины ХIХ века. СПб.: Изд-во Дмитрий Буланин, 2005.

4. Капитанова Л.А. И.С.Тургенев// Русская литература ХIХ века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2/ Под ред. В.И.Коровина. М.: Просвещение, 2004.

5. Капитанова Л.А. Н.С.Лесков// История русской литературы ХIХ века. В 3-х ч./ Под ред. В.И.Коровина. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2005.

6. Капитанова Л.А. Лесков в школе. М.: Дрофа, 2007.

7. Муратов А.Б. Из истории русской литературы и филологической науки: Вторая половина ХIХ-начало ХХ вв. Статьи разных лет. СПБ.: Издательский дом Санкт-Петербургского университета, 2004.

8. Никольский С.А., Филимонов В.П. Смыслы и ценности российской жизни в отечественной литературе и философии ХVIII – середины ХIХ столетия. М.: Изд-во Прогресс-Традиция, 2008.

9. Полтавец Е.Ю. Роман И.С.Тургенева "Отцы и дети". Система уроков. Библиотечка "Первого сентября". Серия "Литература". М.: Чистые пруды, 2006.

10. Ребель Г.М. Герои и жанровые формы романов Тургенева и Достоевского. Типологические явления русской литературы ХIХ века. Пермь: ПГПУ, 2007.

11. Подгаецкая И.Ю. Избранные статьи. М.:ИМЛИ РАН, 2009.

12. Семенова С. Метафизика русской литературы: В 2-х т. Т.1. М.: Изд-во ИД "ПоРог", 2004.

13. Созина Е.К. Эволюция русского реализма ХIХ века. Семиотика и поэтика. Екатеринбург, 2006.

14. Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004.

15. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 2008.

 

III. Дополнительнаянаучная и учебно-методическая литература

1. Аннинский Л. Лесковское ожерелье. М., 1982.

2. Батюто А.И. Тургенев-романист. Л., 1972.

3. Батюто А.И. Творчество Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л., 1990.

4. Берковский Н.Я. Тютчев // Тютчев Ф.И. Стихотворения. М.-Л., 1962. (Библиотека поэта. Малая серия).

5. Бойко М.Н. Лирика Некрасова. М., 1977.

6. Бухштаб Б.Я. Русские поэты. Л., 1970.

7. Бухштаб Б.Я. А.А.Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1974.

8. Бухштаб Б.Я. Некрасов. Л., 1989.

9. В мире Лескова. Сборник статей. М., 1983.

10. Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века. Л., 1982.

11. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского. М., 1996.

12. Журавлева А.И., Макеев М.С. Александр Николаевич Островский. М.: МГУ, 1977.

13. Капитанова Л.А. Н.С.Лесков в жизни и творчестве. М., 2001.

14. Капитанова Л.А. Тургенев в школе. М., 2001.

15. Кожинов В.В. Тютчев (ЖЗЛ). М., 1988.

16. Корман Б.О. Лирика Некрасова. Ижевск, 1978.

17. Краснощекова Е.А. Роман И.А.Гончарова "Обломов". М., 1966.

18. Лакшин В.Я. Островский. М., 1982.

19. Лебедев А.А. Герои Чернышевского. М., 1962.

20. Лебедев А.А. Разумные эгоисты Чернышевского. М., 1973.

21. Лебедев Ю.В. В середине века. М., 1988.

22. Лебедев Ю.В. Тургенев (ЖЗЛ). М., 1990.

23. Лобанов М.П. Островский (ЖЗЛ). М., 1989.

24. Лощиц Ю.М. Гончаров (ЖЗЛ). М., 1977.

25. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х гг. XIX века. Л., 1974.

26. Ляпушкина Е.И. Русская идиллия XIX века и роман И.А.Гончарова "Обломов". СПб., 1996.

27. Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман XIX в. Л., 1982.

28. Маркович В.М. Человек в романах И.С.Тургенева. Л., 1975.

29. Муратов А.Б. Тургенев-новеллист (1870 – 1880-е годы). Л., 1985.

30. Наумова Н.Н. Роман Н.Г.Чернышевского "Что делать?" Л., 1972.

31. Отрадин М.В. "Сон Обломова" как художественное целое // Русская литература. 1992. №1. С.3-17.

32. Паперно И. Николай Чернышевский – человек эпохи реализма. М., 1996.

33. Пустовойт П.Г. Роман И.С.Тургенева "Отцы и дети": Комментарий. М., 1991.

34. Развитие реализма в русской литературе: Т.2. Кн. 1-2. Л., 1973.

35. Русская эстетика и критика 40 – 50-х годов XIX в. М., 1982.

36. Скатов Н.Н. "Я лиру посвятил народу своему": О творчестве Н.А.Некрасова. М., 1985.

37. Скатов Н.Н. Некрасов (ЖЗЛ). М., 1994.

38. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. Л., 1972.

39. Старыгина Н.Н. Образ человека в русском полемическом романе 1860-х годов. М.- Йошкар-Ола, 1996.

40. Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М., 1971.

41. Шайтанов И.О. Федор Иванович Тютчев: поэтическое открытие природы. М.: МГУ, 1998.

42. Ямпольский И. Середина века: Очерки о русской поэзии 1840–1850-х годов. Л., 1974.

Вопросы к экзамену

1. Исторический «пейзаж» 1850-1860-х гг. и литературные перемены.

2. Поэзия 1850-х годов. Общая характеристика. Анализ творчества одного из поэтов.

1. Художественные особенности тургеневского романа.

2. Нравственно-философская проблематика романа И.С.Тургенева "Рудин".

3. Судьба русского дворянства в романе И.С.Тургенева "Дворянское гнездо".

4. Специфика художественного мировидения И.А.Гончарова. Своеобразие манеры повествования, "фламандство" писателя.

5. Пространство идиллии в структуре романа "Обломов".

6. Оппозиция "покой-движение" в "Обломове". Добролюбовское понимание "обломовщины" и её содержание в романе.

7. Обломовская модель Дома, Семьи, Любви. Две "Милитрисы Кирбитьевны" в судьбе Ильи Ильича.

8. Островский – создатель русского национального театра. Что такое "Театр Островского"?

9. Чем характеризуется раннее творчество А.Н.Островского ("москвитянинский период")? Своеобразие "народной комедии" "Бедность не порок".

10. Психологическая драма А.Н.Островского, специфика жанра ("Таланты и поклонники").

11. Город Калинов и его нравы в "Грозе". "Домострой" Кабанихи (новое в изображении и оценке патриархальных отношений).

12. "Домострой" Катерины. Духовная драма героини, её исторический и общечеловеческий смысл. Трагедийное в характере Катерины.

13. Поэтическое новаторство Н.А.Некрасова.

14. "Кому на Руси жить хорошо" как эпопея народной жизни. Проблема жанра, научные споры вокруг композиции поэмы. Фольклорная стихия в "Кому на Руси жить хорошо".

15. Собирательный образ народа в поэме "Кому на Руси жить хорошо".

16. Своеобразие изображения помещичьей России в поэме "Кому на Руси жить хорошо".

17. "Пир на весь мир": смысл главы, суть и единство трех легенд о грешниках. Герой "деятельного добра" Гриша Добросклонов.

18. Шестидесятые годы в русской литературе XIX века. Образ "шестидесятника". Журнал "Современник" в идейной борьбе этого времени. Проза "шестидесятников".

19. Своеобразие художественного мышления Ф.И.Тютчева. Человек, Природа, Бытие в творчестве поэта.

20. "Чистый лирик" А.А.Фет.

21. Любовная лирика второй половины XIX века (Некрасов – Тютчев – Фет).

22. Лесковские хроники ("Соборяне", "Захудалый род").


23. РАЗДЕЛ 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Кабинет литературы

Архив дипломных и курсовых работ

Компьютер – 2 шт.

Принтер CANON – 1 шт.

Сканер Hpscanjet 2200c-1 шт.

Телевизор – 1 шт.

Видеомагнитофон – 1 шт.

Видеофильмы, видеоспектакли

Библиотека факультета

 

Картотека авторефератов кандидатских и докторских диссертаций

 

Библиотека университета

 

Картотека статей

Систематический, алфавитный каталоги

Информационно-техническое обеспечение:

 

1. http://liber.rsuh.ru

2. http://philologу.ru

3. httр://eor.edu.ru

4. http://vestnik.rsuh.ru

5. http://studlib.ru

6. E – mail:philologica@mail.ru

7. http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека

8. http://www.nlr.ru – Россий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.52.235 (0.207 с.)