Социально-психологическая драма А.Н. Островского



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологическая драма А.Н. Островского



«Бесприданница». Драма была задумана 4 ноября 1874 года в Москве и закончена в середине октября 1878 года. 28 октября «Б.» была одобрена к постановке Театрально-литер. комитетом. Драма состоит из четырех действия, каждое из которых в свою очередь представлено несколькими явлениями. Все время действия, которое происходит в настоящее (для автора) время, в большом городе Бряхимове на Волге, занимает менее суток. Конфликт "Б." - вариация на тему "Грозы". Молодая девушка из небогатой семьи, чистая и любящая жизнь, худож. одаренная, сталкивается с миром дельцов, где ее красота предается поруганию. Лариса Огудалова - девушка гораздо более хрупкая и незащищенная. В ее музыкально чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Боратынского. Ее натура более утонченна и психолог. многокрасочна. Но именно потому она лишена свойственной Катерине внутренней силы и бескомпромисс. В основе драмы - социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим опред. ее трагич.судьба. Она живет в мире, где все продается и покупается, в том числе девичья честь, любовь и красота. Но поэтич.натура Ларисы летит над миром на крыльях музыки: она прекрасно поет, играет на фортепиано, гитара звучит в ее руках. Лариса - значимое имя: в переводе с греческого это - чайка. Мечтат. и артистич., она не замечает в людях пошлых сторон, видит их глазами героини русского романса и действует в соответствии с ним. В «Б.», может быть, впервые в центре внимания автора встали сами чувства героини, чувства, вырвавшиеся из-под опеки матери и старинного уклада жизни. В этой пьесе не борьба света с тьмой, а борьба самой любви за свои права и свободу. А надругались над чувствами Ларисы люди с циничными понятиями о женщине и о любви. Надругалась мать, которая хотела, в сущности, «продать» дочь-«бесприд.», выдать за денеж. человека. Надругался Карандышев, любивший ее эгоистично, тщеславившийся тем, что будет обладателем такого сокровища. Надругался над ней Паратов, обманувший ее лучшие надежды и считавший любовь одной из мимолетных утех в жизни. Надругались и Кнуров, и Вожеватов, разыграв. между собой Ларису в орлянку. Так рисует Островский разные типы «чистой публики». При всем их разнообразии сущность тут одна: это торгаши, лишенные каких бы то ни было человеческих чувств. Лариса - единственный человек, который со всей полнотой осознает невыносимость среды, в которой ей приходится жить, низость нравов. Первая же реплика Ларисы раскрывает ее чувства: «Я сейчас все за Волгу смотрела: как там хорошо, на той стороне! Поедемте поскорей в деревню!» Страстное желание порвать с тем, что ее окружает с детства, становится лейтмотивом всей ее роли. «Нет, уехать надо, вырваться отсюда... я хочу гулять по лесам, собирать ягоды, грибы...»; «Мне так хочется бежать отсюда, бежать куда угодно».

3.Лиро-эпические поэмы А.Т. Твардовского. «По праву памяти»

В жанрово-тематическом плане — это лирико-философское раздумье, «дорожный дневник», с ослабленной сюжетностью. Действующие лица поэмы — необъятная Советская страна, её люди, стремительный разворот их дел и свершений. Текст поэмы содержит шутливое признание автора — пассажира поезда «Москва—Владивосток». Три дали прозревает художник: неоглядность географических просторов России; историческую даль как преемственность поколений и осознание неразрывной связи времен и судеб, наконец, бездонность нравственных запасников души лирического героя.

Поэма «По праву памяти» мыслилась первоначально автором как одна из «дополнительных» глав к поэме «За далью — даль», приобрела в ходе работы самостоятельный характер. Хотя «По праву памяти» не имеет в подзаголовке жанрового обозначения, а сам поэт, верный понятиям литературной скромности, называл порой это произведение стихотворным «циклом», вполне очевидно, что это лирическая поэма, последняя крупная работа автора «Василия Теркина». Она была закончена и самим поэтом подготовлена к печати за два года до его кончины.

Во вступлении Твардовский заявляет, что это откровенные строки, исповедь души:

Перед лицом, ушедших былей/Не вправе ты кривить душой, —/Ведь эти были оплатили/ Мы платой самою большой…/

Поэма композиционно распадается на три части. В первой части поэт с теплым чувством, немного иронично вспоминает свои юношеские мечты и планы.

И где, кому из нас придется,/В каком году, в каком краю/За петушиной той хрипотцей/Расслышать молодость свою.

Мечты эти чистые и высокие: жить и трудиться на благо Родины. А если понадобится, то и жизнь свою отдать за нее. Красивые юношеские мечты. Поэт с легкой горечью вспоминает то наивное время и юнцов, которые и помыслить не могли, сколько тяжких и суровых испытаний готовит им судьба:

Готовы были мы к походу/Что проще может быть:/Любить родную землю-мать,/Чтоб за нее в огонь и в воду./А если —То и жизнь отдать…/Лишь от себя теперь добавим./Что проще — да./Но что сложней?

Вторая глава «Сын за отца не отвечает» самая трагичная и в поэме, да и во всем творчестве. Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучало поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму «По праву памяти».

Конец твоим лихим невзгодам,/Держись бодрей, не прячь лица./Благодари отца народов./Что он простил тебе отца.

Тяжелое время, в котором не могут разобраться философы вот уже пятьдесят лет спустя. А что же говорить о юноше, свято верящем в официальную пропаганду и идеологию. Двойственность ситуации нашла свое отражение и в поэме.

Да, он умел без оговорок,/Внезапно — как уж припечет —/Любой своих просчетов ворох/
Перенести на чей-то счет:/На чье-то вражье искаженье/Того, что возвещал завет./На чье-то головокруженье/От им предсказанных побед./

Поэт стремится осмыслить ход истории. Понять, в чем была вина репрессированных народов. Кто допустил такое положение вещей, когда один решал судьбы народов. И все были виновны перед ним уже в том, что были живы.

В третьей главе поэмы Твардовский утверждает право человека на память. Мы не вправе забывать ничего. Пока мы помним, «живы» наши предки, их дела и подвиги. Память — это привилегия человека, и он не может добровольно отказаться от Божьего дара в угоду кому бы то ни было. Поэт утверждает:

Кто прячет прошлое ревниво,/Тот вряд ли с будущим в ладу…/

Эта поэма — своеобразное покаяние Твардовского за свои юношеские поступки, ошибки. Все мы совершаем ошибки в молодости, порой роковые, а вот поэм это в нас не рождает. У большого поэта даже горе и слезы выливаются в гениальные стихи.

А вы, что ныне норовите/Вернуть былую благодать,/Так вы уж Сталина зовите —/Он Богом был —/Он может встать./.

Билет 2.

1. .«Повесть о разорении Батыем Рязани». произведение древнерусской литературы. Посвящено взятию Рязани монголо-татарами в декабре 1237 года. Сохранилось в списках, самые старшие из которых датируются второй третью XVI века. В 6745 (1237) году "безбожный царь" Батый подошел к Рязани и стал на реке Воронеж. Он требовал себе десятой части богатства. Повесть состоит из 4 частей:

1) появление Батыя на границах Ряз. земли, посольство Рязанцев к Батыю во главе с кн. Федором, гибель Федора (за отказ привести Батыю свою жену) и его жены Евпраксии (спрыгнула с высокого терема с сыном Иванов и разбилась) – ее подвиг верности, мужества, силы супружеской любви русской женщины. Первая часть заканчивается горестным плачем Юрия Ингоревича и всех рязанцев.2) героическая защита Рязани Юрием Ингоревичем (с братьями Давидом и Глебом; Юрий Всеволодович, великий князь владимирский отказал в помощи), гибель зашитников и разорение Батыем Рязани (Батый ворвался в город, в соборную церковь, зарубил княгиню Агриппину, мать князя, со снохами и прочими княгинями, а епископа и «священнический чин» предал огню, самую церковь сжёг, многих людей мечами посек, а других в реке потопил, весь город разгромил).3) подвиг Евпатия Коловрата (это эпический герой под стать богатырям русских былин. Он наделем гиперболической силой. Мужеством и отвагой. Он живое олицетворение гоероического подвига всего русского народа, кот. Не может мириться с поработителями и стремится отомстить за поруганную врагом землю. Основое внимане уделено иозображению поведения Евпатия в бою, на его подвиг переностися подвиг всей дружины. Он бесстрашно разъезжает по ордынсим полкам и бьет их нещадно – так, что его острый меч притупился. Самого Батыя охватывает страх, и он посылает против Евпатия своего богатыря Хостоврула, Евпатий в поединке побеждает, охваченные страхом моноголы вынуждены применить против русского богатыря стенобитные оружия «пороки» и убивают его, когда его тело приносят, враг оказывает уважение своему недавнему противнику и преклоняется перед его храбростью и мужеством. В порыве великодушия Батый отдаёт тело Евпатия уцелевшей, окончательно изнемогшей его дружине и отпускает её, не причинив ей никакого вреда. Противник, на которого было потрачено так много сил, который стоил стольких жизней татарскому войску, вызывает в профессионале-воине чувство изумления, восторга и преклонения перед его воинской доблестью).4) обновление Рязани Ингваром Ингоревичем. (последняя часть начинается эмоциональным плачем князя Ингвара, он горестно оплакивает убитых; заканчивается повесть рассказом об обновлении и возрождении русскими людьми Рязани).

Связь с УНТ:- в основу его легли, легенды и предания, возникшие непосредственно после изображаемых событий, устные поэтические произведения- это гиперболическое описание битвы (русский воин один бьется с тысячей, с двумя тысячами татар)- это подвиг Евпатия Коловрата (в этой повести впервые в истории др.лит-ры появляется вставной эпизод – новелла – это о нем подвиг). Это эпический герой под стать богатырям русских былин, как и богатыри, он наделен гиперболической силой, мужеством и отвагой. Он олицетворение героического подвига всего русского народа.Все произведение представляет собой образец воинской повести, которая вобрала в себя значительные элементы фольклора.

Прославление подвига русского воина, стоящего на защите свой земли, верности, мужества, силы супружеской любви русской женщины.

 

2. .Поэты пушкинской плеяды. Входили: Баратынский, Веневитинов, Вяземский, Давыдов, Дельвиг, Языков, Козлов.(7 звезд) Плеяда— название поэтического объединения во Франции XVI века, которое возглавлял Пьер де Ронсар. Они первые стали писать стихи по-французски. Поэтов связывают литературное взаимопонимание по многим эстетическим вопросам, проблемам стратегии и тактики литературного движения. Их объединяют некоторые существенные черты мировоспр. и поэтики, а также ощущение единого пути в поэзии, единой направ., которой они неуклонно следуют, сопровожд. временными попутчиками. С общих позиций они вступают в полемику со своими противн. и подвергают резкой критике недоброж. Общность поэтов простир. и на основы миросозерц., мироотнош., на содерж. и поэтику. Все поэты исходили из идеала гармонии, который является принципом устроения мира. Поэтич. искусство – это искусство гармонии. Поэтому гармония мыслится своего рода идеалом и принципом поэтич. творчества, а поэзия – ее хранительницей.Однако каждый поэт обладал самобытным, индивид., неповторим. голосом. Евгений Абрамович Баратынский(1800-1844) В своих ранних стихах Баратынский развивает то пессимистическое миросозерцание, которое сложилось у него с детских лет. Его основное положение, что «в сей жизни» нельзя найти «блаженство прямое»: «небесные боги не делятся им с земными детьми Прометея». Согласно с этим в жизни Баратынский видит две доли: «или надежду и волненье (мучительные беспокойства), иль безнадежность и покой» (успокоение). Поэтому Истина предлагает ему научить его, страстного, «отрадному бесстрастию». Поэтому же он пишет гимн смерти, называет её также «отрадной», признает бесчувствие мертвых «блаженным» и прославляет, наконец, «Последнюю смерть», которая успокоит все бытие:
Прошли века, и тут моим очам
Открылася ужасная картина:
Ходила смерть по суше, по водам,
Свершалася живущего судьбина.

Развивая эти идеи, Баратынский постепенно пришёл к выводу о равноценности всех проявлений земной жизни. Ему начинает казаться, что не только «и веселью и печали» дали боги «одинакия крыле» (двойственное число = крылья), но что равноправны добро и зло.Продолжительное пребывание в Финляндии, вдали от интеллигентного общества, среди суровой и дикой природы, с одной стороны, усилило романтический характер поэзии Баратынского, а с другой — сообщило ей то сосредоточенно-элегическое настроение, каким проникнута большая часть его произведений. Впечатления финляндской жизни, кроме ряда вызванных ими небольших стихотворений, с особенной яркостью отразились в первой поэме Баратынского, «Эда» (1826).Вслед за этой поэмой явились «Бал», «Пиры» и «Цыганка»(поэмы) в которых молодой поэт заметно поддался влиянию Пушкина и ещё более — влиянию «властителя дум» современного ему поколения — Байрона. В 1842 Баратынский издал свой последний, самый сильный сборник стихов — «Сумерки. Сочинение Евгения Баратынского». Эту книгу часто называют первой в русской литературе «книгой стихов» или «авторским циклом» в новом понимании, что будет характерно уже для поэзии начала XX века.(«Последний поэт»,»Приметы», «Ропот», «Мудрецу»,»Скульптор», «Осень» и др.)

Век шествует путём своим железным;

В сердцах корысть, и общая мечта

Час от часу насущным и полезным

Отчетливей, бесстыдней занята.

Исчезнули при свете просвещенья

Поэзии ребяческие сны,

И не о ней хлопочут поколенья,

Промышленным заботам преданы.

(«Последний поэт»)

3. Россия православная в творчестве И.С. Шмелева периода зарубежья. «Лето Господне» состоит из трёх частей: «Праздники», «Радости», «Скорби». Обращаясь к годам детства, Ш. запечатлевает в романе мировосп. ребёнка, принявшего в своё сердце Бога. Крестьян. и купеческ. среда предстаёт в книге не диким «тёмным царством», а целостным и органичн. миром, полным нравствен. здоровья, внутрен.культуры, любви и человечности. Ш. далёк от романтич. стилизации или сентимент. Он рисует подлинный уклад русской жизни не столь давних лет, не затушёвывая грубых и жестоких сторон этой жизни, её «скорбей». Однако для чистой детской души бытие открывается, прежде всего, своей светлой, радостной стороной. В «Л. Г.» чрезвычайно полно и глубоко воссоздан церковно-религ. пласт народной жизни. Смысл и красота правос. праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыт настолько ярко и талантливо, что роман стал подлинной энцик. жизни рус. правос. человека. Язык Ш. органически связан со всем богатством и разнообр. живой народной речи, в нём отразилась сама душа России. В романе обозначены 3 сюжетные линии: 1) движение церковного года через все главные праздники, 2) история смерти отца главного героя (Вани), 3) духовное взросление Вани под влиянием событий двух первых сюжетных линий. Через весь роман проходит основная мысль — формир. нравст.качеств. Этой задаче подчинена система образов повести. Ребёнок понимает суть праздника через эмоц. оценку его названия и через знакомство с обыденной жизнью. Герой следует христиан. традициям, участвует в церковных праздниках и в жизни семьи. Семья — это не только отец, сёстры: Сонечка, Маня и годовалая Катюша, брат Коля. В жизни Вани семья — это и Горкин, Василий Васильевич, нянька Домнушка, кухарка Марьюшка, кормилка Настя, Антипушка-кучер. Маленький герой из исповеди старого приказчика понимает, что в окружающем мире чтят не деньги, а честь, честность, правду. В третьей части мы можем проследить духовное взросление Вани: „Святая радость“, „Живая вода“, „Москва“, „Серебряный сундучок“, „Горькие дни“, „Благословение детей“, „Соборование“, „Кончина“, „Похороны“. Три первые главы посвящены прощанию Сергея Ивановича с радостью земного бытия, в остальных — повеств. об его уходе в вечную жизнь. Тяжёлым испытан. в жизни Вани становится болезнь отца (после несчастного случая на лошади) и последовав. за этим смерть. Ему трудно смириться.Кончина отца — вот ответ на эти страшные вопросы. Перед смертью отца Ваня видит сон: он идет с Горкиным по большому лугу, „а за лугом — Троица (отец перед смертью благословляет Ваню образом Святой Троицы.) И луг покрыт живыми цветами“ (христианский символ жизни). Ваня является гл. героем романа „Лето Господне“. Рассказ в романе ведется от имени Вани, следоват., мир романа читатель восприн. глазами ребенка. Образу присущи автобиограф. черты. Ему нет еще и семи лет. Он „забавник“, „легкой, как муравейчик!“. Ване с детства знакомы ощущения праздничн. бытия: „теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан…“. Сергей Иванович — отец Вани, представитель хозяев „старого уклада“. Члены семьи небогаты и живут только праведными делами. С. И. делает добрые дела: на Рождество устраивает обед „для разных“, то есть для бедных. С. И. человек духовный, он поклонник творчества Пушкина и помогает в организации открытия памятника поэту. Впечатляют его размышления о вечном, хотя и временное ему не чуждо: он хранит на письменном столе «желтик» — «цветок, сорванный сыном», любит лошадей и жалеет даже сбросившую его кобылу. Горкин Михаил Панкратович «уже не работает, а так, при доме», духовный наставник Ивана. Этот герой — «русский верующий простец» (И. Ильин), понимает все в вопросах уклада и обряда. Фамилия Горкин говорит сама за себя: Красной горкой в народе называют Пасху. Именно поэтому С. И. зовет егоГоркой. Г. служит людям, следуя правосл. традициям, поэтому дает возможность своему воспитаннику самому понять смысл правосл. обрядности. Яркость характера Г. Проявл. в сочетании строгости по отношен. к себе и глубочайшей терпимости к другим, мудрости с детскостью. Василий Васильевич Косой «старший приказчик» у С. И., служил ещё при отце.У него «широкая спина <…> красная шея и затылок», «лицо каленое, рыжие волосы вихрами». Это настоящий богатырь(сказочно-преувеличенный герой). В. В. всегда помнит о своем рабочем долге. Он предан своему хозяину, не помнит обиды.

 

Билет 3.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.253.192 (0.017 с.)