Глава II. Ментальное единство русской культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II. Ментальное единство русской культуры



1. Менталитет — глубинная структура культуры

2. Месторазвитие и природное наследие в генезисе русской ментальности

3. “Взаимоупор” в структуре менталитета русской культуры

4. Бинарность русской культуры

5. Менталитет — глубинная структура цивилизации

Вопросы

Литература

Глава III. Культура языческой Руси

1. Своеобразие восточнославянской мифологии

2. Опыт модернизации древнерусского язычества

3. Роль древнерусского язычества в христианизации Руси

4. Культурная “вненаходимость” как результат ментальных “мутаций”

Вопросы

Литература

Глава IV. Христианская культура Древней Руси

1. Крещение Руси в социокультурном контексте

2. Метаисторичность древнерусского мировоззрения

3. Путь святости и путь культуры в Древней Руси

Вопросы

Литература

Глава V. Русская культура на пороге Нового времени

1. Традиционное и нетрадиционное в русской культуре XVI в.

2. Культура официальная и неофициальная

3. Возрастание личностного начала

4. “Смута” как образ мира в XVI — XVII вв.

5. Ломка жанровой системы древнерусской культуры в XVII в.

6. Русское барокко — “предфинал” традиционной культуры Руси

Вопросы

Литература

Глава VI. Культура русского Просвещения

1. Смысл и цель Петровских реформ

2. Противоречия русской культуры XVIII в.

3. Дворянское Просвещение в России

Вопросы

Литература

Глава VII. Классическая русская культура

1. У истоков русской культурной классики

2. Борьба “Востока” и “Запада” в русской классической культуре

3. “Взаимоупор” либерализма и радикализма

4. Дихотомия русской культуры в XIX в.

Вопросы

Литература

Глава VIII. Культура серебряного века

1. Становление русской неоклассики

2. Русский “культурный ренессанс”

3. Задачи творческого синтеза в культуре

4. Социокультурный разрыв

5. Культурный релятивизм Серебряного века

Вопросы

Литература

Глава IX. Русская советская культура

1. Предыстория советской культуры

2. Культура как оружие большевизма

3. Ленинская культурная революция

4. Советская тоталитарная культура: становление и развитие

5. Сущность и смысл советской культуры в целом

Вопросы

Литература

Глава X. Культура русского зарубежья

1. Культурно-исторические истоки русской эмиграции

2. Возникновение “железного занавеса”

3. “Раздвоение единого” в русской культуре XX в.

4. Культура русской диаспоры

Вопросы

Литература

Глава XI. Культура постсоветской России

1. Феномен “эристики” в истории русской культуры

2. “Эристика” в российской культуре конца XX в.

3. Посттоталитарная “вненаходимость” русской культуры

4. “Драматургия” русского постмодерна на рубеже XXI в.

Вопросы

Литература

Глава XII. Архитектоника русской культуры

1. Кумулятивное развитие

2. Дивергентное развитие

3. Попытка культурного синтеза

4. Селективное развитие

5. Конвергентное развитие

Заключение

Вопросы по всему курсу

Посвящаю своим ученикам

ВВЕДЕНИЕ

Жанр этой книги обозначен как "краткий очерк". Разумеется, это не является апелляцией к слывшему в свое время "катехизисом" исторической науки, а ныне основательно забытому сталинскому "Краткому курсу истории ВКП(б)". Тот "краткий курс" означал, что содержание, выходящее за границы дозволенной схемы, может оказаться ошибочным, вредным, опасным и не годится "для среднего ума", потребляющего готовые продукты, идеологически проверенные и отфильтрованные. Краткость настоящего курса не имеет ничего общего с политико-идеологическими схемами прошлого или настоящего. Его лаконизм и неизбежный схематизм продиктован научными и дидактическими целями.

Автору хотелось представить историю русской культуры в предельно конспективном изложении, в результате которого обилие эмпирического материала различного рода останется в стороне, "за скобками", но зато обнажатся имманентные закономерности становления и развития отечественной культуры в течение более чем целого тысячелетия, выявятся типологические черты русской культуры, составляющие ее национальное своеобразие и определяющие ее мировое значение среди других великих культур человечества. В отличие от печально знаменитого сталинского "Краткого курса" читатель данной книги не только может, но даже обязан выходить за пределы предложенной здесь концепции русской культуры, уточняя ее параметры, проясняя логику, наполняя ее конкретикой, может быть, не известной или не учтенной автором, — т. е. проверяя ее на прочность в том или ином отношении. Краткость нашего курса — это обнажение смысловой "конструкции" того целого, которое мы зовем русской культурой.

Хочу обратить внимание читателя на еще одну особенность книги, отраженную в ее заглавии. Речь в ней идет не только об истории русской культуры, но и о ее теории. Длительное время считалось, что историй национальных культур много (столько, сколько мы насчитываем культур), а теория культуры одна, и эта теория приложима в равной мере к любой конкретной культуре — первобытной, античной, средневековой, западноевропейской, восточной, русской, всемирной и т. д. Впрочем довольно скоро мы убедились в том, что существуют разные теории культуры, причем не только взаимодополняющие, но и противоречащие друг другу, даже взаимоисключающие. Причем невозможно однозначно признать истинной лишь какую-то одну из них (или две-три). И это явление можно понять: система культуры настолько сложна и внутренне противоречива, что в различных аспектах, с разных точек зрения, в разнообразных контекстах она обретает отличный смысл и оценку, а культура в целом предстает как многомерное и многозначное целое, принципиально постигаемое через различные концептуализации. Поэтому в культурологии правомерно говорить о неисчерпаемой множественности определений культуры, концепций культуры, теорий культуры, что составляет не ущербность или ограниченность этого феномена, но его своеобразие и огромное преимущество перед иными общественными явлениями, гораздо более однозначными и одномерными по своей природе.

Мало этого. Признавая плюрализм теорий культуры, их равноправие перед истиной и конкретикой той или иной культуры, мы должны, далее, признать, что для каждой культуры может быть выведена своя, только этой культуре свойственная теория (или, если быть последовательным, — совокупность, "пучок", "веер" теорий данной культуры, соответствующих ее специфике и объясняющих ее в общем виде). Если представить историю русской культурологической мысли как цепочку концепций русской культуры (а это нетрудно, поскольку отечественная культурологическая мысль по преимуществу "специализировалась" на философской и социологической концептуализации русской культуры), то мы будем иметь дело с теориями русской культуры Н.Карамзина, П.Чаадаева, А.Хомякова, В.Белинского, И.Киреевского, А.Герцена, бр.Аксаковых, Н.Чернышевского, К.Кавелина, Н.Добролюбова, М.Каткова, Д.Писарева, Ап.Григорьева, А.Афанасьева, Ф.Буслаева, Н.Данилевского, Ф.Достоевского, Н.Страхова, К.Леонтьева, Н.Михайловского, В.Соловьева, Л.Толстого, В.Розанова, Д.Мережковского, Р.Иванова-Разумника, Г.Плеханова, Вяч.Иванова, А.Белого, Н.Бердяева, И.Ильина, Ю.Тынянова, В.Проппа, М.Бахтина, Г.Гуковского, И.Грабаря, Б.Асафьева, Д.Лихачева, Ю.Лотмана, Б.Успенского, В.Топорова, А.Панченко, Ю.Степанова и еще многих, многих других.

Все это будут теории именно русской культуры, и очень разные концептуально; в то же время при всех своих различиях они будут представлять разные варианты теории русской культуры, а не одной лишь ее истории или эмпирического описания. То общее, что объединяет эти различные теоретические модели русской культуры, — это, во-первых, сам их предмет — русская культура как своеобразный феномен; во-вторых, — теоретический характер знания о русской культуре (при всей вариативности предлагаемых версий этого знания). Несколько абстрагируясь от теоретических различий концепций русской культуры, можно сказать, что история отечественной культурологической мысли в полемике и напряженном поиске вырабатывала многогранное, многоаспектное теоретическое знание о том, что собой представляет русская культура, в чем состоит ее национальное своеобразие и мировое значение, как складывается ее место во всемирной культуре. В этом смысле все теоретические концепции русской культуры являются составляющими единой теории русской культуры. Что же касается данной книги, то представленный в ней краткий очерк конспективно излагает не только историю русской культуры, но и ее теорию, — теоретическую, философскую рефлексию русской культуры и ее истории.

Наконец, следует сказать и еще об одном важном смысле названия этой книги, отражающем характер авторского замысла. Сама история русской культуры в данном курсе представлена теоретически, концептуально — с точки зрения ее общей логики, закономерностей, принципов, предпосылок и итогов, тенденций, смыслового целого. Это, так сказать, теоретическая история русской культуры, теоретический взгляд на историю русской культуры, а вместе с тем и на саму русскую историю как поступательную динамику присущих ей ментальностей, смысловых структур. Иными словами, читатель этой книги имеет дело с определенной моделью русской культуры, обладающей соответствующими атрибутами теоретической модели: системностью, логической последовательностью, объяснительными возможностями, своеобразной теоретической наглядностью и методической функциональностью, что искупает неизбежные при любом теоретическом моделировании (особенно в гуманитарном знании) схематизм, отвлеченность, излишнюю жесткость в отборе, интерпретации и оценке необъятного культурно-эмпирического материала.

Автор этой книги представляет новый, теоретически более “продвинутый” вариант своей концепции русской культуры, развитой в многочисленных публикациях, в том числе и в авторских и коллективных пособиях по истории отечественной и мировой культуры. В одних аспектах концепция автора уточняется, в других — дополняется и развивается, в третьих —достраивается и пересматривается, в четвертых — создается заново как новая модель. Однако между всеми вариантами авторской теории русской культуры существует логическая связь преемственности и последовательности.

В отличие от предыдущих учебных книг автора, посвященных русской культуре, — "Введение в историю русской культуры (теоретический очерк)" — М.: Наука, 1994 — и "Введение в историю русской культуры" — М.: Аспект Пресс, 1997 — настоящий курс, в силу взятой на себя сверхзадачи, характеризуется не только лаконизмом и схематичностью, но и специфическими приемами обращения с эмпирическим материалом. В этой книге нет подробного анализа культурно-исторических фактов и событий, число разборов отдельных явлений и процессов культуры сведено к минимуму, почти нет цитат. Большинство упоминаний — имен, произведений, трактовок и оценок — фигурирует "списком", как лишь напоминание о той или иной области примеров, которая может быть самостоятельно расширена, дополнена или сужена читателями — по их усмотрению и желанию. Автор ограничивается лишь пунктирным изложением канвы культурно-исторического процесса, которая может быть различным образом расцвечена, углублена, наполнена. Каждая глава книги посвящена крупной культурно-исторической эпохе, представляющей отдельную парадигму в истории русской культуры. После каждой главы помещаются вопросы по материалы главы и список необходимых или возможных источников, а также рекомендуемой по данной теме научно-исследовательской и учебной литературы.

Это дает возможность рассматривать настоящую книгу как конспективный курс истории русской культуры, как относительно популярное пособие для самообразования и в то же время как лаконичное теоретическое исследование русской культуры и ее истории, характеризуемое учебно-методической направленностью и объяснительным пафосом. Автор надеется, что данная книга представляет довольно универсальный жанр, а потому может быть востребован как учащими, так и учащимися разных уровней подготовленности

В заключение автор выражает глубокую признательность своим коллегам —А.С.Ахиезеру, Н.Г. Багдасарьян, И.Н. Данилевскому, И.А. Едошиной, Б.С.Ерасову, Г.И. Зверевой, В.Б. Земскову, Т. С. Злотниковой, Ю.А.Кимелеву, Т.Ф.Кузнецовой, С.Я.Левит, А.В.Михайлову, Т.Н.Очировой, Н.Г.Полтавцевой, Л.А.Рапацкой, Э.В. Сайко, А.Я. Флиеру, А.Л. Юрганову, И.Г.Яковенко, которые своими рекомендациями и советами — на разных этапах работы — содействовали совершенствованию авторской концепции, методологии и методики курса. Не могу не упомянуть здесь также своих учеников — студентов и аспирантов, в тесном общении и сотворчестве с которыми родился этот курс и были сформулированы его ключевые идеи и принципы. Особенно я благодарен А. Баранову, С. Бартеневой, Л. Брусиловской, М. Дорониной, Е. Иньшаковой, Т. Коваленко, Н. Ковешниковой, Н. Конрадовой, О. Кононенко, Ю. Корж, Т. Лебедевой, А. Мартынову, Н. Набоковой, Д. Платоновой, Е. Родионовой, Е. Степановой, Л. Хачатурян, А. Ходорову, И. Шмурновой, Е. Ягодиной, которым я и посвящаю свой труд, который вряд ли был бы возможен без их идейного и морального участия. Большую техническую и организационную помощь в работе над рукописью этой книги мне оказал мой сын С.Кондаков — тоже в некотором роде мой ученик.

Глава I



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.013 с.)