![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Своеобразие романтизма в русской литературе 1830-х годов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эпоха нового подъёма романтизма в противовес прозаизации жизни. В 30е гг. русский романтизм усложняется и дифференцируется. Формируется кхем реакционный.. можно сказать, элегический романтизм (Бенедиктов, Кукольник, отчасти Загоскин). Ему противостоит гражданский романтизм (Лермонтов, отчасти Герцен и Огарёв). Своё место занимает и сохранившийся после 14 декабря романтизм поэтов-декабристов (Одоевский, Кюхельбекер, Бестужев-Марлинский). + Веневитинов, Тютчев. + ранний Гоголь, Полевой. В общем, чёрт ногу сломит. Влияние декабризма! (т.к. период всплеска гражданственности середины 20х ещё не сменился разночинским периодом). Появляются пр-ния, написанные по образцу рылеевских дум и песен в народном духе Рылеева и Бестужева. Развитие философского романтизма! Веневитинов, Баратынский С [тупого] джорна. В романтизме 30-х и 40-х гг. 2 направления: 1) связано с именами Пушкина, Лермонтова, Кольцова. Высокий романтизм. Создание неординарных личностей, стремление к идеалу. 2) эпигонский, вульгарный романтизм. Напыщенный. Новые сочетания. Предназначен для массового читателя. Булгарин, Бенедиктов (в поэзии). Романтическая проза переживает тяжёлый момент. С одной стороны это подъём (читательский интерес к романтической прозе), а с другой - кризис (стереотипы, выработанные шаблоны, однообразность). Тем не менее созданы значительные произведения: Романтическая повесть - самый популярный жанр. Расцвет - Бестужев-Марлинский. 3 типа романтич. повести: 1. историческая: Бестужев-Марлинский «Роман и Ольга», Гоголь «Тарас Бульба», Лажечников «Ледяной дом». 2. нравоописательная: светская (Бестужев-Марлинский «Фрегат-надежда», Одоевский «Княжна Мими», Павлов «Именины») и кавказская (Лермонтов «Бэла», Бестужев-Марлинский «Амалатбек»). 3. фантастическая - Одоевский «Сильфида». Для общего развития. Романтическое движение в Зап. Европе – прежде всего в литературе немецкой – начиналось под знаком полноты и цельности. Стремилось к синтезу все то, что было разобщено: в натурфилософии, социологии, теории познания, психологии, и, конечно, в худож. мысли. Человек стремился слиться с природой [Но это не значит, что вы вот валяетесь на земле и сливаетесь с природой так.(с)]; личность, индивидуум – с целым, с народом; интуитивное познание – с логическим; подсознательные стихии человеч. духа – с высшими сферами рефлексии и разума. Хотя соотношение противоположных моментов представлялось подчас конфликтным, но тенденция к объединению рождала особый эмоциональный спектр романтизма, многокрасочный и пестрый, при преобладании мажорного тона. Лишь постепенно конфликтность элементов переросла в их антиномичность; идея искомого синтеза растворилась в идее противоборства, оптимистическое настроение уступало место чувству разочарования и пессимизма.
Русскому романтизму знакомы обе стадии процесса — и начальная и конечная; однако при этом он форсировал общее движение. Итоговые формы появлялись до того, как достигали расцвета формы начальные; промежуточные комкались или отпадали. На фоне западноевроп. литератур русский ром-м выглядел одновременно и как менее и как более романтичный: уступал им в богатстве, разветвленности, широте общей картины, но превосходил в определенности некоторых конечных результатов.
Специфический характер русского романтизма наглядно виден в лирике этой поры, т. е. в лирическом отношении к миру, в основном тоне и ракурсе авторской позиции, в том, что принято называть «образом автора». Поэзия 1830-х гг.: общая характеристика. Лекшн+джорн. Поэзия 30х опр-ся именами Пушкина и Лермонтова. Прозаизация жизни, лит-ры. Удивительная популярность 1х опубликованных пр-ний Лермонтова – Мцыри, Купец Калашников, Демон (не опубликован, но разошёлся в списках). Вершина романт. поэзии. Бенедиктов – злейший враг Белинского. Развенчивал бенедиктовщину. Эпоха нового подъёма романтизма. Романтизм в массовой лит-ре. Массовая аудитория того времени – провинциальные помещики и бюрократы среднего звена. Тв-во Бенедиктова. Символ переходного периода русской поэзии. Исторически значимый поэт. Романтизм вульгарный, эпигонский. Поэзия требует подготовленного читателя. Прозу печатали в книгах, но лучше расходились небольшие журналы со стихами массов. ром-ма. 1835 – первый сборник Бенедиктова. Выдержал 3 издания. Пушкин промолчал. Жуковский приветствовал и оценил. Тургенев (тогда студент МГУ) вспоминал, что рядом с Пушкиным ставили Бенедиктова. 3 «Э» Бенедиктова: эпигон, эксперимент, эффект.
Пушкина невозможно представить чиновником. А Бенедиктов служил по финансовой части. Самоопределение: «ремесленник во славу красоты». Одоевский и Полежаев. Продолжили гражд. романтизм, поэзию поэтов-декабристов. У Полежаева было реалистическо-натуралистическое видения мира («Песнь погибающего пловца»). Романтич. восприятие окружающего мира и погружение в бездну вечности. Тема свободолюбия. Песенная, крестьянская поэзия у Кольцова. Народный поэт. Ему удалось взглянуть на жизнь крестьянина изнутри.
Меняется социальный состав писателей. Гендерный вопрос сказывается на лит. процессе. От Карамзина пошло восприятие женщины как музы. Она читатель и судья. К женскому вкусу апеллируют как к утончённому и идеальному. Образ хозяйки салона. Зинаида Волконская. Салон, литература, музыка, стихи. Появляется женщина-автор. Поэтессы Евдокия Ростопчина и Каролина Яниш-Павлова. Европейская закваска, самообразование, 6 языков, словесность. Мужское перо: индивидуализм, культ воли, интеллектуальность. Салтыков-Щедрин высмеивал её как представителя мотыльковой поэзии. «Мотылёк»: нужно жить, как мотылёк, вне земного притяженья. Поэзия В.Г.Бенедиктова. Несмотря на то, что в 30-е годы происходила прозаизация литературы, поэзия все еще была популярна, поэтов было много. Господствующим литературным направлением в поэзии был романтизм. Он делился на элегический и гражданский. К элегическому относятся отдельные стихотворения Лермонтова, к гражданскому – стихотворения Полежаева, Одоевского. А еще был так называемый «надутый», «вульгарный» романтизм. Несмотря на нелестные отзывы критиков (в частности, Белинского), стихотворения такого толка пользовались массовым спросом. Основной представитель – В. Г. Бенедиктов. В журналах было удобно печатать маленькие поэтические произведения. Первый сборник стихотворений Бенедиктова вышел в 1835 году. Пушкин промолчал. А Булгарин и Сенсковский приветствовали Бенедиктова – его поверхностная поэзия их устраивала. Странно, однако, что о стихах хорошо отозвался Жуковский. И. А. Тургенев, еще студент, вспоминал, что тогда журнальные критики ставили имя Пушкина рядом с Бенедиктовым. Основная черта поэзии Б. – эпигонство, повторение слов и фраз. Его аудиторией были провинциальные помещики и чиновники. Вообще его поэзия – поэзия «трех э»: эпигонство, эксперимент и эффект. Это и пользовалось успехом у аудитории. Думаю, стоит сказать о том, что в творчестве Б. отразились некоторые стороны романтизма. Например, стремление к природе («К полярной звезде»), мысли о назначении поэта («Пиши, поэт!»), мотив одиночества («Певец»). Но все это в его произведениях отражается поверхностно и неглубоко. Поэтому его так не любил Белинский. Вот, например. Стихотворение «Певец».
Бездомный скиталец - пустынный певец - Один, с непогодою в споре, Он реет над бездной, певучий пловец Безъякорный в жизненном море; Всё в даль его манит неведомый свет: Он к берегу рвётся, а берега нет.
Для элегического романтизма характерно как раз бегство от берега, вспомните «Парус» Лермонтова, «К морю» Пушкина. Бенедиктов сам не понимает своего героя, который пытается быть романтическим героем, а получается нечто совсем другое:
Он странен; исполнен несбыточных дум,
Бывает он весел - ошибкой; Он к людям на праздник приходит - угрюм, К гробам их подходит - с улыбкой; Всеобщий кумир их ему не кумир; - Недаром безумцем зовёт его мир!
Как видно, автор тоже читает своего героя безумцем и ни капли ему не сочувствует.
Примеры. Повторение слов. Например, вот отрывок из стихотворения «Кудри»(1838). Кудри девы - чародейки, Кудри - блеск и аромат, Кудри - кольца, струйки, змейки, Кудри - шелковый каскад! Эффект. Из стихотворения «Пиши, поэт!» (из сборника 1836 г.) Изобретай неслыханные звуки, Выдумывай неведомый язык! Что касается назначения поэта, ни о каких глубоких мыслях и речи не идет. Главная задача – доставить наслаждение и удовольствие какой-нибудь симпатичной девушке, не одной – так другой.
Пиши, поэт! Слагай для милой девы Симфонии сердечные свои! Переливай в гремучие напевы Несчастный жар страдальческой любви!
И, может быть, красавица другая Прочувствует ее, не понимая, Она ее бесчувственно поймет.
С улыбкою: "Как это мило!" - скажет И, легкая, к забавам улетит.
Что характерно, Бенедиктов знал цену своему труду. Он понимает, что он не художник, а только «ремесленник во славу красоты». Слог у Бенедиктова иногда сбивается, неровный. «К Полярной звезде»,1836. Там его берег, где ты зажигаешься, Горний маяк для очес! Там его дно, где ты в небо впиваешься, Сребреный якорь небес! Поэзия А.И.Одоевского. Несмотря на то, что после восстания декабристов такое направление поэзии, как гражданский романтизм, стало менее популярно, некоторые поэты, в частности, Одоевский, продолжали писать высокую гражданскую лирику. Далеко от друзей и братьев находился и соратник Рылеева Александр Бестужев (Марлинский). На Кавказе, где он провел в ссылке около восьми лег и погиб в схватке с горцами, Бестужев писал не только прозаические произведения, но и стихи. В лирике Бестужева 30-х годов, в таких его стихотворениях, как «Сон», «Часы» и др. отразилась его личная судьба — судьба декабриста. Еще один представитель гражданского романтизма – младший современник декабристов Полежаев. «Главным поэтом» декабристской каторги, по выражению Н. И. Лорера, был Александр Иванович Одоевский (1802—1839). Александр Иванович Одоевский родился в 1802 году. Двоюродный брат В. Ф. Одоевского, одного из издателей «Мнемозины», А. И. Одоевский был другом Грибоедова, а затем, на почве литературных интересов, он сблизился также с Кюхельбекером, Бестужевым и Рылеевым. В начале 1825 года Одоевский был принят Бестужевым в Северное тайное общество. За участие в революционном заговоре Одоевский был осужден в каторжные работы на 12 лет. В 1836 году, по ходатайству отца, Одоевского перевели рядовым в Кавказский отдельный корпус. На Кавказе Одоевский встретился и сблизился с Лермонтовым, сосланным за стихи на смерть Пушкина. В 1839 году, находясь в военной экспедиции, Одоевский погиб от малярии в деревне близ Сочи.
Почти все поэтическое наследие Одоевского относится к периоду пребывания на каторге и в ссылке. Большая часть стихотворений (и притом лучших) была создана Одоевским в Чите. Поэт сам редко записывал свои стихи; чаще всего он импровизировал их перед друзьями и товарищами по каторге. При жизни Одоевского анонимно было напечатано всего одиннадцать его стихотворений. Лучшие стихотворения Одоевского дошли до нас только благодаря записям его «соузников» по Чите и Петровскому заводу. Основной пафос гражданской лирики Одоевского — воспевание «вольности в неволе». В его стихах отразились чувства и мысли декабристов, сосланных в Сибирь. Вершиной гражданской романтической лирики Одоевского является его знаменитый Ответ на послание Пушкина «В Сибирь» («Во глубине сибирских руд») (1828/29). Ответ Одоевского замечателен ярко выраженной в нем уверенностью декабристов в правоте их дела. Тема героической самоотверженности борца за счастье народа, характерная для поэзии Рылеева, ярко выступает и у Одоевского:
Наш скорбный труд не пропадет: Из искры возгорится пламя, — И просвещенный наш народ Сберется под святое знамя.
Одоевский, в отличие от Пушкина, не примиряется с действительностью («Оковы тяжкие падут…и свобода вас примет радостно у входа»). Пушкин хочет для своих друзей одного – свободы. А Одоевский свободы достигает другим путем. Не братья отдают меч декабристам, они сами достанут их себе:
Мечи скуем мы из цепей И пламя вновь зажжем свободы! Она нагрянет на царей, И радостно вздохнут народы! Сильный гражданский пафос выражен и в других стихотворениях Одоевского, созданных им за годы каторги. Очевидно, какой глубокий след в душе оставила у него казнь друзей – лидеров восстания. Он находит в стихотворениии «При известии о польской революции» сравнение мук виселицы с «синим пламенем».
Недвижимы, как мертвые в гробах, Невольно мы в болезненных сердцах Хороним чувств привычные порывы; Но их объял еще не вечный сон, Еще струна издаст бывалый звон, Она дрожит... еще мы живы!
Строки эти были навеяны полученным известием о польском восстании 1831 года, которое декабристы-каторжане восторженно приветствовали. Особенно их растрогало то, что в Варшаве восставшими поляками была отслужена панихида по пяти «несчастным жертвам», «пролившим луч света в спасенье русскому народу». Вспомним, что Пушкин совсем иначе ответил на польское восстание («Клеветникам России»), скорее согласившись с официальной точкой зрения на проблему. В древнерусской истории Одоевского вдохновляла борьба «за вольность». Этой борьбе он горячо сочувствовал всюду, где бы она ни проявлялась. В этом отношении характерен его перевод одной из «Ирландских элегий» Т. Мура, в которой поэт воспевал свою порабощенную родину («В цепях и в крови ты дороже сынам»).
В период общения со своими осужденными друзьями Одоевский проникся идеей «славянской взаимности» и стал поэтическим выразителем декабристских чаяний культурно-политического объединения славян во главе с Россией. Сочувствие освободительной борьбе славянских народов Одоевский высказал и в своем поэтическом отклике «При известии о польской революции»:
Мы братья их!.. Святые имена Еще горят в душе: она полна Их образов, и мыслей, и страданий. В их имени таится чудный звук: В нас будит он всю грусть минувших мук, Всю цепь возвышенных мечтаний.
Знакомство Лермонтова с Одоевским, состоявшееся на Кавказе и вскоре же перешедшее в дружбу, имело, конечно, одним из поводов общность поэтического направления их обоих. На смерть Одоевского Лермонтов откликнулся стихотворением, ему посвященным, в котором говорил о своей дружбе с поэтом-декабристом. Для Лермонтова Одоевский был живым воплощением декабризма, непреклонности стремлений лучших людей России.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.100.196 (0.014 с.) |