Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ледяной дом И. И. Лажечникова и историческая тема в литературе 1830-х годов.

Поиск

К 30-и годам относится возникновение исторического мана, успехи которогр отражали развитие национально-исторического самосознания русского общества, интерес к отечественному прошлому. На Западе исторический роман к тому времени приобрёл уже огромную популярность. Сначала Вальтер Скотт, вслед за ним Бальзак, Гюго, Мериме, Стендаль, Купер. Всеобщее увлечение историческим романом современники объясняли характером самой эпохи, наступившей после драматического финала наполеоновской эпопеи. «Раньше довольствовались при знакомстве с историей рассказами о сражениях и победах, теперь же, «вопрошая прошлое», хотят вникнуть «в самые мельчайшие подробности внутренней жизни». Интерес к обычному, повседневному, бытовому рождает новый вид романа – реалистический исторический.

Русские тоже читали Вальтера Скотта, но захотелось написать и об отечественной истории тоже. Первым таким опытом стал «Юрий Милославский» Загоскина (1829), получивший неслыханный успех. Потом последовали «Клятва про гробе Господнем» Полевого (1832) и Лажечников – «Последний Новик»(31-33), «Ледяной дом»(35) и «Басурман» (38). В 1835 году Гоголь выпускает «Тараса Бульбу», а в 1836 появляется «Капитанская дочка» Пушкина. Исторический роман создан.

В историческом романе первой половины 30-х обозначилось три основных направления: дидактическое (Загоскин, Масальский, Зотов – восходят к Карамзину), романтическое (Полевой, Лажечников) и реалистическое.

Лажечников Иван Иванович [1792—1869] занимает видное место среди авторов исторических романов. По словам Бел., он приобрел широкую известность и авторитет. Каждый из романов Лажечникова был результатом тщательной работы автора над известными ему источниками, внимательного изучения документов, мемуаров и местности, где происходили описываемые события.

Наиболее значительным романом Лажечникова является «Ледяной дом» (1835). Создавая его, романист вчитывался в воспоминания деятелей поры Анны Иоанновны - Манштейна, Миниха и других, изданные в начале XIX века. Это позволило ему воссоздать с достаточной точностью атмосферу придворной жизни времен Анны Иоанновны и образы некоторых исторических деятелей, хотя в зарисовке их он счел возможным, согласно своим взглядам, кое-что изменить по сравнению с действительностью. Это касается прежде всего героя романа кабинет-министра Арт. Волынского, оклеветанного любимцем императрицы немцем Бироном и преданного страшной казни. Его образ писатель во многом подверг идеализации. Историческая роль Волынского, боровшегося против иноземца-временщика, была, несомненно, прогрессивной. Но в историческом Волынском положительные черты сочетались с отрицательными. За лихоимство его не раз бивал еще Петр 1. Как и другим вельможам его времени, Волынскому не были чужды низкопоклонство, тщеславие, карьеризм. Все эти особенности его личности устранены писателем. Волынский в романе полон заботы о благе государства и народа, истомленного тяжелыми поборами; в борьбу с Бироном он вступает лишь во имя блага отчизны.

Соперник Волынского - наглый временщик и угнетатель народа Бирон зарисован писателем значительно ближе к историческому облику фаворита императрицы. При всей осторожности Лажечникова, нарисованный образ самой Анны Иоанновны свидетельствовал об ее ограниченности, безволии, отсутствии у нее каких-либо духовных интересов. Постройка ледяного дома, в котором была отпразднована свадьба шутовской пары, показана писателем как дорогое и жестокое развлечение.

Сюжет представил Лажечникову возможность глубоко раскрыть бедственное положение народа. На праздник, задуманный Волынским для потехи императрицы, со всех концов страны привезены молодые пары, создающие образ многонациональной России. В страхе и унижениях, пережитых участниками спектакля в ледяном доме, в судьбе замученного бироновскими клевретами украинца звучит тема страдания русского народа под гнетом бироновщины. Передавая мечты шутихи госпожи Кульковской о том, как она, «будущая столбовая дворянка», будет «покупать на свое имя крестьян и колотить их из своих рук», а в случае надобности прибегать к помощи палача, Лажечников приоткрывает завесу над крепостническими нравами, выражая свое негодующее отношение к крепостному праву, свою позицию писателя-гуманиста.

Исторически неверным оказался образ Тредиаковского, что было отмечено Пушкиным в письме к Лажечникову. Тредиаковский Лажечникова более похож на свою карикатуру в комедии Сумарокова «Трессотиниус», вызванной ожесточенными литературными спорами середины XVIII века, чем на исторического реформатора русского стиха и человека трагической жизни, над которым издевались вельможи.

В фабуле романа все время переплетаются политическая и любовная интриги, романтическая любовь Волынского к прекрасной молдаванке Мариорице. Эта линия развития сюжета порой мешает первой, ослабляя историзм «Ледяного дома». Но она не выходит за рамки быта и нравов столичного дворянского общества того времени. Не всегда искусно сплетая два основных мотива сюжетного развития романа, Лажечников в отличие от большинства исторических беллетристов своего времени не подчиняет историю вымыслу: основные ситуации и финал романа определяются политической борьбой Волынского с Бироном.

Воспроизводя в романе «местный колорит», некоторые любопытные черты нравов и быта того времени, писатель правдиво показал, как государственные дела переплетались во времена Анны Иоанновны с дворцовым и домашним бытом царицы и ее окружения. Исторически точна сцена испуга народа при появлении «языка», при произнесении страшного «слова и дела», что влекло за собой пытки в Тайной канцелярии. Святочные забавы девушек, вера в колдунов и гадалок, образы цыганки, дворцовых шутов и шутих, затея с ледяным домом и придворные развлечения скучающей Анны, которыми должен был заниматься сам кабинет-министр,- все это живописные и верные черты нравов того времени. В историко-бытовых картинах и эпизодах, в изображении ужасов бироновщины продолжает свое течение реалистическая струя в творчестве писателя.

Краткое содержание (простите, но это роман, короче не выходило)

Петербург. Зима 1739/40 г. Снег, народу на улицах нет, тоскливо, люди бояться веселиться и даже выходить на улицы – вдруг кто-то что-то не то услышит, и их арестуют. Императрица Анна Иоанновна, хотя выезжает и занимается делами, заметно сдаёт день ото дня. Бирон, герцог курляндский, готовиться стать правителем. Примерно о том же думают кабинет-министр Артемий Петрович Волынской, гофинтендант Перокин, тайный советник Щурхов и граф Сумин-Купшин. Они ждут случая свергнуть Бирона.

В четверг святочной недели в доме кабинет-министра Волынского идут приготовления к масленице (поручение от государыни). Перед ним и его секретарем Зудой проходят пары представителей всех народов, обитающих в России, не хватает только малороссиянина - сбежал. Женщина из пары цыган поражает хозяина сходством с любимой гоф-девицей государыни — молдаванской княжной Мариорицей Лелемико. Цыганку зовут Мариула, она — мать Мариорицы (о чём та не догадывается). Даже оставшись наедине с Волынским, цыганка отрицает родство с княжной, правда, соглашается содействовать хозяину в сближении с ней.

Манеж Бирона. Там к дереву привязан малороссиянин, одетый (вернее, раздетый) «не по погоде». Он написал донос на Бирона, герцога Курляндского, и даже под пыткой не говорит, куда спрятал бумаги. Его поливают холодной водой до тех пор, пока он не превращается в ледяную статую. Императрица, проезжая мимо, видит под деревом ледяную фигурку и говорит, что неплохо бы сделать ледяной дом с ледяными же скульптурами, как при покойном императоре.

У Волынского две страсти – любовь к 18-летней княжне Мариорице Лелемико и ненависть к герцогу Курляндскому. Дочь молдаванского князя, с малолетства лишившись отца и матери, она досталась в удел хотинскому паше, но после взятия Хотина русскими Мариорица была поручена милостям государыни. Фатализм, которым княжна была с детства «напитана», подсказывает, что при рождении назначено любить ей Волынского.

Волынский получает анонимное письмо а-ля «все кругом враги, не верьте никому, особенно Липману, я не называю своего имени, чтобы не погубить себя и вас, но вы, хороший, честный человек, можете мне доверять. Малороссиянин (имя его Горденко) убит, но его донос где-то сохранился, ищем» (суть в том, что Горденко не хотел пытать людей по приказу герцога, не хотел сносить его ругательства и насилие, но его негласно подвергли наказанию за его «дерзость»). Волынский показывает письмо своему секретарю Зуде, хотя в письме писалось, чтобы его держали в тайне. Зуда остерегает хозяина вступать в борьбу с герцогом, сам же со слугой похищает труп Горденко. Меж тем, анонимный помощник всё-таки передает подлинный донос малороссиянина, хотя перед тем за удачу обнаружения этой бумаги племянник Липмана Эйхлер пожалован Бироном в кабинет-секретари.

Кабинет-министр всеми возможными путями — через цыганку, которая требует с мнимого вдовца обещания жениться на сироте, через тщеславного учителя Мариорицы Тредиаковского — пишет к княжне Лелемико, скрывая от нее, что женат. Герцог, распуская слухи о смерти жены Волынского и задерживая ту на время в Москве, подогревает любовную интригу с молдаванскою княжной. Бирон нашел слабую пяту этого «Ахиллеса», ведь императрица не надышится на девчонку. Он хочет подстроить гадость Волынскому, поэтому разрешает гадалке вход во дворец ко княжне, а влюбленным — переписку.

Иностранцы при дворе начинают опасаться русской партии, на сторону которой все чаще встает государыня. Последний спор Волынского с Бироном поднимает бурю в присутствии графа Миниха, благоволящего кабинет-министру, и вице-канцлера Остермана, который играет двусмысленную роль в борьбе соперников. Основные расхождения возникают из-за претензий Польши на вознаграждение за переход русских войск через её владения: Бирон считает их справедливыми, а Волынской дерзко полагает, что такое мнение может иметь только вассал Польши. «Я или он должен погибнуть!» — повторяет беснующийся Бирон после ухода врага. Но тут узнает, что тело Горденко похищено.

Волынской после ссоры устремляется во дворец в надежде увидеть свою возлюбленную, где застает её играющей в бильярд с Анной Иоанновной. Их осаждает вереница шутов, среди которых есть иностранцы и русские. Государыня сегодня сердита на Бирона. Приехавший Бирон обсуждает шутов: предлагает в невесты Кульковскому Подачкину (её подозревает Зуда), — Волынской удивлен известностью своей барской барыни. Затем герцог намекает её величеству на особ, которые женаты и скрывают это. Шут-итальянец Педрилло приходит на помощь Бирону: это он соблазнил девушку из дворца. Анна Иоанновна вне себя от гнева. Тот завершает покаяние: она — его жена, дочь придворной козы, родила вчера и всех приглашают на родины. Государыня хохочет от всего сердца.

Между тем рядом с Адмиралтейством и Зимним дворцом встал дивный ледяной дворец. Ночью, при освещении, государыня, а с нею весь Петербург едут осматривать чудо. Она очень довольна Волынским, Бирон попадает в немилость. Русская партия торжествует. Когда, осмотрев весь дом, императрица выходит, густой туман ложится на землю. Испуганная, она оборачивается назад, ищет Волынского, да того нигде нет. Бирон успевает воспользоваться этим случаем и вновь воскресает из лукавого раба дерзким повелителем. Артемий Петрович был в ту минуту подле Мариорицы. Той же ночью торжествующий герцог делает все, чтобы дворцовые свидетели застали кабинет-министра в комнате Мариорицы.

Больше услуги Мариулы не требуются герцогу, и цыганку не пускают во дворец. Подачкина извещает несчастную мать, что Волынской женат. Мариула бросается к кабинет-министру и рыдает, молит, обвиняет его. Пристыженный ею, Волынской составляет княжне письмо, в котором открывает правду о себе. Обезумевшая от горя Мариула, пытаясь защитить дочь, тоже вынуждена открыть Мариорице свою тайну.

Союзники Волынского Щурхов, Перокин и Сумин-Купшин приходят на шутовские родины козы, с тем чтобы рассказать государыне истину о бремени, возложенном на Россию её курляндским любимцем. Попытка не удалась — их берут под арест в крепость.

Зуда уверен: из любви Мариорицы можно построить лестницу хоть на небо. Для спасения головы её возлюбленного он берет в сообщники княжну Лелемико, которой Анна Иоанновна дорожит без меры. Та передает государыне в тайне от Бирона бумаги Горденко, чем возвращает самодержавное доверие друзьям Волынского. Приходит время назначенной свадьбе шута в ледяном доме. В этот день императрица очень весела, как бы утешаясь победой над своим фаворитом. Час настал: себя открывает тайный союзник Волынского — племянник Липмана Эйхлер сообщает о коварных планах Бирона самой государыне, и та, убежденная красноречием его сердца, приказывает решить с поляками по мнению кабинет-министра. К вечеру весь город узнает об опале Бирона.

Жена Волынского возвращается из Москвы с радостью — под сердцем носит она будущего сына. Но государыня хочет, расстроив этот брак, отдать Мариорицу за Артемия Петровича. Навлекая на себя немилость, кабинет-министр отказывается. Мариорица решает пожертвовать собой для блага Волынского: она составляет письмо к государыне, в котором открывает свое цыганское происхождение — Волынскому нельзя на ней жениться; далее она клевещет на Бирона и на себя. После того княжна нетерпеливо ждет милого Артемия на последнее свидание, в волнении просит пить. Служанка подносит ей отравленное питье. От волнения Мариорица не замечает ничего. Вот и её Артемий, вот порог ледяного дома, наступает её час, ради которого пришла она в мир: она принадлежит ему. Вернувшись со свидания, княжна умирает.

Письмо Мариорицы к государыне не нашлось. Волынский взят под стражу. Государственные дела встали. Остерман и другие объясняют Анне Иоанновне, что спасти государство может только герцог курляндский.

По окончании суда над Волынским Бирон приносит государыне на выбор два смертных приговора: партии Волынского и себе. Полуумираюшая императрица подписывает смертный приговор своему кабинет-министру Волынскому. На лобном месте, ожидая казни, оказываются и все соратники Артемия Петровича, включая Эйхлера, — почти все, что было благороднейшего в Петербурге. Все они с твердостью принимают смерть.

Ледяной дом рухнул, а уцелевшие льдины жители развезли по погребам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.58 (0.009 с.)