Маскарад М.Ю.Лермонтова как романтическая драма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Маскарад М.Ю.Лермонтова как романтическая драма.



«Маскарад»

(4 действия, в стихах)

Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано — сделано. Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план. Посватавшись не то чтобы по прямому расчету, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом — как лава, «кипучем» — душевного комфорта не обещает. Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море. Жена его, спору нет, ангел, но она — дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов». Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему — Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй… Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся — только тешатся! К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок — «за карты больше не садиться». Сел! И крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича! Со Звездичем же из игорного дома едет он в дом маскарадный — к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта сбывается. Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в любви. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет». Маска, не рискуя отдать свое кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину. Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь!.. Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась. Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, — безотчетно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на её браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они — парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина, твой второй браслет?» — «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно. Пораженный странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины — роман с князем. Подозрение, правда, еще не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь — до амурных ли шалостей было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам.
На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же. Ничего не купив (браслеты — штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности. Решив, что таинственная дама в маске и Нина Арбенина — одно и то же лицо, а «сказочка» про якобы потерянный браслет — с намеком, Звездич в миг преображается в пламенного любовника. Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет!
Спасая свою репутацию, она оставляет Звездича в заблуждении, а тот, в надежде запутать Нину и тем самым добиться своего, отправляет ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо: дескать, скорей умру, чем откажусь от вас, предварительно оповестив о его содержании половину светского Петербурга. В результате многоступенчатой интриги скандальное послание попадает в руки Арбенина. Теперь Евгений не только убежден, что жестоко обманут. Теперь он видит в случившемся еще и некий вещий знак: дескать, не тому, кто испытал «все сладости порока и злодейства» — мечтать о покое и беспечности! Ну, какой из него, игрока, муж? И тем более добродетельный отец семейства! Однако отомстить коварному «соблазнителю» так, как это сделал бы «гений злодейства» и порока, то есть задушить Звездича словно котенка, — спящим, Арбенин не может: «союз с добродетелью», пусть краткий, видимо, все-таки что-то изменил в самом его существе.
Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотря ни на что, любит, за что — не зная, «быть может, так, от скуки, от досады, от ревности», решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную, по её представлению, дуэль. Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает её, точнее, слушая, не слышит. Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбы не жизнь — зачем ему жизнь «площадного волокиты», а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное предприятие удается вполне. Втянув бесхарактерного князька в карточное сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: «Вы шулер и подлец», дает пощечину.
Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина — это не безнравственный и безбожный князек; Нина это Нина, и Арбенин, суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, её старинному и верному рабу. Судьба же «ведет себя» крайне коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает ее! Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем подруги и понимая, что при любом повороте событий светская её карьера безнадежно погублена, решает удалиться в свое деревенское именье, а перед отъездом разъясняет Звездичу «разгадку сей шарады». Князь, уже переведенный, по собственной его просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную безделушку её настоящей владелице, а главное, чтобы остеречь Нину, которая симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж — злодей! Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожно подходит к ней на очередном великосветском балу. Называть веши своими именами князь не решается, а Нина решительно не понимает его намеков. Ее Евгений — злодей? Муж собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь ей отыщу… Она умрет, жить вместе с нею доле я не могу»). Разгоряченная танцами, давно позабыв о смешном офицерике, Нина просит мужа принести ей мороженое. Евгений перед тем, как подать блюдечко с мороженым жене, подсыпает туда яд. Яд — быстродействующий, верный, в ту же ночь, в страшных мучениях, Нина умирает дома. Арбенина до последнего и даже после смерти жены мучают сомнения в ее виновности. Проститься с телом покойной приходят друзья и знакомые. Предоставив визитеров скорби слугам, Арбенин в мрачном одиночестве бродит по опустевшему дому. В одной из дальних комнат его и находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину «несчастье». Это его давний знакомый, которого Евгений Александрович когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру. Изведав, на своем горьком опыте, на что способен этот человек, Неизвестный, уверенный, что мадам Арбенина умерла не своей смертью, заявляет открыто, при Звездиче: «Ты убил свою жену». Арбенин — в ужасе, на некоторое время потрясение отнимает у него дар речи. Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в подробностях, излагает истинную историю рокового браслета и в качестве доказательства передает Евгению письменное свидетельство баронессы. Арбенин сходит с ума. Но перед тем как навеки погрузиться в спасительный мрак безумия, этот «гордый» ум успевает бросить обвинение самому Богу: «Я говорил Тебе, что ты жесток!»
Неизвестный торжествует: он отмщен вполне. А вот Звездич безутешен: дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный сил и надежд красавец, навек лишен и спокойствия, и чести.

+ Есть еще Казарин, друг молодости Арбенина (вместе кутили), постоянно его сбивает на старый лад: выпить, погулять, поиграть.

Шприх – все время всем деньги дает в долг под «вздорные проценты».

«Маскарад» (1835-1836 гг.) - лучший образец драматургии Лермонтова. Над драмой он работал с большой настойчивостью, создав разные ее редакции. Желая видеть эту пьесу на сцене, Лермонтов отдал ее в Александринский театр, но цензура запретила постановку. Пьеса впервые появилась на сцене лишь в 1852 г.

«Маскарад» - своеобразный жанр драмы, сочетающий элементы романтизма и реализма (бунтарский дух и высокая патетика + остро критическое, иногда гротескное, изображение дворянского об-ва).

Романтические тенденции.

Сюжетная основа – конфликт между героем и средой. Евгений Арбенин, «странный человек», как называет его Нина, - богато одаренная натура, человек острого ума, горячего сердца и могучей воли. Но среда, к которой он принадлежит, и эпоха, в которую ему приходиться жить, обрекают его на пустое и ничтожное существование. В образе Арбенина выступают черты, характерные для дворянской интеллигенции, испытавшей на себе последствия разгрома декабристского движения. Разочарование, пессимизм, бездеятельность, ставшие болезнью века, наложили печать и на лермонтовского героя. Арбенин – попытка Лермонтова дать в реально-бытовой обстановке тот характер, который аллегорически воплощен поэтом в образе Демона. Герой «Маскарада» пережил внутренний разлад, решительно разошелся со средой, испытал глубокое страдание и в результате жизненного опыта сохранил только чувство презрения и ненависти ко всему ан свете. Подобно Демону, Арбенин в любви чистой и прекрасной женщины ищет возрождения, возвращения к положительным ценностям жизни. Арбенин близок к этому. Но отвергнутое Арбениным светское об-во мстит ему, отравляя его светлое чувство ревнивым подозрением. Вера в Нину, а с нею и в добро и в жизнь рушится. Убийство жены и последовавшее за ним помешательство – печальный финал жизни Арбенина. Предпосылки этого крушения лежали в том, что Арбенин, несмотря на критическое отношение к об-ву, был связан с ним кровными узами и не сумел преодолеть в себе ни эгоистического индивидуализма, ни безверия в положительные начала жизни.

Арбенин явно ощущает себя избранным среди людей. Он возвышается над толпой, над светской жизнью, исполненной низменных страстей. Он мыслит себя сверхчеловеком, имеющим право быть верховным судьей. Он способен на разрушение, уничтожение жизни другого человека, да и всего остального мира, с которым он, будучи романтическим героем, находится в неизбежном конфликте. За карточным столом он знаменит как безжалостный и ловкий игрок, среди женщин как неотвратимый покоритель многочисленных сердец…

Полное разочарование во всём на свете, столь типичное для романтического героя. Не надо думать, что Арбенин обольщался, женившись на Нине. Ему попросту опостылел разврат, которому он предавался многие годы. Но забрезжил свет: Арбенин поверил, что Нина — это ангел, который дан ему Богом за перенесённые страдания.

Но рефлектирующий романтический герой может верить в добро очень недолго. Его начинают мучить сомнения, которые в данном случае приводят к трагедии.

Нина юна, и Арбенин, который намного старше её, не доверяет её чувству. Точнее, оно для него не слишком подлинно. Во-вторых, как истинный романтический герой, Арбенин видит в жене и добро и зло. Он полагает, что Нина осквернена злом мира, света. Считая себя сверхчеловеком, он берёт на себя право отнять у неё жизнь, убеждённый, что совершает подвиг и делает для Нины добро. Смертью он очищает её от зла и передаёт Богу. Передаёт свободной от порока.

Трагедия Арбенина в том, что, узнав страшную правду (Нина не виновна), он не справился со своей ролью сверхчеловека, вершителя судеб мир. И остаток дней ему суждено провести в безумии, как и положено истинному романтическому герою. Он так и не смог перейти на сторону света и добра. Ему лишь на миг показалось, что он может отречься от своей прошлой жизни и обрести счастье в семье, с молодой женщиной, не ведающей порока.

Лермонтов создал произведение философского масштаба. Ключ к разгадке «Маскарада» не в сюжете, не в фабуле и не в характерах. Ключ — в символах и метафорах, которыми наполнена пьеса. А ключевой символ — в её названии. Весь мир для Лермонтова — это мир игры, масок, маскарада. Маска скрывает истинное лицо человека, его чувства и желания. Маску носят все, кроме Нины. Есть персонажи, которые способны на миг сорвать личину, — баронесса Штраль, Звездич. Есть те, кто никогда не снимает маски — Шприх, Неизвестный.

Символы и метафоры в драме «Маскарад» отражают основные конфликты эпохи. Мир — это маскарад. Мир — это карточная игра. Мир — конфликт случайности и закономерности.

Мир у поэта по-романтически разделён на мир низкого и высокого зла. Низкое зло — это мир игроков, мир маскарада, сплетни, интриги, шулерства. Низкое зло — это Казарин, баронесса Штраль, Шприх. Арбенин же представляет собой высокое зло. Он — демонический персонаж, умеющий отличить порок от добродетели. Он стоит между Богом и дьяволом и восстаёт против мира низкого зла средствами зла. Поэтому, желая восстановить справедливость, он хочет очистить Нину от скверны, которой подверг её мир низкого зла.

Сцена сумасшествия Арбенина — закономерный финал драмы, лишний раз доказывающий, что жизнь — это извечная борьба Бога и дьявола, а гармония недостижима. В здравом рассудке невозможно выдержать те муки, которые ниспосланы человеку. Только будучи сумасшедшим можно выжить в этом страшном мире.

«Маскарад» — типичная романтическая пьеса.

Реалистические тенденции.

Герой окружен современной бытовой средой.

Драму связывают с комедией Грибоедова «Горе от ума». И Арбенин и Чацкий находятся в антагонизме с дворянским об-вом. Но герои Лермонтова и Грибоедова принадлежат к поколениям, разделенным 14 декабря 1825 г. Если Чацкий полон общественного воодушевления, несмотря на переживаемую им драму, то испытавший глубокое разочарование Арбенин не выступает в качестве общественного борца и кончает трагически.

Сожалея о своем герое, Лермонтов беспощадно относится к погубившему его «свету». В «Маскараде» даны резко критические зарисовки ряда характеров, типичных для высшего дворянского об-ва (Звездич, в нем отразился «век нынешний, блестящий, но ничтожный»).Лермонтов дополняет грибоедовские картины Москвы зарисовками петербургского высшего света.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 2811; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.012 с.)