Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпоха создания романа «Герой нашего времени» Лермонтовым

Поиск

“Герой нашего времени” как философско-психологический роман. Печорин как эпохальный тип. Незавершенность и невоплотимость героя. Демонизм Печорина и его мотивировки. Смысл заглавия. Теория Фурье о страстях и объяснение ею высокого зла. Герой как литературный характер. Вампирическое начало. Интертекстуальность романа. Мир и текст. Книжный код. Обусловленность жанра типом героя. Жанровый генезис (связь с поэмой – П.Дебрецени, лирический цикл – А.Журавлева и др.). Переосмысление жанровой формы. Трансформация жанра записок: введение меры очевидца, появление субъективного начала. Жанр путешествий (тема странствий и ее осмысление в эпоху Лермонтова, хронотоп дороги, мотив путешествия и т.д.). Композиция романа: система персонажей в романе (функция женских персонажей), дискретность, новеллистичность композиции, множественность субъектов повествования. Вершинность композиции и ее функция, введение фигуры издателя. Многосубъектность повествования и жанровые формы. Предисловия как комментарий к характеру Печорина. Повести как психологический эксперимент и решение проблемы личности. «Бэла»: схема авантюрного романа и разрушение стереотипов. «Тамань»: схема романтической готики и ее трансформация. Балладная семантика. «Княжна Мери»: схема светской повести и ее усложнение. Печорин как сочинитель и его марионетки. «Фаталист» как философский комментарий к роману. Философский смысл главы “ Фаталист ”, и ее место в художественной структуре романа. Проблема фатализма, ее актуальность (роман судьбы или роман воли?). Типы фатализма.

Переосмысление дневниковой формы. Автоконцепция личности в дневнике. Дневник как форма воплощения рефлексии. Преодоление традиции рационализма.

Психологизм, дифференциация приемов психологического анализа.

Проблема метода (дискуссия в литературоведении).

Герой нашего времени ” в контексте русской и западноевропейской прозы (“ Адольф ” Б. Констана, “ Исповедь сына века ” А. де Мюссе).

Живопись, графика Лермонтова-художника и литературное творчество. Лермонтов в воспоминаниях современников, в критике и литературоведении (В. Белинский, А. Григорьев, В. Соловьев, А. Блок, Д. Мережковский, Ю. Айхенвальд, И. Анненский, В. Розанов и др.).

Тема 26.

Н.В. Гоголь: «Миргород», «Арабески», эстетические взгляды. Драматургия.

Творчество Н.В. Гоголя. Гоголь - крупнейший представитель реализма в русской литературе первой половины XIX века. «Гоголевское направление» в истории литературы.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» как романтический сборник. Воплощение народных идеалов в сборнике. Фольклорные источники. Своеобразие смеха, фантастики, карнавализация. Особенности авторской позиции. Пушкин о «Вечерах».

Сборник «Миргород» и его место в творческой эволюции Гоголя. Роль композиции. Проблематика. Реалистические тенденции повестей о помещиках. Своеобразие гоголевского смеха в этих повестях. Идейно-художественная роль рассказчика. Своеобразие гоголевского реализма.

«Петербургские повести». Образ Петербурга. Фантастика и гротеск. Традиционное и новаторское в раскрытии темы бунта. Белинский о повестях Гоголя.

Драматургия Гоголя. Место комедии «Женитьба» в творческом наследии Гоголя. «Ревизор» – комедия нового типа. Реалистическое мастерство в создании комедийных характеров. Художественная функция «обманного мира». Роль художественного пространства и времени, его воплощение. Идейная борьба вокруг комедии.

Тема 27.

Н.В. Гоголь: поэма «Мертвые души».

Поэма «Мертвые души». Творческий замысел и его реализация. Новаторство сюжета, жанра; идейно-художественная роль композиции. Галерея образов помещиков и чиновников. Образ Чичикова. Значение лирических отступлений. Своеобразие творческого метода Гоголя.

Творческая история второго тома «Мертвых душ». «Выбранные места из переписки с друзьями».

Значение гоголевских традиций для дальнейшего развития русского реализма и для модернизма.

Тема 28.

Н.В.Гоголь. «Выбранные места». Духовный кризис.

Поэма «Мертвые души». Замысел и рождение поэмы. Композиция и сюжет поэмы «Мертвые души». истема персонажей поэмы Н.В. Гоголя Внутренние монологи Чичикова и их роль в создании образа антигероя. Анализ эпизода произведения: Чичиков на балу у губернатора. (Из восьмой главы). Поместное дворянство в поэме «Мертвые души». Сравнительный анализ образов помещиков Манилова и Собакевича Роль художественной детали и интерьера в поэме «Мертвые души». Сатирическое изображение действительности и черты комического в поэме Гоголя «Мертвые души» Мастерство писателя в построении диалога Роль лирических отступлений в поэме «Мертвые души» Смысл и значение «Повести о капитане Копейкине». Духовные кризисы Гоголя. «Выбранные места из переписки с друзьями»

Тема 29.

Возникновение «Натуральной школы» в середине 19 века.

«Натуральная школа» как первый этап критического реализма. Хронология. Принципы натуральной школы, сформулированные В.Г. Белинским (антропоцентризм, поэзия действительности, общественный детерминизм). Полемика с романтизмом. Смена знаков в ценностных оппозициях: «личность – общество», «мечта – действительность», «бытие – быт», «поэзия – проза». Актуальные для русской литературы в 40-е годы XIX века проблемы: деромантизации, познания России, народа, крепостного права. Оппозиции, типичные для культурного сознания эпохи: «Петербург – Москва», «столица – провинция», «Россия – Европа», «мы (дворяне) – они (народ)». «Физиология Петербурга» (1845) как художественный манифест натуральной школы. Внимание к «маленькому человеку», исследование социальных углов («Петербургские углы» Н.А. Некрасова). Этнографизм очерка Д.В. Григоровича «Петербургские шарманщики».

Тема 30.

Белинский как представитель «Натуральной школы»

Культурологическое значение очерка В.Г. Белинского «Петербург и Москва». Эстетика «физиологий» (бытовой этнографизм, социальный детерминизм, типизация, установка на достоверность). Очерк как доминирующий жанр времени. «Антон-Горемыка» Д.В. Григоровича и миф о народе в русской литературе XIX века. Крестьянская жизнь в повести, народные типы, очерковая композиция, художественное пространство и время. Экономические и нравственные изъяны крепостного права. Традиции «натуральной школы» в русской литературе XIX века.

 

Темы семинарских занятий.

 

Традиционное и новаторское в поэзии Г. Державина

 

1. Ломоносовская традиция в оде Г. Державина «На взятие Измаила».
Сравнить стихотворение Державина с одой Ломоносова «На взятие Хоти-на», выяснить идейно-тематическую общность и различие произведений, ха-рактер развития темы и использования словесно-изобразительных средств, особенности образа автора.

2. Новаторство Державина в оде «Фелица»:
а) новое понимание человека в «Фелице» и обусловленные этим социаль-ные и нравственные идеалы, критерий оценки человека;
б) новизна в образе автора и в изображении одической героини;
в) появление в оде сатирического образа и изменение жанровой формы оды. Новаторство в стиле «Фелицы» («забавный русский слог» Державина);
г) художественная структура образа Мурзы.

3. Поэтическая бытопись в поэзии Державина («Приглашение к обеду», «Осень во время осады Очакова», «Евгению. Жизнь званская» и др.).
Изображение быта и природы, мастерство «словесной живописи», кон-кретность поэтического видения мира, философский и нравственный смысл эпикурейских мотивов у Державина.

ЛИТЕРАТУРА: Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1957 (Б-ка поэта. Большая сер.) или другое комментированное издание, например: Держа-вин Г.Р. Соч. М., 1985 (обязательно ознакомиться с изданием серии «Лит. памятники»: Державин Г.Р. Анакреонтические песни. М., 1987); Белин-ский В.Г. Сочинения Державина (статьи первая и вторая, 1848) – по любому изданию; Западов А.В. Поэты XVIII века. Ломоносов, Державин. М., 1979 (раздел о Державине, главы 2 и 3).

 

«Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева

 

1. Какой изначальной целью задался Путешественник и что позвало его в дорогу?

2. Как последовательно раскрывается в «Путешествии» судьба народа? Что добавляет каждая глава в изображении народного характера?

3. Политическая проблематика и художественный строй оды «Вольность». Какое место занимает это стихотворение в смысловом целом «Путешест-вия»?
Этот вопрос может быть подготовленв виде специального сообщения.

ЛИТЕРАТУРА: Макогоненко Г.П. Радищев и его время. М., 1956. С. 361-394; История русской поэзии: В 2 т. Л., 1968. Т.1. С. 152-155; Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»: Ком-ментарий. Л., 1974. С. 212-222.

4. Анализ идейно-художественной структуры глав «Любани» и «Едрово»:
а) какие композиционные звенья выделяются в данных главах, что общего в их построении?
б) что узнаем о характере Анюты и ее близких в главе «Едрово»?
в) каким представляется Путешественник в анализируемых главах?
5. Каковы особенности повествовательного стиля Радищева (в трактовке А.П. Скафтымова)?

ЛИТЕРАТУРА: Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. СПб., 1992 (Лит. памятники); Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»: Комментарий. Л., 1974; Скафтымов А.П. О стиле «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева // Скафтымов А.П. Статьи о русской литературе. Саратов, 1958. С. 77-103.

 

Поэтика повестей Н. Карамзина

 

1. Эстетическая позиция Н. Карамзина (анализ программной статьи «Что нужно автору?»).

2. Повесть «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма:
а) жанр, сюжет, конфликт, их связь с представлением Карамзина о роли писателя;
б) принципы и приемы раскрытия характеров: изображение труда, быта, социальной среды; внутренний мир героев, особенности психологизма Ка-рамзина;
в) специфика пейзажа и его функций;
г) образ автора, речевой строй повествования;
д) значение повести в истории русской литературы.

3. «Остров Борнгольм» - предромантическая повесть.
Особенности повествовательного тона, сюжета, образов героев, обстоя-тельств действия, пейзажа. Образ автора в повести.

ЛИТЕРАТУРА: Тексты произведений Н.М. Карамзина – по любому дос-тупному изданию; Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья вторая (разделы о Карамзине) – по любому изданию; Берков П.Н., Макого-ненко Г.П. Жизнь и творчество Н.М. Карамзина // Карамзин Н.М. Избр. соч.: В 2 т. М.; Л., 1964. Т. 1; Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 197-234.

 

Поэзия Державина и Жуковского

 

1. В. Жуковский об отличии романтической, субъективной поэзии от по-эзии объективной (статья «О поэзии древних и новых». См.: Жуковский В.А. Эстетика и критика. М., 1985. С. 287-298, - или: Литературная критика 1800-1820-х годов. М., 1980. С. 84-96).

2. Элегия Жуковского «Вечер» и стихотворение Державина «Прогулка в Сарском Селе»:
а) темы и лирические герои стихотворений;
б) значение пейзажных картин. Как они развертываются в стихотворениях: какими приемами создается эффект движения в описаниях Жуковского в от-личие от статичности описаний Державина?
в) стиль Жуковского и Державина. Передача цвета и света в их описаниях, различный характер деталей, изобразительная функция эпитетов у Держави-на и изобразительно-выразительное значение эпитетов у Жуковского;
г) предметная точность слова у Державина и полисемантизм Жуковского;
д) различие художественного выражения эмоций в стихотворениях двух поэтов. Лирические лейтмотивы в элегии «Вечер».

3. Баллада Жуковского «Эолова арфа»:
а) особенности выражения автобиографического подтекста в сюжете баллады;
б) композиция баллады;
в) изображение героев в балладе. Психологический «портрет», символиче-ское значение вещественных деталей, роль пейзажа;
г) лирические лейтмотивы, их содержательный подтекст;
д) ритмико-мелодический рисунок стиха.

ЛИТЕРАТУРА: Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. Гл. 1.

 

Баллада Жуковского «Светлана»

 

1. Проследить по тексту и охарактеризовать сюжетно-событийную основу баллады, участие героини в происходящем, изменение душевного состояния Светланы.

2. Роль автора-повествователя в балладе. Выделить последовательно стро-ки, в которых выражается его отношение к героине.

3. Картины природы и лирическое настроение.

4. Значение фантастических элементов в лирическом строе баллады.

5. Народно-поэтические и бытовые элементы в сюжете и стиле «Светланы».

6. Эмоциональный лирический лейтмотив и стиль баллады (словесные лейтмотивы, поэтический синтаксис, инструментовка стиха).

7. Определить общие черты жанра романтической баллады Жуковского, привлекая тексты других баллад («Людмила», «Замок Смальгольм», «Рыцарь Тогенбург», «Эолова арфа» и др.).

ЛИТЕРАТУРА: Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. Гл. 1; Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975. Гл. 3; Янушке-вич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. Томск, 1985. С. 80-94.

 

«Мои пенаты» К. Батюшкова

 

1. Антитеза идеала и действительности в стихотворении «Мои пенаты» и ее отражение в композиции.

2. Стилистические приемы создания идеального мира: особенность лексики, образы-символы эпикурейской поэзии, значение вещественных деталей, смеше-ние атрибутов античного и современного быта, звуковая гармонизация стиха.

3. Жанровые признаки послания в «Моих пенатах».

4. Условно-литературный облик автора, его отличие от биографического облика К.Н. Батюшкова. Литературные «портреты» поэтов и писателей в стихотворении.

ЛИТЕРАТУРА: Серман И.З. К. Батюшков. Мои пенаты // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 53-63; Фризман Н.В. Поэзия Батюшкова. М., 1971. Гл. 2; Кошелев В.А. Константин Батюшков. Странствия и страсти. М., 1987. С. 122-132.

 

Романтическая поэма: «Войнаровский» К. Рылеева

 

1. События в структуре поэмы «Войнаровский» и традиционная эпическая основа жанра в предшествущий период (русская поэма XVIII века).

2. Состав и композиция поэмы. Значение «жизнеописаний» Войнаровского и Мазепы для понимания принципов художественного историзма Рылеева. Спор Истории и Поэзии в «Войнаровском».

3. Принципы создания характера главного героя («биография», монолог и диалог в поэме, описания природы и душевное состояние Войнаровского).

4. Образ Мазепы.

5. Специфика романтического конфликта в «Войнаровском».

6. Этнографические описания, их роль.

7. Своеобразие авторского «присутствия» в поэме. Соотнесенность судеб героя и автора.

ЛИТЕРАТУРА: Архипова А.В. Литературное дело декабристов. Л., 1987. С. 74-77; Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы. Поэзия. М.; Л., 1961. С. 201-212; Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976. Гл. 3, 4).

 

Комедия А. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий и Молчалин (проблема характера)

 

Чацкий – Софья – Молчалин. Место этих героев в драматическом конфликте пьесы.
Чацкий как герой декабристского склада. Своеобразие бытового поведения персонажа. Программное содержание гражданской поэзии декабристов и Пушкина в сопоставлении с критическими идеями, пафосом, стилем монологов Чацкого.
Что можно узнать о единомышленниках Чацкого из текста пьесы?
Суждения других персонажей о Чацком в начале комедии, затем в связи с нарастанием и разрешением конфликта.
Образ Молчалина, бытовое поведение и жизненная философия героя (проследить последовательно сценическую ситуацию всех явлений с участием Молчалина).
Молчалин и окружающая среда. Оценки, данные Молчалину дргими персонажами, отношение Софьи к герою своего романа, позиция Молчалина в беседах с Чацким.
«Молчалинские» суждения и поступки других действующих лиц.
Художественные принципы сатирического обобщения в комедии Грибоедова и рационалистическая структура образа в литературе классицизма.
Этот вопрос может быть подготовлен в качестве специального сообщения с использованием статьи Ю.Н. Тынянова «Сюжет „Горя от ума»«(см.: Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 1969. С. 347-379).
Чацкий и Молчалин – противоборствующие силы в духовном развитии общества. Историческое и общечеловеческое, психологическое в конфликте и развязке комедии.

ЛИТЕРАТУРА: Грибоедов А.С. Горе от ума / Изд. подгот. Н.К. Пиксанов при участии А.Л. Гришунина. М., 1969; 2-е изд. М., 1988. (Лит. памятники); Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни // Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб., 1994. С.331-384; Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. 2-е изд. М., 1974; Борисов Ю.Н. 1) «Горе от ума» и русская стихотворная ко-медия: (У истоков жанра). Саратов, 1978; 2) «Горе от ума». Жизненный кон-текст и противоречия эпохи // Лит. в школе. М., 1980. № 3. С. 12-20.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.009 с.)