Эволюция романа в творчестве Арне Гарборга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция романа в творчестве Арне Гарборга



Дипломная работа

Эволюция романа в творчестве Арне Гарборга

 

Автор: студентка 5 курса гр. 501 Емельяненко Анна Сергеевна

Научный руководитель: к.ф.н. Сельницин Алексей Александрович

 

 

Аннотация

В данной работе исследуется творчество норвежского писателя Арне Гарборга, в том числе романы «Крестьяне-студенты», «Мужчины», «Усталые» и «Мир». Основываясь на политической и литературной ситуации Норвегии 19 века, биографии писателя и теориях популярных философов тех лет, проводится анализ идейного преобразования его работ. Взгляд через призму учения Кьеркегора и Ницше дает дополнительные конструкты к анализу работ писателя.

Ключевые слова: Гарборг, Норвегия, эволюция, философия

 

Abstracts

In this work analyzes Arne Garborg’s works such as «Peasant-students», «Men», «Tired people» and «Peace». The analyzing of the writer’s ideological transformation is based on the political and literary situation in the 19 century in Norway, Garborg’s biography and modern theories of philosophers. Looking at novels through the prism of Kierkegaard and Nietzsche ideas provides other variants to analyzing Garborg’s novels.

Tags: Garborg, Norway, novels, philosophy


Оглавление

 

Введение......... 3

1 глава. Становление Гарборга как писателя. Ранние романы автора («Крестьяне-студенты», «Мужчины»)

· Краткая биография писателя..... 7

· Политическая и литературная ситуация Норвегии 19 века. 15

· Влияние современных течений на творчество Гарборга. 18

· Роман «Крестьяне-студенты» в свете натурализма.. 20

· Роман «Мужчины» как отражение эпохи декаданса.. 24

2 глава. Перелом в творчестве, поиск собственного пути («Усталые»)

· Отход от социальной тематики, стилистика романа.. 32

· Диалог с Ф.Ницше, переработка идей декаданса.. 36

3 глава. Позднее творчество Гарборга, формирование индивидуального литературного стиля («Мир»)

· Роман «Мир» в свете разработки Гарборгом темы религии и христианства........ 43

· Влияние идей С.Кьеркегора и взаимодействие с ними. 48

Заключение......... 55

Библиография......... 58

 

 


 

Введение

Актуальность темы исследования

Арне Гарборг – не новое имя для российских читателей. На рубеже 19-20 веков он был одним из самых популярных норвежских авторов в России. Многие его произведения переводились и издавались в дореволюционной стране, а в 1911 вышло собрание его сочинений. Забвение писателя можно связать и с образованием нового государства, для которого психологические изыскания рефлексивной личности были малоинтересны, и с общим изменением политики государства, сначала развивающегося, а позже разваливающегося. Вопросы, касающиеся творчества Арне Гарборга, особенно актуальны сегодня, через сто лет после пика его популярности в России, когда идеи и мысли писателя вновь приобретают особую, характерную для времени начала века живость. Его темы вновь вспыхивают, но переливаются уже иными красками, оставаясь при этом ничуть не менее важными для каждого.

Поиски человеком себя с детства до глубокой старости, вечная дорога, нескончаемый путь, который проделывает личность, так живо описанная писателем в романах, особенно близка современному читателю. Стиль Гарборга, депрессивный и мрачный, впитавший весь ужас современности, циничный и беспрекословный, как нельзя кстати подходит потребностям и поискам современной молодежи, ее духу отчаяния и пессимизма. Гарборг, вобравший в себя все модные течения своего времени и сумевший выплавить из них индивидуальный почерк, оказался предвестником того экзистенциализма, каким мы узнали его в 20-м веке, предвестником сартровского отчаяния и кафкианского ужаса.

Изучение романов Гарборга актуально в данный момент, поскольку позволит выявить определенные механизмы работы автора над собой, изменения его мыслей, идей и сознания, происходящие, в том числе, благодаря осмыслению собственных текстов и работой над ними.

Степень разработанности проблемы

Норвежские исследователи не раз обращались к изучению творчества Гарборга с различных сторон и аспектов, на родине писателя создано немало работ, посвященных изучению его романов, поэм, публицистических работ. В Норвегии существует многофункциональный Гарборг-центр, в котором проводятся различные события, посвященные писателю – ставятся спектакли по его работам, читаются лекции, проходят конференции.

За рубежом творчество Гарборга изучено довольно подробно, но в России исследований романов писателя не проводилось. Мой вклад в разработку заключается в рассмотрении романов автора не как разрозненных частей, а в качестве закономерной и последовательной цепи единиц.

Объект и предмет исследования дипломной работы

Объектом исследования выступает творчество Арне Гарборга.

Предмет исследования – романы писателя, их философская и социальная составляющая.

Цель и задачи дипломной работы

Цель работы – проследить движение и развитие идейной составляющей романов Гарборга.

Для реализации поставленной цели работы поставлены следующие задачи:

· Проанализировать социальную и политическую ситуацию в Норвегии второй половины 19 века, в которой происходило становление Гарборга-человека и Гарборга-писателя

· Определить литературную ситуацию и господствующие в то время течения в литературе Норвегии

· Исследовать философские системы и теории, преобладавшие в Норвегии тех лет

· Проанализировать основные и второстепенные темы первого романа Гарборга «Крестьяне-студенты» и изучить стиль произведения

· Изучить роман «Мужчины», с помощью выявления главных мотивов и стиля работы, сопоставив их с предыдущим романом автора

· Проследить изменение тематической презентации и стиля в романе «Усталые», рассмотрев, в том числе, философскую составляющую произведения и авторов, оказавших влияние

· Проследить изменение авторской тематической интонации, проанализировав основные и второстепенные темы романа «Мир»

Методы исследования

При решении представленных задач были использованы следующие методы и подходы:

· Биографический метод

· Психологический подход

· Феноменологический подход

· Сравнительный метод

Информационная база исследования

При написании данной работы были использованы следующие материалы: монография о романе «Усталые» Дага Скарштайна «Признание Даниэля Грама в свете натурализма «Усталых» Арне Гарборга»[1], предисловие Пера Бувика «Усталые, Гарборг и декаданс»[2], сборник статей «Чтение Гарборга сегодня»[3], монография скандинавской литературы Неустроева «Литература скандинавских стран (1870-1970)»[4], исследование Татаринова «Дионис и декаданс. Поэтика депрессивного сознания»[5].

Научная новизна и теоретическая значимость работы

Работа представляет собой анализ основных проблем романов Арне Гарборга «Крестьяне-студенты», «Мужчины», «Усталые», «Мир», в том числе посредством интерпретации через философские учения, оказавшие влияние на писателя. Темы и идеи романов Гарборга рассматриваются в связке с Ницше и Кьеркегором, как основными мыслителями, работы которых Гарборг изучал.

Новизна работы заключается в том, что впервые в России в одном исследовании был проведен анализ сразу всех романов писателя, идеи которых были рассмотрены во взаимосвязи друг с другом. Работа показывает постепенное изменение методов Гарборга, его отношения к литературным течениям, прослеживает зарождение и становление собственного стиля.


 

Глава 1

Становление Гарборга как писателя. Ранние романы автора («Крестьяне-студенты», «Мужчины»)

Краткая биография

Поскольку, по наблюдениям, большинству современных слушателей не известна не только личность, но и литературная деятельность писателя, будет логично начать работу с краткой биографии Гарборга. Как будет видно в дальнейшем, атмосфера, в которой прошли детство и юность писателя, значительно повлияла на его становление как писателя и в той или иной мере нашла отражение в его будущих литературных работах.

Родился Арне Гарборг в январе 1851 года в крестьянской семье в Йерене, в деревеньке, находящейся в нескольких милях от Ставангера. Его отец был учителем, довольно зажиточным и преуспевающим фермером и авторитетным человеком в деревне. Арне был старшим из девяти детей, и первые годы жизни прошли для деревенского мальчика совершенно обычно – помощь по дому, усадьбе, ежедневное чтение Библии. Но когда Арне исполнилось девять, с отцом случился переворот – он ударился в веру, стал чрезмерно религиозен и чрезвычайно строг.

Жизнь Гарборга с этого момента стала невыносимой. Новые правила дома не вязались с логикой и разумом, а исполнять их следовало неукоснительно, ибо отец, решивший жить по букве Писания, не оставлял вариантов. Приходилось обманывать – тайком читать запрещенные в доме книги: Шекспира, Бьернсона, Ибсена – втайне от отца, который запрещал брать в руки что-либо, кроме Библии. Арне, как первый мужчина и прямой наследник фермы, никогда не был заинтересован во владении ею и в 1866 году, в возрасте 15 лет, принял решение покинуть дом и отправиться учиться. Уже в те годы он осознал, что главная его страсть и стремление – литература, мечтой его было стать великим писателем. Он отправился учиться, и уже в школьном рукописном листке не только в качестве публициста рассуждал о педагогических и религиозных вопросах, но и пробовал себя также в роли писателя и поэта.

В 1870 году происходит событие, серьезно повлиявшее на всю дальнейшую жизнь Гарборга: его отец кончает жизнь самоубийством. Постепенно приходя в себя от религиозного фанатизма, он не выдерживает обрушившихся на него бытовых и материальных проблем реального мира, и впадает в еще большую депрессию после вынужденной продажи фермы за долги. Узнав о случившемся, Гарборг винит в смерти отца себя, связав событие со своим отъездом из дома. Мотив этой вины останется с писателем навсегда и найдет свое отражение в его дальнейшем творчестве.

Вскоре Гарборг получает диплом учителя и начинает преподавать в Сенделеде. Он также продолжает свою журналистскую деятельность, издавая листок для учителей, сначала под названием «Seminaristen», позже «Lærer-standens avis», где в дополнение к учебным материалам публикует статьи на политические и религиозные темы. В 1872 году он редактирует газету «Tvedestrandsposten», а в 1873 году отправляется в Христианию – «учиться или умереть». Гарборг выдерживает экзамен в университет с отличием.

В столице он ведет активную публицистическую жизнь, печатаясь в «Aftenbladet», его сразу отмечают в качестве острого критика с блестящим умом – такими эпитетами его наградили за статьи о политической ситуации в стране. В это время под влиянием датских романтиков и произведений современных писателей он увлекается романтизмом, но вскоре эта страсть проходит.

К середине 70-х его интерес как публициста останавливается на новонорвежском языке – nynorsk. Вместе с Расмусом Стейнсвиком он начинает издавать журнал «Fedraheimen» на новонорвежском, направленный на фермеров и рабочих с идеями демократии и национальной независимости. Гарборг был одним из главных популяризаторов новонорвежского, он одним из первых начал использовать народный язык в прозе и стихах, на нем он и писал в дальнейшем.

Первое значительное сочинение Гарборга было посвящено именно нюношку – в 1877 выходит «Новонорвежское лингвистическое и национальное движение, попытка дать полный отчет о нем в форме посланий к противникам». Автор указывал в этой работе, что ни один разумный человек не станет отрицать право сторонников народного языка писать на нем, особенно если это дает возможность привлечь к книге новый круг читателей, для которых городской официальный язык вызывает трудности. Ни один издатель в Христиании не согласился выпустить эту книгу, и Гарборг вынужден был отдать ее неизвестному типографщику в Бергене. Приверженцы народного языка приравнивались в те годы к оппозиционерам, пропагандой нюношка Гарборг выражал свое расположение к простому народу и отвращение к лицемерию и высокомерию образованного класса общества.

В 1883 Гарборг публикует свой первый крупный роман «Крестьяне-студенты» – книгу о норвежской нищете и расслоении общества, цель ее – возбудить в крестьянах мужество и энергию, ругая их неустойчивость и несамостоятельность. В этом романе присутствуют и автобиографические черты бедного крестьянского мальчика, который приехал в столицу и пытается адаптироваться к новой жизни. В этом же году он занимает должность члена государственного контроля. В 1885 выходит книга «Рассказы и сказания» – сборник разнородных рассказов, а 1886 он пишет роман «Мужчины» – один из первых норвежских натуралистических романов, после публикации которого Гарборг теряет свою работу.

В 1887 году Арне женится на Хюльде Бергерсен и уезжает с ней из столицы, продолжая писать в «Kolbotnbrevene» и «Fedraheimen» и заниматься литературой. Его жена была динамичным современным человеком, вдохновленным европейскими идеями, она поддерживала идеи мужа, ратовала за равноправие полов и возглавляла сбор средств для создания театров на новонорвежском языке.

В 1891 Гарборг пишет роман «Усталые люди», снискавший большой успех, а в 1892 появляется роман «Мир», считающийся одним из самых важных в творчестве писателя, в котором он описывает трагическую судьбу своего отца. На этом романная деятельность писателя оканчивается, в дальнейшем он переходит к жанрам поэтики и эссеистики, никогда больше не возвращаясь к написанию романов. Продолжая публицистическую деятельность, в 1894 вместе с Расмусом Стейнсвиком издает газету «Den 17de Mai», а цикл стихов «Haugtussa», изданный в 1895, считается классическим примером норвежского неоромантизма или символизма (продолжением его стала книга «I Helheim» 1901 года).

В начале 1900-х Гарборг активно содействует политической борьбе, после 1905 особенно интересуется земельным вопросом, на этом построено его произведение «Jesus Messias» 1906 года, которое привлекло большое внимание, много споров породили нападки на богословов и церковь. Позже он переводит на новонорвежский мировые классические произведения: «Фауста» Гете и «Одиссею» Гомера, а также комедии Людвига Холберга.

В свой 70-летний юбилей он получил почетный дар от норвежского народа в 100 тысяч крон как знак любви и уважения, деньги он использовал для оказания поддержки бедным молодым коллегам. К моменту своей смерти в 1924 году, Арне Гарборг считался одним из самых величайших поэтов, писателей и публицистов Норвегии.

 

Первый роман Гарборга «Крестьяне-студенты» вышел в 1883 и был довольно тепло принят общественностью. Центральной темой произведения стала проблема отношений человека и окружающего его общества, социальной среды и неравенства. Эта проблема была особенно близка писателю, поскольку он сам испытал подобные моменты в своей молодости, покинув усадьбу отца и отправившись в город. Автор показывает, как общество и социальная среда постепенно изменяют характер и идеи способного молодого человека, как под влиянием современности главный герой Даниэль Браут постепенно теряет привитые ему с детства нравственный идеалы под воздействием неблагоприятных отношений, сложившихся в стране и по причине отрыва от своей родной среды.

Трагедия Даниэля также и в том, что он не в силах в новой среде найти самого себя, он уже не относится к крестьянам, но еще и не горожанин – подвешенное состояние давит не меньше безденежья. Даже с такими же как он выходцами из крестьянских семей он ощущает себя чужим, поскольку сам сторонится общего прошлого. Нельзя назвать Браута идеальным или просто положительным героем, Гарборг отказывается от однозначности в изображении персонажа, максимально приближая его к настоящему человеку. Помимо его достаточной посредственности, к пониманию которой он приходит с годами учебы, он ленив, не любит трудиться, а главное – с легкостью поддается влиянию посторонних. Отказывая себе в авторитете, он практически бездумно поддается мнению других в вопросах политики и общества.

Не в силах найти свой путь, он не может и превратиться в настоящего, подлинного, по его чувствам, горожанина. Подобное становление он рассматривает не в качестве культурного превращения, а, главным образом, как приобретение внешних символов – дорогого костюма и крупного капитала. Отчаявшись найти свое место и не желая больше голодать, он идет на сделку с совестью, найдя этот выход единственно возможным в сложившейся ситуации.

Героев Гарборга можно назвать типичными для интеллигенции Норвегии тех лет. Процесс капиталистического расслоения деревни выбросил их в город, где они долго не могли ассимилироваться и найти себя. Отсюда у многих героев Гарборга, проводящих время в прокуренных кабаках, можно встретить ненависть к реформам, самому городу, тоску по земле, спокойствию и крепкому быту.

В ранних романах Гарборг уделяет социальной среде достаточно большое внимание, по этой причине здесь часто появляются актуальные для общества тех лет реалии и проблемы. Его волнует вопрос о роли женщины в современном обществе, их взаимоотношения с мужчинами и обществом. Позже он отойдет от социальной тематики и углубится внутрь человеческого сознания.

Переломный период начнется с романа «Усталые», где Гарборг подробнейшим образом будет исследовать и анализировать душевное состояние интеллигента, вышедшего из крестьянской среды. В этом романе Гарборг с особенной тонкостью выписывает героя конца столетия, и Габриэль Грам становится наиболее наглядным примером глубокого психологического анализа в творчестве писателя. Благодаря дневниковой форме романа, писатель дает нам возможность прочувствовать глубинные мысли и волнения Грама – мыслящего человека, который стремится разобраться в противоречиях современности и своей жизни. Разочарованный и наукой, и политикой, и людьми, он стремится найти смысл и приходит в итоге к религии.

«Усталые» – во многом переломное произведение в творчестве Гарборга, это уход от выработанного прежними романами стиля и попытка разобраться в подсознательных мотивах героя. Отойдя от реализма и натурализма, Гарборг погружается внутрь своего персонажа, под его тщательный осмотр попадают его переживания, стремления, мечты и неудачи. Здесь ослаблена сюжетная линия и практически отсутствует разбор социальных проблем. Гарборгу важно показать не внешние события, а внутренние переживания персонажа.

Теории Ницше и Кьеркегора, оказавшие значительное влияние на творчество писателя, подвели Гарборга к развитию религиозной темы – в поздних его произведениях божественные мотивы звучат с особой силой. Проблемы современного общества отходят на задний план, выделяя пространство проблемам существования и глобальным вопросам. Увлечение Толстым и Достоевским нашло выражение в повестях и драмах Гарборга конца 19 – начала 20 века. В этих работах он поднимает вопросы, ответы на которые будут чуть позже активно искать философы-экзистенциалисты.

Последний роман Гарборга «Мир» (1892) показывает религиозную одержимость главного героя Энока. Здоровый и сильный, Энок всегда был зажиточным крестьянином, крепко стоял на ногах и был уважаем в обществе. Но попытка обрести мир в душе, найти Бога и поладить с ним, привели героя к фанатизму. Желая во всем неукоснительно соблюдать букву Библии в прямом смысл слова, отрицая все мирское и материальное, герой постепенно превращается в неуправляемого сумасшедшего, тиранизирующего окружающих. Пытаясь найти собственный путь, он приводит себя к саморазрушению, так и не достигнув мира в душе.

Этот роман часто называют автобиографичным, указывая на то, что автор описал в нем историю своего детства, представив главного героя своим отцом Эйвиндом Гарборгом. Отрицать эти замечания не представляется осмысленным, стоит только заметить, что роман во многом выходит за рамки исключительно автобиографического повествования. Главного героя Гарборг наделил чертами, характерными для человека переходного периода, утратившего в связи с различными ситуациями веру в Бога, но стремящегося вновь обрести гармонию. «Мир» не нравоучителен, он не показывает, как нужно поступать, а как не стоит – он демонстрирует, какой опасности можно достигнуть, встав на путь самоотречения и позволив себе встать на одну ступень с Абсолютом.

«Мир» стал последним романом в творчестве Арне Гарборга, после него писатель никогда больше не обращался к большой форме. Дальнейшее его творчество – эссеистика на христианскую тему и поэмы на народные мотивы.


 

Заключение

Литература Норвегии второй половины 19 века представляет собой сплав различных литературных течений и стилей. Внутригосударственные политические изменения начала века вызвали среди интеллигенции Норвегии живой интерес к европейским литераторам и мыслителям, что отразилось на заметном влиянии последних. Творчество Арне Гарборга стало отражением социальных и философских проблем современности, впитав все актуальные проблемы и идеи, на основе и в споре с которыми писатель сформировал свое собственное видение литературы.

Цель представленной работы заключалась в том, чтобы проследить эволюцию идейной и философской составляющей романов норвежского писателя.

Для достижения поставленной цели был поставлен ряд задач, решение которых привело к следующим выводам:

· Анализ социальной и политической ситуации Норвегии второй половины 19 века показал изменения в самосознании общества, начало консолидации деревни и города, подъем национального движения. Все эти изменения способствовали слому старых устоев, породив в сознании общества неустойчивость переходного периода от одной системы ценностей к другой.

· Рассмотрение литературной ситуации Норвегии второй половины 19 века показало мозаичность картины литературной жизни, открытость границ различных художественных систем, множественность влияний и традиций. К упрочившему свою роль реализму добавились новые течения, такие как неоромантизм, натурализм и декаданс, характерные для литературы переходного периода

· Исследование философских систем, преобладавших в Норвегии того времени, показало особое влияние идей Ницше и Кьеркегора, их теорий о человеке и божественном. Интерес именно к этим философам объясняется сломом прежней системы и поисками обществом нового смысла существования.

· Анализ первого романа Гарборга «Крестьяне-студенты» показал преобладание социальной тематики, постановку и поиск решений актуальных вопросов современного норвежского общества. Мы видим господство натуралистического стиля и уже здесь – зарождение религиозной темы.

· Изучение романа «Мужчины» показало расширение авторских границ и масштабов письма Гарборга. Обозначить и выявить основные проблемы современности автор решает с помощью показа различных слоев населения, отказ от единственного главного героя говорит о желании автора показать срез общества и сравнить проблемы, затрагивающие каждую из категорий граждан.

· Рассмотрение тематической составляющей романа «Усталые» и стиля письма позволяют говорить о том, что роман стал переломным в творчестве автора. Отказавшись от обсуждения и выявления социальных и политических противоречий общества напрямую, писатель углубился в психологию своего персонажа, попытавшись раскрыть его подсознательные мотивы. Рассмотрение романа в сопоставлении с философией Ф. Ницше позволило открыть дополнительные смыслы и лучше разобраться в обозначенных.

· Анализ последнего романа Гарборга «Мир» показал, что автор полностью отступил от позиционировавшихся им ранее течений и стилей, создав на их основе собственную индивидуальную версию литературного письма. Тематический и идейный анализ произведения показал дискуссию автора с теориями мыслителей, с помощью которых Гарборг пытался разобраться в философских теориях и применить их к реальной жизни.

На основе представленного решения поставленных задач можно сказать, что заявленная цель работы достигнута.

Подводя итог исследования, касающегося преобразований, происходящих в творчестве норвежского писателя Арне Гарборга, нами был сделан вывод о том, что постепенные изменения, происходящие с романами Гарборга, их эволюция, отход от актуальных течений и выработка собственного стиля, –результат не только экономических и политических изменений в окружающем мире, но и глубоких преобразований в сознании самого писателя, его философских измышлений, поисков и ответов.

Это развитие, в первую очередь, происходящее с сознанием автора на основе впитанных им философских концепций и развитием собственных представлений на их основе. Роман за романом он описывает, будто, одного и того же героя, но в различных не только возрастных категориях, но и в индифферентных психологических состояниях. Этот человек разочаровывается в одной ипостаси и пробует себя в другой, раз за разом глубже узнавая себя, познавая окружающий мир и постоянно спотыкаясь о непознаваемость того и другого.


 

Библиография

1. Гарборг Арне, Собрание сочинений; Под ред. Я. Сегал. Т. 1-7. - Москва: В.М. Саблин, 1911-1912.

2. Гарборг Арне «Мир», перевод с норв. А. Сельницин, Москва, Импэто, 2006

3. Джерело, Ковалева Т.В. и др. «История зарубежной литературы (Вторая половина ХIX - начало ХХ века)». Леонова Е.А. «Литература скандинавских стран (Конец ХIX - начало ХХ века)», Минск, Завигар, 1997

4. Неустроев В.П. «Литература скандинавских стран (1870-1970)» учебное пособие для филологических факультетов. М., Высшая школа, 1980

5. Татаринов А.В. «Дионис и декаданс: поэтика депрессивного сознания» (субъективная монография), Краснодар, ZARLIT, 2010

6. Трыков В.П. «История зарубежной литературы рубежа XIX-XX веков», учебное пособие, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, Москва, 2002

7. Справочное издание «Триумф в Германии. Писатель Арне Гарборг», Москва, Импэто, 2002

8. NORskrift. Tidsskrift for nordisk språk og litteratur. Institutt for nordistikk og litteraturvitenskap, Oslo, 2001

9. «Å lese Garborg i dag», artiklar, H. Aschehoug & Co. (W. Nygaard), Oslo, 1981

10. Buvik Per «Trætte Mænd, Garborg og dekadansen», H. Aschehoug & Co. (W. Nygaard), Oslo, 1991

11. Erichsen Valborg «Søren Kierkegaards betydning for norsk aandsliv», Aschehoug, 1923

12. Garborg Arne, «Tankar og utsyn», Bd. I-II. Aschehoug, Oslo, 1950

13. Obrestad Tor «Arne Garborg. Ein biografi», Gyldendal norsk forlag, Oslo, 1991

14. Obrestad Tor «Om Fred og nihil» Nordahls Trykkeri, Oslo, 1994

15. Sjåvik Jan «Arne Garborg. Kristiania-romaner», Aschehoug, Oslo, 1985

16. Skarstein Dag «Gabriel Grams bekjennelse i lys av Arne Garborgs naturalisme i Trætte Mænd», Bergen, D. Skarstein, 2001

17. Thesen Rolv «Ein diktar og hans strid» H. Aschehoug & Co. (W. Nygaard), Oslo, 1991

18. Thorn Finn «Arne Garborg og kristendommen», H. Aschehoug & Co. (W. Nygaard), Oslo, 1972

19. Wiehr Josef «Arne Garborg», Scandinavian Studies and Notes Volume 5, 1919

20. Åmlid Ånund «Arne Garborg. Svein og meister», J.W. Cappelens forlag, Oslo, 1938

 


[1] Skarstein Dag «Gabriel Grams bekjennelse i lys av Arne Garborgs naturalisme i Trætte Mænd», Bergen, D. Skarstein, 2001

[2] Предисловие к изданию романа «Усталые», Buvik Per «Trætte Mænd, Garborg og dekadansen», H. Aschehoug & Co. (W. Nygaard), Oslo, 1991

[3] Сборник статей «Å lese Garborg i dag», H. Aschehoug & Co. (W. Nygaard), Oslo, 1981

[4] Неустроев В.П. «Литература скандинавских стран (1870-1970)» учебное пособие для филологических факультетов. М., Высшая школа, 1980

[5] Татаринов А.В. «Дионис и декаданс: поэтика депрессивного сознания» (субъективная монография), Краснодар, ZARLIT, 2010

[6] Е.А. Леонова «Литература скандинавских стран (Конец ХIX - начало ХХ века)»,

Джерело: Ковалева Т.В. и др. «История зарубежной литературы (Вторая половина ХIX - начало ХХ века)». Минск: Завигар, 1997

[7] Глава «Naturalisme, impresjonisme og ny-idealisme», Skarstein Dag «Gabriel Grams bekjennelse i lys av Arne Garborgs naturalisme i Trætte Mænd», Bergen, D. Skarstein, 2001

[8] Брандес Г. Собр. соч. 2-е изд., т, 1—20. Спб., 1906—1914, т. 1

[9] Гарборг Арне, Собрание сочинений; Под ред. Я. Сегал. Т. 1-7. - Москва: В.М. Саблин, 1911-1912. - 7 т., Мужчины / Пер. с нар. норв. диалекта (Landsmaal) Я. Сегал. - 1911

[10] Там же

[11] Там же

[12] Там же

[13] Справочное издание «Триумф в Германии. Писатель Арне Гарборг», Москва, Импэто, 2002

[14] Thesen Rolv «Ein diktar og hans strid», H. Aschehoug & Co (W. Nygaard), Oslo, 1991

[15] Garborg Arne, «Tankar og utsyn», Bd. I-II. Aschehoug, Oslo, 1950

[16] Beyer Harald «Nietzsche og Norden», Årbok, Universitetet i Bergen, Bergen, 1958

[17] Гарборг Арне, Собрание сочинений под ред. Я. Сегал. Т. 1-7. - Москва: В.М. Саблин, 1911-1912. - 7 т.; 19, Усталые / Пер. В. Рудиной. - 1911

[18] Ницше Фридрих «Рождение трагедии из духа музыки», любое издание

[19] Там же

[20] Гарборг Арне, Собрание сочинений под ред. Я. Сегал. Т. 1-7. - Москва: В.М. Саблин, 1911-1912. - 7 т.; 19, Усталые / Пер. В. Рудиной. - 1911

[21] Камю Альбер «Миф о Сизифе», любое издание

[22] Thesen Rolv «Ein diktar og hans strid» H. Aschehoug & Co. (W. Nygaard),Oslo, 1991

[23] Beyer Harald «Søren Kierkegaard og Norge», H. Aschehoug & Co. (W. Nygaard) Kristiania, 1914

[24] Erichsen Valborg «Søren Kierkegaards betydning for norsk aandsliv», Aschehoug, 1923

[25] Там же

Дипломная работа

Эволюция романа в творчестве Арне Гарборга

 

Автор: студентка 5 курса гр. 501 Емельяненко Анна Сергеевна

Научный руководитель: к.ф.н. Сельницин Алексей Александрович

 

 

Аннотация

В данной работе исследуется творчество норвежского писателя Арне Гарборга, в том числе романы «Крестьяне-студенты», «Мужчины», «Усталые» и «Мир». Основываясь на политической и литературной ситуации Норвегии 19 века, биографии писателя и теориях популярных философов тех лет, проводится анализ идейного преобразования его работ. Взгляд через призму учения Кьеркегора и Ницше дает дополнительные конструкты к анализу работ писателя.

Ключевые слова: Гарборг, Норвегия, эволюция, философия

 

Abstracts

In this work analyzes Arne Garborg’s works such as «Peasant-students», «Men», «Tired people» and «Peace». The analyzing of the writer’s ideological transformation is based on the political and literary situation in the 19 century in Norway, Garborg’s biography and modern theories of philosophers. Looking at novels through the prism of Kierkegaard and Nietzsche ideas provides other variants to analyzing Garborg’s novels.

Tags: Garborg, Norway, novels, philosophy


Оглавление

 

Введение......... 3

1 глава. Становление Гарборга как писателя. Ранние романы автора («Крестьяне-студенты», «Мужчины»)

· Краткая биография писателя..... 7

· Политическая и литературная ситуация Норвегии 19 века. 15

· Влияние современных течений на творчество Гарборга. 18

· Роман «Крестьяне-студенты» в свете натурализма.. 20

· Роман «Мужчины» как отражение эпохи декаданса.. 24

2 глава. Перелом в творчестве, поиск собственного пути («Усталые»)

· Отход от социальной тематики, стилистика романа.. 32

· Диалог с Ф.Ницше, переработка идей декаданса.. 36

3 глава. Позднее творчество Гарборга, формирование индивидуального литературного стиля («Мир»)

· Роман «Мир» в свете разработки Гарборгом темы религии и христианства........ 43

· Влияние идей С.Кьеркегора и взаимодействие с ними. 48

Заключение......... 55

Библиография......... 58

 

 


 

Введение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.115 с.)