Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
М. Ю. Лермонтов. СтихотворенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Парус» Романтическое стихотворение «Парус» было написано в 1832 году. Вынужденный оставить Москву и университет, Лермонтов уезжает в Петербург и однажды, бродя по берегу Финского залива, он 'пишет это стихотворение, о чем свидетельствует М. Лопухина, в письме к которой Лермонтов послал первый вариант стихотворения. Композиция. Стихотворение состоит из трех строф, которые построены по одной модели: первая и вторая строка рисуют картину природы, а третья и четвертая — изображают внутреннее состояние лирического героя, наблюдающего за парусом. В философском стихотворении «Парус» поднимается одна из основных тем лермонтовской лирики — тема одиночества. В первой строфе два центральных образа — парус и лирического героя — объединяет ключевое слово «одинокий». Одинокий парус привлекает внимание лирического героя именно своим одиночеством, потому что одинок и он сам. Во второй строфе парус как бы приближается к глазам зрителя. Ощутить игру волн, свист ветра и скрип мачты возможно, только находясь под парусом, в самом суденышке. То есть лирический герой как бы переместился в открытое море и сам управляет ветрилом. Зачем это ему? Может быть, спасение от одиночества именно в борьбе со стихией? Но он не бежит от счастья, которого не было в его смятенной душе, и не ищет счастья в океане. Ключевым словом становится здесь «увы», выражающее чувство разочарования, показывающее, что нигде в мире нельзя найти счастье, так как это — состояние души, а не состояние мира. В третьей строфе картина окружающего мира на редкость гармоничная, светлая и яркая. В ней и «струя светлей лазури», и «луч солнца золотой». Но эта картина контрастна состоянию лиштческого гетюя «Как будто» появляющееся в последнем стихе демон-стрирует иллюзорность поисков счастья и попытки убежать от самого себя Лирический герой Лермонтова страдает от разлада не только с окружающим миром, но и с самим собой.
«Нет, я не Байрон, я другой...» Стихотворение написано в 1832 году. Метод — романтизм. На творчество Лермонтова значительное влияние оказала личность и творческое наследие выдающегося английского поэта-романтика Джорджа Гордона Байрона. Темой стихотворения является обычное для Лермонтова сравнение своей судьбы с судьбой английского поэта. Здесь он, с одной стороны, не отвергает внутреннего родства с Байроном: оба поэта предстают в стихотворении как романтические странники, переживающие конфликт с толпой и с целым миром, которому они чужды и которым они «гонимы». Объединяет Лермонтова с Байроном избранничество («Еще неведомый избранник...»). Но в то же время в стихотворении намечено не только сопоставление с Байроном, но и противопоставление ему. Судьба поэта «с русскою душой» более трагична: Я раньше начал, кончу ране, Мой ум не много совершит; В последних строках стихотворения подчеркнута незаменимость человеческого и поэтического призвания поэта: ...кто Толпе мои расскажет думы? Я — или Бог — или никто! «Смерть поэта» 29 января 1837 года скончался Пушкин. Известие о его гибели потрясло Лермонтова, и на следующий же день он написал стихотворение «На смерть поэта», а через неделю — заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и заучивалось наизусть. Жанр — лирическое стихотворение, соединяющее черты элегии (первая часть) и сатиры (последние 16 строк). Стихотворение «Смерть поэта» написано под непосредственным впечатлением от смерти Пушкина. Но хотя речь идет о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует происшедшее как проявление вечной борьбы добра, света со злом и жестокостью. Таким образом, судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще. Основные темы стихотворения — конфликт поэта и толпы, божественный дар и обреченность на гибель. Стоит обратить внимание на неоднозначность словосочетания «невольник чести». Обычно в связи с ним говорят о биографических подробностях смерти Пушкина, но в лермонтовском понимании, видимо, речь идет не столько о светской чести, сколько о чести поэта, не способного изменить своей правде, своему данному свыше дару. Композиция. В первой строфе изображен романтический образ Поэта. Ключевое слово второй строфы — «убийца». Его образ совершенно лишен романтической приподнятости. Он не противник, не неприятель, не дуэлянт, он — именно убийца. В связи с этим смерть Поэта мыслится как провидение, как «перст Судьбы»: у убийцы «пустое сердце», он заброшен к нам «по воле рока», это не столько конкретное лицо, сколько исполнитель «приговора судьбы». Следующая часть стихотворения (23 строки) — элегия, наполненная отсылками к пушкинским произведениям. «Сраженный, как и он, безжалостной рукой» — аналогия с Ленским; «Зачем от мирных нег...» — перекличка с пушкинским «Андреем Шенье». Вторая часть наполнена антитезами, иллюстрирующими невозможность понимания между поэтом и «светом», толпой. В первой части автор взывал к толпе, теперь обращается к поэту. Конец пятой строфы перекликается с первой: «жажда мести» — «жажда мщенья», «оклеветанный молвой» — «коварный шепот насмешливых невежд», «угас светоч» — «приют певца угрюм...». В заключительной части стихотворения (последние 16 строк) Лермонтов открыто называет истинных виновников гибели Пушкина. Его погубили «надменные потомки известной подлостью прославленных отцов». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») «Молитва» написана в 1837 году. Введена в текст письма Лермонтова к М. Лопухиной. Главная тема стихотворения — тема любви, лирический герой молится не за себя («Не за свою молю душу пустынную»), а за возлюбленную. «Молитва» — шедевр любовной лирики Лермонтова. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте. Стихотворение начинает сбивчивая, с нагнетанием все новых обращений и пояснений, почти исступленная речь. И только после того как лирический герой высказывает свою заветную просьбу («Но я вручить хочу деву невинную / Теплой заступнице мира холодного»), тон стихотворения становится более спокойным и умиротворенным. Строка «Теплой заступнице мира холодного» является кульминационной. В ней поэту удалось сконцентрировать одну из главных идей своего творчества, к восприятию которой читатель подготовлен чтением предшествующих стихов. «Холодный мир» для Лермонтова не абстракция, а совершенно определенное понятие, знакомое и по другим стихам поэта. В соединении с «теплой заступницей» — другим впечатляющим образом — они создают поразительную антитезу (противопоставление). В этой своей молитве Лермонтов — глубоко народен, поскольку давно замечено, что русская молитва — это в основном молитва к Богоматери и только через Нее ко Христу. «Тучи» Стихотворение «Тучи» было написано Лермонтовым в ссылке в 1840 году. Здесь звучат две центральные для лермонтовской лирики темы свободы и одиночества. В первой строфе лирический герой, обращаясь к тучам, сравнивает их с собой, и возникает тема изгнанничества: Тучки небесные, вечные странники! v Степью лазурною, цепью жемчужного Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Но если в первой строфе образы туч и лирического героя сопоставлены, то в последней они резко противопоставляются. Тучам чужды страсти и страдания, они — «вечно холодные, вечно свободные». Благодаря контрастному соотнесению этих образов подчеркивается несвобода, невольное изгнанничество лирического героя. «Бородино» «Бородино» было написано в 1837 году как отклик на двадцать пятую годовщину Бородинского сражения. Жанровая природа этого произведений неоднозначна. С одной стороны, жанр его принято определять как стихотворение, то есть лирическое произведение, с другой — для него характерны эпические черты (образ рассказчика, сказовая форма повествования, эпический, сог бытийный сюжет). Тема. Стихотворение «Бородино» (или «микроэпос», как его еще называют) посвящено народной войне 1812 года. Его героем и рассказчиком одновременно является безымянный солдат, носитель «народного», внеличного начала. Облик рассказчика предопределил сказовую форму повествования и ту систему ценностей, которая обозначена в стихотворении: героическое время подъема народного самосознания противопоставлено измельчавшему настоящему: — Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Восхищаясь подвигом русских богатырей прошлого, поэт невольно вспоминает о своем поколении, которое пассивно терпит гнет, не предпринимая попытки изменить свою жизнь к лучшему. Композиция. «Бородино» делится на две части: вступление, обращенное к рассказчику и занимающее лишь одну строфу («Скажи-ка, дядя, ведь недаром...»), и главную часть, рассказ бывалого воина, участника сражения. Главная часть, в свою очередь, распадается еще на две части. В первой из них описывается с нарастающим напряжением ожидание боя, во второй — сам бой с постепенным ослаблением напряжения к концу стихотворения. «Когда волнуется желтеющая нива...» Стихотворение было написано в 1837 году. В нем поднимается тема единения человека с природой. Большая его часть представляют собой пейзажную зарисовку. Мир природы, изображенный поэтом, благостен и гармоничен: желтеют хлеба, сливы налились, «свежий лес шумит», серебристый ландыш «приветливо кивает головой». Созерцание природы, в которой все полно гармонии, только подчеркивает разлад, царящий в душе лирического героя. Но в to же время этот мир красоты дарит ему мечту о соединении с природой и людьми: Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога... «Дума» Стихотворение написано в 1838 году. «Дума» по своему жанру является такой же элегией-сатирой, как и «Смерть поэта». Большинство стихотворений Лермонтова зрелого периода связано единой тематикой: н центре их — анализ современного общества и его психологии. «Дума» является одним из наиболее значимых стихотворений этого периода. Здесь поэт изображает современное ему поколение как внутренне опустошенное, зараженное духовной апатией, утратившее жизненное предназначение. Это поколение «лишних людей», его удел — состариться в бездействии. «Дума» имеет два смысловых центра: «я» (поэт, произносящий весь монолог) и «поколение». Сначала «я» противостоит «поколению», поэт судит его как посторонний, смотрит на него со стороны. Но в то же время «поколение» охарактеризовано как «наше», то есть поэт сам является частью общества, которое столь резко осуждает. По сути, он вершит суд над самим собой! Однако «я» не полностью поглощено «мы», в нем есть непокорность, непримиримость, душевная мука. В результате возникает конфликт не только между «я» и «поколением», но и внутри самого «я». В финале на первый план выдвигается третья коллизия — между нынешним поколением и потомками, выносящими ему свой приговор: Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом. «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...») Стихотворение было написано в 1838 году. Здесь Лермонтов поднимает тему поэта и его предназначения. Он использует символ-иносказание для сравнения поэта с грозным некогда оружием. Стихотворение отчетливо распадается на две части. В первой центральным образом является боевой кинжал. Он был снят отважным казаком с убитого господина, а затем стал предметом купли-продажи. В конце концов, кинжал превратился в игрушку с золотой отделкой. Такой кинжал безвреден, но и бесславен. Центральный образ второй части стихотворения — поэт. Его судьба подобна судьбе кинжала. В прошлом голос поэта звучал, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Но нынче поэзия также не выполняет свое предназначение. Лермонтов обвиняет своих современников-поэтов в том, что они отреклись от борьбы, от своей миссии, предпочитая «золотую отделку». В финальной строфе он обращается с вопросом к современным поэтам: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк, Иль никогда, на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья. «Три пальмы» Несмотря на кажущуюся простоту «Три пальмы» (1838) — сложное философское произведение. Для Лермонтова исключительно важным был вопрос о том, нужно ли покорно подчиняться судьбе или следует бороться с ней. Например, в стихотворении «Парус» этот вопрос решается в пользу беспокойных исканий и борьбы как смысла человеческой жизни. В «Трех пальмах», стихотворении зрелого периода, предлагается иное решение. В далеких степях аравийской земли среди раскаленного песка и знойного ветра росли три пальмы. Их широкие зеленые листья давали тень для холодного ручья, бьющего в этом оазисе. Однако гордым пальмам было мало этого, и они стали «на Бога роптать»: Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор?.. Не прав твой, о небо, святой приговор! Так ставится в стихотворении проблема смысла жизни: пальмы не хотят жить «без пользы». Бог услышал негодование гордых пальм: тут же появился большой и яркий караван, гости утолили жажду студеной водой из ручья, отдохнули в тени пальм, а к вечеру, когда «сумрак на землю упал / По корням упругим топор застучал / И пали без жизни питомцы столетий!». Таким образом, пальмы, не случайно названные «гордыми», были сурово покараны за то, что не удовольствовались предназначенным им уделом и посмели «на Бога роптать». Подчеркивает эту мысль последняя строфа стихотворения, резко контрастирующая с первой: И ныне все дико и пусто кругом — Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит — i Его лишь песок раскаленный заносит, Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») Стихотворение «Молитва» (1839) посвящено одному из самых сокровенных моментов человеческой жизни — молитве. Не случайно здесь звучит лирическая интонация, что скорее нехарактерно для лермонтовской лирики, пронизанной горечью и отчаяньем. Ключевые слова этого стихотворения — «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть» — связаны с верой, с христианской традицией. Первая строфа посвящена описанию состояния души лирического героя (трудная минута, в сердце — грусть), его обращения к молитве. Вторая — описание силы и прелести живых слов этой молитвы: Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. Третья строфа рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку «сила благодатная»: уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слезы облегчения. «Как часто, пестрою толпою окружен...» Стихотворение написано в 1840 году. Стихотворение состоит из двух частей. В первой — острые и точные характеристики высшего общества (1 и 2 строфа), во второй — безмятежный мир юности (3—6 строфы). Произведение состоит из семи строф, представляющих собой шестистишие, которое четко делится на двустишие. В этом стихотворении поднимается та же тема, что и в «Думе» — анализ современного общества. Первая часть посвящена изображению надменных, духовно нищих людей «большого света». В «пестрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушных людей». Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски». Отвратительны Лермонтову и лживые и неискренние отношения между мужчиной и женщиной в свете. Здесь нет настоящей любви, все решают деньги и чины. Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска и суеты», поэт погружается в воспоминания о близкой сердцу поре детства и юности. Здесь сатира уступает место элегии. Лермонтову дороги родные тар-ханские места. Когда-то здесь поэт мечтал о встрече с прекрасной девушкой, о сильной и чистой любви, которую он сможет пронести через всю жизнь. Прием «погружения» в воспоминания о далеком прошлом часто использовали поэты-романтики 20-х годов XIX столетия. В отличие от тех поэтов, которые идеализировали прошлое, Лермонтов убежден в том, что невозможно жить одной привязанностью «к недавней старине». Приятные мечты о прошлом являются обманом, вернее, самообманом. Вот почему Лермонтов восклицает: «_ опомнившись, обман я узнаю...». Заканчивается стихотворение гневным вызовом миру ханжества и зла, протестом против бездушного «света». «И скучно и грустно» Стихотворение написано в 1840 году. В нем поднимается центральная для творчества Лермонтова тема одиночества. Эта тема возникает уже в юношеских стихотворениях поэта. Но в ранней поэзии иное восприятие одиночества — романтическое («Парус»). Во второй половине 30-х — в начале 40-х годов пылкость чувств, мятежность сменяются глубокими раздумьями, философским поиском. Преобладает не тема одинокого романтического героя, а тема печальной, изверившейся, одинокой души поэта. В «И скучно, и грустно...» лирический герой говорит о своем одиночестве, о своей усталости и тоске. Он пытается и не может найти вокруг «души родной», его некому поддержать в трудную минуту. Поэтому им овладевает дух уныния: он скучает в настоящем и ни к чему не стремится в будущем. В этом унылом одиночестве ощущает поэт бег времени и понимает, что он не в силах ему противиться, ибо жизнь его — «такая пустая и глупая шутка...», а все радости, муки, страсти и желания ничтожны. «Нищий» Стихотворение «Нищий» было написано в 1830 году. Здесь поднимается тема одиночества, неверия в возможность взаимопонимания между людьми и тема любви. Стихотворение можно разделить на две части. В центре первых двух строф образ нищего, который просит на кусок хлеба. Черствость, бездушие и безразличие людей очень выразительно демонстрируется в последних двух строках второй строфы: И кто-то камень положил В его протянутую руку. В третьей заключительной строфе поэт проводит параллель между нищим и влюбленным. Разлад между мечтой и действительностью проникает и в это прекрасное, светлое чувство: любовь приносит не радость, а боль и страдания. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою! «Нет, не тебя так пылко я люблю...» Стихотворение было написано в 1841 году. Его центральная тема — тема любви. Для русской романтической поэзии в целом и для любовной лирики Лермонтова в частности было характерно восприятие реальной любви и возлюбленной лишь как замены иного, абсолютного, а потому невозможного в действительности чувства. Это особенно четко выраженр в данном стихотворении. С одной стороны, лирический герой сразу же утверждает: Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье... Но следующие строки свидетельствуют о том, что любовное чувство связано с реальной возлюбленной, в которой он видит черты другой, идеальной любимой: Я говорю с подругой юных дней, В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых уста давно немые, В глазах огонь угаснувших очей. «Родина» Стихотворение было создано в 1841 году. Центральная тема — тема любви к родине. Здесь Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Свою любовь к родине он называет «странной» потому, что любит в своей стране народ, природу, а не ее историю и славу, «купленную кровью». Стихотворение можно условно разделить на две части. В первой изображена официальная Россия и ее великая история: «слава, купленная кровью», «полный гордого доверия покой», «темной старины заветные преданья». Во второй части лирический герой противопоставляет этой помпезной России другую, горячо любимую им: с безбрежными степями, разливающимися реками, с «печальными» деревнями, избами, крытыми соломой, с пьяными мужичками. «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана. :.») Стихотворение написано в 1841 году. Особого внимания заслуживает его композиция. В сон поэта (стихотворение называется «Сон») вложен сон лирического героя, мертвеца («спал я мертвым сном»), а в его сон, в свою очередь, вложен сон женщины: S В грустный сон душа ее младая Бог знает чем была погружена... Кроме того, завершается стихотворение той же картиной, которая его открывала (кольцевая композиция): И снилась ей долина Дагестана; Знакомый труп лежал в долине той; В его груди, дымясь, чернела рана, И кровь лилась хладеющей струей. «Из-под таинственной, холодной полумаски...» Стихотворение предположительно написано в 1841 году. Центральная тема — тема любви. В отличие от ранних любовных циклов, внимание зрелого поэта сосредоточено не на истории собст венно чувства, а на женских образах. В первой половине стихотворения (1 и 2 строфа) слагается облик возлюбленной: «холодная полумаска» (символический признак душевной закрытости и вызова), «пленительные глазки», «лукавые уста». В двух последних строфах возникает «бесплотное виденье» красавицы, сотканное из «легких признаков», среди которых особо выделен «отрадный, как мечта» голос героини. Это в лирике Лермонтова обычно связывалось с возвышенной и тайной сущностью любви. Однако финальное «старые друзья» определяет отношения как исключающие безусловное поклонение и романтическую дистанцию. «Выхожу один я на дорогу...» Стихотворение написано в 1841 году, за несколько дней до дуэли и смерти. Здесь соединены основные темы всей лермонтовской лирики (одиночества, смысла жизни и т. д.). Поэт как бы подводит итог всему своему творчеству. В первой же строке говорится об одиночестве лирического героя. Он выходит в открытый распахнутый мир. Перед ним устремленная вдаль бесконечная дорога, над ним — открытое небо. Полноте и спокойствию природы противопоставлено состояние поэта. Ему «больно» и «трудно», он чувствует глубокое неудовлетворение, ни прошлое, ни будущее не радуют его. Он стремится вырваться из мира одиночества и приобщиться к миру природы. Если в ранней лирике свобода была равнозначна бунту, борьбе и противоположна покою (например, «Парус»), то теперь герой ищет той высшей свободы, которая не противоречит законам природы, не требует бунта, протеста, а подразумевает полноту жизни, гармонию с природой. «Пророк» В стихотворении «Пророк», написанном в 1841 году, Лермонтов поднимает тему взаимоотношений пророка и «толпы». Лермонтовский пророк — гонимый людьми гений. Поэт раскрывает тему пророка, как тему трагического непонимания людьми свободной творческой личности. Первая, вторая и половина третьей строфы описывают отношения между пророком и людьми. «Толпа» отвергает пророка, который провозглашает «любви и правды чистые ученья», и он удаляется в пустыню, где обретает покой и гармонию: Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. Последние строфы изображают контрастную картину: когда пророк возвращается в «шумный град», люди с презрением отталкивают его. Примеры заданий ЕГЭ по теме 4.6. Часть 2 Ответом к заданиям В1—В8 является слово или сочетание слов. Запишите ответ без пробелов, знаков препинания и кавычек. 81. Каким стихотворным размером написано стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»? Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. — Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? 82. К какому литературному направлению относится и творчество английского поэта Джорджа Гордона Байрона, и приведенное стихотворение М. Ю. Лермонтова? Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Я раньше начал, кончу ране, Мой ум не много совершит; В душе моей, как в океане, Надежд разбитых груз лежит. Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны? Кто Толпе мои расскажет думы? Я—или бог—или никто! 83. Впечатление от смерти какого русского поэта легло в основу стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»? 84. Какой характерный для романтической лирики М. Ю. Лермонтова мотив звучит в первой строфе стихотворения «Тучи»? Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужного Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. 85. Кто является героем и рассказчиком стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»? Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусыо! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! В6. Назовите тему стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума»: Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов й поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом. В7. Какая философская проблема звучит «Три пальмы»? в стихотворении М. Ю. Лермонтова В8. «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор?.. Не прав твой, о небо, святой приговор!» Какой характерный для лирики М. Ю. Лермонтова мотив звучит в описании «толпы» в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...»? Как часто, пестрою толпою окружен, Когда передо мной, как будто бы сквозь сон, При шуме музыки и пляски, При диком шепоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски... Часть 3 Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. С1. Тема Поэта и Поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова. С2. Особенности любовной лирики М. Ю. Лермонтова. СЗ. Лирика М. Ю. Лермонтова: основные темы, мотивы, образы. М. Ю.Лермонтов. «Песня про купца Калашникова» Время создания Жанр — поэма. Лермонтов стремился приблизить «Песню...» к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие «доброго боярина и боярыню его белолицую», играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются герои произведения, не лично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество «правды-матушки» в сказании, поскольку поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою личную честь, стал фактом народной истории. «Песня...» была написана в 1837 году и в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог его работы над русским фольклором. Сюжет Главные герои произведения — любимый опричник царя Ивана Васильевича Кирибеевич и купец Степан Парамонович Калашников. «Песня...» начинается царским пиром, на котором Кирибеевич признается царю, что влюблен в жену купца Калашникова Алену Дмитриевну. Купец Калашников, возвратившись домой, удивляется, что его не встречает жена. Возвратившись, Алена Дмитриевна падает в ноги мужу и рассказывает, что когда она возвращалась из церкви, ее нагнал ее опричник Кирибеевич и стал сулить богатые дары. Она вырвалась, но в руках «разбойника» остался подарок Калашникова — узорный платок. Алена Дмитриевна просит мужа заступиться за нее, ведь больше у нее никого нет. Калашников зовет своих братьев и рассказывает им, что завтра будет биться с Кирибеевичем на Москве-реке при самом царе, и если опричник побьет его, братья должны выйти за «святую правду-матушку». На Москву-реку приезжает царь с дружиной, боярами и опричниками. «Кто побьет кого — заявляет царь, — того царь наградит. А кто будет побит, тому Бог простит!» Степан Парамонович убивает опричника, а разгневанный царь велит казнить самого Калашникова. Тема В «Песне...» Лермонтов поднимает тему гордой, могучей личности, встающей на защиту своей чести и достоинства. Поэт не случайно обращается к допетровской России. Почему его заинтересовала именно эпоха Ивана Грозного? Этот государь стал олицетворением деспотизма, тирании и самодурства. И в эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана и Россию, управляемую просвещенным государем Николаем I. Главная цель этого сопоставления — колоссальная разница масштаба личности различных эпох. Герои Все герои «Песни...» — яркие, самобытные, могучие личности. Они могут реализовать себя либо в сфере зла, как сам царь Иван Грозный и его верный опричник Кирибеевич, либо в сфере чистоты и добра, как купец Калашников, его братья и жена. Одна из важнейших характеристик героев «Песни...» — их принадлежность к клану, которую сами персонажи ощу-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.51 (0.013 с.) |