Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»

Поиск

«Матренин двор» был написан в 1959 году. Первоначальное название — «Не стоит село без праведника». Как и многие рассказы Солженицына, «Матренин двор» основан на фактах биографии самого писателя. Однако в нем отражены не годы, проведенные в сталинских лагерях, а жизнь писателя в деревне Владимирской области. Главная героиня рассказа — реально существовавшая женщина, хорошо знакомая Солженицыну, подробности жизни и смерти которой он и воссоздал.

Жанр — рассказ.

Сюжет

Летом 1956 года рассказчик, мечтая работать учителем в глубине России, попадает в деревню Тальново. Хозяйку избы, где он квартирует, зовут Матрена Игнатьевна Григорьева, или просто Матрена. Ее судьба и является темой рассказа.

Личная жизнь Матрены сложилась очень непросто. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Однако тот ушел на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрена ждала его, но в конце концов вышла замуж за младшего брата — Ефима. Вскоре вернулся Фаддей, который был в венгерском плену. Он так любил Матрену, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрена» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрены» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трех месяцев. Вся деревня решила, что Матрена — «порченая». Тогда героиня взяла на воспитание дочку «второй Матрены» — Киру, воспитывала ее десять лет, пока та не вышла замуж. Часть своей избы Матрена завещала приемной дочери. Помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать избу через железную дорогу на саня*, Матрена погибает.

Тематика и проблематика

Сквозная тема рассказа «Матренин двор» — личность и судьба главной героини Матрены. Главным является мотив неузнанного и непонятого праведника. На это указывает даже первоначальное название произведения: «Не стоит село без праведника». Именно Матрена, нищая и немощная, оказалась тем самым праведником, без которого не может стоять село — а в целом и весь мир. Благодаря своей духовной чистоте, бессознательному следованию законам гуманизма и христианской доброты, Матрена стала тем столпом, который удерживает окружающий мир от окончательного разрушения, вызванного алчностью и взаимным недоброжелательством.

В этой связи особенно символичной кажется гибель героини в конце рассказа. Матрена и подобные ей — это последние «опоры», удерживающие мир от падения в бездну. В этом плане можно провести параллель с библейским преданием о Содоме и Гоморре. Бог обещал пощадить эти города, если там найдется хотя бы десять праведников. Но праведников не оказалось, и города были разрушены. По мнению Солженицына, именно такая судьба может в скором времени ожидать и наш мир.

Кроме того, в произведении обозначена еще одна тема — жизнь русской деревни в начале 1950-х годов. Матрена, старая, одинокая и тяжело больная женщина вынуждена в поте лица добывать себе кусок хлеба. У нее в хозяйстве одна-единственная коза, но собрать для нее сена — «труд великий», потому что накосить его негде. Еще сложнее обстоит дело с топливом: «Топлива не было положено и спрашивать о нем не полагалось». Это заставляет воровать торф не только Матрену, но и всю деревню: «Спина у меня никогда не заживает, — признается Матрена. — Зи-

Раздел 7. Из литературы первой половины XX века

мой салазки на себе, летом вязанки на себе...» Намечены и отношения власти и человека. Описывая Матренины хлопоты с документами, автор пишет: «Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в селах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвертый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались...»

Образ Матрены

В центре произведения — судьба деревенской женщины Матрены. Это человек с безмерно доброй, щедрой и бескорыстной душой. Несмотря на многочисленные несчастья (она похоронила шестерых детей, потеряла на фронте мужа), Матрена не утратила человечности, способности откликаться на чужую беду.

Автор дает возможность взглянуть на героиню с разных точек зрения. Сначала Матрена предстает не в лучшем свете. Так, односельчане высказываются о ней неодобрительно: нечистоплотная, за обзаводом не гналась, даже поросенка не держала, и, «глупая, помогала чужим людям бесплатно». Они считают ее странным, непрактичным человеком. Однако постепенно перед читателем открывается и другая сторона медали. Героиня всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за нее денег. Рассказчик видит в ее судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрены.

Уже в самом конце рассказа, после смерти Матрены, герой перечисляет негромкие ее достоинства: «Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы...

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

Образ Матрены воплощает в себе черты того типа людей, которых в наше время остается все меньше и меньше. Матрена, сама того не понимая, является праведницей, живет в полном соответствии с канонами христианской морали. Она живет не для себя, а для других и не видит в этом ничего особенного или выдающегося. Согласно ее жизненной философии, все так и должно быть. Поэтому у героини не возникает мысли отказать кому-то в помощи даже в те моменты, когда помощь требуется ей самой. Она помогает всем, не замечая того, что люди с откровенной наглостью пользуются ее добротой. В этой бескорыстной помощи весь смысл и цель ее жизни.

А. И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор» 327

Примеры заданий ЕГЭ по теме 7.10.

Часть 2

Ответом к заданиям В1—В8 является слово или сочетание слов. Запишите ответ без пробелов, знаков препинания и кавычек.

81.

82.

ВЗ.

84.

Каким было первоначальное название рассказа А. И. Солженицына «Матре-нин двор»?

Как называется произведение, в котором автор излагает историю своей собственной жизни, приводит факты своей биографии, например, изображение событий жизни Игнатича в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»?

«Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад — просто в Россию. Ни в одной точке ее никто меня не ждал и не звал, потому что я задержался с возвратом годиков на десять. Мне просто хотелось в среднюю полосу — без жары, с лиственным рокотом леса. Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России — если такая где-то была, жила.

За год до того по сю сторону Уральского хребта я мог наняться разве таскать носилки. Даже электриком на порядочное строительство меня бы не взяли. А меня тянуло — учительствовать. Говорили мне знающие люди, что нечего и на билет тратиться, впустую проезжу».

Каким видом комического, заключающегося в осмеянии, насмешке, несущим отрицательный смысл за внешней положительной формой высказывания, пользуется А. И. Солженицын в рассказе «Матренин двор», например, в приведенном эпизоде?

«Каждую букву в моих документах перещупали, походили из комнаты в комнату и куда-то звонили. Тоже и для них редкость была — все день просятся в город, да покрупней. <...> Потом все ж походили из комнаты в комнату, позвонили, поскрипели и отпечатали мне в приказе: «Торфопродукт*.

Торфопродукт? Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!

На станции Торфопродукт, состарившемся временном серо-деревянном бараке, висела строгая надпись: «На поезд садиться только со стороны вокзала!» Гвоздем по доскам было доцарапано: «И без билетов». А у кассы с тем же меланхолическим остроумием было навсегда вырезано ножом: «Билетов нет». Точный смысл этих добавлений я оценил позже. В Торфопродукт легко было приехать. Но не уехать».

Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности? (Например, в приведенных строках рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор»).

«Высокий черный старик, сняв на колени шапку, сидел на стуле, который Матрена выставила ему на середину комнаты, к печке-«голландке». Все лицо его облегали густые черные волосы, почти не тронутые сединой: с черной окладистой бородой сливались усы густые, черные, так что рот был виден едва; и непрерывные бакены черные, едва выказывая уши, поднимались к черным космам, свисавшим с темени; и еще широкие черные брови мостами были брошены друг другу навстречу. И только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку. Во всем облике старика показалось мне мно-гознание и достойность. Он сидел ровно, сложив руки на посохе, посох же

328 Примеры заданий ЕГЭ

отвесно уперев в пол, — сидел в положении терпеливого ожидания и, видно, мало разговаривал с Матреной, возившейся за перегородкой».

85. Какой изобразительный прием, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим явлением, использует А. И. Солженицын в приведенных фрагментах рассказа «Матренин двор»?

«Но не потому были мыши в избе, что колченогая кошка с ними не справлялась: она как молния за ними прыгала в угол и выносила в зубах»; «По ночам, когда Матрена уже спала, а я занимался за столом, — редкое быстрое шуршание мышей под обоями покрывалось слитным, единым, непрерывным, как далекий шум океана, шорохом тараканов за перегородкой»; «Григорьев Антошка был круглый румяный малец из 8-го «Г», выглядевший, как кот после блинов»; «Верхнего света не было в нашей большой комнате, как лесом заставленной фикусами»; «И шли года, как плыла вода...»

86. Как в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, определяющее предмет или явление, подчеркивающее его качества, свойства, признаки, которым пользуется А. И. Солженицын, рисуя образ Матрены, характеризуя ее глаза и улыбку?

«— На чем? На своем на добром? — обезоруживала она меня ллчезарной улыбкой. И, простодушно глядя блеклогголубыми глазами, спрашивала: — Ну, а к ужо'ткому что вам приготовить?»

87. Как называются слова, которые А. И. Солженицын использует в тексте «Мат-рениного двора» для речевой характеристики героини, для передачи особенностей «местного говора», для создания местного колорита: «К ужоткому значило — к вечеру. Ел я дважды в сутки, как на фронте. Что мог я заказать к ужоткому? Все из того же, картовь или суп картонный».

88. Каким термином в литературоведении называют краткое изречение, оформленное в лаконичной запоминающейся форме, неоднократно воспроизводимое другими людьми, например, приведенные фразы из рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор»?

«Чего на себе не припрешь, того и в дому нет»; «Незнайка на печи лежит, а знайку на веревочке ведут...»; «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»; «Не стоит село без праведника».

Часть 3

Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

С1. Автобиографичность рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор».

С2. В чем смысл жизни главной героини рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор»?

СЗ. «Прирожденный ангел» Матрена среди старух-праведниц в произведениях В. Распутина, В. Белов, В. Астафьева.

Примеры заданий ЕГЭ 329



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.12.218 (0.013 с.)