А. А. Фет. Стихотворения 165 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. А. Фет. Стихотворения 165



тончайше передано его течение от ночи к утру: чуткий читатель не может не заметить, как «пурпур розы», разрастаясь в «дымных тучках», переходит в зарю. Не названа, наконец, сама Любовь, но есть ее переживание: «Ряд волшебных изменений / Милого лица». Заря символизирует начало и утро нового дня, а также утро новой жизни, наступающей для влюбленных.

Все сказанное позволяет заключить, что в этом безусловно этапном для поэта стихотворении система музыкально-импрессионистических средств поэтического выражения уже сформировалась. В дальнейшем она обогащается новыми открытиями и находками, но основа системы фетов-ского импрессионизма кардинально уже не менялась.

«Сияла ночь. Луной был полон сад...»

Сюжет стихотворения, написанного в 1877 году, — любовное свидание в саду. Следует также отметить, что по структуре это стихотворение схоже со стихотворением А. С. Пушкина К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Этим стихотворением А. С. Пушкин тогда перевернул представления романтиков о любви, страсти, счастии. Для поэта важно умение открыть «чудное мгновенье» в потоке жизни, пережить его, оценить, и при том не забывать, что это — лишь мгновение. По представлениям А. А. Фета, высшее проявление страсти — это мимолетное, быстротечное мгновение. Это мгновение остается в жизни навсегда — как воспоминание. Оно даже может повториться еще когда-то в жизни — но ровно на мгновение...

«Еще майская ночь»

Стихотворение написано в 1857 году. Как один из тончайших мастеров пейзажной лирики, А. А. Фет вошел в хрестоматии и многочисленные стихотворные сборники «поэтов природы» наряду с Ф. И. Тютчевым, Н. А. Майковым. При этом всегда подчеркивалось, что фетовские пейзажи — это почти исключительно природа среднеевропейской России. В стихотворении «Еще майская ночь» в поле 'зрения поэта оказываются звезды, соловьиная песня, листья березы... Это не мимолетный взгляд, а тонкая фиксация изменений в природе, связанных с наступлением весны, внимательное, любовное всматривание, которое сопровождается сильной эмоцией, вызванной близкой сердцу картиной русской весны, весенней ночи: «Благодарю, родной полночный край! / Из царства льдов, из царства вьюг и снега / Как свеж и чист твой вылетает май!» «Тревогой и любовью» поэт заражает читателя.

Весь мир вокруг поэта — не раздробленные детали, а именно целостный мир. Такой широкой и обобщенной содержательности «зимних» пейзажей А. А. Фет достигает благодаря тому, что эмоции и переживания лирического «я» как бы проникают в окружающий мир, разливаются в нем, они «узнаны» через природу.

«Заря прощается с землею...»

Стихотворение, написанное в 1858 году, также демонстрирует черты импрессионизма в творчестве А. А. Фета. Творческий акт, по А. А. Фету, — это результат интуитивного озарения, и на первом месте при таком понимании, конечно же, не объект наблюдения, а впечатление, им вызванное. В письме к К. Р. (великому князю и поэту Константину Константиновичу Романову) А. А. Фет так формулирует эту мысль: «...для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление».

Предметом описания в стихотворении «Заря прощается с землею» является закат. Изображая все превращения этого времени, игру света и тени, изменения на небе и на земле, показывая «таинственный» переход природы из одного состояния в другое, поэт думает о «жизни двойной». Особое место в стихотворении занимает лес: «Смотрю на лес, покрытый мглою, / И на огни его

Раздел 5. Из литературы второй половины XIX века

вершин». Деревья, на которых и тень и свет, «Как будто, чуя жизнь двойную / И ей овеяны вдвойне, — / И землю чувствуют родную, /Ив небо просятся оне». Таким образом, короткий момент заката составляет содержание целого стихотворения — вследствие того впечатления, которое произвел этот миг на поэта. Это мгновение, растянутое в динамику.

«Одним толчком согнать ладью живую...»

Стихотворение написано в 1887 году. Большая часть стихов А. А. Фета о назначении поэта и поэзии создана в 1870—1880-е годы, когда А. А. Фет выступает как теоретик импрессионизма, а его муза является «нетленной богиней», «на облаке, незримая.земле, в венце из звезд». У А. А. Фета было свое отчетливое представление о «назначении поэта»: «Одним толчком согнать ладью живую/ С наглаженных отливами песков, / Одной волной подняться в жизнь иную, / Учуять ветр с цветущих берегов, / Тоскливый сон прервать единым звуком, / Упиться вдруг неведомым, родным, / Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, / Чужое вмиг почувствовать своим, / Шепнуть о том, пред чем язык немеет, / Усилить бой бестрепетных сердец — / Вот чем певец лишь избранный владеет, / Вот в чем его и признак и венец!» «Свежеющая мгла» свободного вдохновения необходима поэту для постижения главной и, по сути, единственной цели свободного искусства — красоты. Красота, по А. А. Фету, не только принадлежность и условие искусства, она — сущностное свойство мира и человека в этом мире.

Таким образом, фетовская лирика вовсе не зовет к «уходу от жизни». Она лишь предлагает собственную программу поэтического действия в ней.

«Учись у них—у дуба, у березы»

Стихотворение написано в 1883 году. А. А. Фет расширил возможности поэтического изображения действительности, показав внутреннюю связь мира природы и мира человека, одушевляя природу, создавая пейзажные картины, отражающие во всей полноте состояние души человека. И это было новым словом в русской поэзии. Пейзаж у А. А. Фета не самоценен, он выявляет жизнь души. «Оригинальность Фета, — приходит к выводу один из исследователей его поэзии Н. Н. Скатов, — состоит в том, что очеловеченность природы встречается у него с природностью человека». «Человеческое» и «природное» в некоторых стихотворениях А. А. Фета или слиты воедино, или, развиваясь параллельно, стремятся к единству.

Законы природы, по А. А. Фету, несомненнее общественных идей, и поэт должен помнить это. В стихотворении «Учись у них — у дуба, у березы...» природа являет пример поучительной для человека стойкости: «Учись у них — у дуба, у березы. / Кругом зима. Жестокая nopal / Напрасные на них застыли слезы, / И треснула, сжимался, кора». Здесь и укор, и урок страдающему человеку: «Они стоят, молчат; молчи и ты!» И далее: «Но верь весне. Ее промчится гений, / Опять теплом и жизнию дыша, / Для ясных дней, для новых откровений / Переболит скорбящая душа».

А. А. Фет. Стихотворения 167

Примеры заданий ЕГЭ по теме 5.4.

Часть 2

Ответом к заданиям В1—В10 является слово или сочетание слов. Запишите ответ без пробелов, знаков препинания и кавычек.

81. Какое искусство в стихотворениях А. А. Фета приближено к словесному искусству и обеспечивает динамичность безглагольных стихотворений поэта?

Эти ивы и березы, Эти капли — эти слезы, Этот пух — не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист...

82. Как в литературоведении называется разновидность описания, с помощью которого А. А. Фет создает поэтическую картину природы?

Далеко, в полумраке, луками Убегает на запад река. Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака.

83. Какой художественный прием использует в стихотворении «Вечер» А. А. Фет, рисуя «вздыхающий день», «дышащую ночь», «убегающую реку», «теплю-щуюся зарницу», «разлетающиеся облака» как самостоятельно действующих живых существ?

84. Как называется средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одного предмета или явления на другие (например, «золотые каймы» облаков в стихотворении А. А. Фета «Вечер»?

B5. Как называется сочетание стихотворных строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией, например, в стихотворении А. А. Фета «Учись у них — у дуба, у березы...»?

Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.

В6. Какой художественный прием позволил А. А. Фету сопоставить березы с невестой в стихотворении «Еще майская ночь...»?

Примеры заданий ЕГЭ

Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд ее убор.

87. Определите стихотворный размер стихотворения А. А. Фета «Еще майская ночь...».

Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной — и последней, может быть.

88.

Назовите предмет с землею...».

описания в стихотворении А. А. Фета «Заря прощается

Заря прощается с землею, Ложится пар на дне долин, Смотрю на лес, покрытый мглою, И на огни его вершин. Как незаметно потухают Лучи и гаснут под конец! С какою негой в них купают Деревья пышный свой венец!

89. Определите тему стихотворения А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад...».

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Часть 3

Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

С1. В чем состояла ценность поэзии для А. А. Фета?

С2. Импрессионизм А. А. Фета.

СЗ. Основные положения эстетики А. А. Фета, мотивы и образы его лирики.

Примеры заданий ЕГЭ 169



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.011 с.)