Анализ стихотворения А. А. Блока «незнакомка» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ стихотворения А. А. Блока «незнакомка»



Условно стихотворение можно разделить на две части. В первой части автор описывает дачный поселок со всеми его навевающими тоску и безнадежность видами. Во второй – размышления лирического героя и образ Прекрасной Незнакомки.

Охарактеризовать атмосферу дачного поселка можно как бездуховную, обыденную, тоскливую. Несмотря на то что его жители вроде бы и развлекаются, но в то же время их развлечения не вызывают никаких положительных эмоций и интереса ни у автора, ни у лирического героя стихотворения. Автор подчеркивает:

«А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск»

что такое положение вещей наскучило даже вездесущему солнцу.

Лирический герой испытывает явное отвращение ко всему, что происходит вокруг. Он пытается залить свою тоску и одиночество. Он утратил веру в красоту, в духовность, в добро. Окружающий его пейзаж невыносимо давит на нежную натуру. Герой страдает от одиночества, но при этом не желает его скрашивать в толпе пьянчуг.

И вот находясь в таком упадочном состоянии духа, лирический герой видит её – Прекрасную Незнакомку, окутанную туманом таинственности, но он и не пытается развеять эту тайну. Во всей этой тоскливой повседневности она становится символом красоты, романтики, высоких чувств. Меняется душа героя, меняется стих. На смену резким рифмам приходит мелодичность. Невозможно сказать кем на самом деле является Незнакомка, возможно, это просто женщина, но из-за огромного контраста с общим пейзажем, она становится идеалом женственности и красоты, символом того чего так не хватает миру и герою – любви, духовности, красоты, романтики.

Испытывая все эти глубокие чувства, лирический герой понимает, что для него не все потеряно, что еще есть шанс вырваться из этой рутины, что только он может ее разрушить для себя. В этом его путь и его миссия.

Билет № 10.

Особенности реализма в эмигрантском творчестве Бунина. Промлематика, жанры, стиль. Бунин вместе с женой уезжает из Одессы в январе 1920 года.Художественно-публицистическая книга. Нет героев, сюжета. В основе книги – дневник писателя 1918-19 годов. Бунин не все записи включит, что-то подал крупным планом, именно книга. Характерно: сочетание документальности и щемящего лиризма. Очень много картин красного террора со стороны красной армии. У Бунина отношение к революции отрицательное – гибель России. Приводит мнение простых людей – дворника, извозчика, осуждают происходящее. Художественную альтернативу революции дал в рассказе «Чистый понедельник», май 1944г. В рассказе (из книги «темные аллеи») герои как всегда без имен, трагическая страсть, но в отличие от других рассказов книги, прослеживает дальнейшую судьбу героев. Отсутствие вымышленных имен, все они – либо реальные, либо литературные. Время – весна 13 года. Чистый понедельник. 13 – последний мирный год России. Бунин воссоздает атмосферу тревоги, близившейся катастрофы. В России по Бунину сочетаются западные и восточные начала, противоречивость русского уклада жизни. Выход из западно-восточной двойственности для России в обращении к глубинным, патриархальным основам духовного самосознания (национального). Россия должна пойти по пути обуздания страстей. В образах героев – трагический надлом, которые переживали русские люди 20 века. В эмиграции пишет много, его творчество поднялось на более высокую ступень: 25 – «Митина любовь», 27 – сборник «Солнечный удар», 31 – очерки «Тень птицы», 33 – Нобелевская премия. Интересный, но сложный роман «жизнь Арсеньева». После 2 мировой войны:, 46 «Темные аллеи», 50 – книга «Воспоминания». Меняется писательская установка Бунина, связано с изменениям мироощущения. Писать о вещах вечных, неизменных. Его мироощущение сближается с мощным течением 20 века – экзистенциализм. Представители: Хайдгер, Ясперс, Альберт Камю, Жан Поль Сартр. Главное понятие – экзистенция, внутреннее я. Экзистенция не выразима в понятиях, только художественный образ может выразить ее. Полагали, что существование человека трагично (не из-за социальных обстоятельств, а изначально). В обыденной жизни человек экзистенцию не осознает. Подчиняемся социальным ролям. Внутреннее я дает о себе знать в пограничных ситуациях: ситуация вины, выбора (судьбоносного), перед лицом смерти. Тема жизни и смерти центальная. Задачу как писателя Бунин видит в том, чтобы уйти от литературности (от условности, выдумки). От сюжетов, развязок и завязок. Попытаться выразить эту трудно уловимую экзистенцию. Активно использует жанр лирико-философской миниатюры. Стираются границы между эпосом и лирикой, важен минимальный объем текста. Белая страница, текст на ней, дата, многоточие в конце. Миниатюры – не воспоминания, а воссоздания памяти о реально бывших событиях и переживаниях. Воссозданный в слове фрагмент жизни, которого уже нет. «Первая любовь» Читатель ждет, ожидания обманываются – описание пейзажа, атмосфера элегической грусти – лес после дождя, цвет, звук, запах, тактильное ощущение, все глаголы в настоящем времени. Потом – пауза, многоточие перед последним абзацем. В последнем – глаголы в прошедшем времени, мальчик, влюбленный в девочку. Стоит дата – 30 год, авторский лиризм возникает из соотношения развернутого пейзажа и последнего абзаца и даты. Все, что было воссоздано, этого давно уже нет – ни пейзажа, ни мальчика, ни юности. Характерный принцип – принцип нонселекции, неотобранности деталей для отображения (модернизм) не выбираем, что вспоминать, что снится. Вспоминаться может и незначительное. В таких случаях деталь, поданная крупным планом при минимальном объеме текста становится сюжетом. «Русак», связь с загадкой смерти. Точка жизни и смерти разворачивается в безграничное бытие. По Бунину, без смерти полноты бытия нет. Максимум жизни все время дает смерть, т.к дальше уже некуда идти, вместе с тем загадка смерти остается у Бунина, продолжает его мучить. «Огнь пожирающие» - процедура кремации. В Париже могли наблюдать процесс кремации. Героиня без имени –молодая женщина. Полностью счастливая женщина, вечером во время обеда зашел разговор о старичке князе, который захотел быть кремированным, что по православию не принято. Все его осудили, женщина: понимает старика, также изъявляет последнюю волю. Спустя месяц она умерла. Рассказчик едет в крематорий, кремация. Цветущая жизнь, нелепая смерть. Кроме лир-фил миниатюры использует жанр новеллы, о любви. «Темные Аллеи» – написаны в годы Гитлера и Сталина. Безумию войны противопоставлял чудо жизни (высшее – любовь).Бунин показывает внезапное возникновение страсти. Герой выходит из всего обыденного, живет в другом измерении. Любовь поглощает всего человека, обостряются все чувства, максимум жизни. Чувство дарит огромное счастье, как правило, испепеляет человека, губит его. «ТА» Нехарактерный, присутствует социальный мотив. Новелла, небольшой объем, но романный охват действительности благодаря мастерству композиции – матрешки или концентрических кругов. Внутри одного события – 3 сюжетных звена: бывшая любовь когда-то молодых людей (Надежды и Н.А.), история его жизни, история ее жизни. Действуют фатальные силы разобщения: 1.Социальная разобщенность. Когда Н.А. уезжает, вспоминает, как хороша была Надежда, ему стыдно, но говорит: разве можно представить ее женой, хозяйкой дома. 2.Природная разность мужчины и женщины в любви, любят по-разному. 3.Разъединяющая власть времени - сводит и разводит людей.Память и любовь противостоят всем этим разобщающим силам. Мир темных аллей – загадочные лабиринты страсти.

Стихотворение Бальмонта “ Я мечтою ловил уходящие тени … “ было написано в 1895 году.

Я считаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма.

В стихотворении “Я мечтою ловил уходящие тени…”, как легко убедиться, есть и “очевидная красота” и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлению человеческого духа от тьмы к свету.

Вся образная структура стихотворения Бальмонта построена на контрастах: между верхом («И чем выше я шел…»), и низом («А в низу подо мною...»), небесами и землей (оба эти слова в тексте пишутся с большой буквы - значит, им придается исключительно весомое символическое значение), днем (светом) и тьмой (угасанием). Лирический сюжет заключается в движении героя, снимающем указанные контрасты. Восходя на башню, герой покидает привычный земной мир в погоне за новыми никем не изведанными прежде ощущениями. Он мечтает («Я мечтою ловил …»), остановить ход времени, приблизится к вечности, в которой обитают «уходящие тени». Это ему вполне удается: в то время как «для уснувшей Земли» наступает ночь - пора забвения и смерти для героя продолжает сиять «огневое светило», приносящее обновление и духовный подъем, а далекие очертания «выси дремлющих гор» становятся все более зримыми. Наверху героя ждет неясная симфония звуков («И какие-то звуки вокруг раздавались...»), что знаменует его полное слияние с высшим миром.

Величественная картина, воссозданная в стихотворении, уходит корнями в романтические представления о гордом одиночке, бросающем вызов земным установлениям. Но здесь лирический герой вступает в противоборство уже не с обществом, а со вселенскими, космическими законами и выходит победителем («Я узнал, как ловить уходящие тени...»). Тем самым Бальмонт намекает на богоизбранность своего героя (а в конечном счете и на свою собственную богоизбранность, ведь для старших символистов, к которым он принадлежал, была важна мысль о высоком, «жреческом» предназначении поэта).

Однако стихотворение покоряет главным образом не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью, которая создается волнообразным движением интонационных подъемов и спадов, трепетными переливами звуковой структуры (особую нагрузку несут шипящие и свистящие согласные, а так же сонорные «р» и «л»), наконец, завораживающим ритмом четырехстопного анапеста (в нечетных строках он утяжелен цезурным наращиванием). Это что касается языка. Что же касается содержания стихотворения - оно наполнено глубоким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближе и ближе к своей цели.

 

 

Билет № 11.

Анализ проблемы отчуждения в событийно-реалистических рассказах Л. Андреева (Баргамот и Гараська, Петька на даче, Ангелочек, У окна). Его творчество воплотило черты 20 века (характерные черты):-ощущение катастрофичности, конфликтности времени; -напряженные переживания самого процесса времени (философские вопросы); -обостренное чувство личности; -повести повышенной экспрессивности в поэтике. Андреев был человек с обостренной психикой, не вполне уравновешенной. Дважды покушался на самоубийство. Философские вопросы возникают в обычных, заурядных ситуациях, решаются с максимальной серьезностью. В центре его творчества - человек и мир, но не в причинно-следственной связи, а в принципиальной несовместимости. Центральная тема – тема отчуждения человека от мира. В такой ситуации у человека возможно 2 позиции: 1)Пессимистическая позиция, смириться. 2)Героическая, бунтарская. У героев Андреева обе позиции соединяются. Его герои бунтуют, зная, что не победят. «Отчуждение – философское понятие. Существует в объективном и субъективном аспекте. В объективном плане – превращение продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей самого человека в нечто независящее от людей и стоящее над ними. (как в «Молохе» завод -продукт, стоит над людьми) В субъективном аспекте – извращение в сознании людей их реальных жизненных отношений. Идея отчуждения возникла уже у Руссо, Фихте, Гегеля, одно из центральных – философия Маркса. Отчуждение – состояние индивида, когда он становится чужим, не имеет влияния, враждебен по отношению к обществу и к самому себе. Кроме социального аспекта – разрыв связей между человеком и другими, важен религиозный аспект – разрыв связи между человеком и Богом. К концу 20 века проблема была осознана – национальное, классовое отчуждение. Проблема в его творчестве сквозная. «Баргомот и Гораська» (98г) Первый рассказ. Характерный для Андреева. Иронически используется жанр трогательной пасхальной истории. 2 контрастных персонажа – городовой Баргамот и пьяница Гораська. Много иронических отсылок к Г.Успенскому, Пушкину. Дело происходит на Пасху, пушкари (жители) принаряженные, трезвые, идут в церковь, Баргамот на посту, думает, что пойдет домой. Благодушный, в конце улицы появляется Гораська, приближается к нему. Гораська шел похристосываться, Баргомот напал, разбил яйцо, Баргомоту неловко, ведет домой, его угощают жирными щами. Жена Б. угощает щами, называет по имени отчеству.В начале – абсолютное отчуждение, потом – примирение, почти братание, но это примирение случайно и кратковременно, кончится праздник, все будет по-прежнему.Первыми бунтарями против отчуждающего мироустройства становятся дети. Детское как естественное состояние чистоты, гармонии. «Петька на даче» Носитель философского содержания – хронотоп. Сами сюжеты очень случайные. Как правило, пространство замкнуто, а время- монотонная, однообразная длительность, что подчеркивается с помощью лейтмотивов. История мальчика, прислуживающего в городской парикмахерской, отчужден от семьи, детства, природы. Все время в парикмахерской, окрик: «мальчик, воды». «И он приносил, и приносил эту воду». Внешне похож на маленького старичка, лицо покрыто морщинками. Прорыв отчуждения: господа едут на дачу, матери разрешили взять мальчика:боится леса, возвращается детство, личико разглаживается, масса занятий, ближе к матери, но прорыв кратковременный. Петька нужен в парикмахерсокй,когда мать говорит, что нужно в город, бунтует – бросается на землю, вопит, что не поедет. В поезде – старичок с потухшим взглядом. «Ангелочек», 99г. Показано, как зреет психология бунтаря. Рождественская история, дана в иронически трансформированном виде. Условно: 1 часть – тотальное отчуждение, злой мальчик Сашка («волчонок»), грубит учителям, несколько лет в 1 классе, живет в подвале с чахоточным отцом, вульгарной матерью, замкнутое пространство. Не знал самоубийства, если бы знал – покончил бы. Антидом, антисемья, ребенок злой. 2 часть – прорыв отчуждения, попадает в дом к Богачам Свечниковым на елку. На Рождество и пасху принято снять сословные перегородки, на елку приглашали всех. Показано, как Сашке все противно – елка с наглым блеском, научил детом злым шалостям – стрелять друг другу в нос из пробкового ружья. Среди игрушек замечает воскового ангелочка, заворожено смотрит на игрушку. Как живой. «Лицо Сашки удивительно напоминало ангелочка», выпросил ангелочка. 3 часть – дома в подвале, но с ангелочком луч света проникает к несчастным людям. Счастливые засыпают, но на ночь от крыс прячут на отдушину печки, они засыпают, ангелочек начинает таять, пробуждение безрадостное. Двойной парадокс: злому мальчику счастья так и нет, хотя Рождество предполагает счастливый финал. Но восстановление – Христос откроется малым, нищим духом. Вывод: В первых рассказах герой слит со средой, будни обесценивают человеческую жизнь, отчуждают человека от живой жизни, от счастья. Обыкновенные герои, совершенно обыденные ситуации. Он возводит мельчайший бытовой факт к глобальным философским обобщениям.

Анализ стихотворения Гумилёва “Волшебная скрипка” Стихотворение “Волшебная скрипка” является ключевым для всего творчества Гумилёва. Он дорожил этим стихотворением настолько, что даже не включил его в сборник ‘’романтические цветы” для того чтобы стихотворение впервые было опубликовано в таком авторитетном журнале как “весы”. Стихотворение представляет собой обращение искушённого поэта к юному, знающему лишь о счастье творчества

 

. не видя оборотной стороны медали. Эту оборотную сторону медали и показывает искушённый поэт. В образе скрипки перед нами предстаёт поэтическое дарование, которое является и смертельным заклятием и высшим блаженством. Лирический герой рассказывает юному поэту о том,что истинный поэт не имеет права на отдых, он всегда должен творить, а иначе “бешеные волки в кровожадном исступленье В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь”.Также он считает, что должен служить поэзии без надежды

 

на признание, без надежды быть понятым, без надежды на славу.Настоящего поэта не пугает ничего. Он пойдёт своей дорогой и погибнет “славной смертью, страшной смертью скрипача”. Стихотворение очень музыкально благодаря сочетанию согласных звуков ”вл”: ”владей волшебной скрипкой” Стихотворение написано пятистопным анапестом совместно с восьмистопным хореем. Рифма используется как мужская, так и женская, рифмовка – перекрёстная.

 

Гумилёв применяет эпитеты (“темный ужас”,”обезумевший смычок”), инверсии (“Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленье В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь”), сравнение (“холод обовьет, как тканью, тело”), олицетворение (“Надо вечно петь и плакать этим струнам”), оксюморон (“Не проси об этом счастье, отравляющем миры”) Эти изобразительно – выразительные средства придают произведению выразительность. В этом стихотворении лирический герой провозглашает творчество видом самосожжения.

Тема поэта и поэзии — одна из вечных, сквозных тем в мировой литературе. Практически каждый поэт в тот или иной период времени выражал собственную точку зрения на проблемы творчества: зачем он творит, что заставляет его писать, откуда берется поэтический талант. И, конечно, такой яркий поэт, Н.С. Гумилев — теоретик акмеизма — не мог не оставить своих раздумий на эту тему.Стихотворение написано в форме посвящения Валерию Брюсову. И хотя речь в стихотворении идет о скрипке и скрипаче, то есть о музыке, но читатель легко разгадает данную аллегорию. Брюсов — поэт символизма, для которого музыка — особая сверхъестественная сила, воплощающая стихию «чистого движения», первооснова творчества. А образ скрипки наиболее близок образу лиры — символа поэзии.Скрипка, то есть творчество в стихотворении Гумилева противоречиво по сути. Творчество совмещает в себе две стороны: и восторженное начало, воплощенное через образ мальчика и милого, веселого учителя; и темную сторону, воплощенную в окружающем мире, где обитают «духи ада» и «бешеные волки». Процесс творчества Гумилев описывает с помощью антитез и оксюморонов: «темный ужас», «счастье, отравляющее миры»,«царственные звуки», «петь и плакать». Творчество — это крест, который поэт добровольно принимает и должен нести, ибо он живет только тогда, когда творит:Ты устанешь и замедлишь, и на миг прорвется пенье,И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, -Важен мотив преемственности творчества: учитель передает «волшебную скрипку» милому мальчику. Образ же самого поэта второстепенен по сравнению с описанием творчества, жизни поэта, которая невозможна без поэзии. Силен мотив смерти от творчества:На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!Отчетливо просматривается образ дороги — пути через дремучие леса. Признать себя поэтом, по Гумилеву, следовательно, выйти на полную опасностей дорогу с одной только «волшебной скрипкой» в руках.Мир стихотворения Гумилева — мир древнерусский, мир мифов и тайн, мир «счастья, отравляющего миры». Мир безжалостный, но свободный и гордый, поэтому именно волки выбраны одним из ведущих образов стихотворения. Волки в стихотворении — именно оборотни, не прошедшие дорогу и не выдержавшие испытания, ушедшие в лес и мстящие за свои неудачи в жизни:Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленье В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.Все художественно-выразительные средства (и эпитеты: «обезумевший смычок», «страшной смертью», и метафоры «исчез навеки безмятежный свет очей», «смертный холод обовьет») служат раскрытию основной идеи стихотворения: речь идет о трагедии поэтов, о гибельности творчества, но на уровне ритма эмоции не выплескиваются. Неторопливость, плавность речи создается через использование длинных нетрадиционных строк из восьмистопного хорея. Ритм стихотворения вступает в противоречие с его содержанием. Такое сочетание создает впечатление фатальности, неотвратимости судьбы: гибель поэта неотвратима.Общую идейно-философскую концепцию Гумилева, данную в стихотворении, можно выразить так: «Поэт живет, только пока он способен творить».

 

Билет № 12.

Жанр «рассказа философского настроения» в творчестве Л. Андреева (Большой шлем, молчание, Жизнь Василия Фивейского). В 900-ые годы манера письма Андреева становится все более сгущенной. Страсти и абстрактные сущности превращаются в своеобразных демонов, которые порождают человека, соблазняют его мечтами и убивают. Демонология. Внимание писателя всегда привлекала морально-этическая и философская сущность человеческого бытия. Особо волновало его все возрастающее отчуждение и одиночество современного человека. Рассказы «философского настроения» более др близки к событийно-бытовым (выбор героя и среды, хар-ки авторского отношения к челу) и в то же время отличаются от них. Их основу составляет эмпирическое повествование. Интересен не частный случай, сам по себе, а осмысление его в ряду др случаев, где гл интерес вызывает сущное, глубинное, а не частное. Носитель и опора философ содержания – оригинальная композиция – круг, составленный с помощью лейтмотивных образов. Кольцо разорвано в одном или нескольких местах и обязательно в конце. Фабульного действия почти нет, пространство замкнутое. «Большой шлем» - один из наиболее удачных рассказов философского настроения. Закон, норма, круг человеческого предначертания («рок») обретают в нем символико-фантасмагонические черты. Андреев показывает, что «будни настолько обесценивают духовное содержание человеческой жизни, что она становится похожей на бессмысленное верчение, на фантастическую игру. Здесь символический образ игры строится на эмпирическом – карточной игре в винт. И самое страшное здесь то, что из этой жуткой игры нет выхода. Все действия героев: разговоры, мысли сводятся лишь к одному – выиграть партию в винт. Даже смерть одного из героев не находит отклика в их сердцах. Они сожалеют только о том, что лишились партнера, а он не узнал, что выиграл. Герои равнодушны друг другу, объединены лишь долголетней игрою в винт, они так безлики, что автор начинает именовать их столь же безликим «они» - вот ещё одна идея писателя. «Молчание», 900 год. Тема одиночества в семье, среди самых близких людей. Родители – священник, отец Игнатий, родителям никогда не узнать, что случилось с их дочерью, она молчит все время после возвращения из города, Вера кончает самоубийством, причины не узнать. Горе отчуждает родителей друг от друга, каждый в себе. В доме воцаряется молчание. Это не тишина, а именно молчание, отказ от коммуникации. Молчание становится главным героем рассказа. Отец Игнатий вглядывается в портрет дочери, не может получить ответа. На могиле дочери молится богу, нет ответа – молчащее ничто. Молчание сгущается в вязкую массу, масса переливается через кирпичную стену кладбища и затопляет весь город. Варьирование, нагнетание одних и тех же деталей позволяет Андрееву укрупнить масштаб ситуации, вывести ее за пределы индивидуальной судьбы, представить как онтологическую проблему. «Жизнь Василия Фивейского» Отчуждение от жизни, бунт, но он заранее обречен, но не могут не бунтовать. Бунт – жажда добра и справедливости, но герои Андреева сомневаются, а есть ли вообще добро и справедливость, может быть в основании мира лежит не добро, а зло, не истина, а ложь. Может быть, высший суд – просто неправедный суд. Герой рассказа – отец Василий, несостоявшийся Иов, неудавшийся Христос, он жаждал Бога, но катарсиса нет, тревога нарастает, кончается богохульством и богоборчеством. В основе концепции произведения – прием, позволяющий расширить философский масштаб. В основе сюжета лежит какая-то библейская, вечная история. В данном случае судьба священника напоминает судьбу библейского Иова. Бог испытывал на его веру, насыпал на него несчастия. Но Иов не восзроптал, бог вернул ему веру. На священника сыпятся также беды: утонул его любимый сын, второй ребенок – замена 1, рождается жутким уродом и идиотом. Во время пожара гибнут все, сгорает дом, остается в живых сам отец и ребенок – урод. Также – многочисленные несчастья прихожан, сопровождает людей от рождения до смерти. Но отец фанатично верит, что он избран бога, что страданиями отмечен как избранник, если все вынесет, получит силу от богу воскрешать мертвых (гордыня непомерная, ненормальное состояние рассудка), во время отпевания человека вдруг отцу показалось, что он получил этот дар, приказывает телу восстать, чуда нет, требует еще раз, чуда не происходит. Вместо лица покойника видит лицо дьявола, идиота. Вера отца Василия не оправдалась, чудо не произошло. Он проклинает Бога, церковь рушится в это время – сыплется штукатурка, кирпичи, но она как стояла так и стоит – рушится сознание героя. Принцип – потрясенное сознание переносится на мир. В начале – реалистический, затем – экспрессионистский намек. Проклинал, ждал молнии в ответ, но не дождался, герой сломлен, но не побежден. В позе мертвого тела отца Василия сохранилась стремительность бега. Почему трагический финал? Отец себя поставил в ценр мира, все заслонил собой, мечтал стать человекобогом. Трагическое мировосприятие Андреева постепенно усиливается, в рассказах в форме аллегории и обобщенного гротеска пытается разобраться в причинах отчуждения. «Большой шлем», «Молчание» - сущность отчуждения. Причины – внешние, внутренние.

 

Ахматова «Песня последней встречи». В смутное время, когда XIX век сменялся XX, в мире, находящемся в предчувствии глобальных потрясений, вспыхнула самая яркая в литературе новой эпохи женская поэзия — лирика Анны Ахматовой. Весной 1912 г. вышел ее первый сборник стихов «Вечер». Тираж был совсем небольшим – всего 300 экземпляров, но этого было достаточно, чтобы молодая поэтесса стала знаменитой. Критики единодушно определили ей достойное место в ряду выдающихся русских поэтов, а почитатели (в основном, почитательницы) с нетерпением ожидали каждого нового стихотворения. Строки Ахматовой знали наизусть, записывали в альбомы и цитировали, признаваясь в любви. Ее «перчатка с левой руки» запомнилась всем, как символ отчаяния женщины, брошенной возлюбленным. Лирика Анны Ахматовой - это лирика разлук и утраченных чувств. Поэтому главным мотивом поэзии оказываются нотки светлой грусти.

 

Знаменитая строка о перчатке взята из «Песни последней встречи», стихотворения выстроенного как исповедь героини после расставания с любимым человеком. Первая строфа построена на контрасте (антитезе). Действия героини противоречат ее чувствам и мыслям: «Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки». И вот появляется небольшая, но очень красноречивая деталь: «Я на правую руку надела Перчатку с левой руки». Отстраненность от внешнего мира, когда три знакомые ступеньки кажутся бесконечными, не оставляет сомнений, произошло нечто непоправимое. В этой антитезе иллюзии и реальности воплощен разрыв между душевным состоянием героини и ее действиями. Ее сердце все еще рядом с любимым, а сознание подсказывает, что его нужно вычеркнуть из жизни. О «нем» уже ни слова не говорится, но «он» еще владеет всеми чувствами.

 

С безысходным состоянием героини гармонирует одухотворенная природа (а, может быть, это только ее иллюзия?). Мотив разрыва с любимым соединяется с мыслью о смерти, как о единственной возможности избавиться от невыносимой боли. Это похоже на выдох облегчения и сопричастности оттого, что «злая судьба» жестока ко всему в подлунном мире. Какая нежность в словах: «Милый, милый! И я тоже. Умру с тобой…». Эти слова обращены не к человеку, а к осеннему шепоту. Прощальный взгляд на «тёмный дом» и равнодушно-желтые огни в окнах, как осознание необратимости разрыва.

 

Настроение безнадежности и безысходной тоски точно передано словами: «шепот осенний», «беспомощно грудь холодела», «унылой… злой судьбой», «равнодушно-желтым огнем». Фонетика стихотворения поддерживает мелодику печали – множественное повторение звука «у», созвучного «умру». Все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени, что также добавляет красок к общей картине. Лаконичность ахматовской лексики наряду с естественностью интонаций, возникающих благодаря неоднократному повторению местоимения «я», делает «Песню» близкой и понятной читателям.

 

Проникновенности интонациям добавляет и избранный Анной Ахматовой анапест – певучий стихотворный размер. И сбой ритма в знаменитой «перчатке с левой руки», вероятно, не случаен, так выразительно он подчеркивает смятение героини.

 

Совсем еще молодая поэтесса А. Ахматова, обратившись к традиционной в поэзии теме, смогла развить ее своеобразно. Всего лишь описав недлинный путь героини, расставшейся с любовью и вышедшей из дома, в котором оставался, еще совсем недавно родной, человек, а вместе с ним и минуты счастья, Анна Ахматова сумела передать драматичность ситуации. Именно эта способность делать язык поэзии простым и воспринимаемым без усилий заставляет нас сегодня грустить, читая эти строки.

Поэзия А. А. Ахматовой – это небо из кусочков цветного стекла, раскинувшееся над городом под названием Любовь. Открывая томик с ее стихами, читатель попадает в этот город, а восходящее или заходящее солнце, льющее свет с неба, расцвечивает его улицы постельными, кричащими или мрачными красками. Особенно оживленным город становится на улицах «Вечера», «Четок», «Белой стаи», «Подорожника». Это ранние сборники поэтессы.

 

 

Билет № 13.

Исследование Андреевым проблемы отчуждения в формах аллегории и гротеска (Стена, Красный смех). Тема смерти в тв-ве (Губернатор, Рассказ о 7 повешанных). Одним из первых в мировой лит Андреев многогранно показал проблему отчуждения личности. Проблема эта сквозная в его тв-ве. Андреев ищет причины этого и приходит к выводу, что отчуждение и дух-я бедность – следствие ненормальности общества в целом. В формах аллегории и гротеска эта проблема присутствует в его произведениях «Стена» 1901г, отчужд выр-ся ч/з аллегорию,. Поэтика сюрреализма (хар-ся парадоксальным сочетанием форм), рассказ состоит из отдельных натуралистически выписанных сцен, но общая картина алогичная. Мрачная аллегория. Стена – «все то, что стоит на пути к новой, счастливой, совершенной жизни».Причины отчуждения – социальный и политический гнет, несовершенство человеческой природы – болезни, злоба, корысть; общее мироустройство, не справедливое к человеку. Люди перед стеной изображены как прокаженные, которые то пытаются разрушить стену, то кто-то пытается ее обойти, а конца ей нет, кто-то – пробить стену лбом или проковырять щелочку, стена стоит незыблемо. Она молча смотрит на людей безформенными сумрачными глазами. Абсурдная картина мира. В рассказе – герменевтическая амбивалентность, двойственность авторской позиции. В критике по-разному трактуют произведение:1)люди могут преодолеть стену, если объединяться, будут солидарны, все усилия против стены2)позиция автора – позиция безверия. Стена будет стоять вечно.Однозначно авторская позиция никак не выявлена. Все зависит от позиции исследователя. Прокаженный - вопль слабости, ничтожности жизни. Стена – причины, в основном лежащие вне человека. «Красный смех», 1904 В рассказе дан обобщенный, гротескный образ войны 20 века, война бойня, человек, участвующий в ней, становится сумасшедшим, вернуться к современной жизни не может. Андреев солидарен с Л.Толстым в его пацифизме – протест вообще против войн (не разделяя их), война всегда зло. Безумие войны воплощено в образе кроваваого смеха. Смех – безумие, сумасшествие. Красный – кровавый. «это красный смех, земля начала смеяться, земля сошла с ума, на ней нет ни цветов, …»Никакого реализма в изображении войны нет. Вдохновлялся Андреев не сценами войны с Японией, в отличие от Гаршина «Четыре дня», а афортами Франциско Гойи «Сон разума рождает чудовище». Андреев написал быстро, несколько месяцев потом вообще не мог писать. Страшный рассказ, шок. Писатель изображает войну как абсолютную бессмысленность. На фронте сходят с ума оттого, что видят ужасы, в тылу—оттого, что думают о них.Фрагментарное повеств-е. Рассказ написан в форме дневниковых записок двух братьев, старший был на войне, вернулся больным и сумасшедшим, требовал бумагу и ручку, водил по бумаге, казалось, что пишет – бумага чистая. Далее дневник ведет младший, хотя на войне не был. Бессвязные дневниковые отрывки, нет сюжетной связи, фабулы. Отрывки начинаются с полуслова, обрываются на полуслове, синтаксически не завершены. Каждое из фрагментов – заканчивается жутким дьявольским смехом. «восторг страха». Заканчивается рассказ призрачной встречей 2 братьев, 1 умерший, 2 еще жив. Они смотрят в окно и видят, что вся площадь перед домом начинает заполняться трупами, их выталкивает земля, они окрашены в кроваво-розовый оттенок, она не может их принимать. Трупов все больше, начинают заполнять дом, в детскую – они уже там. За окном стоял сам красный смех.Образ гротескный, плакатный, сильный. Спомощью гротеска показана противоестественность войны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 849; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.254 (0.043 с.)