Ф.И.Тютчев. Стихотворения 159 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ф.И.Тютчев. Стихотворения 159



в первой строчке: «как убийственно мы любим», хотя в самом общем и отвлеченном смысле. Кое-что проясняют «буйная слепота страстей» и их губительность.

«Она» — жертва, но не только и не столько эгоистической и слепой страсти возлюбленного, сколько этического «беззакония» своей любви с точки зрения светской морали; защитником этой узаконенной морали у Ф. И. Тютчева выступает толпа: «Толпа, нахлынув, в грязь втоптала / То, что в душе ее цвело. / И что ж от долгого мученья, / Как пепл, сберечь ей удалось? / Боль, злую боль ожесточенья, / Боль без отрады и без слез!» Эти десять четверостиший созвучны с историей Анны Карениной, которая у Л. Н. Толстого развернута в обширное романное повествование.

Таким образом, в «борьбе неравной двух сердец» нежнее оказывается сердце женщины, а потому именно оно неизбежно должно «изныть» и зачахнуть, погибнуть в «поединке роковом». Общественная мораль проникает и в личные отношения. По законам общества он — сильный, она — слабая, и он не в силах отказаться от своих преимуществ. Он ведет борьбу с собой, но и с ней тоже. В этом «роковой» смысл их отношений, их самоотверженной любви. «В денисьевском цикле, — пишет Н. Берковский, — любовь несчастна в самом ее счастье, герои любят и в самой любви остаются недругами». Вероятно, это оттого, что, чем выше духовное содержание любви, тем выше способность проникаться душевной жизнью любимого человека настолько, чтобы переходить на позиции чужого «я», как на свои собственные. Но в этом «романе» есть и еще один смысл, обычный для русской литературы: сильный ищет спасения у слабой, защищенный — у беззащитного.

Как бы то ни было, «последняя любовь» Ф. И. Тютчева, как и все его творчество, обогатила русскую поэзию стихами необыкновенной лирической силы и духовного откровения.

«Нам не дано предугадать»

Стихотворение написано в 1869 году. За два года до смерти Ф. И. Тютчев написал: «Нам не дано предугадать, / Как слово наше отзовется, — /И нам сочувствие дается, / Как нам дается благодать». Судьба тютчевской поэзии подтверждает правоту этих слов. Ни сам поэт, ни великие ценители его поэзии Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. А. Фет не могли предвидеть того всенародного и всемирного значения, какое будет иметь небольшое по объему, но глубочайшее по содержанию поэтическое наследие Ф. И. Тютчева в начале третьего тысячелетия.

«Певучесть есть в морских волнах...»

В стихотворении «Певучесть есть в морских волнах...» (1865) пытливая мысль и «ропот», протест человека, не способного примириться со своей участью смертной и бесконечно малой части вселенной, противопоставляются музыке, разлитой в природе и отражающей ее гармоничность. Звукопись этого стихотворения помогает поэту сообщить удивительную динамику и экспрессию поэтической фантазии, преобразить поэтические этюды с натуры в такие «пейзажи в стихах», где зрительно-конкретные образы проникнуты мыслью, чувством, настроением, раздумьем: «Певучесть есть в морских волнах, / Гармония в стихийных спорах, / И стройный мусикийский шорох / Струится в зыбких камышах» («мусикийский» (устар)) — музыкальный).

Средоточием стихотворения, эмоционально «ударной» его частью является изречение французского философа Б. Паскаля. Б. Паскаль, как и Ф. И. Тютчев, размышлял над вопросом о связи человека с природой и отделенности, оторванности его от нее. «Человек не что иное, как тростник, очень слабый по природе, но этот тростник мыслит», — писал Б. Паскаль, подчеркивавший, что человек является наиболее совершенным явлением природы, и рассматривавший способность мыслить как.источник силы. Ф. И. Тютчев же в данном стихотворении передал ощущение одиночества человека, отторгнутого своим познающим разумом от природы, неспособного проникнуть

Раздел 5. Из литературы второй половины XIX века

в гармонию ее стихийных процессов, но и не могущего примириться с этим. Тема разлада между человеком и природой с особой силой прозвучала в этом позднем стихотворении: «Невозмутимый строй во всем, / Созвучье полное в природе, - / Лишь в нашей призрачной свободе / Разлад мы с нею сознаем. / Откуда, как разлад возник? / И отчего же в общем хоре / Душа не то поет, что море, / И ропщет мыслящий тростник?»

По убеждению Ф. И. Тютчева, личное «Я» мешает человеку полностью ощутить себя частью природы и присоединить свой голос к ее «общему хору». Вместе с тем не случайно именно «стихийные споры» всегда так волнуют поэтическое воображение Ф. И. Тютчева и не случайно в памяти каждого, кто когда-либо раскрывал книгу его стихов, в особенности запечатлеваются те стихотворения, в которых поэт обращался к изображению бурь и гроз. И лучшим эпиграфом к этим стихам могли бы послужить слова из анализируемого стихотворения: «Гармония в стихийных спорах». Проходят грозы и бури, а природа еще ярче блещет всеми своими красками, еще внятнее звучит всеми своими голосами.

«К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»)

Стихотворение написано 26 июля 1870 года. Любовь — одна из важнейших сторон и тем не только поэзии, но и жизни Ф. И. Тютчева, без которой невозможно представить себе личность и судьбу поэта, ибо его жизнь и судьба, кроме всего прочего, есть еще и сложная, противоречивая, но по-своему единая история любви, любви-страсти, любви-стихии. Полюбив, Ф. И. Тютчев уже не умел, не мог разлюбить, потому что «любимая женщина являла для него как бы полнозвучное воплощение целого мира — неповторимое, но все же несущее в себе именно все богатство мира» (В. Кожинов).

До нас дошло немного сведений о первой мюнхенской любви Ф. И. Тютчева к совсем еще юной и прекрасной Амалии фон Лерхенфельд, но мы знаем, что в 1833 году поэт, уже давно женатый на другой, написал одно из прекраснейших своих стихотворений «Я помню время золотое...», в котором возлюбленная предстает как центр и средоточие прекрасного мира. Почти через полвека графиня Амалия Адленберг (по второму мужу) навестила смертельно больного поэта, воскресив в его памяти это «время золотое». Ей же посвящено и не менее обаятельное стихотворение 1870 года «Я встретил вас — и все былое...». По свидетельству сослуживца Ф. И.Тютчева Я. П. Полонского, инициалы в заглавии обозначают сокрщение переставленных слов «Баронессе Крюденер». А тогда, в конце 1825 года (или в самом начале 1826), возвратившись из полугодового отпуска, проведенного в России, Ф. И. Тютчев узнал, что Амалия обвенчалась с другим, более чиновным и состоятельным его сослуживцем по русскому посольству бароном Крюденером.

Когда в 1870 году в Карлсбаде Ф. И. Тютчева посетила его «младая фея» юности, теперь уже далеко не юная, но для поэта навсегда овеянная молодостью, солнцем и ни с чем не сравнимыми воспоминаниями графиня Амалия Адленберг, родилось стихотворение: «Я встретил вас — и все былое / В отжившем сердце ожило, / Я вспомнил время золотое — /И сердцу стало так тепло...»

Осень жизни повеяла весной, ее воздух и ее звуки, никогда не умолкавшие, стали слышнее, «встрепенулись» вновь. Поэт чувствует себя овеянным дуновеньем «тех лет душевной полноты». И столь сильно эмоциональное волнение «после вековой разлуки», что встреча эта навевает вовсе не воспоминание о былом — «время золотое» возвратилось на миг, полнота жизни возродилась в самой жизни: «Тут не одно воспоминанье, / Тут жизнь заговорила вновь, — / И то же в вас очарованье, / И та ж в душе моей любовь!..»

Ф. И. Тютчев. Стихотворения

Примеры заданий ЕГЭ по теме 5.3.

Часть 2

Ответом к заданиям В1—В10 является слово или сочетание Запишите ответ без пробелов, знаков препинания и кавычек.

слов.

81. Кого Ф. И. Тютчев в стихотворении «С поляны коршун поднялся» называет «царем земли»?

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Всё выше, дале вьется он —

И вот ушел за небосклон!

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла —

А я здесь в поте и в пыли.

Я, царь земли, прирос к земли!..

82. Как называется в литературоведении прием повторения одного и того же слова в начале нескольких стихотворных строк (единоначатие), например, в стихотворении Ф. И. Тютчева «Полдень»:

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет,

И сам теперь великий Пан

В пещере нимф спокойно дремлет.

83. Андрей Белый писал о том, что тютчевская лирика природы «непроизвольно перекликается с творчеством Эллады: так странно уживаются мифологические отступления Тютчева с описаниями русской природы». Образ какого древнегреческого бога присутствует в стихотворении Ф. И. Тютчева «Полдень»?

84. Какой стилистический прием, заключающийся в повторении однородных согласных звуков в стихотворной строке, использует Ф. И. Тютчев в стихотворении «Полдень»?

Лениво дышит полдень лглистый...

85. Как называется художественный прием, заключающийся в сходном синтаксическом построении смежных предложений, который использует Ф. И. Тютчев, например, в стихотворении «Silentium!»

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?

Примеры заданий ЕГЭ

86. Каким термином называется оригинальная законченная мысль, записанная в лаконичной запоминающейся форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми, например, строчка из стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium!»: «Мысль изреченная есть ложь»?

87. Как называются художественные образные определения, несущие экспрессивно-эмоциональную нагрузку в тексте и создающие в стихотворении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» особое настроение?

Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё — простор везде, — Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.

88. К кому обращено стихотворение Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа...»?

89. Какое название получила философия немецкого философа первой половины XIX века Ф. В. Й. Шеллинга, к которой близка лирическая мысль Ф. И. Тютчева в стихотворении «Не то, что мните вы, природа...»?

В10. С чем, по вашему мнению, мы сталкиваемся в стихотворении Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа...»: с метафоризацией, психологизацией или одухотворением природы?

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

Часть 3

Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

С1. Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева: основные мотивы и образы.

С2. Любовная лирика Ф. И. Тютчева: «денисьевский цикл» как психологичес-кий роман.

СЗ. Отражение в системе образов и композиции стихотворений Ф. И. Тютчева его понимания человека и природы.

Примеры заданий ЕГЭ 163



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.31 (0.021 с.)