Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Чтение и анализ стихотворенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мысль об особом, высшем предназначении поэта прозвучит у Пушкина в стихотворениях «Арион» и «Поэт», написанных вслед за «Пророком» (1826) — в 1827 году.
Выразительно чтение стихотворения «Поэт и толпа».
Комментарий учителя. Стихотворение «Поэт и толпа», написанное в 1828 г. воспринимается как центральное в данной теме. Оно — в ряду центральных произведений русской литературы, к нему так или иначе обращаются писатели и критики, размышляя о «цели поэзии». Плоско понявшие Пушкина сторонники «чистого искусства» (те, кто стремился вообще изгнать из литературы гражданское звучание) сочли Александра Сергеевича Пушкина «своим». Их противники, понявшее Пушкина так же упрощенно, упрекали и его, и приверженцев «чистого искусства».
Беседа. — О чем это стихотворение? (О главном, о назначении искусства: «Зачем так звучно он поет?.. к какой он цели нас ведет?».) Почему вообще возникает вопрос толпы о назначении поэзии? Что является главным, для толпы в жизни вообще и в поэзии в частности? («Песнь» поэта «волнует, мучит» — и толпа призывает его к ответу: «Какая польза нам от ней?» Вот он, ключ: польза. Толпа согласна помучиться, лишь бы была польза.) — Как поэт отвечает толпе? (Гневно отповедует:
Тебе бы пользы все – на вес Кумир ты ценишь Бельведерский. Ты пользы, пользы в нем не зришь...)
— Может ли быть польза от поэзии и искусства? (Нет и не может быть практической пользы от искусства: таково кредо поэта. Тот, кто требует пользы, пусть удовлетворяется «печным горшком»: для приготовления пищи Аполлон Бельведерский абсолютно не пригоден.) — Как же реагирует толпа на отповедь и объяснения певца? Приводит ли только «низкие» доводы для служения поэзии толпе? (Кажется, чернь соглашается с поэтом. Но требует, чтобы он, небес избранник употребил высокий дар на благо людям! Пушкин луков: во втором призыве черни нет уже соображений «низкой прозы». Напротив, толпа как будто жаждет духовного совершенства:
Ты можешь, ближнего любя, Давать нам смелые уроки, А мы послушаем тебя.)
— Почему же гонит их поэт «Подите прочь» — какое дело поэту мирному до вас!»? (Да потому, что чернь вновь требовала от искусства пользы: пусть искусство ее исправляет, дает ей уроки, так или иначе, но пусть служит толпе. Вот этого и не может себе позволить. Ибо искусство не должно кого-то чему-то научить, оно вне практической пользы.) Давайте вспомним «Пророка»: Бог посылает своего вестника не «учить народы», но «Глаголом жечь сердца людей». Нельзя научить быть добрым, справедливым, благородным, свободным, умным. Эти качества есть результат постоянной духовной работы человека. Искусство может и должно не давать уроки — но создавать прекрасное, приобщать людей к духовности, к истине, пробуждать души. — В каком еще стихотворении Пушкина говорится о пробуждении душ? («Памятник»: «... и чувства добрые я лирой пробуждал».) Те же, кто боится духовной работы, кто избирает не тернистый путь мучений, метаний духа в поисках истины, но легкую дорогу уроков (научите нас быть добрыми и мудрыми!) и есть «чернь тупая». Для восприятия искусства необходим определенный уровень духовности — тот, на котором уже не ждут «уроков». — Что противопоставляет поэт «урокам»? («Не оживит вас лиры глас». Учить или оживлять, одухотворять. Не восприимчивость толпы к звукам «лиры вдохновенной» есть знак ее духовной ущербности, нищеты: «Душе противны вы, как гробы». Нет и не может быть у поэта никакой «корысти»:
Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв.)
— Замкнулся ли поэт в одиночестве? Нужен ли ему слушатель? (Это не так. Само стихотворение обращено к читателю, именно читателя берет поэт в союзники. Поэт не имеет права изменять себе – или он перестает быть поэтом. Последствия трагичны для всех.) — Почему Пушкин считает, что путь истинного поэта — не подчиниться «толпе холодной»? Сложно ли это? (Потому что это путь одиночество, отказа от всех мирских соблазнов: славы, почета, власти над умами черни — ради высокого служения искусству. Это — «благородный подвиг».) В 1818 году Пушкин закончил стихотворение «К Н. Л. Плюсковой» строчками:
И неподкупный голос мой Был эхо русского народа.
Этот образ оказался удивительно точным – и в 1831 году Пушкин вновь осмысливает его в стихотворении «Эхо».
Чтение и комментирование стихотворения «Эхо». — В чем суть эха?
(На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг.)
— Как связано эхо с миссией поэта? (Поэт как и эхо воспринимает все, что происходит в мире и откликается «на всякий звук» — для того и даны были ему нечеловеческие слух и зрение.) — Чем еще эхо похоже на поэта? (Эхо, как и поэт бесконечно одиноко:
Тебе ж нет отзыва... Таков И ты, поэт.)
— Итак, каков же путь поэта? (Путь пророка — путь подвижничества. Отказавшись давать смелые уроки изгнав непосвященных и поставив себя вне их суда, поэт избирает этот путь.)
III. Заключительное слово учителя. Запись выводов Давайте подведем итог нашего урока, а выводы запишем. Творческое и человеческое кредо Пушкина едины. Он не учил людей, не проповедовал, но пробуждал «чувства добрые» в их душах, стремился дать людям мощный импульс к духовному самосовершенствованию, пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе — единственное, к чему может и должно апеллировать искусство. Противопоставление «жестокого века» Свободе, призыв к милосердию— это и есть те «добрые чувства», которые пробуждает пушкинская лира.
Домашнее задание 1. Выучить одно из стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии наизусть. 2. Индивидуальное задание: сообщение «Понятие философской лирики».
Урок 5-(6). Философские мотивы в лирике Пушкина Цели урока: определить понятие «философская лирика»; выявить философские проблемы, над которыми размышляет Пушкин. Словарная работа: философ, элегия. Методические приемы: повторение, опережающее задание, постановка вопросов для обсуждения, постановка вопросов и задания для последующего обсуждения, подготовка к домашнему сочинению.
Ход урока I. Реализация домашнего задания 1. Выразительно чтение наизусть стихотворений (2-4 человека)
2. Обобщающая беседа по вопросам на тему поэта и поэзии: — В чем видит Пушкин предназначение поэта и как он обосновывает в стихах свое право на бессмертие? — Сопоставьте стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг...» со стихотворением Державина «Памятник». — В чем сходство и различие поэтических позиций авторов? В чем своеобразие пушкинского понимания роли поэта и на значения поэзии?
II. Реализация индивидуального задания Сообщение на тему «Что такое философская лирика».
III. Чтение стихотворения «Дар напрасный, дар случайный...» Выразительное чтение стихотворения.
Комментирование и анализ. «Напрасным» и «случайным» даром называет Пушкин жизнь в стихотворении, помеченном 26 мая 1828 года (день рождения поэта). Обратите внимание на эпитеты. — Почему власть дарителя названа враждебной? (Потому что жизнь осуждена на казнь.) — Какие эпитеты характеризуют сердце и ум? (Сердце, наполненное страстью. Взволнованный сомненьем ум. А в третьей строфе сердце названо пустым, ум праздным.) — К кому обращены эти повторяющиеся вопросы «зачем? зачем?». — Какого восприятие жизни в этом стихотворении? (Жизнь бесцельна и тосклива.)
Слово учителя. Известно трогательное послание митрополита Филарета, увещевающее Пушкина, вселяющее в его душу веру и надежду:
Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена. Сам я своенравной властью Зло из тёмных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал. Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум — И созиждется Тобою Сердце чисто, светел ум!
Пушкин не может остаться неблагодарным. 19 января 1830 года он пишет стихотворение «В часы забав иль праздной скуки...», в котором уподобляет послание Филарета благоуханному елею, врачующему раны совести. Благостный финал! Но перед этим в письме к Е. М. Хитровой, общей знакомой Пушкина и Филарета, на ее просьбу ответить митрополиту иронически замечает: «Стихи христианина, русского епископа, в ответ на скептические куплеты! — это, право, большая удача».
IV. Стихотворение «Напрасно я бегу к сионским высотам...» (1836) Выразительное чтение стихотворения.
Беседа и комментирование. — Может ли кто-то мудрым советом, примером полностью заменить внутреннюю работу души, личную ответственность? — Что значит выражение «сионские высоты»? (Путь к Сиону — путь к Богу, к Божественной гармонии.) — Что значит слово «напрасно» в этом стихотворении? (Стремление к идеалу и невозможность его достичь.) — Почему это невозможно? (Потому что человек — грешен: «Грех алчный гонится за мною по пятам».) — Почему в третьем стихе упоминается «песок сыпучий»? (Это пустыня, в которой лев преследует оленя. Но это и «пустыня мрачная», в которой влачился, томимый духовной жаждою, герой «Пророка».)
Слово учителя. Итак это стихотворение о природе человека. Грех преследует чело века так же неизбежно, как лев «следит оленя бег пахучий». Четверостишие построено зеркально. Налицо смысловой и синтаксический параллелизм. Подобного рода параллелизм встречается в Библии: «Олень» («лань») символизирует в псалмах душу, стремящуюся к Богу («Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» — Пс. 42, 2). «Лев» символизирует человека нечестивого, преследующего бедного праведника (Пс. 9, 30; 16, 12), а также грех, подстерегающий его на пути к спасению: «Не удаляйся от меня; ибо скорбь близка, а помощника нет. Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий» (Пс. 21, 12—14).
V. Стихотворение «Вновь я посетил...» Слово учителя. Пушкин жил и творил в трудных условиях в начале 30-х годов. Нравственно уставший, измученный интригами придворного общества, нападками критики, поэт стремится выйти в отставку и поселиться с ее в деревне. 2. Чтение стихотворения «Пора, мой друг, пора!..» (1834). Мечты эти не осуществились. Осенью 1835 года Пушкин провел лишь несколько недель в Михайловском. 3. Учитель читает отрывок из письма поэта к жене: «...нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых я уже не пляшу. Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею...».
4. Выразительно чтение стихотворения «...Вновь я посетил...».
5. Вопросы и задания по стихотворению. — Сравнить ход поэтической мысли в письме к жене. — Попробуйте однозначно определить тему стихотворения. (В нем целый комплекс тем и мотивов, выражающих представление поэта о человеке и природе, о времени, о памяти и судьбе.) — Попробуйте все-таки определить основную тему стихотворения. (На фоне всех тем и во взаимодействии с ними возникает тема смены поколений.) — Какова взаимосвязь природы и человека? (Природа пробуждает в человеке память о прошлом, хотя у нее нет памяти. Обновление природы и человека похожи.) — В чем отличие обновления человека и природы? (Обновление человека не тождественно обновлению природы. Шум новых сосен «племени младого, незнакомого», который услышит потомок, будет таким же, каким был шум старых знакомцев» поэта. И этот шум затронет неведомые струны в душе внука и заставит его вспомнить об умершем человеке, тоже жившем в этом повторяющемся, но не равно душном мире природы.)
Обобщающее слово учителя. Может показаться, что поэт в стихотворении повторяет все то, о чем писал жене. Речь идет о няне, о «знакомых старых соснах» и о «молодой сосновой семье» (в стихотворении — «зеленая семья»). Сходство прослеживается и в настроении Пушкина: и в письме, и в стихотворении оно элегическое. Но в стихотворении есть то, что отсутствует в письме. Содержание стихотворения шире конкретных предметов и явлений. Ставится важный постулат: непрерывное обновление — закон природы. В письме Пушкин полушутя, полусерьезно признается, что ему «досадно» смотреть на буйно растущую «сосновую семью», потому что сам он стареет. «Но делать нечего». Поэт невольно примиряется с «общим законом» жизни. А в стихотворении автор приветствует и прославляет «племя младое, незнакомое».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 882; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.91 (0.011 с.) |