Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Чтение и анализ стихотворенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Мысль об особом, высшем предназначении поэта прозвучит у Пушкина в стихотворениях «Арион» и «Поэт», написанных вслед за «Пророком» (1826) — в 1827 году.
Выразительно чтение стихотворения «Поэт и толпа».
Комментарий учителя. Стихотворение «Поэт и толпа», написанное в 1828 г. воспринимается как центральное в данной теме. Оно — в ряду центральных произведений русской литературы, к нему так или иначе обращаются писатели и критики, размышляя о «цели поэзии». Плоско понявшие Пушкина сторонники «чистого искусства» (те, кто стремился вообще изгнать из литературы гражданское звучание) сочли Александра Сергеевича Пушкина «своим». Их противники, понявшее Пушкина так же упрощенно, упрекали и его, и приверженцев «чистого искусства».
Беседа. — О чем это стихотворение? (О главном, о назначении искусства: «Зачем так звучно он поет?.. к какой он цели нас ведет?».) Почему вообще возникает вопрос толпы о назначении поэзии? Что является главным, для толпы в жизни вообще и в поэзии в частности? («Песнь» поэта «волнует, мучит» — и толпа призывает его к ответу: «Какая польза нам от ней?» Вот он, ключ: польза. Толпа согласна помучиться, лишь бы была польза.) — Как поэт отвечает толпе? (Гневно отповедует:
Тебе бы пользы все – на вес Кумир ты ценишь Бельведерский. Ты пользы, пользы в нем не зришь...)
— Может ли быть польза от поэзии и искусства? (Нет и не может быть практической пользы от искусства: таково кредо поэта. Тот, кто требует пользы, пусть удовлетворяется «печным горшком»: для приготовления пищи Аполлон Бельведерский абсолютно не пригоден.) — Как же реагирует толпа на отповедь и объяснения певца? Приводит ли только «низкие» доводы для служения поэзии толпе? (Кажется, чернь соглашается с поэтом. Но требует, чтобы он, небес избранник употребил высокий дар на благо людям! Пушкин луков: во втором призыве черни нет уже соображений «низкой прозы». Напротив, толпа как будто жаждет духовного совершенства:
Ты можешь, ближнего любя, Давать нам смелые уроки, А мы послушаем тебя.)
— Почему же гонит их поэт «Подите прочь» — какое дело поэту мирному до вас!»? (Да потому, что чернь вновь требовала от искусства пользы: пусть искусство ее исправляет, дает ей уроки, так или иначе, но пусть служит толпе. Вот этого и не может себе позволить. Ибо искусство не должно кого-то чему-то научить, оно вне практической пользы.) Давайте вспомним «Пророка»: Бог посылает своего вестника не «учить народы», но «Глаголом жечь сердца людей». Нельзя научить быть добрым, справедливым, благородным, свободным, умным. Эти качества есть результат постоянной духовной работы человека. Искусство может и должно не давать уроки — но создавать прекрасное, приобщать людей к духовности, к истине, пробуждать души. — В каком еще стихотворении Пушкина говорится о пробуждении душ? («Памятник»: «... и чувства добрые я лирой пробуждал».) Те же, кто боится духовной работы, кто избирает не тернистый путь мучений, метаний духа в поисках истины, но легкую дорогу уроков (научите нас быть добрыми и мудрыми!) и есть «чернь тупая». Для восприятия искусства необходим определенный уровень духовности — тот, на котором уже не ждут «уроков». — Что противопоставляет поэт «урокам»? («Не оживит вас лиры глас». Учить или оживлять, одухотворять. Не восприимчивость толпы к звукам «лиры вдохновенной» есть знак ее духовной ущербности, нищеты: «Душе противны вы, как гробы». Нет и не может быть у поэта никакой «корысти»:
Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв.)
— Замкнулся ли поэт в одиночестве? Нужен ли ему слушатель? (Это не так. Само стихотворение обращено к читателю, именно читателя берет поэт в союзники. Поэт не имеет права изменять себе – или он перестает быть поэтом. Последствия трагичны для всех.) — Почему Пушкин считает, что путь истинного поэта — не подчиниться «толпе холодной»? Сложно ли это? (Потому что это путь одиночество, отказа от всех мирских соблазнов: славы, почета, власти над умами черни — ради высокого служения искусству. Это — «благородный подвиг».) В 1818 году Пушкин закончил стихотворение «К Н. Л. Плюсковой» строчками:
И неподкупный голос мой Был эхо русского народа.
Этот образ оказался удивительно точным – и в 1831 году Пушкин вновь осмысливает его в стихотворении «Эхо».
Чтение и комментирование стихотворения «Эхо». — В чем суть эха?
(На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг.)
— Как связано эхо с миссией поэта? (Поэт как и эхо воспринимает все, что происходит в мире и откликается «на всякий звук» — для того и даны были ему нечеловеческие слух и зрение.) — Чем еще эхо похоже на поэта? (Эхо, как и поэт бесконечно одиноко:
Тебе ж нет отзыва... Таков И ты, поэт.)
— Итак, каков же путь поэта? (Путь пророка — путь подвижничества. Отказавшись давать смелые уроки изгнав непосвященных и поставив себя вне их суда, поэт избирает этот путь.)
III. Заключительное слово учителя. Запись выводов Давайте подведем итог нашего урока, а выводы запишем. Творческое и человеческое кредо Пушкина едины. Он не учил людей, не проповедовал, но пробуждал «чувства добрые» в их душах, стремился дать людям мощный импульс к духовному самосовершенствованию, пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе — единственное, к чему может и должно апеллировать искусство. Противопоставление «жестокого века» Свободе, призыв к милосердию— это и есть те «добрые чувства», которые пробуждает пушкинская лира.
Домашнее задание 1. Выучить одно из стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии наизусть. 2. Индивидуальное задание: сообщение «Понятие философской лирики».
Урок 5-(6). Философские мотивы в лирике Пушкина Цели урока: определить понятие «философская лирика»; выявить философские проблемы, над которыми размышляет Пушкин. Словарная работа: философ, элегия. Методические приемы: повторение, опережающее задание, постановка вопросов для обсуждения, постановка вопросов и задания для последующего обсуждения, подготовка к домашнему сочинению.
Ход урока I. Реализация домашнего задания 1. Выразительно чтение наизусть стихотворений (2-4 человека)
2. Обобщающая беседа по вопросам на тему поэта и поэзии: — В чем видит Пушкин предназначение поэта и как он обосновывает в стихах свое право на бессмертие? — Сопоставьте стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг...» со стихотворением Державина «Памятник». — В чем сходство и различие поэтических позиций авторов? В чем своеобразие пушкинского понимания роли поэта и на значения поэзии?
II. Реализация индивидуального задания Сообщение на тему «Что такое философская лирика».
III. Чтение стихотворения «Дар напрасный, дар случайный...» Выразительное чтение стихотворения.
Комментирование и анализ. «Напрасным» и «случайным» даром называет Пушкин жизнь в стихотворении, помеченном 26 мая 1828 года (день рождения поэта). Обратите внимание на эпитеты. — Почему власть дарителя названа враждебной? (Потому что жизнь осуждена на казнь.) — Какие эпитеты характеризуют сердце и ум? (Сердце, наполненное страстью. Взволнованный сомненьем ум. А в третьей строфе сердце названо пустым, ум праздным.) — К кому обращены эти повторяющиеся вопросы «зачем? зачем?». — Какого восприятие жизни в этом стихотворении? (Жизнь бесцельна и тосклива.)
Слово учителя. Известно трогательное послание митрополита Филарета, увещевающее Пушкина, вселяющее в его душу веру и надежду:
Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена. Сам я своенравной властью Зло из тёмных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал. Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум — И созиждется Тобою Сердце чисто, светел ум!
Пушкин не может остаться неблагодарным. 19 января 1830 года он пишет стихотворение «В часы забав иль праздной скуки...», в котором уподобляет послание Филарета благоуханному елею, врачующему раны совести. Благостный финал! Но перед этим в письме к Е. М. Хитровой, общей знакомой Пушкина и Филарета, на ее просьбу ответить митрополиту иронически замечает: «Стихи христианина, русского епископа, в ответ на скептические куплеты! — это, право, большая удача».
IV. Стихотворение «Напрасно я бегу к сионским высотам...» (1836) Выразительное чтение стихотворения.
Беседа и комментирование. — Может ли кто-то мудрым советом, примером полностью заменить внутреннюю работу души, личную ответственность? — Что значит выражение «сионские высоты»? (Путь к Сиону — путь к Богу, к Божественной гармонии.) — Что значит слово «напрасно» в этом стихотворении? (Стремление к идеалу и невозможность его достичь.) — Почему это невозможно? (Потому что человек — грешен: «Грех алчный гонится за мною по пятам».) — Почему в третьем стихе упоминается «песок сыпучий»? (Это пустыня, в которой лев преследует оленя. Но это и «пустыня мрачная», в которой влачился, томимый духовной жаждою, герой «Пророка».)
Слово учителя. Итак это стихотворение о природе человека. Грех преследует чело века так же неизбежно, как лев «следит оленя бег пахучий». Четверостишие построено зеркально. Налицо смысловой и синтаксический параллелизм. Подобного рода параллелизм встречается в Библии: «Олень» («лань») символизирует в псалмах душу, стремящуюся к Богу («Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» — Пс. 42, 2). «Лев» символизирует человека нечестивого, преследующего бедного праведника (Пс. 9, 30; 16, 12), а также грех, подстерегающий его на пути к спасению: «Не удаляйся от меня; ибо скорбь близка, а помощника нет. Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий» (Пс. 21, 12—14).
V. Стихотворение «Вновь я посетил...» Слово учителя. Пушкин жил и творил в трудных условиях в начале 30-х годов. Нравственно уставший, измученный интригами придворного общества, нападками критики, поэт стремится выйти в отставку и поселиться с ее в деревне. 2. Чтение стихотворения «Пора, мой друг, пора!..» (1834). Мечты эти не осуществились. Осенью 1835 года Пушкин провел лишь несколько недель в Михайловском. 3. Учитель читает отрывок из письма поэта к жене: «...нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых я уже не пляшу. Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею...».
4. Выразительно чтение стихотворения «...Вновь я посетил...».
5. Вопросы и задания по стихотворению. — Сравнить ход поэтической мысли в письме к жене. — Попробуйте однозначно определить тему стихотворения. (В нем целый комплекс тем и мотивов, выражающих представление поэта о человеке и природе, о времени, о памяти и судьбе.) — Попробуйте все-таки определить основную тему стихотворения. (На фоне всех тем и во взаимодействии с ними возникает тема смены поколений.) — Какова взаимосвязь природы и человека? (Природа пробуждает в человеке память о прошлом, хотя у нее нет памяти. Обновление природы и человека похожи.) — В чем отличие обновления человека и природы? (Обновление человека не тождественно обновлению природы. Шум новых сосен «племени младого, незнакомого», который услышит потомок, будет таким же, каким был шум старых знакомцев» поэта. И этот шум затронет неведомые струны в душе внука и заставит его вспомнить об умершем человеке, тоже жившем в этом повторяющемся, но не равно душном мире природы.)
Обобщающее слово учителя. Может показаться, что поэт в стихотворении повторяет все то, о чем писал жене. Речь идет о няне, о «знакомых старых соснах» и о «молодой сосновой семье» (в стихотворении — «зеленая семья»). Сходство прослеживается и в настроении Пушкина: и в письме, и в стихотворении оно элегическое. Но в стихотворении есть то, что отсутствует в письме. Содержание стихотворения шире конкретных предметов и явлений. Ставится важный постулат: непрерывное обновление — закон природы. В письме Пушкин полушутя, полусерьезно признается, что ему «досадно» смотреть на буйно растущую «сосновую семью», потому что сам он стареет. «Но делать нечего». Поэт невольно примиряется с «общим законом» жизни. А в стихотворении автор приветствует и прославляет «племя младое, незнакомое».
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1007; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.009 с.) |