Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа над стихотворением Ю.И.Коваля «Сундук» и О.Е.Григорьева «Полотер».Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Учитель. – А теперь попробуем отгадать секрет смешного в стихотворении Ю.И.Коваля «Сундук». (Ребята читают стихотворение). Учитель. – Ожидали вы такого окончания истории? Дети. – Нет, конец неожиданный. - Я думала, что Иван петров просунет в щелочку ключ и сундук откроется обычным способом. Учитель. – А интересным был бы такой конец? Вызвал бы он смех? Попробуйте сами вывести секрет смешного. Дети. – Я думаю, что секрет смешного именно в неожиданности поворота истории. - Если бы заключить стихотворения по другому, например, открыть замок ключом, было бы неинтересно, обыденно и не смешно. Учитель. – Вот вы открыли еще один секрет создания смешных стихов: смешит именно неожиданное и непредсказуемое. Именно по такому принципу складываются все анекдоты, над которыми мы смеемся в конце рассказанной истории. По этому принципу сочинил свое стихотворение и О.Е.Григорьев «Полотер». Прочитайте текст и найдите в нем «секрет» юмора. (Дети читают стихотворение и приходят к выводу, что самое смешное в нем кроется в последних строчках): «Нужно пол не щеткой, А теркой натирать». Именно в этих словах проводится мысль, что раз паркет натирают, значит, самое подходящее средство для этого занятия – «терка», - не случайно эти слова являются однокоренными. Самостоятельное чтение и работа над текстом Ф.Д.Кривина «Ночь». (Учащиеся придумывают конец этой истории, чтобы он был смешным. Варианты могут быть разными, важно только, чтобы ребята сами аргументировали, что же является смешным элементом в придуманной концовке. После обсуждения детских вариантов, на следующей странице (стр. 114) вариант, придуманный автором и устанавливается, почему такое решение мышки стать кошкой, является комичным). Чтение и анализ стихотворения Ю.Д.Владимирова «Ниночкины покупки». (Ребята прочитывают текст про себя, после чего проводится работа над ним по вопросам: - В каких местах вы смеялись, читая текст? - Почему кассир не понял Нину? - Что делает поэт, чтобы стихотворение было смешным? Дети еще раз приходят к выводу, что смешным элементом в сюжете стихотворения является путаница в словах героини. Поэтому стихотворение не только смешное, но и поучительное: мысль надо высказывать четко, ясно, не торопясь, чтобы слушающие понимали того, кто говорит. Интересным моментом на данном уроке будет работа над скороговоркой, которую ребята найдут в повторяющихся словах: «Фунт мяса, Сахарный песок, Спичечный коробок, Масло и компот. Деньги – вот». Именно в скороговорках часто ребята сбиваются и произносят нечетко и путано. По этой причине и героиня стихотворения Ниночка перепутала покупки. Можно предложить ребятам поупражняться в произнесении скороговорки, а также в чтении всего стихотворения по ролям. Для работы дома можно предложить детям подобрать и выучить наизусть какое-нибудь свое смешное стихотворение, а также определить в нем «секрет» юмора. Второй урок. I. Проверка домашнего задания. 1. Чтение стихотворений, которые ребята подобрали дома и выучили наизусть. На материале прочитанных стихотворений, выученных дома, обобщение знаний о «секретах» создания поэтами юмористических текстов. II. Работа над новым материалом. Беседа. Учитель. – Ребята, для чего поэтами придумываются смешные истории? Дети. – Для потехи и развлечения. - Чтобы посмеяться, поднять настроение людям. - Чтобы развеселить человека, которому грустно и трудно. Учитель. – Сегодня мы узнаем, что в смешных стихах могут быть и серьезные мысли. Чтение учителем стихотворения Э.Н.Успенского «Неудачник». 3. Ответы на вопросы. - Вам понравилось стихотворение? Чем? - Кто такой – неудачник? Почему стихотворение так называется? - В каких местах вам было смешно, а где вы не смеялись? Чтение и анализ стихотворения. Учитель. – Чтобы понять, какую серьезную мысли автор заложил в своем стихотворении, мы прочитаем текст еще раз. Прочитайте первую часть, где говориться о том, как герой был еще маленьким. Найдите ответ на вопрос, почему мальчик плохо учился, и был плохим пастухом. Он был лентяем? Дети (прочитывают первую часть текста и отвечают на вопрос): - Нет, лентяем он не был. Мальчик занимался дрессировкой животных: кота и быка, -и это у него очень хорошо получалось. - Дрессировка – очень трудное дело, требует упорства, времени и терпения. Если бы мальчик был лентяем, таких результатов он не добился бы. - И автор нам прямо говорит, что мальчик не лентяй: «А он лентяям не чета», т.е. не похож на них. «Не бегал не играл, Весь год дрессировал». - И вот здесь: «А он не бегал, не играл И не дремал на печке, А он быка дрессировал На поре возле речки». Учитель. – А действительно ли мальчику было трудно дрессировать животных. Найдите в тексте. Дети. – Да, кот был ленивым, но мальчику удалось его научить: «И кот, который вечно спал И не ловил мышей, Теперь с охотой выступал В саду для малышей Он превосходно танцевал, Давал знакомым лапу. И по приказу подавал Им тапочки и шляпу». - А бык был упрямым, но герой подчинил и его дрессировке: «Сперва не поддавался бык Потом смирился и привык, Он даже цифры различал И песни модные мычал». - Мальчик был очень талантливым и трудолюбивым в этом деле. Учитель. – А что такое талант? Дети. – Талант – это высокое мастерство человека в каком –либо деле. - Это выдающиеся способности человека в чем-либо. - Высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Учитель. – А как взрослые относились к неудачам героя в учебе и труде в колхозе? Дети. – Они героя осуждали. Отец был «сердит всерьез» и отвез мальчика в колхоз на работу. - Грозился отдать мальчика на стройку. - Председатель колхоза тоже «устроил мальчику разнос»: «Ты для чего приехал к нам? Считать ворон по сторонам?! Когда б поменьше их считал, Давно бы человеком стал. Немало их, профессоров, Из тех, кто раньше пас коров». Учитель. – А правы ли взрослые? Вы на чьей стороне? Дети. – Я считаю, что взрослые правы. Заниматься любимым делом надо, но в свободное время. А первое дело для ребят – это учеба, чтобы вырасти умным и грамотным. - А я не полностью согласен с отцом мальчика в том, что он грозился его отдать «в пастухи или на стройку», - на стройке тоже не нужны безграмотные люди. В любом деле нужны знания. - Я думаю, что председатель был прав, ругая мальчика за дело: ему поручили серьезное дело, - пасти скот, - а он отнесся к нему безответственно и этим нанес урон колхозному хозяйству. - К любому делу надо относиться ответственно и всему надо учиться. Именно так надо понимать слова председателя колхоза. Учитель. - А теперь прочитаем часть, где говориться, как наш герой стал взрослым. Найдем в этом отрывке слова, подтверждающие мысль: обязательно ли нужно учиться в школе, чтобы стать талантливым дрессировщиком. (Учащиеся читают текст, после чего делятся своими соображениями). Дети. – Мечта героя стать дрессировщиком осуществилась, но он был безграмотным работником, - это видно из предложения, которое с ошибками писал пудель на доске. - В одном только предложении я насчитал аж пять ошибок. - Для выступления в цирке, возможно, такая безграмотность забавляет, вызывает смех, а в жизни писать с ошибками – очень стыдно. - И герой это понял: став уже взрослым, он решил наверстать упущенное и закончить среднюю школу: «В одной руке он хлыст держал, В другой держал задачник. Он этой осенью как раз Переходил в девятый класс. - Уж если я других учу, Я сам ученым быть хочу. А без образования Какое основание Считать себя умней Ужей или ежей, Слонов и бегемотов, Енотов, кашалотов, Моржей или стрижей». Учитель. – Найдите слова, в которых автор выражает главную мысль произведения. Ученик. – «Смешно, друзья, когда талант Имеет двойку за диктант». Учитель. – А какую оценку дал поэт своему герою? Прочитайте. Дети. – Автор одобрил своего героя. Он его хвалит и говорит с уважением: «По – моему, ребята, Он просто молодец». Учитель. – Что же нового мы узнали об особенностях юмористических произведений, читая это стихотворение? Дети. – То, что они создаются не только для развлечения, но чтобы чему-то научить. Учитель. – Вам нравится читать смешные стихи о серьезном? Дети. – Да, нравится! Упражнения в выразительности чтения стихотворения. Домашнее здание. Подобрать и выучить наизусть новое стихотворение, в котором автор серьезные мысли передает в юмористической форме. Урок 90 Контрольная работа №5.
Уроки 91-95 Тема урока. Пьесы Материал для чтения. Е.Л. Шварц. «Красная шапочка» Цели уроков. Первоначальное знакомство учащихся с драмой. Отработка навыков выразительного чтения пьесы по ролям, освоение роли, как путь вхождения в образ героя и способ анализа драматического произведения. Оборудование урока. Таблица «Словарь характеристик. Сказка Ш. Перро «Красная шапочка» I. Введение учащихся в тему. 1. Слово учителя. Учитель. Сегодня мы открываем новую и последнюю главу школьного учебника по литературному чтению. Прочитайте ее название и рассматрите рисунок возле него. Почему здесь изображены маски? Дети. – Это театральные маски, – значит пьесы – это произведения, которые связаны с театром. – Пьесы ставятся на театральной сцене. Учитель. Да, это особые произведения. Некоторые особенности вы уже назвали, а о других вы прочитаете во вступительной статье. 2. Чтение вступительной статьи в учебнике. 3. Беседа по содержанию. Учитель. Как вы поняли: чем пьесы отличаются от других литературных произведений? Дети. – В пьесе не рассказывается о событиях, нет объяснения поступкам героев. – Нет описания портрета героев. – Пьесы предназначены не для чтения, а для постановки на сцене. Учитель. На практическом уровне мы уже знакомы с пьесой, много разыгрывали сценки на праздниках, разучивали и играли спектакли в кружке. В теоретическом отношении подробно разобраться в особенностях этого литературного рода поможет нам пьеса Е.Л. Шварца «Красная Шапочка» II. Начало работы над пьесой. 1 Краткое сообщение об авторе. Евгений Львович Шварц (1896-1958) – один из самых известных в мире сказочников XXв. Он с молодых лет мечтал о литературе и театре, и даже играл в театре. Он был веселым и остроумным человеком, прекрасным рассказчиком. Свой путь в литературе он начинал книгами для детей, в основном сказками, но потом стал писать пьесы, тоже сказки. По его сценарию был снят любимый всеми кинофильм «Золушка». В основу своей пьесы – сказки «Красная Шапочка положил автор сказку Шарля Перро с таким же названием, хотя очень многое изменил, добавил от себя. Давайте кратко вспомним сюжет сказки Ш. Перро. (Ребята по цепочке пересказывают сюжет сказки. Если учащиеся будут затрудняться, необходимо учителю прочесть самому, либо кратко пересказать содержание. (См. приложение) Учитель. А теперь давайте знакомиться со сказкой-пъесой. 2.Знакомство с оформлением текста. Учитель. Посмотрим как в пьесе оформляется текст. Рассмотрите первую страницу и прочитайте, что на ней написано. Дети. – Здесь мы видим фамилию автора и заглавие пьесы. – Под заглавием уточняется, что сказка эта в 3х действиях и что она записана в сокращении. – Указаны действующие лица, чего нет, например, в рассказах, стихах. – Текст поделен на части, которые называются действиями и картинами. – Основной текст состоит из диалогов. Но есть текст, записанный мелким шрифтом. Учитель. Прочитайте о чем говориться в строчках, записанных мелким шрифтом. Дети. – Здесь сообщается обстановка, в которой будет развиваться действие. – А также герои, которые участвуют в действии. Учитель. Найдем во вступительной статье, как называется такие краткие указания автора. Ученик. Они называются «ремарками» (Ребята записывают это слово в тетради для чтения, либо в словари) Учитель. Ремарки есть не только в начале действий и картин, но и рядом со словами героев. Они записаны в скобках. 3. Знакомство с содержанием 1го действия пьесы. (Лучше всего дать возможность детям познакомиться с тестом самостоятельно) 4. Беседа по содержанию 1го действия. Учитель. Сколько картин включает это действие? Вы поняли что такое – картина? По какому принципу она выделяется? Дети. – В первом действии 2 картины. – Картина – это часть внутри действия. Она выделяется в связи с изменением обстановки и действующих лиц. Учитель. Чем отличаются 1 и 2 картины? Дети. – В первой картине действие происходит рядом с домом Красной Шапочки. Ее друзья Заяц, Уж и Медведь пришли предупредить девочку об опасности. – Лиса подслушивает разговор зверей с девочкой и затевает коварный план. – Во второй картине действие происходит в лесу, на прогалине. – Появляются новые действующие лица – птицы, которых Красная Шапочка просит быть воздушной разведкой. 6. Обсуждение характеристик героев пьесы. Учитель. А теперь давайте попробуем охарактеризовать героев. Какие они? Начнем с Красной Шапочки. Дети. – Девочка заботливая. Идет проведать больную бабушку, несмотря на беспокойство матери и предупреждение зверей об опасности. – Красная Шапочка заботилась также и о птицах, – защитила их гнезда он сына лесника, когда тот попытался его разорять. – Помогает Медведю: мажет ему мордочку йодом. – Она смелая, – идет в лес в надежде, что друзья помогут ей справиться с Волком. – Красная Шапочка уверена в себе и в друзьях. Учитель. А какими вы представили зверей? Меняются ли они в течение 1го действия? Кто и как? Дети. – Её друзья –Заяц, Уж, Медведь и Птицы. Они добрые: предупреждают девочку об опасности и готовы ее защищать от Волка. – Из всех самым верным был зайчик Белоух. Он остался прежним: хотя все время он твердил о своей трусости, на самом деле оказался самым храбрым. – Медведь и Уж поддались на хитрости Лисы и соблазнились на дармовые угощения. Бросили Красную Шапочку и убежали. – Лиса, как во всех сказках, хитрая и коварная: старается всех обвести. – Лиса действует хитростью и ложью Учитель. Как по-вашему, надо говорить слова и играть действующих лиц? (Ребята обсуждают интонацию каждого героя, – готовятся к выразительному чтению текста по ролям.) 7. Чтение текста в ролях. (Варианты обсуждаются) 8. Домашнее задание. Прочитать сказку до конца.
2й урок. I. Работа над содержанием II и III действия. 1. Воспроизведение содержания II действия. Учитель. О чем первая и вторая картины II действия? Дети. – В первой картине идет речь о встрече Волка с Красной Шапочкой. 2. Работа над образами. Учитель. Каким вы представляли Волка? Дети. – Он самоуверенный, – все время повторяет: «я сам», хотя пользуется советами лисы. – Волк действует обманным путем: перекрашивается в белый цвет и притворяется собакой. – Входит в доверие к девочке и выведывает адрес бабушки, – волк лживый. – Злой и хищный. А еще властный, – хочет быть хозяином в лесу. Учитель. А красная Шапочка? Как она поступает? Дети. – Красная Шапочка совершает ошибку. Она доверчивая: верит Волку, а не птицам. – Смелая: продолжает идти вперед. Учитель. Третье действие – самое объемное. Сколько картин оно включает? Ученик. В этом действии целых 5 картин. Учитель. Давайте кратко вспомним, о чем они. Если бы вам пришлось их озаглавить, какие названия вы придумаете к каждой части? (Ребята выделяют главную мысль каждой из картин, подбирают заглавие: 1. Волк съел бабушку и Красную Шапочку. 2. Мать ищет Красную Шапочку. 3. Птицы сообщают Леснику о происшествии. 4. Лесник спасает Красную Шапочку и бабушку. 5. Все герои ловят и связывают волка. Учитель. Поговорим о героях. Что можно сказать о Бабушке? Какой её надо играть? Дети. – Трудолюбивая и проворная, – даже будучи больной она занимается делом. – Легкомысленная и суетливая, – не желает лежать в постели и лечиться. – Доверчивая, – легко поддается на хитрость и обман Волка. – Беспечная, – не видит и не чувствует опасности. – Самоуверенная, – считает, что лучше ее никто ничего не сделает. Учитель. Что нового открылось в характере Красной Шапочки? Дети. – Она стала более решительной: думает, как спасти себя и Бабушку. – Быстро принимает решение и обращается за помощью к птицам. Учитель. Каким изображен лесник? Правильно он поступает с Ужом, Медведем, Лисой и Волком? Дети. – Лесник справедливый. Он следит за порядком в лесу и сторго наказывает за разбой. – Даже Медведю и Ужу досталось за покушение на чужое добро. – Он благородный, – спешит на помощь по первому зову и спасает Красную Шапочку и Бабушку, а Волка строго наказывает. – Лесник, мудрый, – в его слова автор вкладывает главную мысль: «Запомни девочка, раз навсегда: перекрашенный волк – тоже волк.» Его слова надо понимать, что нельзя доверять кому попало, надо быть осторожным. Учитель. Чем похожи Бабушка, Мама и Красная Шапочка? Какая черта у них общая? Дети. – Все трое они доверчивые и беспечные. За это и поплатились. – Они были неосторожны в общении со злым и коварным Волком. 3.Работа над главной мыслью произведения. Учитель. Что несказочного в этой сказке? Дети. – Прежде всего житейская ситуация, пример тому, как доверчивость и беспечность могут привести к беде. – Сказочные образы животных очень похожи на человеческие в поведении и поступках. – Изображена реальная обстановка, – действие происходит не в сказочном, а в обыкновенном лесу. Учитель. А чему учит сказка Е. Л. Шварца. Дети. – Сказка учит бдительности и осторожности. – Не доверять случайным встречным, – преступник может легко маскироваться. – В случае опасности действовать решительно и оперативно. Учитель. Е.Л. Шварц в форме пьесы пересказал первоисточную сказку или создал свое авторское произведение? Докажите свою точку зрения. Дети. – Е. Шварц создал свое авторское произведение. За основу он взял только главную мысль, а все действия он придумал свои. – В этой пьесе много героев, которых нет в сказке Шарля Перро: зззайцев, например, Лисы, Медведя и Ужа, а также птиц. – В этой сказке существует еще идея дружбы и взаимовыручки, – в сказке Перро этого нет. – И еще чисто авторская идея сказки Е.Л. Шварца – изображение героев в динамике, в развитии: некоторые герои на протяжении всего произведения меняются, постепенно раскрываются, – Красная Шапочка, например, Зайцы, Уж, Медведь. Они становятся лучше, признают свои промахи и ошибки. 4.Чтение текста в ролях. Отработка вариантом выразительного чтения. 5.Домашнее задание. Договориться с друзьями и подготовить инсценирование сценки. 3й-5й уроки. (После детального анализа произведения на первых двух уроках следующие уроки отводятся «застольному» периоду работы над пьесой, – именно так его называют в театре. Формы работы могут быть следующими: 1)Чтение текста в ролях по желанию. 2)Отбор исполнителей на роли. 3)Разыгрывание сценок. Отработка выразительности их исполнения. В дальнейшем репетиции пьесы выносятся на внеурочное время и продолжаются до конца года. Параллельно учащиеся вместе с родителями готовят реквизит для постановки пьесы на сцене: шьются костюмы, изготавливаются декорации. Постановка спектакля состоится на заключительном уроке – празднике в конце учебных занятий в году.
Летние странички.
Уроки 96-97 Тема уроков. Летние картины природы в поэзии. Материал для чтения. Г.А. Ладонщиков «Хорошо…» С.А. Есенин. «Задремали звезды» А.А. Прокофьев. «Месяц» С.П. Щипачев. «Подсолнух» Цели уроков. Обобщение умений учащихся анализировать художественные тексты. Соотношение литературного образа природы с изобразительными. Обработка навыков выразительного чтения. Оборудование уроков. Портрет С.А. Есенина. Принадлежность для рисования. Картина с изображением подсолнуха.
(Поскольку за три года литературного образования ученики приобрели достаточные знания, умения и навыки в анализе художественного текста, последние уроки необходимо сделать обобщающими и предоставить детям больше возможности для самостоятельной работы, для разных ее видов: художественный разбор текста, рисование, работа по картинам художника, сопоставление литературного текста с изобразительными произведениями, написаний сочинений) I. Введение в новую тему. 1. Слово учителя. – Мы открываем последние странички нашего учебника по литературному чтению. Почему их поместили в конце учебника? (Высказывания ребят). 2. Чтение статьи в учебнике 9с. 146) с последующей беседой. Учитель. Почему каждое четверостишие стихотворения Георгия Афанасьевича начинается со слова «хорошо»? Дети. – Потому что это стихотворение о лете, а летом все хорошо: красиво, весело, тепло. – Нет человека, который бы не чувствовал, как хорошо летом. – Люди рады приходу лета, и оттого у них хорошо на душе. Учитель. А что же хорошего у лета отметил поэт Г.А. Ладонщиков? Дети. – Хорошо, что «солнце высоко»… – Что в пруду вода теплая… – «как парное молоко» – Хорошо, что поспевают и наливается рожь, «голубую пьет росу» – И что поют птицы, своим пением встречают нас «и в поле, и в лесу».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.184 (0.011 с.) |