Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обобщение материала о рассказе как жанре.

Поиск

Учитель. – Мы закончили чтение главы в учебнике «Рассказы». Вам понравились прочитанные рассказы? Чем?

Дети. – (Высказываются).

Учитель. – Какая главная задача писателей, авторов рассказов?

Дети. – Рассказать читателю, о каких- то событиях, о героях

- Об их характерах, поступках, мыслях и чувствах.

- Оценить их и показать, что такое хорошо и что такое плохо.

Учитель. – А какая главная задача читателя?

Дети. – Раскрыть замысел писателя через характеристики героев, их действия и поступки.

- Узнать, для чего автор написал свое произведение.

Учитель. – А легко это делать нам, читателям?

Дети. – Нет, не совсем легко, - ведь автор как бы «прячет» свою мысль в тексте.

- Автор нам прямо ничего не говорит, и мы через характеры и поступки героев раскрываем его «секреты».

Учитель. – Давайте сейчас еще раз назовем все «секреты» рассказа.

Дети (Обобщают).

- Каждый рассказ имеет сюжетную основу: автор рассказывает о каком-то случае из жизни.

- Сюжет может развиваться в хронологической последовательности событий, а может эта последовательности автором нарушаться.

- Реальность и достоверность изображения жизни.

- Каждый рассказ имеет нравственную направленность. Герои проходят нравственные испытания.

- Раскрытия внутреннего мира героев, который в процессе повествования может изменяться, совершенствоваться.

- Характер героя раскрывается не только через поступки, но и через его мысли и переживания.

- Часто авторы используют форму недосказанности мыслей, выражают их в незаконченных предложениях, таким образом, дает возможность читателю самому додумать и досказать мысль.

- В рассказе повествование может вестись либо от имени автора, либо от героя - рассказчика.

- В тексте рассказа видна позиция автора или рассказчика, их отношение к изображаемому.

- Авторы могут перевоплощаться в героев и даже в героев – животных.

- Часто автор передает изображение жизни глазами своих героев, через их мысли и ощущения.

- В художественных текстах нередко используется пейзаж для большей достоверности в передаче чувств, настроений, ощущений героев.

- Как правило, главная мысль рассказа заложена в его названии. Заглавие каждого произведения – это его тема, как бы вынесена на поверхность.

Наблюдение над построением рассказа.

Учитель. – На следующем уроке у вас будет самостоятельная работа: вы попробуете сочинить рассказ. Чтобы это задание вы выполнили успешно, давайте на примере произведения А.П.Чехова «Белолобый» проанализируем, как строится сюжет любого художественного рассказа.

Но сначала попробуем весь рассказ поделить на смысловые части. По-другому их можно назвать логическими, потому что в основе каждой лежит какое-то событие, у которого есть начало (действие завязывается), далее действие развивается и подходит к концу (развязке). Таким образом, событие развивается по своим логическим законам: начало, продолжение, конец.

Подумайте, сколько таких смысловых частей вы бы выделили в рассказе «Белолобый» и какие?

(По количеству главных событий ребята с учителем выделяют три логические части. Каждая часть обсуждается, озаглавливается, записывается на доске:

1. Неудачная охота волчицы.

2. Белолобый в волчьем логове.

3. Щенок возвращается домой).

Учитель. – Давайте проследим по сюжету, как развивается действие каждой части.

Часть.

Учитель. – С чего начинается рассказ?

Ученик. – Голодная волчица отправляется на охоту.

Учитель. – А теперь последуем за героиней, пронаблюдаем за ее действиями. Отметьте важные моменты в ее поступках.

Дети. – Волчиха вспоминает про зимовье и приближается к нему.

- Далее взбирается на крышу и разбирает кровлю.

- Падает вниз на что-то мягкое и теплое и в это время в хлеву что-то вдруг завизжало. Начался переполох.

- Волчиха хватает, что попало в зубы и убегает.

- Волчица успокоилась, остановилась, чтобы отдохнуть и начать есть.

- Вдруг она увидела, что ее добыча – вовсе не ягненок и отскочила с отвращением.

Учитель. – Читая произведение, мы не только следим за поступками героини, но и переживаем вместе с ней. Скажите, какой момент был самым напряженным и эмоциональным? Где наши переживания достигли самой высокой точки?

Ученик. – Когда в хлеву начался переполох.

Учитель. – А напряжение наступило сразу или оно нарастало постепенно?

Дети. – …Постепенно.

Учитель. – Таким образом, действие движется как бы «волнами»: сначала она завязывается, затем «волна» поднимается к самой вершине, достигает самого напряженного момента, а затем действие постепенно начинает разрешаться, развязываться, - волна опускается. Итак, мы выделили в сюжете 1 части рассказа три элемента, в литературе они называются:

- «завязка» - начало действия;

- «вершина (кульминация) – самый напряженный момент в повествовании;

- «развязка» - конец действия.

Позднее этими литературными терминами будем пользоваться часто.

Именно так строится художественное произведение. Попробуем эту логическую часть рассказа записать схемой.

(Учитель чертит на доске схему и выносит на нее ключевые моменты повествования. Аналогичную работу учащиеся выполняют в своих тетрадях). См. Схема 1.

Учитель. – Проследим за построением сюжета следующих логических частей.

(Для закрепления знаний аналогично разбираются II и III части рассказа, строятся схемы, либо просто выделяются ключевые моменты с записью на доске и в тетрадях.

Часть.

· - Завязка. - Волчица убегает от щенка, а он следует за ней.

- Волчицу раздражает лай щенка, и она готова его разорвать.

- Щенок подходит к волчатам. Начинается игра.

· - Вершина.

- Волчица подошла к щенку, чтобы съесть его, а он думает, что с ним играют.

- Волчихе стало противно от запаха и она отошла от него.

· - Развязка. – Щенку стало скучно и он направился домой.

Схема 1.
(Развязка)
Волчица с отвраще- нием отскочила от щенка
Волчица остановилась, чтобы начать есть добычу
(Завязка)
Волчица падает вниз. В хлеву начался переполох.

 

 

· - Завязка. - Волчица снова отправляется на охоту

- Волчица заметила щенка, возвращающегося домой, и обогнала его.

- Волчица прибежала к зимовью и начала разбирать крышу, оглядываясь, не идет ли щенок.

· - Вершина. – Щенок прыгнул вслед за волчицей в дыру и своим лаем разбудил зимовье. Начался новый переполох.

- Волчица убегает.

- Игнат выходит из дому на шум и стреляет.

· - Развязка. – Игнат решил, что Белолобый разобрал крышу и наказал его.

Учитель. -Мы рассматривали сюжет каждой части в отдельности. А если взять весь текст в целом, в какой момент вы переживали больше всего за главного героя?

Дети. – Во второй части, где волчица подошла к щенку, чтобы его съесть.

- Именно здесь решался вопрос: съесть или не съесть?

Учитель. – И именно здесь мы наблюдаем как бы испытание характера героев. Какое же?

Дети. – Волчица была голодная, но из-за собачьего запаха она его не решилась съесть.

- А я думаю, что автор показал в образе волчихи гуманное отношение к слабому существу, - щенок ведь такой ласковый, радостный, игривый, что волчица не решилась его съесть.

- А ведь и у Л.Н.Толстого тоже есть рассказ «Лев и собачка», где лев не съел маленькую собачку, т.к. она была очень забавной.

Учитель. – Ну что ж! Возможно и эту мысль автор проводит в своем произведении: нельзя обижать того, кто слабее.

Ну а щенка Белолобого автор как-нибудь испытывает?

Дети. – Нет, это маленький, неопытный, не знающий жизни герой. Он только начинает познавать мир.

- Он радуется жизни, удивляется всему новому.

- Его действия и поступки естественные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.4.250 (0.007 с.)