Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обмен впечатлениями после чтения по вопросам.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Учитель. – Какие герои, кроме кота, есть еще в рассказе? Дети. – Деревенские мальчишки. - Ленька, сын сапожника. - Рувим. Учитель. – Имя «Рувим» часто упоминается во многих рассказах Паустовского. Это друг писателя Рувим Фраерман, тоже писатель. Учитель. – А от чьего имени ведется рассказ? Кто такие – «мы»? Ученики. – Это дети, непосредственные участники и очевидцы событий, о которых идет речь в рассказе. II. Художественный анализ текста. 1. Чтение 1-й логической части (первые 9 абзацев). Учитель. – Посмотрим, как автор описывает кота и соответствует это описанному слову, которым он его называет его в заглавии. Как автор об этом говорит? Дети. – Кот полностью соответствует слову «ворюга»: «Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб». - Он делал это хитро и ловко: «Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел». Учитель. – А что вы можете сказать о жизни кота, судя по его внешнему виду? Легко ему жилось? Дети. – Нет, нелегко. Он был ничейным котом, «беспризорным». Ему приходилось воровать. - Люди его жестоко наказывали за проделки: у него было «разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста». Учитель. – А людям легко было от его проделок? Дети. – Нет, нелегко. «Мы пришли в отчаяние». - По-другому можно сказать: люди были в состоянии безнадежности, не знали, что делать. Учитель. – Найдите еще слова в этой части, которыми автор характеризует героя. Дети. – «Это был кот, потерявший всякую совесть, - кот – бродяга и бандит». - Автор наделяет кота почти человеческими чертами, намекает даже на чувства потерянной совести. Учитель. – А какое отношение автора к своему герою? Дети. – Он его осуждает. - Но рассказывает о нем с юмором и улыбкой. Учитель. – А какой абзац у вас вызвал улыбку? Дети. – Там, где автор рассказывает про объевшихся кур, которые «лежали на солнце и стонали». - А мне было смешно, где деревенские мальчишки рассказывали, как кот «пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями». Я представил себе эту картину. Учитель. – А что такое – кукан? Выяснили? Ученик. – Да, это бечевка с нанизанной пойманной рыбой. Учитель. – Прочитайте предложения 8 и 9 абзаца. Какими вам показались эти фразы: серьезными или смешными? Дети. – Мне показались смешными, потому что речь в них идет не о человеке, а о простом коте: «Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня». - Очень смешным показалось мне сочетание «вздуть за бандитские проделки», ибо слова «вздуть» и «проделки» не очень уместны с определением «бандитские», ведь бандитские – это не проделки, а тяжелые преступления. Учитель. – Значит, мы с вами уже прочувствовали знакомый стиль К.Г.Паустовского, - добрый, мягкий юмор его вызывает улыбку, а вовсе не злость на «проделки» главного героя – кота. Чтение 2-й части рассказа. А теперь прочитаем следующую часть рассказа. Найдите в ней предложения и словосочетания, которые являются главными для характеристики кота – ворюги. Дети (вычитывают). – - «… украл со стола кусок ливерной колбасы»; - «Кот смотрел на нас дикими глазами и грозно выл»; - «… кот решился на отчаянный поступок …»; - «С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом»; - «… нас встречали рассказами о босяцких выходках рыжего кота». Учитель. – Как вы поняли выражение: «о босяцких выходках»? Кого называют «босяками»? Дети. – Беспризорников … - Наверное, тех, кто не имеет своего дома и живет на улице. Учитель. – А как вы поняли слово «ужасающим»? Сравните со словом «ужасным». Есть разница? Дети. – Да, есть: «ужасный» - это просто очень страшный, а «ужасающий» - значит, наводящий страх и ужас. - Кот так хотел напугать своих преследователей. Учитель. – Найдите сравнение, которое автор нашел для удирающего кота. Как вы представили себе эту картину? Дети. – Автор сравнивает кота с футбольным мячом. - Я представила себе быстрого, проворного ловкого кота, спасавшего свою жизнь. Учитель. – А как вы поняли, зачем в рассказ о коте автор вводит описание дома и природы? Как это характеризует автора как человека? Дети. – Автор умеет видеть красивое в самом простом, рассказывает об этом с теплотой. - У него добрый характер и замечательное чувство юмора. - Несмотря на то, что кот отравлял жизнь обитателей дома, автор как бы поворачивает жизнь к читателю другой стороной, красивой: рассказывая о доме, о яблоках, падавших с веток на тесовую крышу, об озерах и тропинках к ним среди душистых высоких трав. - А я думаю, автор вводит пейзаж для того, чтобы показать прекрасный уголок, где наши герои-рассказчики чувствуют себя хорошо и где они могут отдохнуть душой от кошмаров и босяцких выходок рыжего кота. Учитель. – А меняется здесь тон повествования автора? Как нужно прочитать абзацы, где описывается дом и природа? А последнюю фразу о новых выходках кота? Давайте попробуем прочитать этот отрывок. (Ребята упражняются в выразительном чтении). 3. Чтение 3-й части рассказа. Ответы на вопросы после чтения. Учитель. – Как вел себя кот в ловушке? Можно определить, как он там себя чувствовал? Дети. – «Он очень испугался: «выл и ругался под домом». - «Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления». Наверное, он решил взять людей измором, чтобы они его выпустили. Учитель. – Почему поручили вытащить кота Леньке? Как о нем говорит Паустовский? Дети. – Ленька был бесстрашным и ловким. - И только он мог вытащить кота из-под дома. - Он был находчивым: нашел способ вытащить кота. Учитель. – А как ему это удалось? Дети. – Ленька сыграл на слабости кота: хватать все съедобное, что ему попадется на пути. - А я хочу сказать, что Ленька был очень добрым, - именно он предложил не наказывать кота, а накормить его. Ему стало его жалко, когда он рассмотрел его вблизи. Учитель. – А какие чувства у вас вызвал внешний вид кота при ближайшем его рассмотрении? Прочитайте этот отрывок. (Дети читают: «Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот – беспризорник с белыми подпалинами на животе»). Дети. – У кота был очень несчастный вид, и мне его жалко. - Он был очень напуганным: ждал жестокого наказания. Я ему очень сочувствую. Учитель. – Прочитайте абзац, где рассказывается, как решили поступить люди с котом? Как это их характеризует? Дети (читают отрывок и отвечают на вопросы учителя): - Люди поступили с котом гуманно: вместо наказания решили накормить его как следует. - Люди оказались сердечными и добрыми, - даже кот не ждал такого исхода: «Кот ждал, зажмурив глаза». Учитель. – Дома вы дочитаете рассказ до конца и проанализируете его сами: проследите изменение в характере главного героя и подумаете, почему это произошло. Нарисуете портрет кота в различных ситуациях, описанных в рассказе. Найдете в тексте подписи для своих рисунков. Второй урок. I. Оформление «портретной» галереи из детских рисунков. Озвучивание рисунков строчками из рассказа. II. Озвучивание рисунков строчками из рассказа. 1. Работа над проблемным вопросом: «Почему кот перестал воровать? Какое важное событие произошло в его жизни?» Высказывание детей. - Вместо жестокого наказания, люди отнеслись к коту по-доброму. - Не только не наказали, а накормили его до отвала замечательным ужином, дали ему «жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану». Учитель. – Давайте прочитаем отрывок, где автор описывает поведение кота после ужина. С каким чувством писатель об этом рассказывает? Дети. – Автор пишет об этом с юмором: «Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами». - После ужина настроение у кота повысилось: «После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке». - Кот успокоился, чувствовал себя совсем хорошо: «Потом кот повернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел». Учитель. – А почему автор говорит, что кот, вместо благодарности, поглядывал «нахальными глазами»? Дети. – Наверное, он еще полностью не доверял людям, пока что он оставался самим собой: дерзким и нахальным, готовым в любую минуту спасать себя, он присматривался к людям. - Как сказал Ленька, у кота был такой характер, - наверное, уличная голодная жизнь сделала его таким. - Но затем кот поверил людям, - животные чувствуют настроение человека, - и стал вести себя спокойно и даже «прижился» в доме. Ему очень понравилось здесь жить. Учитель. - А с каким настроением вы читали сообщение автора об изменении в характере кота, а также о его поступке, названном в тексте «благородным»? Дети. – Для меня поступок кота был неожиданным: кот, который сам недавно был «ворюгой», возмутился воровскими действиями кур. - А мне было смешно: автор очень забавно описывал, как кот наказывал кур, воровавших еду на столе. Учитель. – Какими словами автор рассказывает о курах и петухе? Какое отношение автора к этим птицам? Дети. – Осуждение: «Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склевывать из тарелок гречневую кашу». - «Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин и молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада». - А про петуха автор рассказывает с иронией, показывает его трусливым и глупым: «Впереди мчался, икая, голенастый петух - дурак». - Называет его Горлагом, т.е. горлопаном, который кричит попусту. Учитель. – А как относится автор к коту, который решил расправиться с курами? Дети. – Чувствуется, что он ему симпатизирует: «Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой передней лапой бил петуха по спине». - А о петухе автор говорит с насмешкой: «От петуха летели пыль и пух. Внутри него от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу». Учитель. – Почему нам смешно, когда мы читаем отрывок о поединке кота с курами? Какая особенность Паустовского как с курами? Какая особенность Паустовского как писателя здесь проявляется? Дети. – Писатель умеет писать с юмором. - Он описывает картины так живо и интересно, что мы можем их себе представить. Учитель. – Давайте попробуем выразительно прочитать этот отрывок, передать голосом ситуацию, описанную в нем. Но сначала подготовьтесь к такому чтению: карандашом выделите слова, фразы и предложения, которые необходимо прочитать с особой интонацией. (После самостоятельной подготовки ребята прочитывают отрывок. Варианты выразительного чтения обсуждаются и оцениваются).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.129.241 (0.007 с.) |