ТОП 10:

Обмен впечатлениями после чтения по вопросам.



Учитель. – Какие герои, кроме кота, есть еще в рассказе?

Дети. – Деревенские мальчишки.

- Ленька, сын сапожника.

- Рувим.

Учитель. – Имя «Рувим» часто упоминается во многих рассказах Паустовского. Это друг писателя Рувим Фраерман, тоже писатель.

Учитель. – А от чьего имени ведется рассказ? Кто такие – «мы»?

Ученики.– Это дети, непосредственные участники и очевидцы событий, о которых идет речь в рассказе.

II. Художественный анализ текста.

1. Чтение 1-й логической части (первые 9 абзацев).

Учитель. – Посмотрим, как автор описывает кота и соответствует это описанному слову, которым он его называет его в заглавии. Как автор об этом говорит?

Дети. – Кот полностью соответствует слову «ворюга»:

«Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб».

- Он делал это хитро и ловко:

«Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел».

Учитель. – А что вы можете сказать о жизни кота, судя по его внешнему виду? Легко ему жилось?

Дети. – Нет, нелегко. Он был ничейным котом, «беспризорным». Ему приходилось воровать.

- Люди его жестоко наказывали за проделки: у него было «разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста».

Учитель. – А людям легко было от его проделок?

Дети. – Нет, нелегко.

«Мы пришли в отчаяние».

- По-другому можно сказать: люди были в состоянии безнадежности, не знали, что делать.

Учитель. – Найдите еще слова в этой части, которыми автор характеризует героя.

Дети. – «Это был кот, потерявший всякую совесть, - кот – бродяга и бандит».

- Автор наделяет кота почти человеческими чертами, намекает даже на чувства потерянной совести.

Учитель. – А какое отношение автора к своему герою?

Дети. – Он его осуждает.

- Но рассказывает о нем с юмором и улыбкой.

Учитель. – А какой абзац у вас вызвал улыбку?

Дети. – Там, где автор рассказывает про объевшихся кур, которые «лежали на солнце и стонали».

- А мне было смешно, где деревенские мальчишки рассказывали, как кот «пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями». Я представил себе эту картину.

Учитель. – А что такое – кукан? Выяснили?

Ученик. – Да, это бечевка с нанизанной пойманной рыбой.

Учитель. – Прочитайте предложения 8 и 9 абзаца. Какими вам показались эти фразы: серьезными или смешными?

Дети. – Мне показались смешными, потому что речь в них идет не о человеке, а о простом коте:

«Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня».

- Очень смешным показалось мне сочетание «вздуть за бандитские проделки», ибо слова «вздуть» и «проделки» не очень уместны с определением «бандитские», ведь бандитские – это не проделки, а тяжелые преступления.

Учитель. – Значит, мы с вами уже прочувствовали знакомый стиль К.Г.Паустовского, - добрый, мягкий юмор его вызывает улыбку, а вовсе не злость на «проделки» главного героя – кота.

Чтение 2-й части рассказа.

А теперь прочитаем следующую часть рассказа. Найдите в ней предложения и словосочетания, которые являются главными для характеристики кота – ворюги.

Дети (вычитывают).

- «… украл со стола кусок ливерной колбасы»;

- «Кот смотрел на нас дикими глазами и грозно выл»;

- «… кот решился на отчаянный поступок …»;

- «С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом»;

- «… нас встречали рассказами о босяцких выходках рыжего кота».

Учитель. – Как вы поняли выражение: «о босяцких выходках»? Кого называют «босяками»?

Дети. – Беспризорников …

- Наверное, тех, кто не имеет своего дома и живет на улице.

Учитель. – А как вы поняли слово «ужасающим»? Сравните со словом «ужасным». Есть разница?

Дети. – Да, есть: «ужасный» - это просто очень страшный, а «ужасающий» - значит, наводящий страх и ужас.

- Кот так хотел напугать своих преследователей.

Учитель. – Найдите сравнение, которое автор нашел для удирающего кота. Как вы представили себе эту картину?

Дети. – Автор сравнивает кота с футбольным мячом.

- Я представила себе быстрого, проворного ловкого кота, спасавшего свою жизнь.

Учитель. – А как вы поняли, зачем в рассказ о коте автор вводит описание дома и природы? Как это характеризует автора как человека?

Дети. – Автор умеет видеть красивое в самом простом, рассказывает об этом с теплотой.

- У него добрый характер и замечательное чувство юмора.

- Несмотря на то, что кот отравлял жизнь обитателей дома, автор как бы поворачивает жизнь к читателю другой стороной, красивой: рассказывая о доме, о яблоках, падавших с веток на тесовую крышу, об озерах и тропинках к ним среди душистых высоких трав.

- А я думаю, автор вводит пейзаж для того, чтобы показать прекрасный уголок, где наши герои-рассказчики чувствуют себя хорошо и где они могут отдохнуть душой от кошмаров и босяцких выходок рыжего кота.

Учитель. – А меняется здесь тон повествования автора? Как нужно прочитать абзацы, где описывается дом и природа? А последнюю фразу о новых выходках кота? Давайте попробуем прочитать этот отрывок.

(Ребята упражняются в выразительном чтении).

3. Чтение 3-й части рассказа. Ответы на вопросы после чтения.

Учитель. – Как вел себя кот в ловушке? Можно определить, как он там себя чувствовал?

Дети. – «Он очень испугался: «выл и ругался под домом».

- «Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления». Наверное, он решил взять людей измором, чтобы они его выпустили.

Учитель. – Почему поручили вытащить кота Леньке? Как о нем говорит Паустовский?

Дети. – Ленька был бесстрашным и ловким.

- И только он мог вытащить кота из-под дома.

- Он был находчивым: нашел способ вытащить кота.

Учитель. – А как ему это удалось?

Дети. – Ленька сыграл на слабости кота: хватать все съедобное, что ему попадется на пути.

- А я хочу сказать, что Ленька был очень добрым, - именно он предложил не наказывать кота, а накормить его. Ему стало его жалко, когда он рассмотрел его вблизи.

Учитель. – А какие чувства у вас вызвал внешний вид кота при ближайшем его рассмотрении? Прочитайте этот отрывок.

(Дети читают:

«Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот – беспризорник с белыми подпалинами на животе»).

Дети. – У кота был очень несчастный вид, и мне его жалко.

- Он был очень напуганным: ждал жестокого наказания. Я ему очень сочувствую.

Учитель. – Прочитайте абзац, где рассказывается, как решили поступить люди с котом? Как это их характеризует?

Дети (читают отрывок и отвечают на вопросы учителя):

- Люди поступили с котом гуманно: вместо наказания решили накормить его как следует.

- Люди оказались сердечными и добрыми, - даже кот не ждал такого исхода: «Кот ждал, зажмурив глаза».

Учитель. – Дома вы дочитаете рассказ до конца и проанализируете его сами: проследите изменение в характере главного героя и подумаете, почему это произошло.

Нарисуете портрет кота в различных ситуациях, описанных в рассказе. Найдете в тексте подписи для своих рисунков.


Второй урок.

I. Оформление «портретной» галереи из детских рисунков.

Озвучивание рисунков строчками из рассказа.

II. Озвучивание рисунков строчками из рассказа.

1. Работа над проблемным вопросом:

«Почему кот перестал воровать? Какое важное событие произошло в его жизни?»

Высказывание детей.

- Вместо жестокого наказания, люди отнеслись к коту по-доброму.

- Не только не наказали, а накормили его до отвала замечательным ужином, дали ему «жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану».

Учитель. – Давайте прочитаем отрывок, где автор описывает поведение кота после ужина. С каким чувством писатель об этом рассказывает?

Дети. – Автор пишет об этом с юмором: «Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами».

- После ужина настроение у кота повысилось: «После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке».

- Кот успокоился, чувствовал себя совсем хорошо: «Потом кот повернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел».

Учитель. – А почему автор говорит, что кот, вместо благодарности, поглядывал «нахальными глазами»?

Дети. – Наверное, он еще полностью не доверял людям, пока что он оставался самим собой: дерзким и нахальным, готовым в любую минуту спасать себя, он присматривался к людям.

- Как сказал Ленька, у кота был такой характер, - наверное, уличная голодная жизнь сделала его таким.

- Но затем кот поверил людям, - животные чувствуют настроение человека, - и стал вести себя спокойно и даже «прижился» в доме. Ему очень понравилось здесь жить.

Учитель. - А с каким настроением вы читали сообщение автора об изменении в характере кота, а также о его поступке, названном в тексте «благородным»?

Дети. – Для меня поступок кота был неожиданным: кот, который сам недавно был «ворюгой», возмутился воровскими действиями кур.

- А мне было смешно: автор очень забавно описывал, как кот наказывал кур, воровавших еду на столе.

Учитель. – Какими словами автор рассказывает о курах и петухе? Какое отношение автора к этим птицам?

Дети. – Осуждение:

«Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склевывать из тарелок гречневую кашу».

- «Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин и молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада».

- А про петуха автор рассказывает с иронией, показывает его трусливым и глупым:

«Впереди мчался, икая, голенастый петух - дурак».

- Называет его Горлагом, т.е. горлопаном, который кричит попусту.

Учитель. – А как относится автор к коту, который решил расправиться с курами?

Дети. – Чувствуется, что он ему симпатизирует:

«Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой передней лапой бил петуха по спине».

- А о петухе автор говорит с насмешкой:

«От петуха летели пыль и пух. Внутри него от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу».

Учитель. – Почему нам смешно, когда мы читаем отрывок о поединке кота с курами? Какая особенность Паустовского как с курами? Какая особенность Паустовского как писателя здесь проявляется?

Дети. – Писатель умеет писать с юмором.

- Он описывает картины так живо и интересно, что мы можем их себе представить.

Учитель. – Давайте попробуем выразительно прочитать этот отрывок, передать голосом ситуацию, описанную в нем. Но сначала подготовьтесь к такому чтению: карандашом выделите слова, фразы и предложения, которые необходимо прочитать с особой интонацией.

(После самостоятельной подготовки ребята прочитывают отрывок. Варианты выразительного чтения обсуждаются и оцениваются).







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.76.91 (0.01 с.)