Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа над стихотворением Н. Рубцова «хлеб».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Учитель. – Если в своем произведении Д.С.Самойлов главную мысль высказывает прямо и открыто, поэт Н,Рубцов в стихотворении «Хлеб» прячет ее в самом тексте, и читатель должен ее разгадать. Но вначале послушайте стихотворение. (Учитель считает текст, после чего ребята отвечают на вопросы учителя). Учитель. – Сравните то, что взял в дорогу герой и то, что положила ему старая женщина. Как определяет автор свое отношение к этим предметам, и какими словами? Дети. – Герой положил в котомку лакомства: сыр, печенье и миндаль. Автор называет это «роскошью». - Герой предпочел эти лакомства хлебу, а хлеб №не взял», отнесся к нему с пренебрежением: «Ведь это же мученье – Волочиться с ним в такую даль!» Учитель. – А почему старая бабушка все–таки «сунула краюху»? Найдите этому объяснение в тексте. Дети. – Бабка знала жизнь, цену хлебу. - Из своего жизненного опыта («все на свете зная наперед») старуха сделала вывод, что всегда самым главным на Руси был хлеб, - и он главнее всех продуктов. - Недаром в народе говорят, что «хлеб всему голова». Есть такая пословица. Учитель. – А как вы объясните поучительные слова бабушки: «Слушайся старуху! Хлеб, родимый, сам себя несет…» Дети. – Это надо понимать, что с хлебом человек всегда будет сытым, а значит сильным и выносливым. - Хлеб - главный продукт, в нем есть все необходимые питательные вещества для жизни человека, и благодаря ему человек может преодолеть нелегкий путь. Учитель. – А почему герой по-другому отнесся к хлебу, недооценил его? Дети. – Наверное, он был молодым и неопытным. - Он, наверное не испытал недостатка в хлебе, не знавал голода. - В отличие от бабушки, прожившей нелегкую жизнь, герой не знал, что обычная маленькая краюха хлеба не раз спасла человека от голодной смерти. Учитель. – Именно эту мысль и заложил Н.Рубцов в своем стихотворении: чтобы все дети, живущие нынче в достатке и не испытавшие голода, поняли настоящую цену хлеба, который действительно «всему голова», т.к. именно он является главным продуктом на слоте человека. О высокой ценности хлеба народ сложил немало пословиц и поговорок. Давайте попробуем подобрать хотя бы несколько. (Ребята подбирают): «Мир на Земле – хлеб на столе»; «Жизнь замешана на хлебе»; «Хлеб – святыня для людей»; «Изба красна не углами, а хлебом да пирогами»; «Беда на селе, коль хлеба нет на столе»; «Без соли и хлеба худая беседа»; «Хлеб на столе – хозяин, а закуска – гость». (В оставшиеся на уроке время учащиеся выразительно читают стихотворение). 6. Домашнее задание. Выучить стихотворение Д.Самойлова или Н.Рубцова наизусть (по выбору). Подобрать пословицы, поговорки, крылатые выражения о хлебе. Второй урок. I. Минуты поэзии. Чтение учащимися любимых стихотворений. 2. Работа с пословицами и поговорками. Определение их главной мысли. (Учащиеся читают подобранные дома пословицы и поговорки, объясняют их смысл). «Где хозяин ходит, там хлеб родит»; «Едешь на день, хлеба бери на неделю»; «Ешь пироги, хлеб береги»; «Живем, пока хлеб жуем»; «Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой»; «Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь»; «Голодной куме хлеб на уме» «У хлеба не без крох»; «Хлеб – соль ешь, а правду режь». II. Обобщение знаний о лирической поэзии, Повторение изученного. Учитель. – Сегодня мы заканчиваем чтение лирических стихотворений. Что вы узнали об этом жанре? Дети. – Как и в прозе, в поэзии заложены важные авторские мысли. Но в отличие от прозы, стихи могут быть бессюжетными. - Главное в поэзии не картины и события, а чувства, вызванные какими-либо событиями или картинами. - Мысли автор может высказывать открыто, а иногда – в скрытой форме. - Стихи сочиняются по особым законам стихосложения, у них есть ритм и рифма, они музыкальны и их легко наложить на музыку. Учитель. – Сегодня мы будем читать новые стихотворения. Постараемся определить, какие они будут по настроению: веселыми, грустными или еще какими? Работа над стихотворением Э.Э.Мошковской «Дедушка Дерево». Первое из них написала поэтесса Э.Э.Мошковская. Она вам уже знакома. Вспомните ее стихи, которые вы уже учили в предыдущих классах. (Ребята вспоминают стихотворения Э.Мошковской: «Счастливый остров», «Давайте мы с вами руками помашем», «Хитрые старушки». Учитель. – Посмотрите на иллюстрацию и прочитайте заглавие стихотворения. Как вы думаете, каким оно будет по настроению? Дети. – Думаю, что веселым и забавным. - И очень добрым, - на рисунке дерево изображено в образе человека. У него добродушное улыбающееся лицо. Учитель. – А почему здесь дерево названо «дедушкой»? Как вы думаете? Дети. – Дерево растет много лет. Наверное, оно старое. Учитель. – Прочитаем стихотворение. (Текст читают ученики вслух). Учитель. – Сбылись ли ваши предположения о характере этого произведения? Дети. – Да, действительно стихотворение веселое и очень доброе. - Главный герой – добрый Дедушка Дерево, который заботится обо всем живом, сто его окружает. Дает приют птичкам и насекомым. - Автор Дерево изображает, как живого человека с добрыми руками. Учитель. – А о каких руках здесь идет речь? Вы поняли? Дети. – Это ветви. Ими Дедушка Дерево держит все живое, что садится на его плечи. - На ветвях всем есть место, добрый дедушка качает птиц и пчел, играется с ними. Учитель. – Какую главную мысль сформулировал автор в своем стихотворении? Дети. – Мысль о доброте и щедрости природы, в которой есть место всему живому на земле. - Мне кажется, что поэтесса Э.Мошковская, как бы продолжает мысль Д.С.Самойлова о бескорыстьи природы и о том, что природа учит человека доброте и щедрости. Учитель. – Найдите слова, в которых эта мысль заложена. Дети (находят). – «У Дедушки Дерева Добрые руки – Большие Зеленые Добрые руки. Наверно их сто … Или сто двадцать пять … Чтобы всех покачать, Чтобы всех покачать!» Учитель. – Стихотворение это очень простое и музыкальное. В чем же секрет его художественных особенностей? Прочитайте стихотворение еще раз и найдите эти «секреты» в тексте. Дети (читают с карандашом в руках, после чего называют поэтические средства): - В стихотворении много повторов. Так, например, автор дважды повторяет слова: «У Дедушки Дерева Добрые руки – Большие Зеленые Добрые руки …» - Несколько раз повторяется слово «качался», «качались». - И стихотворные строчки: «И все восхищался, И все восхищался!» Автор этими повторами передает радостное настроение, которое создает Дедушка Дерево своим обитателям. - Повторы в тексте создают плавность и музыкальность этого стихотворения. - Стихотворение похожее на сказку, - главный герой, - Дерево, - олицетворяется с человеком. - По характеру стихотворение веселое и забавное. Обобщающая работа над стихотворением Ю.И.Коваля «Вот шагает человек». (Этими произведением обобщается работа над поэзией. Работу над стихотворением можно провести в последовательности: 1). Самостоятельное знакомство с текстом. 2). Определение настроения. 3). Выделение главной мысли. 4). Соотношение иллюстрации с текстом. 5). Наблюдение над построением стихотворных строчек. Определение, почему некоторые из них состоят из одного слова. 6). Чтение стихотворения. Передача голосом основного настроения произведения. Домашнее задание. Нарисовать новую иллюстрацию к стихотворению о том, как изменится сюжет после призывных заключительных слов автора: «Эй! Скорей остановись! На дорогу оглянись!» Урок 87 Тема урока. Изучение юмористических стихотворений устного народного поэтического творчества. Материал для чтения. Потешки и потешные стихотворения русского и английского народного творчества. Цель урока. Знакомство с потешками как жанром устного народного творчества. Углубление в природу комического, формирования у учащихся представлений о способах создания в поэтическом творчестве комического эффекта.
Оборудование урока. Портрет К.И.Чуковского. Запись на доске: классификация потешных стихотворений по К.И.Чуковскому. I. Введение учащихся в тему. Чтение вступительной статьи. Учитель. – Сегодня мы откроем новые странички поэзии. Они особенные. А в чем их особенность, вы узнаете из вступительной статьи на стр. 108. Прочитайте ее. (Ребята читают текст статьи). Беседа с учащимися. Учитель. – Так в чем же особенность стихов, которые мы будем читать на уроках? Дети. – Они смешные. - Называются «потешками». В старину их сочиняли, чтобы повеселить народ, который уставал от трудной работы. Учитель. – Вспомните со 2-го класса, как называются произведения, которые написаны в шутливой форме и в которых много смешного, веселого? Ученик. – Эти произведения – юмористические. Учитель. – А зачем нужен юмор в жизни? Вспомните, что мы говорили об этом в прошлом году. Дети. – Чувство юмора помогает человеку в жизни: в решении серьезных вопросов и в общении с людьми. - Юмор поднимает людям настроение. - Рядом с человеком, имеющим чувство юмора, всегда легко и весело. Учитель. – О значении смешных шуточных стихов люди поняли еще в старину, когда еще не было письменности, и народ сочинял их устно, передавая из поколения в поколение. В устном народном творчестве такие стихи называли «потешками». Само название говорит, что сочиняли ихБеседа после чтения. для того, чтобы посмешить, повеселить, потешить народ, в жизни которого было много тяжких забот и трудностей. Сегодня мы узнаем, как люди делали, чтобы стихи получались смешными. Мы их будем не просто читать, но и наблюдать над способами создания потешек.
II. Чтение и наблюдение над особенностями 1. Чтение текста потешки «Ехала деревня мимо мужика» (Текст читает учитель). Беседа после чтения. Учитель. – Почему вам было смешно? Дети. – В стихотворении искажена действительность, - в жизни так не бывает. - Здесь все наоборот. Автор нарочно все перепутал, чтобы люди посмеялись. Учитель. – А давайте попробуем в I части текста все поставить на место, чтобы было правильно. (Ребята переделывают стихотворение): «Ехал мужик мимо деревни, Вдруг из-под ворот лают собаки. Выскочила баба с паскою в руке И давай дубасить мужика на коне. Лошадь ела овес, а мужик – сало. Мужик сел в сани, а лошадь повезла» Учитель. – Что получилось? Дети. – Получилось не складно и не смешно. - А даже, наоборот, грустно: баба начала бедного мужика дубасить палкою ни за что, на про что. Учитель. – Так что же в этой потешке веселит? Ученик. – То, что в ней все действия и картины как бы перевернуты. Учитель. – Такие шутливые стихи называются «перевертышами». Перевернутое изображение действительности – это и есть одним из способов создания потешек. Прочитаем вторую часть стихотворения и найдем примеры перевернутых картин. (Дети выбирают перевернутые фразы).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1845; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.104.132 (0.01 с.) |