Работа над стихотворением Н. Рубцова «хлеб». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа над стихотворением Н. Рубцова «хлеб».



Учитель. – Если в своем произведении Д.С.Самойлов главную мысль высказывает прямо и открыто, поэт Н,Рубцов в стихотворении «Хлеб» прячет ее в самом тексте, и читатель должен ее разгадать. Но вначале послушайте стихотворение.

(Учитель считает текст, после чего ребята отвечают на вопросы учителя).

Учитель. – Сравните то, что взял в дорогу герой и то, что положила ему старая женщина. Как определяет автор свое отношение к этим предметам, и какими словами?

Дети. – Герой положил в котомку лакомства: сыр, печенье и миндаль. Автор называет это «роскошью».

- Герой предпочел эти лакомства хлебу, а хлеб №не взял», отнесся к нему с пренебрежением:

«Ведь это же мученье –

Волочиться с ним в такую даль!»

Учитель. – А почему старая бабушка все–таки «сунула краюху»? Найдите этому объяснение в тексте.

Дети. – Бабка знала жизнь, цену хлебу.

- Из своего жизненного опыта («все на свете зная наперед») старуха сделала вывод, что всегда самым главным на Руси был хлеб, - и он главнее всех продуктов.

- Недаром в народе говорят, что «хлеб всему голова». Есть такая пословица.

Учитель. – А как вы объясните поучительные слова бабушки:

«Слушайся старуху!

Хлеб, родимый, сам себя несет…»

Дети. – Это надо понимать, что с хлебом человек всегда будет сытым, а значит сильным и выносливым.

- Хлеб - главный продукт, в нем есть все необходимые питательные вещества для жизни человека, и благодаря ему человек может преодолеть нелегкий путь.

Учитель. – А почему герой по-другому отнесся к хлебу, недооценил его?

Дети. – Наверное, он был молодым и неопытным.

- Он, наверное не испытал недостатка в хлебе, не знавал голода.

- В отличие от бабушки, прожившей нелегкую жизнь, герой не знал, что обычная маленькая краюха хлеба не раз спасла человека от голодной смерти.

Учитель. – Именно эту мысль и заложил Н.Рубцов в своем стихотворении: чтобы все дети, живущие нынче в достатке и не испытавшие голода, поняли настоящую цену хлеба, который действительно «всему голова», т.к. именно он является главным продуктом на слоте человека.

О высокой ценности хлеба народ сложил немало пословиц и поговорок.

Давайте попробуем подобрать хотя бы несколько.

(Ребята подбирают):

«Мир на Земле – хлеб на столе»;

«Жизнь замешана на хлебе»;

«Хлеб – святыня для людей»;

«Изба красна не углами, а хлебом да пирогами»;

«Беда на селе, коль хлеба нет на столе»;

«Без соли и хлеба худая беседа»;

«Хлеб на столе – хозяин, а закуска – гость».

(В оставшиеся на уроке время учащиеся выразительно читают стихотворение).

6. Домашнее задание.

Выучить стихотворение Д.Самойлова или Н.Рубцова наизусть (по выбору). Подобрать пословицы, поговорки, крылатые выражения о хлебе.

Второй урок.

I. Минуты поэзии.

Чтение учащимися любимых стихотворений.

2. Работа с пословицами и поговорками. Определение их главной мысли.

(Учащиеся читают подобранные дома пословицы и поговорки, объясняют их смысл).

«Где хозяин ходит, там хлеб родит»;

«Едешь на день, хлеба бери на неделю»;

«Ешь пироги, хлеб береги»;

«Живем, пока хлеб жуем»;

«Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой»;

«Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь»;

«Голодной куме хлеб на уме»

«У хлеба не без крох»;

«Хлеб – соль ешь, а правду режь».

II. Обобщение знаний о лирической поэзии,
как литературном жанре.

Повторение изученного.

Учитель. – Сегодня мы заканчиваем чтение лирических стихотворений. Что вы узнали об этом жанре?

Дети. – Как и в прозе, в поэзии заложены важные авторские мысли. Но в отличие от прозы, стихи могут быть бессюжетными.

- Главное в поэзии не картины и события, а чувства, вызванные какими-либо событиями или картинами.

- Мысли автор может высказывать открыто, а иногда – в скрытой форме.

- Стихи сочиняются по особым законам стихосложения, у них есть ритм и рифма, они музыкальны и их легко наложить на музыку.

Учитель. – Сегодня мы будем читать новые стихотворения. Постараемся определить, какие они будут по настроению: веселыми, грустными или еще какими?

Работа над стихотворением Э.Э.Мошковской «Дедушка Дерево».

Первое из них написала поэтесса Э.Э.Мошковская. Она вам уже знакома. Вспомните ее стихи, которые вы уже учили в предыдущих классах.

(Ребята вспоминают стихотворения Э.Мошковской: «Счастливый остров»,

«Давайте мы с вами руками помашем»,

«Хитрые старушки».

Учитель. – Посмотрите на иллюстрацию и прочитайте заглавие стихотворения. Как вы думаете, каким оно будет по настроению?

Дети. – Думаю, что веселым и забавным.

- И очень добрым, - на рисунке дерево изображено в образе человека. У него добродушное улыбающееся лицо.

Учитель. – А почему здесь дерево названо «дедушкой»? Как вы думаете?

Дети. – Дерево растет много лет. Наверное, оно старое.

Учитель. – Прочитаем стихотворение.

(Текст читают ученики вслух).

Учитель. – Сбылись ли ваши предположения о характере этого произведения?

Дети. Да, действительно стихотворение веселое и очень доброе.

- Главный герой – добрый Дедушка Дерево, который заботится обо всем живом, сто его окружает. Дает приют птичкам и насекомым.

- Автор Дерево изображает, как живого человека с добрыми руками.

Учитель. – А о каких руках здесь идет речь? Вы поняли?

Дети. – Это ветви. Ими Дедушка Дерево держит все живое, что садится на его плечи.

- На ветвях всем есть место, добрый дедушка качает птиц и пчел, играется с ними.

Учитель. – Какую главную мысль сформулировал автор в своем стихотворении?

Дети. – Мысль о доброте и щедрости природы, в которой есть место всему живому на земле.

- Мне кажется, что поэтесса Э.Мошковская, как бы продолжает мысль Д.С.Самойлова о бескорыстьи природы и о том, что природа учит человека доброте и щедрости.

Учитель. – Найдите слова, в которых эта мысль заложена.

Дети (находят). –

«У Дедушки Дерева

Добрые руки –

Большие

Зеленые

Добрые руки.

Наверно их сто …

Или сто двадцать пять …

Чтобы всех покачать,

Чтобы всех покачать!»

Учитель. – Стихотворение это очень простое и музыкальное. В чем же секрет его художественных особенностей? Прочитайте стихотворение еще раз и найдите эти «секреты» в тексте.

Дети (читают с карандашом в руках, после чего называют поэтические средства):

- В стихотворении много повторов. Так, например, автор дважды повторяет слова:

«У Дедушки Дерева

Добрые руки –

Большие

Зеленые

Добрые руки …»

- Несколько раз повторяется слово «качался», «качались».

- И стихотворные строчки:

«И все восхищался,

И все восхищался!»

Автор этими повторами передает радостное настроение, которое создает Дедушка Дерево своим обитателям.

- Повторы в тексте создают плавность и музыкальность этого стихотворения.

- Стихотворение похожее на сказку, - главный герой, - Дерево, - олицетворяется с человеком.

- По характеру стихотворение веселое и забавное.

Обобщающая работа над стихотворением Ю.И.Коваля «Вот шагает человек».

(Этими произведением обобщается работа над поэзией. Работу над стихотворением можно провести в последовательности:

1). Самостоятельное знакомство с текстом.

2). Определение настроения.

3). Выделение главной мысли.

4). Соотношение иллюстрации с текстом.

5). Наблюдение над построением стихотворных строчек. Определение, почему некоторые из них состоят из одного слова.

6). Чтение стихотворения. Передача голосом основного настроения произведения.

Домашнее задание.

Нарисовать новую иллюстрацию к стихотворению о том, как изменится сюжет после призывных заключительных слов автора:

«Эй!

Скорей остановись!

На дорогу оглянись!»

Урок 87

Тема урока.

Изучение юмористических стихотворений устного народного поэтического творчества.

Материал для чтения.

Потешки и потешные стихотворения русского и английского народного творчества.

Цель урока.

Знакомство с потешками как жанром устного народного творчества.

Углубление в природу комического, формирования у учащихся представлений о способах создания в поэтическом творчестве комического эффекта.

 

Оборудование урока.

Портрет К.И.Чуковского.

Запись на доске: классификация потешных стихотворений по К.И.Чуковскому.

I. Введение учащихся в тему.

Чтение вступительной статьи.

Учитель. Сегодня мы откроем новые странички поэзии. Они особенные. А в чем их особенность, вы узнаете из вступительной статьи на стр. 108. Прочитайте ее.

(Ребята читают текст статьи).

Беседа с учащимися.

Учитель. – Так в чем же особенность стихов, которые мы будем читать на уроках?

Дети. – Они смешные.

- Называются «потешками». В старину их сочиняли, чтобы повеселить народ, который уставал от трудной работы.

Учитель. – Вспомните со 2-го класса, как называются произведения, которые написаны в шутливой форме и в которых много смешного, веселого?

Ученик. – Эти произведения – юмористические.

Учитель. – А зачем нужен юмор в жизни? Вспомните, что мы говорили об этом в прошлом году.

Дети. – Чувство юмора помогает человеку в жизни: в решении серьезных вопросов и в общении с людьми.

- Юмор поднимает людям настроение.

- Рядом с человеком, имеющим чувство юмора, всегда легко и весело.

Учитель. – О значении смешных шуточных стихов люди поняли еще в старину, когда еще не было письменности, и народ сочинял их устно, передавая из поколения в поколение. В устном народном творчестве такие стихи называли «потешками». Само название говорит, что сочиняли ихБеседа после чтения.

для того, чтобы посмешить, повеселить, потешить народ, в жизни которого было много тяжких забот и трудностей.

Сегодня мы узнаем, как люди делали, чтобы стихи получались смешными. Мы их будем не просто читать, но и наблюдать над способами создания потешек.

 


II. Чтение и наблюдение над особенностями
потешного поэтического жанра.

1. Чтение текста потешки «Ехала деревня мимо мужика» (Текст читает учитель).

Беседа после чтения.

Учитель. – Почему вам было смешно?

Дети. – В стихотворении искажена действительность, - в жизни так не бывает.

- Здесь все наоборот. Автор нарочно все перепутал, чтобы люди посмеялись.

Учитель. – А давайте попробуем в I части текста все поставить на место, чтобы было правильно.

(Ребята переделывают стихотворение):

«Ехал мужик мимо деревни,

Вдруг из-под ворот лают собаки.

Выскочила баба с паскою в руке

И давай дубасить мужика на коне.

Лошадь ела овес, а мужик – сало.

Мужик сел в сани, а лошадь повезла»

Учитель. – Что получилось?

Дети. – Получилось не складно и не смешно.

- А даже, наоборот, грустно: баба начала бедного мужика дубасить палкою ни за что, на про что.

Учитель. – Так что же в этой потешке веселит?

Ученик. – То, что в ней все действия и картины как бы перевернуты.

Учитель. – Такие шутливые стихи называются «перевертышами». Перевернутое изображение действительности – это и есть одним из способов создания потешек.

Прочитаем вторую часть стихотворения и найдем примеры перевернутых картин.

(Дети выбирают перевернутые фразы).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1735; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.035 с.)