ТОП 10:

По следам диалогического общения учитель на доске записывает главные черты



По следам диалогического общения учитель на доске записывает главные черты

характера героя, его душевные качества.

 

 

Обманщик Фантазер;

Скрытный Верит в чудеса;

Не умеет держать слово» Любопытный;

Не умеет контролировать поведение; Любознательный;

Руководствуется только эмоциями. Настойчивый в действиях;

Находчивый;

Наблюдательный.

Впечатлительный;

Эмоциональный

Нетерпеливый

Осознает свой поступок

Учитель. К какому же окончательному выводу мы должны прийти в конечном результате нашего разговора: можно ли оправдать главного героя?

Дети. – Понять можно, но оправдать нельзя.

– Человек не должен управляться только чувствами, какими бы сильными они ни были.

– Эмоции не должны брать верх над разумом.

– В какой-то мере мальчик был эгоистом: думал только об удовлетворении своего желания, но совершенно позабыл о бабушке, которой он принес горе своим поступком.

Учитель. Конечно, автор нам не рассказывает о том, какой была реакция бабушки, когда она увидит разломанный пароходик. Писатель как бы обрывает свой рассказ на самом остром сюжетном моменте. Как вы думаете, почему?

Дети. – Он хочет, чтобы концовку мы додумали сами.

– Чтобы вошли в положение героем, представили себя на их месте и вместе пережили эту ситуацию.

Учитель. Давайте сейчас так и сделаем. Сначала войдем в положение главного героя. Как вы думаете, сумеет ли он исправить свою ошибку? Докажите правильность своих предположений с помощью текста.

Дети. – Мальчик очень переживает случившееся. Особенно это видно в конце рассказа. Автор рисует душевное состояние героя:

«У меня руки дрожали…

Теперь все пропало!

Я скорей бросился в кровать, завернулся с головой…»

«– Бабушка! – под одеялом шептал я. – Бабушка, миленькая, родненькая, чего я наделал-то!»

– Герой осознал свой поступок, а поэтому он будет искать способ, как его исправить.

– У нас есть уже такой пример из рассказа К. Г. Паустовского: раскаявшись, Филька находит путь к исправлению своего душевного порока. Эти случаи как бы перекликаются.

Учитель. А теперь давайте попробуем представить себя на месте бабушки, и определить по тексту, какой она была.

Дети. (ищут в тексте подтверждение своим определениям)

– Бабушка умела быть строгой:

«Бабушка мне все позволяла. А тут вдруг нахмурилась:

– Вот это уж не проси. Не то, что играть – трогать не смей. Никогда! Это для меня дорогая память.

Я видел, что если и заплакать – не поможет»

– «Дай честное слово, что не прикоснешься. А то лучше спрячу-ка от греха.

И пошла к полке»

– Но бабушка очень добрая: когда внук чуть не заплакал, она поняла его состояния и не убрала пароходика.

– Она очень доверчивая: верит внуку даже тогда, когда он ее обманывает.

– Любит внука, беспокоится о его здоровье, заботится о нем:

«Стала помогать мне, уложила, увернула одеялом и все приговаривала:

– Я сейчас вернусь, живым духом».

– И особенно трогательно автор описывает последний эпизод:

«А бабушка уже стояла надо мной и по голове гладила:

– Да чего ты ревешь, да плачешь-то чего! Родной ты мой, Борюшка! Видишь, как я скоро?

Она еще не видала пароходика.»

Учитель. А теперь представьте себе, как поведет себя бабушка, увидев сломанный пароходик?

Дети. – Конечно она очень расстроится, та как вещь была очень дорога для нее как память.

– Так как бабушка умела быль строгой, то, наверное, она пожурит внука, объяснит, как плохо он поступил.

– Но доброта возьмет верх: видя, как расстроен мальчик и как он сам переживает содеянное, бабушка поймет его душевное состояние и попытается успокоить внука. Наверное скажет ему, чтобы он уснул, а утром они вместе что-нибудь придумают.

– Конечно, мальчик долго еще не сможет уснуть, – он будет думать, как исправить ошибку и придумает: завтра утром вместе с бабушкой они найдут искусного мастера, который починит эту вещь и сделает ее такой, как прежде.

Учитель. Таким образом, сегодня мы узнали еще об одном авторском «секрете», писательском приеме: отсутствием концовки рассказа, – автор как бы подводит читателя не только к оценке ситуации, но способствует тому, чтобы он примерил ее на себя и подумал, как можно из нее выйти, т.е. решить жизненную задачу.

И сегодня нам это удалось.

А теперь я хочу обратить ваше внимание еще на одну особенность рассказа как жанра и задать вам вопрос: почему это произведение записано писателем от первого лица? Я думаю, сто после подробного анализа текста на этот вопрос вы ответите без труда.

Дети. – Автор пишет этот рассказ от своего имени, чтобы все, о чем он говорит, было более достоверным.

– В рассказе много внимания уделяется чувствам, переживаниям, – внутренний мир героя будет более раскрыт и понятен читателю, если он будет передан автором от своего имени.

Учитель. И все таки, автор и герой – это не одно и тоже. Автор – это рассказчик о том, сто произошло с героем. А остальное вы сказали правильно: токая форма повествования имеет место в литературе.

Чему же учит нас этот рассказ?

Дети. – Прежде чем совершить поступок, надо подумать, к чему он приведет?

– И как от этого будут чувствовать себя другие люди.

– Поступками должен управлять разум, а не эмоции.

 

 

Уроки 66-67

Тема уроков. Нравственные испытания героя.

Материал для чтения.

Ю. Яковлев. Полосатая палка.

Цели уроков.

На примере читаемого материала проследить эволюцию развития образа героя.

Познакомить учащихся с композицией художественного произведения, её ролью для раскрытия идеи.

На примерах поступков литературных героев воспитание чувств самосознания.

Оборудование уроков.

Таблица «Словарь характеристик.

План, записанный на доске.

 

(Поскольку произведение большое по объему, лучше всего с его содержанием учащимся познакомиться дома. В начале урока они обмениваются впечатлениями от прочитанного.

Специальных вопросов для беседы можно учителю не готовить, а просто дать ребятам свободно высказать своё отношение к тому, что они узнали в рассказе).

1. Рассказ учителя о писателе.

Учитель. С автором этого рассказа мы уже немного знакомы со 2 класса, когда читали его рассказ «Мама». Мы говорили тогда, что этот рассказ чем-то особенный и не похож на другие. Вспомните, чем же?

Дети. – В этом рассказе нет конкретных героев, их поступков.

– Нет сюжета: автор построил свой рассказ на воспоминаниях о своей маме…

– И рассказал о своих чувствах к ней.

– Рассказ написан в прозе, но он напоминает стихотворение, т.к. в нем больше рассказывается не о событиях, а о чувствах.

Учитель. Верно, ребята, такова особенность многих его рассказов. Дело в том, что Ю. Яковлев свою писательскую деятельность начал с поэзии. Поэтическое начало перекочевало и в его рассказы, которые он позже стал писать. Но при этом сам он говорил, что не изменил поэзии, его стиль – лирическая поэтическая проза.

Жизнь этого писателя была нелегкой. Родился в 1922 в Ленинграде. Юность его связана с армией и войной: 6 лет он был рядовым зенитчиком, защищал Москву от врага. А после войны в солдатской шинели он пришел в институт, окончил его и стал писателем.

Детские книги Ю. Я. Яковлев стал писать, когда у него появился сын. Во всех его произведениях изображаются живые, реальные, узнаваемые картины жизни детей и взрослых. Детям порой бывает не просто в жизненных ситуациях, и именно такие трудные ситуации, в которую попадают дети, подростки, интересуют и волнуют писателя. Одна из таких непростых историй и легла в основу рассказа «Полосатая палка».

3. Сюжетно-информационная работа над произведением.

Начинается работа с выделением логических частей. Ребята самостоятельно читают текст и делят его на части по своему усмотрению. Варианты деления обсуждаются, составляется коллективный план, который записывается на доске и в тетрадях по чтению.

 

План рассказа.

1. Знакомство с героем.

2. Появление Мишки во дворе с палкой.

3. Как палка появилась у мальчика.

4. Мишка рассорился сам с собой.

5. В поисках слепого.

6. Палка мешает жить.

Учитель. А теперь давайте проследим по плану: соответствует ли изложение автором событий хронологической (временной) последовательности.

Дети. – Нет, в одном месте не соответствует: во 2 части рассказывается о том, как Мишка разгуливает с палкой, а потом только мы узнаем о том, как палка у него появилась.

– Вторая и третья часть как бы поменялись местами.

Учитель: Иногда в эпическом тексте автор сознательно нарушает ход событий. Последовательность изложения автором описываемых событий – называется композицией произведения (т.е. построением). Отчего автор избрал такую необычность построения рассказа, мы должны с вами разобраться, – ведь автор ничего не делает просто так.

Давайте попробуем восстановить текст в хронологической последовательности. Какой должен быть вариант?

Дети. – Сначала мы должны рассказать о том, как Мишка отнимает палку у слепого после чего он появляется с ней во дворе.

– И разговаривает с бабушкой.

(Дети пробуют пересказать текст в данной последовательности).

Учитель. А теперь давайте сравним: чем отличается ваш вариант от книжного?

Подумайте: если бы автор не пошел на нарушение последовательности событий, от кого бы мы узнали подробности похищения палки у слепого?

Ученик. – От самого автора.

– Автор нам об этом бы и рассказал.

Учитель. А в книжном варианте? Перечитайте эту часть и проследите, откуда читатель узнает информацию о похищении?

Дети. – Из воспоминаний самого герой, спустя полчаса.

– Картина ожила в Мишкиных мыслях после слов старухи. Вот здесь есть такие слова:

«Как крючья они вцепились в его мысли и тащили на шумный городской перекресток, где полчаса тому назад он увидел неподвижную фигуру человека»

Учитель. Таким образом, такая необычность построения рассказа уже с самого начала заставляет читателя задуматься, почему именно так писатель выстроил свое произведение и «заставил своего героя совершать непонятные поступки. И очень важно, чтобы юный читатель понял, что не только характер героя раскрывается его поступках, но и сюжет произведения движется поступками героя.

4. Начало работы над характеристикой главного героя.

Учитель. А теперь прочитаем первую часть рассказа.

Какое впечатление производит на вас, читателей, Мишка?

(Ребята перечитывают вслух 1ю часть рассказа до слов: «Таким был этот Мишка из девятой квартиры»)

Учитель. Каким же он был? Охарактеризуйте своими словами, а свои выводы подкрепите примерами из текста.

Дети. – Мишка был драчуном и хулиганом:

«Разбитые стекла, вывинченные лампочки, сорванные уроки, драки»

– «К его матери вечно приходили учителя и милиционеры, родители обиженных ребят и возмущенные общественники»

– Мишка «отбился то рук», т.е. он пренебрегает нормами общественной морали; не соблюдал правила поведения.

– Он был лживым, – не держал слово, обещание исправиться.

– Наглым и бессовестным вощении со взрослыми, дерзил им, пререкался.

– Циничным, – он потерял стыд, не стыдился своих поступков.

– Эгоистичным, – для него на первом месте был только он.

– Нахальным.

– И разболтанным.

(По ходу работы ответы детей фиксируются на доске и в тетрадях, т.к. к этим записям надо будет вернуться позже, когда на уроке будет вестись наблюдение над эволюцией главного героя.

Учитель. Как вы думаете, случайным был поступок который совершил Мишка?

Дети. – Нет, не случайным: Мишка, чувствовал свою безнаказанность, поэтому ему ничего не стоило обидеть человека.

– Он не щадил никого; обижал даже малышей.

– Именно такой человек, как Мишка, мог совершить непростительный поступок, – отнять палку у слепого.

(Конечно, под впечатлением прочитанной 1й части ребята дадут очень суровую оценку поступку героя, поэтому следующий этап работы учителю надо построить так, чтобы учащиеся сами определили, что послужило Мишке мотивом для похищения палки у слепого. Ответ ребята должны найти в тексте, но для этого они дома внимательно прочитают произведение и подумают над 3м вопросом в учебнике: «Взял бы мальчик палку, если бы знал, что ее хозяин слепой?»

Именно с обсуждения этого вопроса начинается второй урок)

Второй урок.

I. Работа над текстом произведения.

(Её можно провести в форме пересказа, выборочного чтения, ответов на вопросы с целью обновления в памяти событий, описанных в рассказе, основных моментов повествования, которые будут использованы в дальнейшей работе.)

II. Художественный анализ произведения.

1. Наблюдение над эволюцией характера героя.

Учитель. Сейчас обратимся к вопросу, над которым вы работали дома: взял бы Мишка палку у слепого, если бы он об этом знал? И что побудило его к этому поступку?

Дети. – Я думаю, что Мишка палку не взял бы, знай, что человек слепой, потому что после он очень переживал.

– А взял он палку потому, что она ему очень понравилась. Автор пишет:

«Большая гладкая палка была раскрашена поочередно в белые и черные цвета. Она была похожа на милицейский жезл, и на шлагбаум, и на шкуру зебры. И это привело Мишку в восторг».

– А вот еще слова, доказывающие, что Мишка соблазнился внешней красотой палки:

«Мишка сразу забыл о небе. Палка манила его, звала, притягивала, дразнила своими резкими цветами»

– Мишка догадался о слепоте человека «только после слов старухи». Эта мысль осенила его внезапно, как молния:

«Человек был слепым!»

Не случайно предложение это записано с восклицательным знаком.

– И именно после этой догадки он очень огорчился:

«Палка, похожая на милицейский жезл, и на шлагбаум, и на шкуру зебры, сейчас стала для Мишки обузой. Своими жирными черными полосами она перечеркнула все хорошее настроение»

– Именно с этого момента Мишка стал меняться, становиться другим, более человечным

– …И совершать поступки, совсем необычные для такого человека, каким его показал автор в начале рассказа.

Учитель. А вы ожидали от него таких поступков? Поверили вы в то, что герой рассказа изменился?

Отвечая на этот вопрос, вы должны находить доказательства в тексте.

(Необходимо детям дать возможность самим поработать над текстом с карандашом в руках, после чего начать обсуждение проблемы.)

 

Учитель. Можно ли верить Мишке, что он исправится, станет хорошим человеком?

Дети. – Я думаю что можно, – ведь он переживал по поводу своего поступка.

– И не только переживал в душе, но и старался исправить ситуацию своими действиями.

Учитель. А Мишка сразу изменился?

Дети. – Нет, он менялся постепенно.

Учитель. Давайте проследим по тексту за этапами Мишкиного исправления.

Дети. Сначала мальчик «решил немедленно избавиться от палки.», чтобы она не напоминала ему о случившемся. Он хотел ее «забросить на соседний двор или спрятать под лестницей. Его изобретательный ум стал прикидывать, как избавиться от палки»

Здесь Мишка думает пока что только о себе.

– Его эгоизм пока что не отпускает от себя.

– Однако, он представил, как слепой «все еще стоит на краю тротуара, подняв незрячие глаза к небу, и не может сделать шагу без своей полосатой палки?» Вот почему он «не забросил и не спрятал ее под лестницу».

Учитель. В тексте есть такая фраза: «окончательно рассорился сам с собой»

Как вы ее поняли?

Дети. – Им овладели противоречивые чувства.

– В душе героя как бы боролись два человека: прежний Мишка, разболтанный и упрямый, который не хотел возвращаться к перекрестку и отдавать палку хозяину, и другой Мишка, который осознал свой нехороший поступок.

Учитель. Прочитайте, как об этом пишет автор.

Дети (вычитывают):

–«Ему не хотелось возвращаться к перекрестку. И он ни за что бы не пошел, если бы его посылали. Но его никто не посылал, он сам себе велел вернуться на перекресток и отдать палку хозяину».

– Несколько раз он порывался повернуть обратно. Он уговаривал себя не ходить, требовал, угрожал… Но перед возникал человек, который в ожидании стоит на углу и незрячими гразами смотрит в небо и не может сдвинуться с места».

Учитель. А какой человек победил в душе Мишки: нехороший или плохой?

Дети. – Победил хороший человек, – ведь он не повернул обратно, не выбросил палку, а искать незрячего человека.

– И даже решил охранять другого слепого человека от случайных хулиганов, и довел его до дома – совершил благородный поступок.

2. Работа над чувствами героя.

Учитель. В этом рассказе характер героя раскрывается не только через его поступки, но и через его чувства, мысли, переживания. Давайте найдем в тексте, как автор передает чувства мальчика, в каких словах выражены его переживания.

Дети. – Он испытывает досаду:

«…досадливо скривил нос и поплелся к воротам»

– «Чем ближе он подходил к перекрестку, тем противней становилось у него на душе»

– Услышав мысль о смерти человека на перекрестке, «Мишка похолодел. Он почувствовал, что у него слабеют руки и ноги». Мишка испытал чувство вины за слепого незнакомого человека.

– А увидев слепого, «мишка покраснел», – значит ему было стыдно.

Учитель. А теперь обратимся к предпоследнему абзацу, начинающемся со слов:

«Нет, полосатые палки выдают не слепым…»

Как вы поняли, кому принадлежат эти мысли: автору или герою? Докажите…

Дети. – Эти слова принадлежат автору, – он обсуждает его поступок, считает его преступным.

– А я думаю, что автор передает мысли героя, – здесь есть слова:

«Безжалостный буравчик сверлил его сознание, заставлял думать о человеке, для которого на земле всегда ночь и не помогают ни фонари ни звезды...»

– Я тоже считаю, что эти мысли принадлежат герою, – он как бы судит себя, наказывает за свой проступок: не бросив палку, Мишка как бы выставляет себя напоказ людям:

«Нет, полосатые палки выдают не слепым, а преступникам, чтоб весь город знал, что это идет преступник, а не просто разболтанный двоечник».

– Мишка испытывает душевное мучение, – я вычитал об этом в словах:

«А Мишка видит все. И дома, которые, как в реке, отражаются в мокром асфальте. И бабочку, которая по ошибке залетела в город. И листья и облака. И солнце бьет ему в глаза. Но какая от этого радость, если из-за тебя погиб человек?»

Учитель. А теперь давайте подумаем над таким вопросом: что же явилось причиной изменения характера героя? Какое нравственное начало еще было живо в нем и пробудилось в самый ответственный момент?

Дети. – В нем проснулась совесть.

Учитель. А мы отмечали это нравственное начало в герое при первоначальном знакомстве с ним? Поищите в своих записях в тетрадях?

Дети. – Нет, мы говорили о герое, что он не имеет стыда.

– И что он бессовестный.

Учитель. Верно, и не случайно мы сегодня сказали, что совесть проснулась в Мишке, – значит, он не совсем безнадежный и потерянный для общества человек, если в нем еще жива совесть.

Но что такое – совесть?

Давайте разберемся в этом понятии.

Смысл его угадывается, если всмотреться в само это слово.

(Учитель записывает его на доске)

Приставка «со» означает «соединение», «сочетание», другая часть слова «весть» обозначает: «ведать», «знать», – знать общечеловеческие нравственные законы, те, которые принес людям Христос, его «благая весть» о необходимости любви к людям, самопожертвования, справедливости и. т. д. Значит совесть, в любом случае соотнесение правил, по которым живет человек, с вечными нравственными законами человечества.

3. Работа над главной мыслью рассказа.

Учитель. А теперь давайте обратимся к названию рассказа. Почему автор его так озаглавил? Почему главный герой – человек, а в заглавие вошло название неодушевленного предмета – полосатой палки?

Дети. – А я заметила, что Ю. Яковлев, рассказывая о палке, одушевляет ее:

«Палка манила его, звала, притягивала, дразнила своими резкими цветами»

– И вот здесь:

«Своими жирными черными полосами она перечеркнула все хорошее настроение»

– Здесь тоже автор говорит о палке, как о живом существе:

«Палка мешала ему. Она как бы сообщала всем встречным, что вырвана из рук слепого»… «Палка мешала ему жить».

– Образ полосатой палки является главным в рассказе, ей писатель уделяет большое внимание, ведь именно она значимым и необходимым пердметом для слепого:

– Ведь палка – его глаза, его проводник, его неизменный друг»

– А я думаю, что образ полосатой палки является центральным в рассказе еще и потому, что именно она стала причиной душевного перерождения героя.

– Она словно стала частью его жизни, его совестью, – не случайно же автор повторяет мысль о том, что палка «словно приросла к его руке».

– А вот в этих словах палка словно бы превратилась в спутника Мишки, подвигая его на хорошие поступки:

«Она не знала, что попала к зрячему человеку, и по привычке стучала о камень железным наконечником, подавала сигналы: шагай смелей, шагай смелей…»

Учитель. Молодцы, вы верно разгадали авторскую мысль, заложенную в заглавии. А значит и поняли, зачем писатель написал этот рассказ и чему он учит. Изображение внутреннего мира героя и душевные испытания его для читателя очень важно: автор верно отразил особенности психологии возраста младших подростков, а значит поможет ребятам в их самопознании и самовоспитании.

А теперь обратите внимание на слова, которыми заканчивается рассказ.

Создают ли они впечатление законченности?

Дети. – Нет, повествование можно еще продолжить…

– А я думаю, действия Мишки только начинаются…

– А мне кажется, что и слова «Надо спешить», которые автор повторяет дважды, исходят от самого героя.

– И слова «Есть надежда» придают рассказу оптимистическую ноту в конце.

Учитель. И это не случайно: такой концовкой автор как бы заставляет подумать над финалом рассказа и самим досказать эту историю.

Я предлагаю дома вам это сделать: придумать свой конец произведения.

 

 

Урок 68.

Тема урока.

Сила благородного поступка.

Материал для чтения.

В.К. Железников. «Рыцарь.»

Цели урока.

Осознание учащимися главной мысли произведения о том, что благородные поступки человека не остаются незамеченными, а оказывают позитивное влияние на людей, заставляют задуматься, признать свою вину и даже измениться.

Формирование у школьников представлений о том, что мужчина всегда был и останется защитником своих близких, защитником Родины.

Оборудование урока.

Таблица «Словарь характеристик»

I. Проверка домашнего задания.

Чтение и обсуждение детских сочинений – окончаний рассказа Ю. Я. Яковлева «Полосатая палка»

II. Работа над новым материалом.

1. Слово учителя.

Учитель. Ребята, сегодня мы будим читать еще один рассказ Владимира Карловича Железникова «Рыцарь».

Обратимся к словарику в конце учебника и узнаем значение этого слова.

(Ребята читают объяснение в словаре:

«рыцарь» – здесь: самоотверженный и благородный человек.)

Учитель. Я хочу вам рассказать, когда появилось это слово и что оно означало первоначально.

В период средневековья в Западной и центральной Европе рыцарями называли воинов, тяжеловооруженных конных всадников.

Для рыцарей обязательными считались моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. Позднее это слово стало употребляться в переносном значении: им называли самоотверженных, благородных людей, вставших на защиту слабых, а также своей Отчизны.

Читая этот рассказ, подумайте, кого здесь автор называет рыцарем и почему.

2. Знакомство с содержанием рассказа.

(Чтение текста можно провести комбинированным путем: сначала по цепочке читают ребята, а отрывок, где автор описывает рыцарский поступок мальчика и душевные переживания бабушки, следует прочитать учителю, чтобы своей интонацией передать эмоциональное состояние героев, их чувства и настроения.

3. Беседа после чтения.

Учитель. Почему автор называет рыцарем обычного современного мальчика?

Дети. – Потому что он поступил благородно: защитил от грубости женщину, свою бабушку.

– Он вступил в неравную схватку с сильным взрослым человеком, который мог с мальчиком расправиться физически.

4. Работа над характеристикой главных героев.

Учитель. Мы читаем не первый рассказ этого автора, мы уже отмечали, что В.К. Железников большое внимание уделяет образу мальчика – будущего мужчины, главы семьи и защитника своих близких, а также будущего защитника своей Родины вспомним его рассказ «Солдат на посту»).

Давайте посмотрим, каким показан в рассказе герой рассказа «Рыцарь».

(Текст читается небольшими отрывками, ребята отмечают характерные черты героя. Для более точного определения характерных качеств героя, ребята используют таблицу «Словарь характеристик».

Читая 1ю часть произведения, где рассказывается о знакомстве Саши с шофером, учащиеся выделили такие человеческие качества, как:

– любовь к машинам (…»машины – это была его страсть. Он знал все марки советских автомобилей:»)

– вежливость в обращении со взрослыми;

– готовность оказать помощь взрослым в работе («…набрал полнехонько ведро воды, еле дотащил»)

– гордился знакомством с рабочим человеком, дорожил дружбой со взрослым («…шофера теперь считал лучшим своим другом»).

Учитель. А теперь перечитайте ту часть рассказа, где говориться о благородном поступке Саши. Найдите слова, которыми автор передает чувства мальчика.

Дети. – Мальчик был возмущен поступком шофера. В его душе вспыхнул гнев и переживание:

«Саша покраснел, потом побледнел и вдруг бросился со всех ног за машиной.

– Если вы еще раз когда-нибудь закричите на мою бабушку, я вас… я вас ударю!»

– Мальчик поступил смело, не испугался человека, который был старше и физически сильнее его:

«Саша стоял перед ним, как дикий зверек, – решительный, отчаянный, готовый до конца отстоять свою бабушку. Он сейчас совсем не боялся и совсем не стеснялся, это было с ним впервые»

– Ему было больно и обидно:

«И только где-то в глубине его глаз шофер увидел боль и обиду.»

Учитель. А как вы думаете, почему текст этот поместили в учебнике сразу после рассказа «Полосатая палка»?

Дети. – В обоих рассказах есть персонажи, способные на грубость и унижение людей.

– Это произведение похоже на предыдущее тем, что в нем также под воздействием обстоятельств меняется характер героя.

– …герои, совершившие плохие поступки, признали свою вину и стали на путь исправления.

Учитель. А теперь поговорим о герое, который совершил неблагородный поступок.

Что вы можете рассказать о шофере? Каким он вам показался?

Дети. – Вначале автор показал его приветливым и дружественным по отношению к мальчику. Пригласил его заходить к себе в гараж.

– И заботливым: заметил Саше, что ведро с водой «пожалуй, было для него тяжелым…»

– Однако, по отношению к старой бабушке шофер поступил грубо и неуважительно:

« – Эй, тетка! – грубо крикнул шофер. – Нашла где стоять…»

– Шофер способный на хулиганский поступок:

«…а то толкану машиной, костей не соберешь»

– Грубость он считал обычным делом:

«До сих пор он часто так гремел басом на людей и никогда не задумывался, что обижает их. Он кричал на них и уезжал своей дорогой»

Учитель. Что же заставило его задуматься о своих отрицательных чертах характера?

Дети. – Благородство, решительный поступок мальчика. Этим Саша обезоружил шофера, и ему стало стыдно.

– В душе шофера, как и у Мишки из предыдущего рассказа, еще жива была совесть.

– И душа его не полностью огрубела, он еще способен был почувствовать боль и обиду мальчика.

Учитель. Да, именно эти хорошие начала в душе героя живы, – именно они заставили его осознать свой плохой поступок и извиниться перед мальчиком и его бабушкой. Прочитайте об этом.

Ученик. (читает):

«Ну, прости, малый, виноват, кругом сто раз виноват, и вы, бабушка, великодушно простите»

Учитель. Как отнеслась бабушка к поступку Саши? Прочитайте.

Ученик. (читает):

«А бабушка хотела сначала отругать Сашу за то, что он лезет не в свое дело, но потом передумала.

Разве можно ругать человека за благородные поступки?»

Учитель. Перечитайте, как автор передает душевное состояние бабушки?

Ученик. (читает):

«…у нее в голове вдруг запела старая, забытая песня. Ей хотелось запеть эту песню вслух – так у нее было радостно на сердце, но она сдержалась. Пели одни глаза, пели тысячи мелких морщинок около глаз, пели губы, они почему-то расползлись в улыбку.

Никто бы даже не поверил, что бабушка умеет так весело и молодо улыбаться. Пели руки… Так у нее было хорошо на сердце…»

Учитель. Почему именно так автор передает радость души человека – через песню.

Дети. – А это всегда так: когда у человека радость в душе, ему хочется петь.

– И очень часто в народе говорят: «Душа поет».

– Бабушка испытывала радость за внука и гордость за то, что у нее есть такой защитник:

«…до чего дожила: Саша заступился за нее!»

– Гордость за себя, что она воспитала хорошего, настоящего человека:

«Значит, не зря она сидела около него ночами, когда он болел. Жив человек!»

5. Заключительная беседа.

Учитель. Как вы думаете, каким станет Саша, когда вырастет?

Дети. – Саша вырастит хорошим человеком.

– Защитником слабых людей.

– И защитником Родины.

Учитель. Чему учит рассказ?

Дети. – С малых лет воспитывать в себе качества, достойные человека: смелость, решительность, в ответственные моменты не пасовать перед трудностями, преодолевать в себе слабость.

Учитель. А в вашей жизни была ситуация, похожая на ту, о которой читали? Смогли вы преодолеть слабость и нерешительность в себе. Легко вам было, почему вы смогли преодолеть себя. Кто вам помог?

6. Домашнее задание. Составить монолог от имени бабушки.

 

 

Уроки 69-70

Тема урока.

Внутренние переживания героя, выраженные автором в недосказанной форме.

Материал для чтения.

С.Г.Георгиев. «Дедушка»

Цели уроков.

Продолжение литературного и нравственного развития учащихся.

Воспитание внимательного и вдумчивого читателя.

Оборудование урока.

Таблица «Словарь характеристик».

 

I. Работа над пересказом рассказа В.К. Железникова «Рыцарь» в форме монолога бабушки Саши. Обсуждение вариантов пересказа.

 

II. Работа над новым материалом.

1. Сообщение темы урока. Постановка цели.

Учитель. Сегодня мы прочитаем рассказ Сергея Георгиевича Георгиева «Дедушка».

Мы продолжаем наблюдать за чувствами и переживаниями героев, которые попадают в чрезвычайные, а порой в непредсказуемые ситуации.

Однако рассказ этот не совсем обычный, и особенность его в том, что автор не прямо говорит о характере героя, о его чувствах, переживаниях, а все это изображает в недосказанной форме, иногда передает информацию намеками и полунамеками и как бы подталкивает читателя к размышлениям, дает возможность самому додумать, досказать авторскую мысль, вместе с героем искать выход из сложной ситуации, сопереживать, оценивать поступки.

Рассказ построен на сплошных загадках, ответы к которым мы будем находить в тексте. Одни завуалированы в контексте, как бы «впаяны» в него, другие нам придется додумывать. Таким образом, писатель, как бы «заставляет» своих читателей задуматься над сложными жизненными задачами и проблемами. Но для этого надо внимательно читать текст, вчитываться в каждое предложение и слово, учиться быть внимательными читателями.

(Читать текст, в силу его особенности, необходимо большими отрывками, которые заранее выделит учитель. В процессе чтения надо останавливаться в тех местах, где не объясняются впрямую поступки и характер человека, а только намекаются, и где мысль автора как бы обрывается, а читатель должен ее завершить, догадаться, о чем хотел сказать писатель.

Чтению и анализу данного произведения необходимо уделить не меньше двух уроков. Вся работа над рассказом проводится под руководством учителя.)

2. Чтение рассказа по частям с подробным анализом.

1часть. (От начала и заканчивая словами: «Набирать и ждать, что же остается делать!»

Учитель. С какими героями вы познакомились в этой части рассказа?

Ученик. Мы познакомились с двумя мальчиками: Алешей и Славкой.

Учитель. Говорит о них автор напрямую, какими они были?

Ученик. Нет, автор о них ничего не говорит.

Учитель. Но какое-то на вас они все-таки произвели? Кто из мальчишек вам больше понравился? Что вы можете о нем рассказать уже сейчас?

Дети. – Мне понравился Алеша. Он любит рыбок.

– Мне тоже нравится Алеша: он мечтает развести аквариумных рыбок (гуппешек), а когда у него появятся мальчики, он их будет дарить своим друзьям.

– А я увидел, что писатель больше симпатизирует этому герою, чем другому мальчику: называет его уважительным именем «Алеша», тогда как его друга он называет «Славкой».

Учитель. А теперь найдите предложение, где автор нам говорит о Славке, каким он был.

Дети. – Здесь автор говорит о нем не совсем понятно:

«Какой-то он, этот Славка…»

– Автор говорит о мальчике одним незаконченным предложением, в конце которого ставит многоточие, – словно не хочет нам о нем рассказывать подробно.

Учитель. А вы можете сами по тексту охарактеризовать этого мальчика, дополнить авторскую мысль, каким же все-таки был «этот Славка»?

Дети. – Я понял, что Славка не был хозяином своего слова: «просил позвонить до четырех», а сам болтал с кем-то по телефону.

– И хотя писатель С. Георгиев прямо не говорил об этом мальчике, он намекает нам отдельными фразами и предложениями, что Славка не просто болтун, а еще и рыбок продает, а не дарит, как это делал бы Алеша.

– Авторскую неприязнь к Славке я вычитал в словах: «Короткие противные гудки», – автору тоже было неприятно, что из-за болтливости Славки Алеша не мог до него дозвониться.

– Алеша очень переживал и даже злился на Славку:

«Болтун несчастный».

И хотя эти слова принадлежат Алеше, мне показалось, что и автор так думает, солидарен с Алешей.

2ячасть. (От слов «Вся внутренняя стенка будки была исписана номерами телефонов…» и заканчивая предложением: «– Это я»)

Учитель. Почему Алеша позвонил по незнакомому номеру? Как автор говорит об этом?

Ученик. Автор не закончил свое объяснение: «Просто так, потому что…»

Учитель. А как думаете вы? Выберите ответ из предложенных вариантов:

а) позвонил из шалости;

б) позвонил из простого любопытства;

в) или еще из-за чего то…

Дети. – Я думаю, Алеша подумал, что этот номер принадлежит такому же мальчику, как и он, и хотел с ним подружиться.

– ЯА я считаю, что Алеша позвонил не просто так: он был наблюдательным и внимательным и сразу решил, что номер написан с какой-то целью, раз он был выведен «аккуратненько, не торопясь. Каким-то особым карандашом, жирной линией. Почему-то в стороне от остальных», – значит хозяин этого номера хотел, чтоб его обязательно заметили и позвонили.

– А я думаю, что мальчик почувствовал, что, возможно, по этому номеру ждут помощи, поэтому решился на звонок.

3я часть. (От слов «Невидимый человек совсем не удивился, даже наоборот» и заканчивая словами «…нажал рукой на рычаг».)

Учитель. В этой части писатель С. Георгиев сообщает нам подробности о незнакомом человеке?

Ученик. Нет, он нам ничего не сообщает.

Учитель. Давайте попытаемся сами охарактеризовать незнакомца, найти в контексте между строк сведения о его жизни.

Дети. – Это одинокий человек, ждавший телефонного звонка от своих близких.

– Он очень любит своего внука, называл его «малыш», очень ждет его.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.122.166 (0.062 с.)