ТОП 10:

Составление партитуры настроений.



Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

(Ребята карандашом на полях отмечают слова, характеризующие настроение, состояние души человека).

Картины природы Настроения
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака, Белый пар по лугам расстилается, По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Спокойное Тихое Сонное Умиротворенное
Потянул ветерок, воду морщит – рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Далеко-далеко колокольчик звенит. Рыбаки в шалаше пробудилися, Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут … А восток все горит – разгорается. Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается. Оживленное Бодрое Нежное очарованное
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. Едет пахарь с сохой, едет, песню поет; По плечу молодцу все тяжелое … Не боли ты, душа, отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро веселое!   Веселое Радостное Восторженное Эмоциональное Возбужденное Призывное жизнеутверждающее

Учитель. – Какие характерные особенности этого стихотворения вы отметили?

Дети. – Природа автором изображена в изменении, в движении.

- Поэт Никитин показывает постепенное утреннее пробуждение природы.

- Картины природы сопровождаются нарастающими чувствами: от спокойного настроения до восторженного и глубокоэмоционального.

Упражнение в выразительности чтения стихотворения.

Учитель.– Давайте попробуем нарисовать голосом эти картины и передать настроение автора.

(Дети читают текст, отрабатывают выразительность исполнения).

Уроки 81-82

Тема уроков.

Чувство как главное событие лирического текста.

Материал для чтения.

А.А.Ахматова «Цветов и неживых вещей»

В.Н.Соколов «Как я хочу …»

А.А.Фет «Я пришел к тебе с приветом».

Цели уроков.

Осознание единства изобразительного и выразительного начал лирики.

Определение главной мысли, выраженной автором.

Оборудование уроков.

Таблица «Словарь настроений»

Карточки для работы.

I. Закрепление изученного материала.

1. Самостоятельное чтение стихотворения А.А.Ахматовой «Цветов и неживых вещей».

Учитель.-Сегодняшний урок мы начнем с работы над стихотворением Анны Андреевны Ахматовой. Прочитайте текст и определите его по настроению.

(Чтобы работа с текстом была результативной и целенаправленной, необходимо учащимся предложить карточки с вопросами, либо записать вопросы на доске).

· Какие картины нарисовала поэтесса? Какой тон у первой картины?

· В какой момент произошел перелом настроения? Как вы это почувствовали?

· Найдите средства, которыми поэтесса передает свои чувства читателю.

· Как вы объясните значение слов под «звездочкой» (*)?

2. Анализ стихотворения. Чтение текста по частям с обсуждением.

Учитель. – Прочитаем первое четверостишие, о чем оно? Как вы ответите на первый вопрос?

Дети. – В этом четверостишии изображены бытовые картины: описание обстановки в доме и около него.

- Здесь простое сообщение, авторское повествование, - тон спокойный.

Учитель. – Прочитайте и охарактеризуйте второе четверостишие.

Дети. – Повествовательный тон в первых двух строках продолжается, а в третьей и четвертой строках изменяется: переходит в таинственный и загадочный, - ведь речь идет о необыкновенном прудке с тиной, похожей на парчу:

«Здесь есть прудок, такой прудок,

Где тина на парчу похожа».

- Автор слово «прудок» повторяет, а словом «такой» усиливает восхищение картиной пруда.

- Поэтесса обыкновенную тину сравнивает с парчой, т.е. на золотистую и серебристую ткань. Описывая «прудок», она восхищается картиной, любуется ею, но вместе с тем говорит об этом таинственно и загадочно.

Учитель. – Какую интонацию вы определили в последнем четверостишии?

Дети. – Здесь интонация тревожная: сообщение мальчика о большом карасе с карасихой взволнованное и испуганное:

«А мальчик мне сказал, боясь

Совсем взволнованно и тихо»

- Здесь автор говорит прямо о чувствах героя.

Учитель. – От чего же зависит настроение автора и героев в поэзии?

Дети. – Оно зависит от картин, которые автор изображает.

Учитель. – Верно, оно как бы «спрятано» в картине или за картиной, которую изображает автор, и главная задача читателя – увидеть эти картины, которые автор рисует образными словами, подбирая специальные поэтические средства.

О том, как поэтические слова, строчки превращаются в картины, говорит в своем стихотворении поэт Владимир Николаевич Соколов. Послушайте.

(Учитель читает стихи В.Соколова «Как я хочу, чтоб строчки эти …).

Учитель. – Как вы поняли главную мысль этого поэта?

Дети. – Стихотворными строчками и словами можно выразить любую картину жизни.

- Можно передать свет, и даже звуки: пение птиц.

- Выразить живые чувства и настроения:

«Дохнула жизни глубина».

- Иногда поэт прямо говорит о своих чувствах, а иногда мы сами о них догадываемся, благодаря выразительным поэтическим средствам, которые авторы используют в стихах.

Учитель. – Какое маленькое стихотворение, а как много в нем сказано о поэзии!

II. Работа над новым материалом.

Слово учителя.

Учитель. – Сейчас мы будем читать еще одно стихотворение А.А.Фета и наблюдать, что в нем главное.

Чтение текста учителем.

3. Ответы на вопросы.

Учитель. – О чем это стихотворение?

Дети. – О природе.

- О наступлении весны.

4. Самостоятельное повторное чтение стихотворения с последующим анализом.

Учитель. – Прочитайте стихотворение еще раз. Определите: этот текст – монолог или диалог?

(Дети читают и отвечают на вопрос).

Дети. – Это монолог, т.к. говорит один человек.

- Герой рассказывает от своего имени.

Учитель. – А к кому герой обращается?

Дети. – К своему другу …

- К любимому человеку.

Учитель. – А как вы это определили?

Дети. – Поэт говорить с радостным чувством.

- С любовью и восхищением.

Учитель. – А кому эти чувства адресует поэт: природе или человеку?

Дети. – Я думаю, что герой говорит о любви к природе, о ее красоте, он любуется солнцем, весной, птицами.

- А мне кажется, что он выражает чувства тому, к кому обращается.

Учитель. – Да, действительно произведение пронизано любовью и радостью, и мы это поняли, хотя поэт не говорит слово «любовь». Лирический герой прямо не сообщает о своих чувствах. Мы о них догадываемся, видим и слышим в его словах, как он сильно любит и готов подарить весь мир и красоту любимому человеку.

Давайте посмотрим, как поэту удается передать это сильное чувство героя. Найдите слова, которые автор повторяет в тексте.

Как вы думаете, почему автор это делает?

Дети. – В каждой строфе повторяется слово «рассказать», - наверное, герой старается обратить внимание на необыкновенную красоту весеннего дня.

- … На весь мир, переполненный радостью и весельем.

- А я нашел еще одно повторение: во второй строфе автор дважды употребляет слово «проснулся». Я думаю, что повторами автор старается обратить внимание на самые важные моменты в жизни природы. Герой хочет, чтобы любимый человек тоже увидел эти чудесные мгновения, не пропустил их.

- Таким вот образом лирический герой стремится заразить любимого человек своей радостью.

Учитель. – Найдите еще слова. Которыми поэт передает любовь, переполняющую душу героя.

Дети. – Поэт говорит прямо, что на героя

«… отовсюду … весельем веет».

- Душа его поет:

«… не знаю сам, что буду

Петь, - но только песня зреет».

Учитель. – Стихотворение очень музыкальное, легкое, воздушное, - поэт создавал его с помощью образных слов и выражений, которыми автор олицетворяет, оживляет природу. Найдите эти слова.

Дети (вычитывают олицетворение)

«солнце встало»

«затрепетало»

«лес проснулся»

«каждой птицей встрепенулся»

(эпитеты):

«горячим светом»

«весенней … жаждой»

Учитель. – Что же является главным событием этого стихотворения: изображение природы или чувства героев?

Дети. – Главным являются чувства.

- Это стихотворение о любви.

 

Упражнение в выразительности чтения.

6. Домашнее задание.

Стихотворение А.А.Фета выучить наизусть.

Второй урок.

I. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть стихотворения А.А.Фета «Я пришел к тебе с приветом».







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.10 (0.009 с.)