ТОП 10:

Заключительное слово учителя.



Герои произведений А.П.Чехова подчеркнуто обыкновенны, да и события, лежащие в их основе, довольно реальные и обыденные, хотя очень значимы для понимания сложности и противоречивости взрослого мира, трудности вхождения в этот мир естественного и наивного существа – ребенка.

5. Домашнее задание.

Придумать или вспомнить рассказ, который может стать основой сюжета сочинении, который они будут писать на следующем уроке.

Урок 76

Тема урока.

Написание рассказа учащимися.

Цель урока.

Подготовка учащихся к выполнению творческой работы – сочинению рассказа.

Оборудование урока.

Таблица – схема структуры рассказа на доске.

Памятка – алгоритм в учебнике.

I. Подготовительная работа.

1. Повторение знаний о структуре рассказа с использованием схемы на доске.

2. Самостоятельная работа детей:

· вспомнить или придумать какую-нибудь историю;

· составить сюжетный план своего рассказа;

· предоставить себе характеры и портреты героев рассказа;

· описать мысли героев, чтобы читатель понял, почему они так поступают;

· придумать диалоги героев;

· нарисовать пейзаж, обстановку (дома, школы или др.), где происходит действие;

· составить рассказ так, чтоб читатель понял, зачем вы все это ему рассказываете;

· следите за правильностью своей речи.

3. Устные рассказы учащихся, с придуманным сюжетом. (Заслушиваются 5 – 6 вариантов рассказов. Учитель и дети следят, чтобы рассказы детей соответствовали требованиям в заданиях учебника).

Знакомство с памяткой написаний сочинений (в учебнике на с. 92).

(Ребята прочитывают памятку вслух, обговаривается каждый ее пункт).

При изложении своих мыслей и сочинений рассказов необходимо:

· заботиться о том, чтобы правильно, ясно и последовательно излагать свои мысли;

· думать над тем, чтобы не было резного перехода от одной мысли к другой;

· начинать новую мысль с красной строки;

· обращать внимание, чтобы все в изложении подходило к теме;

· стараться подбирать наиболее удачные слова для изложения своих мыслей;

· следить за тем, чтобы не повторялись одни и те же слова;

· посмотреть, нет ли растянутых или слишком сжатых мест;

· проверить, соответствует ли заглавие содержанию.

II. Выполнение творческих письменных работ.

(согласно памятке – алгоритму).

III. Самопроверка сочинений.

 

Урок 77

Контрольная работа №4

(Учебник стр. 92-93).


Глава VIII.

Поэзия.

Урок №78.

Тема урока.

Изображение чувств человека, - его отношений к окружающей действительности - важная особенность поэзии.

Материал для чтения.

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

Цели урока.

Углубление представлений у учащихся о лирике как особом литературном жанре.

Определение главной мысли, выраженной автором в поэтическом произведении.

Обучение выразительному чтению стихов как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.

Оборудование уроков.

Портрет А.С.Пушкина.

Таблица «Словарь настроений».

Записи на доске

I. Введение в новую главу.

Чтение вступительной статьи с последующей беседой.

Учитель. – Откройте новую страницу учебника и прочитайте название главы, а также вступительную статью к ней.

(Ученики читают).

Учитель. – О каких важных особенностях поэзии вы прочитали?

Дети. – Мы прочитали, что поэзия отмечается от прозы четким ритмом, а также рифмой.

- Поэты в стихотворениях передают читателю свои чувства и отношение к людям, картинам природы, к событиям.

Учитель. – С какой просьбой обращается автор статьи к нам, читателям?

Дети. – Он призывает нас думать над тем, как поэтам удается передать свои потаенные мысли в стихотворном тексте.

- И учиться раскрывать авторские секреты.

Учитель. – Определение главной мысли, выраженной автором в стихотворении, а также способов передачи чувств и настроений в поэзии – это и будет главной задачей изучения новой главы.

Учитель. – Посмотрите на рисунок возле названия главы. Слева от заголовка изображен какой-то предмет. Кто знает, как он называется и зачем его здесь нарисовали?

Дети. – Здесь нарисована лира. Это музыкальный инструмент со струнами.

- Этот инструмент древний.

Учитель. – А какое отношение он имеет к поэзии?

Дети. – (затрудняются ответить).

Учитель. – Лира – это древнегреческий инструмент. В Древней Греции в старину игрой на этом инструменте сопровождалось исполнение поэтических произведений, отсюда поэзия получила второе название – «лирика», а люди, сочиняющие стихи – «лириками». Лира считается символом поэтического творчества, - вот почему художник изобразил ее рядом с названием главы «Поэзия».

От этого слова образовалось много однокоренных слов, я записала их на доске.

(Учитель открывает записи слов на доске с объяснением лексического значения каждого из них:

Лира – музыкальный инструмент, а также символ поэтического творчества;

Лирика – один из главных видов литературных произведений, выражающих чувства, переживания;

Лирик – автор лирических произведений, сочинитель поэзии.

Лирический (тон, голос …) – чувственный, мягкий, нежный;

Лиричный (человек) – способный чувствовать, переживать.

Учитель. – Итак, мы поняли, что «лирика» связана с чувствами, состоянием души человека, поэтому главной особенностью лирических произведений является выражение содержания, состояния внутренней жизни человека, его души. А как вы думаете, чьи чувства и настроения выражает поэт?

Дети. – Он выражает свои чувства и настроения.

Учитель. – Это значит, что каждый раз, поэт в стихотворении пишет о себе? Например, если А.С.Пушкин пишет в стихотворении:

«Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю»

то это так и есть в самом деле? Это себя он имеет ввиду? Или если поэт написал много стихов о любви, значит, он много раз влюблялся?

Дети. – Наверное, поэт пишет о ком то другом, кого он в стихотворении не называет …

- А только передает его мысли, чувства, изменение душевного состояния …

Учитель. – Да! Это тоже герой, но он особый, в литературе его называют «лирическим героем». Вот почему автор и лирический герой – не всегда одно и то же лицо. В каждом лирическом стихотворении он новый, хотя автор один и тот же. Автор в своих произведениях говорит от имени разных лиц и разными голосами.

Чтобы передать чувства и настроения в лирическом произведении, требуется особое мастерство поэта, особые средства художественной выразительности. Это и ритм, и особые эмоциональные слова и выражения, и стихотворный размер, и повторы , и паузы и необычное построение предложений … Все это мы будет наблюдать при изучении поэзии.

Начнем свою работу со стихотворения великого русского поэта А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Анализ стихотворения.

Учитель. – Обратите внимание на название. Как вы думаете, каким будет это произведение по настроению?

Дети. – Думаю, что радостное: утром человек просыпается бодрым, отдохнувшим.

- Утром восходит солнышко, и человек радуется красоте пробуждающегося дня.

- А возможно и грустное настроение: человек озабочен неприятными воспоминаниями, мыслями или ненастной погодой за окном.

Учитель. – Посмотрим. Прослушайте текст.

(Учитель читает стихотворение, после чего обращается к классу с вопросом):

Итак, какие чувства и настроения у лирического героя?

Дети. – Сначала он предался воспоминанием о вчерашнем дне, о ненастной погоде, картина нерадостная, и настроение у героев такое же:

«И ты печальная сидела».

- Настроение поэта повышается во второй части стихотворения, где описывается картина зимнего утра.

Учитель. – А как вам удалось определить разные чувства?

Дети. – По словам в тексте: «злилась», «мрачные», - первая картина безрадостная.

- Во второй части автор употребляет слова «великолепными», «блестя», - рисует зимний пейзаж после снегопада.

- А я определили по тону вашего чтения: обе части вы читали по – разному.

Учитель. – А как вы объясните слово под звездочкой (*). Найдите его в словаре учебника.

(Ребята находят значение слова: «вечор» - встреча вечером).

Учитель. – Давайте составим картинный план произведения, чтобы разгадать, почувствовать душевное состояние героя, стоящее за каждой картиной.

(Текст читается повторно, медленно, ребята выделяют две картины, определяют слова и выражения, подкрепляющие переданное автором настроение, составляется партитура чувств. В процессе работы ответы учащихся выносятся учителем на доску, в результате чего появляется запись):

Картинный план Партитура чувств Примеры из текста
1-я картина. «Вечор, ты помнишь, вьюга з лилась …» Тоска, печаль, грусть   «вьюга злилась» «мгла носилась» «на мутном небе» «луна, как бледное пятно» «тучи мрачнее « «ты печальная»
2-я картина. «А нынче … погляди в окно …» Радость, Восторг, Восхищение «великолепными коврами» «блестя на солнце, снег лежит» «прозрачный лес» «ель сквозь иней зеленеет» «речка блестит»

Учитель. – Итак, мы увидели, что чувства поэта и героя меняются, находятся в движении. Для их передачи автор подбирает образные слова и выражения, призывает полюбоваться вместе с ним картиной зимнего дня, или, наоборот, попереживать совместно с героем. Удалось ли вам воспринять эти чувства? Ваши чувства созвучны с авторскими?

Дети. – Да, я четко представила себе картину ненастного вечера и мне передались чувства, описанные в первой картине стихотворения, душевные переживания героев.- А я почувствовал радостный момент в стихотворении: «А нынче …погляди в окно…» Здесь как бы переход от грустного к радостному.

Учитель. – А многоточие в середине этой строки вы заметили? Почему он здесь? Не догадались?

Дети. – Я думаю, что автор так передает сильное волнение героя, состояние его души: он увидел за окном перемену и словно слова забыл от восхищения.

- … И героиню приглашает полюбоваться картиной зимнего утра.

- А я думаю, что , выражая восторг, бурную радость, поэт и нас, своих писателей, призывает вместе с ним пережить эти же чувства.

Учитель. – А теперь давайте подумаем, почему автор сталкивает два совершенно разных, противоположных чувства: печаль и радость. Какую мысль он заложил в это стихотворение?

Дети. – Я думаю, что жизнь разнообразна, и Пушкин учит нас видеть в ней и печальные, и радостные строки.

- А мне кажется, если сегодня в жизни есть огорчения, скука, не надо отчаиваться, - завтра все может быть по другому.

Учитель. – Наверное, так и есть: автор учит , что жизнь не состоит из одинаковых оттенков, она течет по –разному, поэтому все надо благодарно принимать, - не только радость, но и печаль.

Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

Учитель. – Пронаблюдаем за особенностью рифмовки произведения. Обозначим рифму буквами.

(Учащиеся карандашом в учебнике обозначают рифмовку текста. Работу можно провести по вариантам:

1-й вариант – 1-й строфа;

2-й вариант – 2-я строфа.

Затем результаты сравниваются. И учащиеся приходят к выводу, что рифмуются первая и вторая строчки, четвертая и пятая, третья и шестая:

1 – (а)

2 - (а)

3 – (б)

4 – (в)

5 – (в)

6 – (б).

С таким видом рифмовки ребята сталкиваются впервые. Работа облегчает им заучивание стихотворения наизусть.

Заканчивается урок упражнением в выразительности чтения стихотворения.

Дети подбирают интонацию для передачи чувств, выраженных автором в обеих частях. Варианты чтения обсуждаются.

4. Домашнее задание.

Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Выучить наизусть.


Урок 79

Тема урока.

Роль поэтического слова в изображении картин природы, а также в выражении чувств и состояния души человека.

Материал для чтения.

А.А.Фет «Еще светло перед окном».

Цели урока.

Наблюдение над средствами художественной изобразительности и выразительности в поэзии.

Формирование у школьников умений воссоздавать картину, нарисованную автором.

Оборудование урока.

Репродукция картины в учебнике.

А.М.Герасимов «После дождя».

I. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

(Работу можно провести в форме конкурса на лучшее исполнение).







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.130 (0.013 с.)