Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Заключительное слово учителя.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Герои произведений А.П.Чехова подчеркнуто обыкновенны, да и события, лежащие в их основе, довольно реальные и обыденные, хотя очень значимы для понимания сложности и противоречивости взрослого мира, трудности вхождения в этот мир естественного и наивного существа – ребенка. 5. Домашнее задание. Придумать или вспомнить рассказ, который может стать основой сюжета сочинении, который они будут писать на следующем уроке. Урок 76 Тема урока. Написание рассказа учащимися. Цель урока. Подготовка учащихся к выполнению творческой работы – сочинению рассказа. Оборудование урока. Таблица – схема структуры рассказа на доске. Памятка – алгоритм в учебнике. I. Подготовительная работа. 1. Повторение знаний о структуре рассказа с использованием схемы на доске. 2. Самостоятельная работа детей: · вспомнить или придумать какую-нибудь историю; · составить сюжетный план своего рассказа; · предоставить себе характеры и портреты героев рассказа; · описать мысли героев, чтобы читатель понял, почему они так поступают; · придумать диалоги героев; · нарисовать пейзаж, обстановку (дома, школы или др.), где происходит действие; · составить рассказ так, чтоб читатель понял, зачем вы все это ему рассказываете; · следите за правильностью своей речи. 3. Устные рассказы учащихся, с придуманным сюжетом. (Заслушиваются 5 – 6 вариантов рассказов. Учитель и дети следят, чтобы рассказы детей соответствовали требованиям в заданиях учебника). Знакомство с памяткой написаний сочинений (в учебнике на с. 92). (Ребята прочитывают памятку вслух, обговаривается каждый ее пункт). При изложении своих мыслей и сочинений рассказов необходимо: · заботиться о том, чтобы правильно, ясно и последовательно излагать свои мысли; · думать над тем, чтобы не было резного перехода от одной мысли к другой; · начинать новую мысль с красной строки; · обращать внимание, чтобы все в изложении подходило к теме; · стараться подбирать наиболее удачные слова для изложения своих мыслей; · следить за тем, чтобы не повторялись одни и те же слова; · посмотреть, нет ли растянутых или слишком сжатых мест; · проверить, соответствует ли заглавие содержанию. II. Выполнение творческих письменных работ. (согласно памятке – алгоритму). III. Самопроверка сочинений.
Урок 77 Контрольная работа №4 (Учебник стр. 92-93). Глава VIII. Поэзия. Урок №78. Тема урока. Изображение чувств человека, - его отношений к окружающей действительности - важная особенность поэзии. Материал для чтения. А.С.Пушкин «Зимнее утро» Цели урока. Углубление представлений у учащихся о лирике как особом литературном жанре. Определение главной мысли, выраженной автором в поэтическом произведении. Обучение выразительному чтению стихов как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний. Оборудование уроков. Портрет А.С.Пушкина. Таблица «Словарь настроений». Записи на доске I. Введение в новую главу. Чтение вступительной статьи с последующей беседой. Учитель. – Откройте новую страницу учебника и прочитайте название главы, а также вступительную статью к ней. (Ученики читают). Учитель. – О каких важных особенностях поэзии вы прочитали? Дети. – Мы прочитали, что поэзия отмечается от прозы четким ритмом, а также рифмой. - Поэты в стихотворениях передают читателю свои чувства и отношение к людям, картинам природы, к событиям. Учитель. – С какой просьбой обращается автор статьи к нам, читателям? Дети. – Он призывает нас думать над тем, как поэтам удается передать свои потаенные мысли в стихотворном тексте. - И учиться раскрывать авторские секреты. Учитель. – Определение главной мысли, выраженной автором в стихотворении, а также способов передачи чувств и настроений в поэзии – это и будет главной задачей изучения новой главы. Учитель. – Посмотрите на рисунок возле названия главы. Слева от заголовка изображен какой-то предмет. Кто знает, как он называется и зачем его здесь нарисовали? Дети. – Здесь нарисована лира. Это музыкальный инструмент со струнами. - Этот инструмент древний. Учитель. – А какое отношение он имеет к поэзии? Дети. – (затрудняются ответить). Учитель. – Лира – это древнегреческий инструмент. В Древней Греции в старину игрой на этом инструменте сопровождалось исполнение поэтических произведений, отсюда поэзия получила второе название – «лирика», а люди, сочиняющие стихи – «лириками». Лира считается символом поэтического творчества, - вот почему художник изобразил ее рядом с названием главы «Поэзия». От этого слова образовалось много однокоренных слов, я записала их на доске. (Учитель открывает записи слов на доске с объяснением лексического значения каждого из них: Лира – музыкальный инструмент, а также символ поэтического творчества; Лирика – один из главных видов литературных произведений, выражающих чувства, переживания; Лирик – автор лирических произведений, сочинитель поэзии. Лирический (тон, голос …) – чувственный, мягкий, нежный; Лиричный (человек) – способный чувствовать, переживать. Учитель. – Итак, мы поняли, что «лирика» связана с чувствами, состоянием души человека, поэтому главной особенностью лирических произведений является выражение содержания, состояния внутренней жизни человека, его души. А как вы думаете, чьи чувства и настроения выражает поэт? Дети. – Он выражает свои чувства и настроения. Учитель. – Это значит, что каждый раз, поэт в стихотворении пишет о себе? Например, если А.С.Пушкин пишет в стихотворении: «Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю» то это так и есть в самом деле? Это себя он имеет ввиду? Или если поэт написал много стихов о любви, значит, он много раз влюблялся? Дети. – Наверное, поэт пишет о ком то другом, кого он в стихотворении не называет … - А только передает его мысли, чувства, изменение душевного состояния … Учитель. – Да! Это тоже герой, но он особый, в литературе его называют «лирическим героем». Вот почему автор и лирический герой – не всегда одно и то же лицо. В каждом лирическом стихотворении он новый, хотя автор один и тот же. Автор в своих произведениях говорит от имени разных лиц и разными голосами. Чтобы передать чувства и настроения в лирическом произведении, требуется особое мастерство поэта, особые средства художественной выразительности. Это и ритм, и особые эмоциональные слова и выражения, и стихотворный размер, и повторы, и паузы и необычное построение предложений … Все это мы будет наблюдать при изучении поэзии. Начнем свою работу со стихотворения великого русского поэта А.С.Пушкина «Зимнее утро». Анализ стихотворения. Учитель. – Обратите внимание на название. Как вы думаете, каким будет это произведение по настроению? Дети. – Думаю, что радостное: утром человек просыпается бодрым, отдохнувшим. - Утром восходит солнышко, и человек радуется красоте пробуждающегося дня. - А возможно и грустное настроение: человек озабочен неприятными воспоминаниями, мыслями или ненастной погодой за окном. Учитель. – Посмотрим. Прослушайте текст. (Учитель читает стихотворение, после чего обращается к классу с вопросом): Итак, какие чувства и настроения у лирического героя? Дети. – Сначала он предался воспоминанием о вчерашнем дне, о ненастной погоде, картина нерадостная, и настроение у героев такое же: «И ты печальная сидела». - Настроение поэта повышается во второй части стихотворения, где описывается картина зимнего утра. Учитель. – А как вам удалось определить разные чувства? Дети. – По словам в тексте: «злилась», «мрачные», - первая картина безрадостная. - Во второй части автор употребляет слова «великолепными», «блестя», - рисует зимний пейзаж после снегопада. - А я определили по тону вашего чтения: обе части вы читали по – разному. Учитель. – А как вы объясните слово под звездочкой (*). Найдите его в словаре учебника. (Ребята находят значение слова: «вечор» - встреча вечером). Учитель. – Давайте составим картинный план произведения, чтобы разгадать, почувствовать душевное состояние героя, стоящее за каждой картиной. (Текст читается повторно, медленно, ребята выделяют две картины, определяют слова и выражения, подкрепляющие переданное автором настроение, составляется партитура чувств. В процессе работы ответы учащихся выносятся учителем на доску, в результате чего появляется запись):
Учитель. – Итак, мы увидели, что чувства поэта и героя меняются, находятся в движении. Для их передачи автор подбирает образные слова и выражения, призывает полюбоваться вместе с ним картиной зимнего дня, или, наоборот, попереживать совместно с героем. Удалось ли вам воспринять эти чувства? Ваши чувства созвучны с авторскими? Дети. – Да, я четко представила себе картину ненастного вечера и мне передались чувства, описанные в первой картине стихотворения, душевные переживания героев.- А я почувствовал радостный момент в стихотворении: «А нынче …погляди в окно…» Здесь как бы переход от грустного к радостному. Учитель. – А многоточие в середине этой строки вы заметили? Почему он здесь? Не догадались? Дети. – Я думаю, что автор так передает сильное волнение героя, состояние его души: он увидел за окном перемену и словно слова забыл от восхищения. - … И героиню приглашает полюбоваться картиной зимнего утра. - А я думаю, что, выражая восторг, бурную радость, поэт и нас, своих писателей, призывает вместе с ним пережить эти же чувства. Учитель. – А теперь давайте подумаем, почему автор сталкивает два совершенно разных, противоположных чувства: печаль и радость. Какую мысль он заложил в это стихотворение? Дети. – Я думаю, что жизнь разнообразна, и Пушкин учит нас видеть в ней и печальные, и радостные строки. - А мне кажется, если сегодня в жизни есть огорчения, скука, не надо отчаиваться, - завтра все может быть по другому. Учитель. – Наверное, так и есть: автор учит, что жизнь не состоит из одинаковых оттенков, она течет по –разному, поэтому все надо благодарно принимать, - не только радость, но и печаль. Подготовка к выразительному чтению стихотворения. Учитель. – Пронаблюдаем за особенностью рифмовки произведения. Обозначим рифму буквами. (Учащиеся карандашом в учебнике обозначают рифмовку текста. Работу можно провести по вариантам: 1-й вариант – 1-й строфа; 2-й вариант – 2-я строфа. Затем результаты сравниваются. И учащиеся приходят к выводу, что рифмуются первая и вторая строчки, четвертая и пятая, третья и шестая: 1 – (а) 2 - (а) 3 – (б) 4 – (в) 5 – (в) 6 – (б). С таким видом рифмовки ребята сталкиваются впервые. Работа облегчает им заучивание стихотворения наизусть. Заканчивается урок упражнением в выразительности чтения стихотворения. Дети подбирают интонацию для передачи чувств, выраженных автором в обеих частях. Варианты чтения обсуждаются. 4. Домашнее задание. Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Выучить наизусть. Урок 79 Тема урока. Роль поэтического слова в изображении картин природы, а также в выражении чувств и состояния души человека. Материал для чтения. А.А.Фет «Еще светло перед окном». Цели урока. Наблюдение над средствами художественной изобразительности и выразительности в поэзии. Формирование у школьников умений воссоздавать картину, нарисованную автором. Оборудование урока. Репродукция картины в учебнике. А.М.Герасимов «После дождя». I. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро». (Работу можно провести в форме конкурса на лучшее исполнение).
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.223 (0.011 с.) |