Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Комментарий учителя. Продолжение беседы

Поиск

Итак, Чичиков — подлец и мошенник не более, чем любой чиновник города «знающий дело». Подлость Чичикова — выражение той морали, которая в правящих круга России считалась добродетельной и почтенной. Об этом писатель говорил еще в первой главе «Мертвых душ», сравнивая «толстых и тонких» чиновников. Идеал губернского общества — толстые. «У тоненького в три года не останется ни одной души, не заложенной в ломбард, у толстого спокойно, глядь и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены… наконец, толстый, послуживши богу и государю, заслуживший всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком...».

Вот почему в изображении Чичикова синонимами оказываются такие разные слова: подлец, хозяин, приобретатель. Приобретение в сороковые года ХIХ века — своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие, энергичные приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

— Сделайте обобщение по современной Гоголю России.

— Можем ли мы однозначно и окончательно осудить Чичикова?

(Перед нами, если и подлец, то выразитель господствующей общественной морали. Но односложно нельзя судить героя. Он живой человек, естественные задатки которого извращены в результате воздействия уродливых общественных отношений, ведь не случайно в конце третьего тома Гоголь хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению. Возможно, с этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси-тройки.)

Об отношении автора к Чичикову спорят и читатели и исследователи поэмы, так как это важно для понимания и художественной манеры Гоголя и замысла его поэмы. Чичиков размышляет о мужиках, доставшихся ему, и так сочувственно и верно рисует их судьбы: «Абакум Фыров! Ты, брат, что? Где, в каких местах шатаешься?...» Раздумья Чичикова о судьбе Фырова подхватывает и автор.

Способен ли так думать Чичиков? Одни считают, что автор в этом эпизоде наделил героя собственными мыслями, потому что характеру Чичикова это не соответствует.

— Так как относится автор к своему герою? Можно ли сказать, что через Чичикова передается авторский замысел и слово?

(Он неглуп и наблюдателен. Ведь он так метко называет Коробочку «дубиноголовой», а Собакевича — кулаком. И в оценках мужиков Чичиков не одинок: Собакевич рассуждает о мужиках почти столь же «вдохновенно», как и Чичиков. Видно, что у писателя не героев, которым бы он «передавал» свои мысли. Каждый персонаж действует и говорит в соответствии с логикой своего характера, и только все произведение в целом выражает позицию автора.)

— Что же любит Чичиков на протяжении всей своей жизни?

(Вообще гоголевский герой в своей жизни одно любил горячо и искренно — свое лицо, и одно по-настоящему трогало его душу — собственное благополучие.)

— Каково отношение Чичикова к окружающим?

(Потребительское. Он, подобно Собакевичу, будет руководствоваться своими интересами. Ездит по губернии с тем, чтобы «удобнее и дешевле накупить потребного народа».)

 

V. Итоги урока

Итак, Чичиков — образное обобщение широкого круга явлений — от взяток до захватнических войн. При всем разнообразии этих явлений суть одна — удовлетворение любыми средствами эгоистических интересов, прикрытое самыми благопристойными доводами и объяснениями.

 

Домашнее задание

1. Выписать характерные слова и выражения Чичикова при встречах с помещиками. Как это характеризует Чичикова?

2. Написать сочинение-миниатюру на тему «Чичиков. Яркая сильная личность или заурядный маленький человек?»

3. Прочитать учебник и ответить на вопрос: почему кипучая деятельность Чичикова всякий раз заканчивается катастрофой?

 

Дополнительный материал для учителя [15]

Чтобы ответить, кто такой Чичиков и каково отношение к нему автора поэмы «Мертвые души», приглядимся к названию произведения Н. В. Гоголя — «Мертвые души» и подзаголовку — «поэма». Явный смысл названия указывает на аферу Чичикова: пользуясь тем, что до новой переписи умершие крепостные документально учитывались как живые, герой Гоголя хочет «на бумаге» вступить во владение ими для различных махинаций — в частности, для получения денег под залог из опекунского совета. Исходя из этого, Чичиков плут, герой плутовского романа; цель произведения в таком случае — сатирическая, а главный герой — инструмент сатиры. Такой сюжет предоставлял большие возможности для сатирического обобщения. Во-первых, это возможность показать Русь «с одного бока»: через путешествующего плуга можно дать масштабную картину русской жизни, типы помещиков и чиновников, картины нравов и привычек. Во-вторых, это возможность создать концентрированный образ российской бюрократической системы, где все ирреально и фиктивно, где бумажные «мнимости» замещают человека.

В. Набоков пишет о Чичикове как о пошляке «гигантского калибра»: «Колоссальный шарообразный пошляк Павел Чичиков, который вытаскивает пальцами фигу из молока, чтобы смягчить глотку, или отплясывает в ночной рубашке, отчего вещи на полках содрогаются в такт этой спартанской жиге (а под конец в экстазе бьет себя по пухлому залу, то есть по своему подлинному лицу, босой розовой пяткой, тем самым словно проталкивая себя в подлинный рай мертвых душ) — эти видения царят над более мелкими пошлостями убогого провинциального быта или маленьких подленьких чиновников. Но пошляк даже такого гигантского калибра, как Чичиков, непременно имеет какой-то изъян, дыру, через которую виден червяк, мизерный ссохшийся дурачок, который лежит, скорчившись, в глубине пропитанного пошлостью вакуума».

Но Чичиков не только пошляк. Исходя из скрытого смысла названия поэмы, Чичиков — ловец мертвых душ, следопыт смерти. Ведь автор не согласен с бюрократическим определением слова «душа» как некоей абстрактной человеческой единицы — базой для сбора налога, но вкладывал прямое значение — «душа человека», в бессмертие которой автор не мог не верить.

Цензура испугалась этого второго смысла названия: душа, — сказали Гоголю,— не может быть мертвой. Вслед за цензурой должен был испугаться читатель: второй смысл названия действительно страшный. От названия протягивается нить к повествованию: в нем разворачивается тема смерти (во всей многозначности этого слова). Проводником этой темы становится Чичиков, которого «интересует не скрытая сторона жизни, но нечто большее: ее противоположность — «смерть».

Чичиков обостряет внимание к запретному до гротескной кульминации. Первые же расспросы Чичикова в городе NN фиксируют нетрадиционный интерес к скрытой стороне жизни: приезжий «расспросил внимательно о состоянии края: не было ли каких болезней в их губернии, повальных горячек, убийственных каких-нибудь лихорадок, оспы и тому подобного, и все так обстоятельно и с такой точностью, которая показывала более чем одно простое любопытство». В дальнейшем «странное» направление интереса Чичикова всячески подчеркивается и варьируется» (Ю. Манн).

«Мертвые души» задумывались по аналогии с «Божественной комедией» Данте — в трех частях: первая часть — «Ад», вторая часть — «Чистилище», третья часть — «Рай». Замысел не ограничивался изображением «ада», «пошлости пошлого Человека», предел его — в спасении этого самого «пошлого человека».

И именно Чичикова Гоголь готовит к спасению еще в первой части «Мертвых душ». Чичикова отличает от остальных персонажей поэмы наличие у него прошлого — биографии. Биография Чичикова — это история «падения души»; но если душа «пала», значит, была когда-то чистой, значит, возможно ее возрождение — через покаяние.

Для покаяния, для очищения души необходимо внутреннее «я», внутренний голос. Право на душевную жизнь, на «чувства» и «раздумья» тоже имеют только Чичиков (в большей степени) и Плюшкин (в меньшей степени). «С каким-то неопределенным чувством глядел он на домы...»; «неприятно, смутно было у него на сердце...»; «какое-то страшное, непонятное ему самому чувство овладело им», — фиксирует Гоголь моменты проявления внутреннего голоса у своего героя. Нередки случаи, когда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос или сливается с ним в знаменитых поэтических отступлениях. Так герой поэмы Чичиков перестает быть одномерным. В пошлости и мелком бесовстве «подлеца» мерцают блики «живой души», для которой возможно возрождение, — которая готовится к возрождению.

Вспомним как автор «Мертвых душ» переходит к знаменитому отступлению о «птице-тройке», завершающему первый том «Мертвых душ». Селифан погнал коней; Чичиков улыбнулся, «ибо любил быструю езду»; и тут же следует авторское обобщение: «И какой же русский не любит быстрой езды?» далее: «Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал?» И, наконец, под стать грандиозной поэме, масштаб обобщения: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонная тройка несешься?» От Чичикова с его бричкой — к таинственно патетическому вопрошанию: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа». Получается, что и Чичиков причастен к этому «полету», а значит, и к «тайне»: он не застыл, не завершился, он открыт для перерождения и о судьбе его стоит вопрошать.

 

Вариант урока 30. Тайны поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Цель урока: познакомить учащихся с трактовкой В. Г. Белинским поэмы «Мертвые души» как сатирического и социального произведения, раскрыть иной смысл поэмы.

 

Ход урока

I. Беседа по вопросам

— Встречались ли мы с такими трехчастными романами?

(Да, встречались. Это «Божественная комедия» Данте. Она тоже состояла из трех частей: ад — чистилище — рай. Выходит, можно предположить, что поэма «Мертвые души» виделась Гоголю именно такой. На верное, он хотел провести героя именно этой дорогой...)

— Что отличает его от тех писателей, с которыми вы познакомились?

(Прежде всего то, что Гоголь был глубоко религиозным человеком. По его собственным словам, он все больше и больше ощущал прилив Божественной силы, которая не покидала его в процессе написания произведения. В этом он видел тайный смысл. Ведь так же, как и Пушкин, он был «духовной жаждою томим» и понимал свое высокое предназначение пророка.)

Тогда поэму «Мертвые души» можно назвать пророческой.

— Что предвидел Гоголь?

(Наверное, он видел, что в мире правит зло, которое распространяется с огромной быстротой, и человек с ним уживается. И еще надо добавить, что, ужившись с человеком, оно начинает процветать и торжествовать. Зло начинает распространяться с такой быстротой, что трудно определить его границы. Считая себя пророком, Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехи и помочь избавиться от них).

— Считают ли герои поэмы, что совершают грех?

(Нет, никто в поэме не раскаивается, никто не стыдится своей жизни и своих поступков).

Одним из самых тяжких грехов Православная Церковь считает заблуждение ума.

— Не пребывают ли гоголевские герои в заблуждении, думая, что живут правильно? В чем зло, исходящее от них?

(Когда читаешь страницы произведения, все кажется серым, пошлым, ничтожным. И именно серость и пошлость — это зло, и оно само по себе страшно. Именно пошлость рождает низменные чувства, тупость и безразличие. В этом пошлом мире зло не знает границ, ибо оно беспредельно. Но что возьмешь с него? Смеяться над ним? Оно комично в своей необъятной пошлости).

— Есть ли в жизни героев поэмы что-то светлое, доброе?

(Нет, жизнь героев посвящена желудку, вещизму, сребролюбию — ложным ценностям.)

С какой целью Гоголь показывает подробности жизни каждого героя?

(Автор расписывает быт своих героев во всех подробностях с целью показать, что душа у них отсутствует.)

— Какой смысл вложил Гоголь в название поэмы?

(Мертвые души, которые Чичиков скупает у помещиков, — это символ живых душ помещиков, погрязших в тяжком грехе — «заблуждении ума»).

 

II. Работа с текстом поэмы

— Для чего Чичиков покупает мертвые души?

(На вопрос Ноздрева, зачем ему нужны мертвые души, Чичиков ответил не сразу. После минутного молчания он придумал ответ: якобы для приобретения весу в обществе, так как не имеет больших поместий.

У него была и другая версия: задумал жениться, а родители невесты такие «преамбициозные люди»).

— Кто же такой Чичиков?

— В каких случаях автор использует слова «казалось», «показа лось»?

— Получилась ли поэма похожей на «Божественную комедию» Данте?

 

III. Итоги урока

В своей поэме Гоголь дает человечеству надежду на спасение. Еще в древнерусской литературе отмечалось, что русские святые пророки влияют на ход мировой истории и ясно видят, что ждет человечество. На эту точку зрения становится и Гоголь. Он возносится над событиями, его взгляд — сверху: «Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу...» Что же ему виделось оттуда? А то, что «дымом дымится дорога», по которой мчится Русь, «летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». Он торопил время. Ему хотелось, чтобы Русь преодолела свою вековую инертность и полетела птицей, как это виделось ему из «прекрасного далека», в мечтах.

 

Дополнительный материал [16]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.158.132 (0.01 с.)