Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV. Комментарий учителя. Продолжение беседыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Итак, Чичиков — подлец и мошенник не более, чем любой чиновник города «знающий дело». Подлость Чичикова — выражение той морали, которая в правящих круга России считалась добродетельной и почтенной. Об этом писатель говорил еще в первой главе «Мертвых душ», сравнивая «толстых и тонких» чиновников. Идеал губернского общества — толстые. «У тоненького в три года не останется ни одной души, не заложенной в ломбард, у толстого спокойно, глядь и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены… наконец, толстый, послуживши богу и государю, заслуживший всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком...». Вот почему в изображении Чичикова синонимами оказываются такие разные слова: подлец, хозяин, приобретатель. Приобретение в сороковые года ХIХ века — своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие, энергичные приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». — Сделайте обобщение по современной Гоголю России. — Можем ли мы однозначно и окончательно осудить Чичикова? (Перед нами, если и подлец, то выразитель господствующей общественной морали. Но односложно нельзя судить героя. Он живой человек, естественные задатки которого извращены в результате воздействия уродливых общественных отношений, ведь не случайно в конце третьего тома Гоголь хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению. Возможно, с этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси-тройки.) Об отношении автора к Чичикову спорят и читатели и исследователи поэмы, так как это важно для понимания и художественной манеры Гоголя и замысла его поэмы. Чичиков размышляет о мужиках, доставшихся ему, и так сочувственно и верно рисует их судьбы: «Абакум Фыров! Ты, брат, что? Где, в каких местах шатаешься?...» Раздумья Чичикова о судьбе Фырова подхватывает и автор. Способен ли так думать Чичиков? Одни считают, что автор в этом эпизоде наделил героя собственными мыслями, потому что характеру Чичикова это не соответствует. — Так как относится автор к своему герою? Можно ли сказать, что через Чичикова передается авторский замысел и слово? (Он неглуп и наблюдателен. Ведь он так метко называет Коробочку «дубиноголовой», а Собакевича — кулаком. И в оценках мужиков Чичиков не одинок: Собакевич рассуждает о мужиках почти столь же «вдохновенно», как и Чичиков. Видно, что у писателя не героев, которым бы он «передавал» свои мысли. Каждый персонаж действует и говорит в соответствии с логикой своего характера, и только все произведение в целом выражает позицию автора.) — Что же любит Чичиков на протяжении всей своей жизни? (Вообще гоголевский герой в своей жизни одно любил горячо и искренно — свое лицо, и одно по-настоящему трогало его душу — собственное благополучие.) — Каково отношение Чичикова к окружающим? (Потребительское. Он, подобно Собакевичу, будет руководствоваться своими интересами. Ездит по губернии с тем, чтобы «удобнее и дешевле накупить потребного народа».)
V. Итоги урока Итак, Чичиков — образное обобщение широкого круга явлений — от взяток до захватнических войн. При всем разнообразии этих явлений суть одна — удовлетворение любыми средствами эгоистических интересов, прикрытое самыми благопристойными доводами и объяснениями.
Домашнее задание 1. Выписать характерные слова и выражения Чичикова при встречах с помещиками. Как это характеризует Чичикова? 2. Написать сочинение-миниатюру на тему «Чичиков. Яркая сильная личность или заурядный маленький человек?» 3. Прочитать учебник и ответить на вопрос: почему кипучая деятельность Чичикова всякий раз заканчивается катастрофой?
Дополнительный материал для учителя [15] Чтобы ответить, кто такой Чичиков и каково отношение к нему автора поэмы «Мертвые души», приглядимся к названию произведения Н. В. Гоголя — «Мертвые души» и подзаголовку — «поэма». Явный смысл названия указывает на аферу Чичикова: пользуясь тем, что до новой переписи умершие крепостные документально учитывались как живые, герой Гоголя хочет «на бумаге» вступить во владение ими для различных махинаций — в частности, для получения денег под залог из опекунского совета. Исходя из этого, Чичиков плут, герой плутовского романа; цель произведения в таком случае — сатирическая, а главный герой — инструмент сатиры. Такой сюжет предоставлял большие возможности для сатирического обобщения. Во-первых, это возможность показать Русь «с одного бока»: через путешествующего плуга можно дать масштабную картину русской жизни, типы помещиков и чиновников, картины нравов и привычек. Во-вторых, это возможность создать концентрированный образ российской бюрократической системы, где все ирреально и фиктивно, где бумажные «мнимости» замещают человека. В. Набоков пишет о Чичикове как о пошляке «гигантского калибра»: «Колоссальный шарообразный пошляк Павел Чичиков, который вытаскивает пальцами фигу из молока, чтобы смягчить глотку, или отплясывает в ночной рубашке, отчего вещи на полках содрогаются в такт этой спартанской жиге (а под конец в экстазе бьет себя по пухлому залу, то есть по своему подлинному лицу, босой розовой пяткой, тем самым словно проталкивая себя в подлинный рай мертвых душ) — эти видения царят над более мелкими пошлостями убогого провинциального быта или маленьких подленьких чиновников. Но пошляк даже такого гигантского калибра, как Чичиков, непременно имеет какой-то изъян, дыру, через которую виден червяк, мизерный ссохшийся дурачок, который лежит, скорчившись, в глубине пропитанного пошлостью вакуума». Но Чичиков не только пошляк. Исходя из скрытого смысла названия поэмы, Чичиков — ловец мертвых душ, следопыт смерти. Ведь автор не согласен с бюрократическим определением слова «душа» как некоей абстрактной человеческой единицы — базой для сбора налога, но вкладывал прямое значение — «душа человека», в бессмертие которой автор не мог не верить. Цензура испугалась этого второго смысла названия: душа, — сказали Гоголю,— не может быть мертвой. Вслед за цензурой должен был испугаться читатель: второй смысл названия действительно страшный. От названия протягивается нить к повествованию: в нем разворачивается тема смерти (во всей многозначности этого слова). Проводником этой темы становится Чичиков, которого «интересует не скрытая сторона жизни, но нечто большее: ее противоположность — «смерть». Чичиков обостряет внимание к запретному до гротескной кульминации. Первые же расспросы Чичикова в городе NN фиксируют нетрадиционный интерес к скрытой стороне жизни: приезжий «расспросил внимательно о состоянии края: не было ли каких болезней в их губернии, повальных горячек, убийственных каких-нибудь лихорадок, оспы и тому подобного, и все так обстоятельно и с такой точностью, которая показывала более чем одно простое любопытство». В дальнейшем «странное» направление интереса Чичикова всячески подчеркивается и варьируется» (Ю. Манн). «Мертвые души» задумывались по аналогии с «Божественной комедией» Данте — в трех частях: первая часть — «Ад», вторая часть — «Чистилище», третья часть — «Рай». Замысел не ограничивался изображением «ада», «пошлости пошлого Человека», предел его — в спасении этого самого «пошлого человека». И именно Чичикова Гоголь готовит к спасению еще в первой части «Мертвых душ». Чичикова отличает от остальных персонажей поэмы наличие у него прошлого — биографии. Биография Чичикова — это история «падения души»; но если душа «пала», значит, была когда-то чистой, значит, возможно ее возрождение — через покаяние. Для покаяния, для очищения души необходимо внутреннее «я», внутренний голос. Право на душевную жизнь, на «чувства» и «раздумья» тоже имеют только Чичиков (в большей степени) и Плюшкин (в меньшей степени). «С каким-то неопределенным чувством глядел он на домы...»; «неприятно, смутно было у него на сердце...»; «какое-то страшное, непонятное ему самому чувство овладело им», — фиксирует Гоголь моменты проявления внутреннего голоса у своего героя. Нередки случаи, когда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос или сливается с ним в знаменитых поэтических отступлениях. Так герой поэмы Чичиков перестает быть одномерным. В пошлости и мелком бесовстве «подлеца» мерцают блики «живой души», для которой возможно возрождение, — которая готовится к возрождению. Вспомним как автор «Мертвых душ» переходит к знаменитому отступлению о «птице-тройке», завершающему первый том «Мертвых душ». Селифан погнал коней; Чичиков улыбнулся, «ибо любил быструю езду»; и тут же следует авторское обобщение: «И какой же русский не любит быстрой езды?» далее: «Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал?» И, наконец, под стать грандиозной поэме, масштаб обобщения: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонная тройка несешься?» От Чичикова с его бричкой — к таинственно патетическому вопрошанию: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа». Получается, что и Чичиков причастен к этому «полету», а значит, и к «тайне»: он не застыл, не завершился, он открыт для перерождения и о судьбе его стоит вопрошать.
Вариант урока 30. Тайны поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Цель урока: познакомить учащихся с трактовкой В. Г. Белинским поэмы «Мертвые души» как сатирического и социального произведения, раскрыть иной смысл поэмы.
Ход урока I. Беседа по вопросам — Встречались ли мы с такими трехчастными романами? (Да, встречались. Это «Божественная комедия» Данте. Она тоже состояла из трех частей: ад — чистилище — рай. Выходит, можно предположить, что поэма «Мертвые души» виделась Гоголю именно такой. На верное, он хотел провести героя именно этой дорогой...) — Что отличает его от тех писателей, с которыми вы познакомились? (Прежде всего то, что Гоголь был глубоко религиозным человеком. По его собственным словам, он все больше и больше ощущал прилив Божественной силы, которая не покидала его в процессе написания произведения. В этом он видел тайный смысл. Ведь так же, как и Пушкин, он был «духовной жаждою томим» и понимал свое высокое предназначение пророка.) Тогда поэму «Мертвые души» можно назвать пророческой. — Что предвидел Гоголь? (Наверное, он видел, что в мире правит зло, которое распространяется с огромной быстротой, и человек с ним уживается. И еще надо добавить, что, ужившись с человеком, оно начинает процветать и торжествовать. Зло начинает распространяться с такой быстротой, что трудно определить его границы. Считая себя пророком, Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехи и помочь избавиться от них). — Считают ли герои поэмы, что совершают грех? (Нет, никто в поэме не раскаивается, никто не стыдится своей жизни и своих поступков). Одним из самых тяжких грехов Православная Церковь считает заблуждение ума. — Не пребывают ли гоголевские герои в заблуждении, думая, что живут правильно? В чем зло, исходящее от них? (Когда читаешь страницы произведения, все кажется серым, пошлым, ничтожным. И именно серость и пошлость — это зло, и оно само по себе страшно. Именно пошлость рождает низменные чувства, тупость и безразличие. В этом пошлом мире зло не знает границ, ибо оно беспредельно. Но что возьмешь с него? Смеяться над ним? Оно комично в своей необъятной пошлости). — Есть ли в жизни героев поэмы что-то светлое, доброе? (Нет, жизнь героев посвящена желудку, вещизму, сребролюбию — ложным ценностям.) С какой целью Гоголь показывает подробности жизни каждого героя? (Автор расписывает быт своих героев во всех подробностях с целью показать, что душа у них отсутствует.) — Какой смысл вложил Гоголь в название поэмы? (Мертвые души, которые Чичиков скупает у помещиков, — это символ живых душ помещиков, погрязших в тяжком грехе — «заблуждении ума»).
II. Работа с текстом поэмы — Для чего Чичиков покупает мертвые души? (На вопрос Ноздрева, зачем ему нужны мертвые души, Чичиков ответил не сразу. После минутного молчания он придумал ответ: якобы для приобретения весу в обществе, так как не имеет больших поместий. У него была и другая версия: задумал жениться, а родители невесты такие «преамбициозные люди»). — Кто же такой Чичиков? — В каких случаях автор использует слова «казалось», «показа лось»? — Получилась ли поэма похожей на «Божественную комедию» Данте?
III. Итоги урока В своей поэме Гоголь дает человечеству надежду на спасение. Еще в древнерусской литературе отмечалось, что русские святые пророки влияют на ход мировой истории и ясно видят, что ждет человечество. На эту точку зрения становится и Гоголь. Он возносится над событиями, его взгляд — сверху: «Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу...» Что же ему виделось оттуда? А то, что «дымом дымится дорога», по которой мчится Русь, «летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». Он торопил время. Ему хотелось, чтобы Русь преодолела свою вековую инертность и полетела птицей, как это виделось ему из «прекрасного далека», в мечтах.
Дополнительный материал [16]
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.112.187 (0.008 с.) |