II. Инсценирование или чтение по ролям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Инсценирование или чтение по ролям



Интересной формой работы представляется инсценирование одной из встреч Чичикова с помещиками. Выполняя такую работу, необходимо:

— пользуясь текстом, составить диалог Чичикова и помещика;

— написать авторские ремарки;

— написать режиссерские замечания по подбору актеров, костюмов, декораций, мизансценам.

 

III. Реализация индивидуальных заданий

Слушаем доклады учащихся.

 

Урок 34. Подготовка к сочинению по поэме «Мертвые души»

Цели урока: обобщить знания учащихся; дать рекомендации по разработке плана к выбранной теме сочинения.

 

Ход урока

I. Выбор и обсуждение темы сочинения

Примерные темы сочинений:

1. Две России в поэме в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

2. «Путешествие по России с П. И. Чичиковым»

3. Души «мертвые и живые» в поэме Н. В. Гоголя

4. Изображение помещиков в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя

5. Россия и русский народ в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

 

II. Разработка плана сочинения

Составление плана к сочинению на тему «Путешествие по России вместе с П. И. Чичиковым».

1. Беседа:

— Какие виды путешествий вы можете назвать?

(Реальные, в которых человек действительно перемещается в пространстве; литературные, телевизионные, в которых читатель странствует с автором и его героем.)

— К какому типу литературных жанров относят путешествие и почему?

(К художественно-публицистическому: описывая путешествие, автор более свободно и открыто выражает свою позицию, чем в обычных художественных произведениях.)

 

2. Определение объема сочинения [17].

Для раскрытия темы потребуется работа с материалом почти всей поэмы «Мертвые души» все, что связано с описанием поездок Чичикова, его дорожных впечатлений и наблюдений. Это, конечно, приезд Чичикова в губернский город NN, его прогулка по городу, чтение газеты, восприятие номера в гостинице, обеда в трактире, его разговоры расспросы о демографических особенностях края. Материалом к сочинению станет повествование о поездках Чичикова к помещикам и приключениях, что с ним произошли: дорожно-транспортных, авантюрных, комических, сентиментальных, кулинарных и так далее.

Все это и станет компонентами его путешествия. В него не войдут, например, «Повесть о капитане Копейкине», рассказ о биографии Чичикова, о торжестве херсонского помещика, авторские отступления, то есть те части текста, в которых не повествуется о перемещениях героя по российским просторам.

 

Определение содержания темы.

— Почему Н. В. Гоголь использовал путешествие Чичикова по России в качестве основы поэмы «Мертвые души»?

(Именно путешествие героя помогло писателю сделать «Мертвые души» поэмой — обозрением жизни России ХIX века и широко изобразить жизнь всех социальных слоев в соответствии со своим замыслом.)

 

4. Примерный план сочинения:

Вступление.

а) Замысел Н. В. Гоголя в поэме «Мертвые души»

б) Особенность поэмы Гоголя

I. Жанровая особенность поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».

II. Путешествие с П. И. Чичиковым по России — прекрасный способ познания жизни николаевской России:

а) дорожно-транспортные приключения Чичикова на российских просторах;

б) редкостные достопримечательности города NN;

в) разнообразные интерьеры гостиных;

г) объекты наблюдения героя из его кареты;

д) «говорящие» меню в распоряжении гостя губернии;

е) достойные деловые партнеры ловкого приобретателя.

III. Значение путешествия с Чичиковым.

 

5. Подбор материала для сочинения(цитаты, комментарии). Аналогично разрабатываются другие предложенные темы.

 

Домашнее задание

Написать сочинение.

 

РАЗДЕЛ V. Творчество А. Н. Островского

Урок 35. А. Н. Островский — создатель русского театра.

Этапы биографии и творчества (1823 – 1886 гг.)

Цели урока: раскрыть роль А. Н. Островского в развитии русской драматургии и театра; рассказать учащимся о жизни и творчестве драматурга.

Оборудование: портрет А. Н. Островского (художник С. Бондар или Перов), видеозапись «Замоскворечье»; книга Постниковой Л. И. «Дом музей А. Н. Островского в Москве». М.: Советская Россия, 1988.

Ход урока

I. Запись темы, эпиграфов, плана урока План.

1. «Колумб Замоскворечья». Биографическая справка.

2. А. Н. Островский — создатель русского национального театра. Малый театр.

3. Место А. Н. Островского в литературной борьбе идей ХIХ в.

«Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский драматический театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».

Из письма И. А. Гончарова А. Н. Островскому.

 

«Моя задача — служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов... У русского драматического искусства один только я. Я — все: и академия, и меценат, и защита».

А. Н. Островский Автобиографическая записка

 

II. Слово учителя

У А. Н. Островского были основания для такого утверждения. Почти 50 пьес отдал он театру. 46 из них были поставлены при жизни драматурга. Они заняли прочное место в репертуаре многих театров «Нет дня в году, чтобы в 5—6 театрах не шла моя пьеса», — писал А. Н. Островский в 1871 г.

Наша задача — познакомиться с личностью драматурга, его деятельностью и ролью в развитии русского национального театра.

Всмотритесь в портрет А. Н. Островского. «В его облике нет как будто ни капли возвышенного, романтического: покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запечатленный точной кистью художника, и только глаза его — голубые, умные и острые, отнюдь не назидательные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не дающие солгать, только эти детские глаза его — свидетели совершающейся в нем горячей внутренней жизни». (В. Я. Лакшин).

Если бы не этот взгляд, можно вообразить старомосковский неподвижный быт, когда в деревянном домишке холодно и в теплой одежде сидят, чтобы руки-ноги не стыли, а где-то рядом кипит пузатый двухведерный самовар и на беленой скатерти большие, в крупных цветах, чашки, янтарное варенье, калачи и прочие соблазны Замоскворечья.

Обломок этого старого Замоскворечья — покосившийся домишко и поныне стоит в проходном дворе рядом с Малой Ордынкой. Здесь 12 апреля 1823 года в бедной квартире, сдававшейся внаймы дьяконом местной церкви, увидел свет мальчик, которому суждено было стать великим писателем, обновителем русской сцены.

Свои первые литературные опыты Островский начал дерзким и ироническим утверждением, что он открыл небывалую страну. Страна эта лежала у всех под носом — как раз напротив Кремля, по другую сторону Москвы-реки. Но для литературы, для читателей она была тогда и впрямь незнакомой, нетронутой землею.

Почти 50 пьес было написано Островским за его долгую литературную жизнь, и многие из них уходили корнями в родное Замоскворечье.

Здесь ставили на окна бутылки с наливкой, заготавливали впрок солонину, запасались на год рыбой, медом и капустой... Здесь люди доброжелательно пили чай с изюмом, экономя сахар. Здесь от всех болезней лечились банькой да полуштофом «ерофеича». Здесь из дома в дом гуляли свахи, расписывая достоинства женихов. Здесь по праздникам ходили в церковь, пекли пироги, сладко спали на пуховиках в послеобеденную пору, ужинали «туго-натуго», рано ложились спать. Здесь одни презирали моду «из принципа», другие же любили разодеться, смешав голубое с розовым, и выходили из замоскворецкой цирюльни без меры завитые и напомаженные.

Островского считали летописцем этой жизни, называли «Колумбом Замоскворечья».

 

III. Сообщения учащихся с элементами конспектирования

1. Детство и юность Островского.

2. Годы службы. Общественная деятельность.

3. Первые пьесы Островского.

4. Последние годы жизни А. Н. Островского.

5. Дополнения учителя с демонстрацией иллюстраций по книге Л. И. Постниковой «Дом-музей Островского в Москве».

6. Просмотр видеозаписи «Замоскворечье».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.207.178.236 (0.009 с.)