Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Обсуждение основных образов драмыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Опираясь на текст, расскажите об искушениях Кнурова, Вожеватова, Хариты Игнатьевны, Карандышева. — Каков характер этих соблазнов? — Соблазны, искушения персонажей Островского так или иначе связаны с героиней драмы. Какая она, Ларисы Огудалова? Почему все говорят только о ней? — Только ли красота и музыкальные способности привлекают в Ларисе? Вероятно в ней должно быть что-то, что близко всем? Однако красота Ларисы имеет некоторый изъян. Какой? (Это красота теряющей веру души. Она оторвана от реальности.) — Видимо, по этой причине красота Ларисы подвержена соблазнам. Чем же пытаются ее соблазнить?
Кнуров в доме Огудаловых. Вслушайтесь в первую его фразу, обращенную к Харите Игнатьевне: «Как вы думаете о своей дочери, что она такое?» — Случайно ли здесь местоимение что? О каком искушении это говорит? (При всей своей страсти Кнуров прежде всего искушается красивой вещью. Мотив человека-вещи как бы дополняет мотив искушения.) — Какой мотив дополняет мотив искушения? (Мотив блеска.) — Деньги, блеск, драгоценности — ими искушают Ларису. А она соблазняется этим? — Чем же соблазняется героиня? Почему? — Что же это за идеальный мужчина Паратов и почему ему так удается роль искусителя? — Где-то в истории русской литературы нечто подобное мы уже встречали. У кого? (Печорин у Лермонтова). — Их сходство значительно? (Нет, оно лишь внешнее. Паратов — мелкое подобие Печорина). — Но почему Лариса так идеализирует Паратова?
Кульминация драмы — Лариса поет романс на слова Боратынского. — Случаен ли у Островского это романс? — Паратов — идеал для Ларисы. Но вот идеальный мужчина раскрывает все карты. Что за человек предстает перед нею? — Что означает цитата из Лермонтова в устах Ларисы: «В глазах— как на небе светло...»? — Заканчивается ли искушение для Ларисы признанием Паратова? — Какой библейский сюжет возникает в вашем сознании, когда мы говорим об искушении? (Христос в пустыне искушается дьяволом.) — Говорят ли герои драмы Островского о Боге? — А как православие определяет искушение? (Это испытание веры.) — Обретает ли душа Ларисы утерянную веру?
III. Выводы Таким образом, лейтмотив драмы Островского несет сложную смысловую нагрузку. Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушений, соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма Островского звучит вполне современно и актуально.
РАЗДЕЛ VI. Творчество И. А. Гончарова Урок 41. Основные этапы жизни и творчества И. А. Гончарова (1812-1891 гг.) Цель урока: знакомство с биографией писателя и основными вехами творчества. Оборудование: портрет И. А. Гончарова
Ход урока I. Запись эпиграфов и плана урока Эпиграфы:
В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором. В. Г. Белинский
Мне житье и писанье — не то, что Тургеневу, Островскому, людям свободным и обеспеченным.... Какое беспредельное и глубокое море — литература. ...Литератору, если он претендует не на дилетантизм в ней, а на серьезное значение, надо положить в это дело чуть не всего себя и не всю жизнь! И. А. Гончаров План. 1. Биографическая и творческая справка. 2. Общая характеристика романа «Обломов».
II. Знакомство с И. А. Гончаровым Информация для учителя Знакомство с биографией И. А. Гончарова можно провести в разных формах: доклад учащегося о жизни и творчестве писателя; защита литературной ученической газеты, посвященной Гончарову; литературный монтаж с составлением хронологической таблицы; заочная экскурсия по местам жизни писателя (см. дополнительный материал к уроку). После знакомства с биографией писателя один из учащихся в качестве закрепления предлагает ответить на вопросы викторины по прослушанному материалу или кроссворду (готовит заранее один из выступающих). Если же биографическую справку давал учитель, то викторину составляет во время прослушивания один из сильных учеников.
Примерный текст доклада о биографии И. А. Гончарова: В историю русской литературы Гончаров вошел как один из зачинателей жанра социально-психологического романа. И. А. Гончаров родился в 1812 г. в семье богатого сибирского купца. Отец рано умер, оставив семье крупное состояние. Мать, Авдотья Матвеевна, любила детей, но, не обладая достаточной культурой, доверила образование всех четверых детей другу семьи отставному морскому офицеру Н. Н. Трегубову, который был дворянином, и ввел семью Гончаровых в круг местного дворянства. И купеческие дети получили типично помещичье воспитание. В Гончарове рано пробудилась страсть к чтению. Начальное образование получил в частном пансионе священника Троицкого, а в 1822 году поступил в Московское коммерческое училище. Здесь царили строгие аракчеевские порядки, за воспитанниками шпионили, душилась всякая попытка проявления общественных интересов. Восьмилетнее пребывание в училище мало дало юноше познаний в области экономических и точных наук, но не усыпило его стремлений к знаниям, воспитало в нем протест против унижения человеческой личности. Гончаров самостоятельно усиленно занимался науками, стремясь получить гуманитарное образование. В августе 1831 г. успешно сдал экзамены на филологический факультет Московского университета, где в это время учились Белинский, Огарев, Лермонтов, Аксаков. Учась в университете, Гончаров видел Пушкина, всю жизнь он вспоминал это событие; слушал лекции лучших профессоров. «Образование, вынесенное из университета, ценилось выше всякого другого», — писал Гончаров в воспоминаниях. Молодой студент увлекался театром, в студенческих кружках шли горячие споры о критических статьях современных критиков, в это время Гончаров также опубликовал в журнале «Телескоп» перевод нескольких глав романа французского писателя Е. Сю «Атар Гюль». В 1834 году, переехав в Петербург, поступил на службу в Министерство финансов переводчиком иностранной переписки. В Петербурге Гончаров настойчиво готовит себя к литературной деятельности, сблизился с семьей известного художника Майкова, сыновьям которого преподавал словесность и латинский язык. В этом доме выходил рукописных альманах «Подснежник», в нем-то и дебютировал Гончаров романтическими стихами. Кружок Майкова посещали Григорович, Панаев, братья Достоевские, Некрасов, Тургенев и др. Готовя себя к писательской деятельности, Гончаров много пишет. «Я с 14-15-летнего возраста писал непрестанно, — вспоминал впоследствии писатель, — потом переводил Гете, Шиллера и др.» Из этого периода до нас дошли лишь немногие повести и стихи. В это время он внимательно следит за критической деятельностью Белинского, сам увлекается публицистикой, в «Современнике» печатаются анонимно его статьи, фельетоны, заметки. В 1849 году в «Литературном сборнике» журнала «Современник» появилась глава из будущего романа — «Сон Обломова», которая пострадала от цензорского карандаша. Это омрачало творческое настроение Гончарова, приостановило его работу над романом. В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Путятина отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное плавание, ему необходимы были свежие впечатления для литературной работы. Возвратившись из путешествия, Гончаров в 1855 г. устроился на службу — на место старшего цензора, он с головой уходит в литературу, посещает кружок «Современника», часто присутствует на редакционных обедах, устраиваемых Некрасовым, на которых обычно читались и обсуждались произведения писателей, выступали музыканты и артисты. В 1852 г. был опубликован роман «Обломов», который прославил имя Гончарова. 5 лет работает в Совете Главного управления по делам печати и в 1868 г. уходит в отставку навсегда, а в 1869 г. публикуется роман «Обрыв», над которым Гончаров работал 20 лет. В 1891 г. Гончаров сжег автографы своих произведений, письма, заметки и завещал похоронить его в Александро-Невской лавре, где-нибудь у обрыва. На 80-м году жизни он скончался. Похоронный кортеж сопровождала многолюдная толпа, в основном молодежь. Похоронен был на кругом берегу речки, протекающей у кладбища. Итак, в русскую и мировую литературы Гончаров вошел тремя романами: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв», названия которых начинаются на «Об...».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1011; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.31.27 (0.009 с.) |