Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VII. Работа над пятой главой. Образ СобакевичаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Работая над образом Собакевича, в тексте надо выявить своеобразный прием Гоголя в обрисовке сущности персонажа. — Какие детали-вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича? (Учащиеся читают описание господского дома: «...виднелся деревянный дом с мезонином...» до слов «... Словом, все, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке». Греческие герои не картинках в его гостиной были крепкие, с толстыми лежаками, неслыханными усами). — А есть ли разница в характеристике Собакевича в первой и пятой главах? (В первой главе Собакевич характеризуется как человек «неуклюжий на взгляд». Это качество подчеркивается и углубляется в пятой главе: он похож «на средней величины медведя». Автор настойчиво обыгрывает слово «медведь»: фрак медвежьего цвета, звали его Михайлом Семеновичем. Словами Чичикова автор высказывает свое заключение: «Родился ли ты уж так медведем или омедведила тебя захолустная жизнь…».) — Что поражает в портрете Собакевича? (В портрете бросается в глаза прежде всего цвет лица: «...каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке»; далее учащиеся отмечают: «Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза...» (до слов: «Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! совершенный медведь!») После работы над портретной характеристикой демонстрируется рисунок А. М. Лаптева «Собакевич», «Чичиков у Собакевича». В сопоставлении изобразительных трактовок образов с текстом поэмы у школьников рождается многогранное представление о Собакевиче. — Почему о главном предмете разговора с Собакевичем Чичиков подходит осторожно: не назвал души умершими, а только несуществующими? (Собакевич сразу «учуял», что предложенная сделка — жульническая. Но даже глазом не моргнул. «Вам нужно мертвых душ? — спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе».) — Какова речь Собакевича? В чем выражается грубость и топорная прямолинейность помещика? Учащиеся наблюдают за речью Собакевича, проводят стилистический анализ. Задание. На отдельных листках учащимся предлагают текст отрывка из сцены торга между Чичиковым и Собакевичем без авторских ремарок. Составить мнение об этом эпизоде. Сделайте выводы. Авторские замечания, ремарки, его отношение к изображаемым явлениям помогают «дорисовать» сатирический образ, углубляют понимание его содержания. Да, такой, подобно гоголевскому городничему (из комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя), способен «мошенников над мошенниками обмануть»! Вывод: Прав Чичиков; думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя бы и воспитали его по моде. Да вышло бы еще и хуже: «попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку». — Итак, какие приемы использует автор для раскрытия образов Коробочки и Собакевича? Почему эти приемы одинаковые? (Для описания образа этих героев Гоголь мастерски использовал диалоги как важнейший элемент создания сатирических образов Коробочки и Собакевича. Диалог очень точно рисует лиц, ведущих беседу. Беседа Чичикова с Коробочкой и Собакевичем носит общий характер: два мошенника стремятся обмануть друг друга. Жадное корыстолюбие Коробочки и Собакевича раскрываются в сцене продажи мертвых душ. Помещики не удивляются предложению Чичикова, а только боятся продешевить. Они того... они больше как-нибудь стоят»— соображает Коробочка. Это же можно отнести и к Собакевичу. Вся их жизнь — накопительство ради накопительства. Герои эти по-хозяйски умны и практичны: они не разоряют мужиков, потому что это не выгодно им самим. Они знают, что в этом мире все продается и покупается.)
VIII. Образ Плюшкина Слово учителя Тема нравственного падения, духовной смерти «хозяев жизни» завершается главой, посвященной Плюшкину. Плюшкин — последний портрет в галерее помещиков. Лиризм поэмы нарастает от главы к главе, и это находится в прямой связи с тем, что от образа к образу нарастает духовное ничтожество и аморальность «мертвых душ». В гл. 6 протестующий голос автора превращается уже в обвинительную речь, так как перед нами — полное крушение человеческого в человеке. Образ Плюшкина — воплощение полнейшего застоя и загнивания. Итогом работы над образом Плюшкина должен быть ответ на вопрос: — Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в «прореху на человечество»? (Записываем вопрос в тетрадях и на доске).
Краткий пересказ и анализ шестой главы. Поскольку авторское начало пронизывает собой всю главу, выявить авторский голос, его эмоциональный тон — это основная задача при работе над образом помещика. — Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности? Что усиливает грусть описания? (Гоголь вовлекает читателя в светлые и печальные думы о неостановимости человеческой жизни. Грусть усиливается описанием большого сада и барского дома. Все здесь в страшном запустении, все говорит о смерти. Старый сад одичал и заглох. Но именно только он и освежает картину, потому что здесь, в саду, во всем чувствуется жизнь). — Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина? (Гоголь обращается к прошлому героя, так как нравственного уродства те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле человеческой жизни, о нравственном долге, об ответственности за все, что происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Например, Манилов, во всяком случае, нежен со своей женой и мечтает о возвышенной дружбе. Плюшкин во всех без исключения, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро).
Слово учителя. Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь отразил эти качества.
4. Стилистическое задание. Найти в тексте главы художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина: «ветхость на всех строениях»; «бревно на избах было темно и старо»; крыши «сквозили, как решето»; клади хлеба — «застоявшиеся»; ограда «изломанная»; замок глядел «дряхлым инвалидом»; «плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах»; это — «вымершее место»; часы «с остановившимся маятником» и др. Выводы: В этой главе детали разрастаются до значения символов: плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения. Холодят сердце и другие детали: ни дочери, ни сыну старик не дал ни копейки. Он, впрочем, простил дочь, бежавшую с офицером, а когда она приезжала в гости, «даже дал маленькому внучку поиграть пуговицу, лежавшую на столе, но денег ничего не дал». — Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина? (Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчемную жизнь помещиков. Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого — писал он. Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения. Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности. Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества. В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен. Гоголь с горечью восклицал: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком».)
IX. Подведение итогов Таким образом, безнравственных людей, утративших все человеческое, формирует социальная среда, общественный строй. Гоголь сумел изобразить такую картину дворянских усадеб, ленивой бессмысленной жизни их владельцев, которая уничтожает в человеке высокие душевные порывы и глубокие чувства, что это потрясло всю мыслящую Россию.
Домашнее задание 1. Подготовиться к анализу образа Чичикова. 2. Подготовить сообщение «Тема дороги и ее символический смысл» (к уроку 28).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.142.245 (0.012 с.) |