Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 56. Итоговый урок по творчеству И. С. Тургенева

Поиск

Цель урока: проверить и закрепить знания учащихся.

 

В качестве проверки знаний учащихся предлагаются тесты по биографии и творчеству И. С. Тургенева (см. в конце книги).

 

Приложение к уроку. Практикум по роману «Отцы и дети»

Карточка 1

«Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом. Все в нем необыкновенно идет к его сильной натуре. <...> Холодным, отвлеченным человеком Базаров быть не мог; его сердце требовало полноты, требовало чувств; и вот он злится на других, но чувствует, что ему еще больше следует злиться на себя». (Н. Н. Страхов)

 

«Подумайте только, молодец этот, Базаров, господствует безусловно надо всеми и нигде не встречает себе никакого дельного отпора...». (М. Н. Катков)

 

«Ну и досталось же ему [Тургеневу] за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм». (Ф. М. Достоевский)

 

— Какое из суждений критиков о тургеневском герое ближе вашему пониманию после прочтения романа «Отцы и дети»?

— С кем из критиков вы согласны? Почему? Какие из суждений оказались для вас неожиданными?

— В чем проявляется нигилизм Базарова?

— Сформулируйте свое суждение о Базарове.

 

Карточка 2

«Декабристы — наши великие отцы, Базаровы — наши блудные дети».

«Что Тургенев вывел Базарова не для того, чтобы погладить по головке,— это ясно; что он хотел что-то сделать в пользу отцов, — и это ясно. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлек Тургенева, и вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов». (А. И. Герцен)

 

— В чем вы можете согласиться, а в чем нет с А. И. Герценом?

— Почему Базаров — блудный сын, по мнению Герцена.

— В чем заключалась новая духовная ситуация, в которой оказались «дети» по сравнению с «отцами»?

 

Карточка 3

«...В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я, на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета — и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало. Как бы желая поверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение; уж не за призраком ли я гоняюсь?» (И. С. Тургенев.)

 

— Каким образом представлено «новое» в романе?

— Как вы считаете, отразилось ли в образе Базарова общее психологическое настроение новых людей при всех их идейных различиях? В чем оно заключалось?

— В каких произведениях вы встречались с проявлением «нового», до этого не описанного в литературе того времени?

 

Карточка 4

«...В основании сюжета Отцов и детей» <...> лекарский сын-бедняк, плебей, нигилист — попадает в чуждую ему атмосферу дворянской культуры. Попадает и безнадежно влюбляется в холодную аристократку, дерется на дуэли, страдает от мировой скорби не хуже байроновских героев. А всех окружающих его появление сталкивает с проблемами, о самом существовании которых они не догадывались прежде». (В. М. Маркович)

 

«Роман «Отцы и дети» — это «классический образец стратегии либерализма». (В. Архипов)

 

— Какие события романа вы считаете основными? Почему?

— С какими, доселе не виданными проблемами сталкиваются окружающие Базарова люди в связи с его появлением?

— Как вы понимаете выражение»стратегия либерализма», применительно к роману?

 

Карточка 5

«...Диалог в чистом виде — главный инструмент в оркестре тургеневского романа. Если в действии романа преимущественно сказываются обстоятельства и конфликты частной жизни, то в диалоге обнаруживаются глубокие идейные противоречия». (А. В. Чичерин)

 

«Художественная система Тургенева, основанная на прозрачной ясности и четкости изображения, определяется вниманием и чуткостью к определенным психическим состояниям личности». (Г. Б. Курляндская)

 

— Приведите примеры четкого и ясного изображения Тургеневым частных конфликтов и идейных противоречий в романе.

— Какие еще способы передачи конфликта, кроме диалога использует автор?

— В чем проявилась чуткость автора по отношению к психическим состояниям своих героев?

 

Карточка 6

«...Отрицание Базарова направлено не столько на идеи, понятия, направления и т. д., сколько на общественно-психологические и личные черты человека: в Павле Петровиче он отрицает всего не либерала, не идеалиста, а барина, испорченного воспитанием, избалованного жизнью, ничего не делающего, убившего лучшие годы на любовь к женщине... Это вражда двух противоположных общественно-психологических типов, двух различных душевных организаций, двух моральных начал». (Д. И. Овсянико-Куликовский)

 

— Чья точка зрения, Базарова или Павла Петровича, является более убедительной в споре?

— В чем своеобразие языка участников спора? Какова роль Х главы в романе?

 

Карточка 7

«Мы видим, что Базаров относится к простым людям небрежно — почему это? Не есть ли эта небрежность нечто унаследованное им из недр прошлого? Прочитайте всю повесть, и вы увидите, что это именно так» (Максим Горький)

 

«В отношениях Базарова к простому народу надо заметить, прежде все го, отсутствие всякой вычурности, всякой сладости. Народу это нравится, потому Базарова любит прислуга, любят ребятишки, несмотря на то, что он с ними вовсе не миндальничает и не задаривает их ни деньгами, ни пряниками... У мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в не простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков». (Д. И. Писарев.)

 

— Чем обусловлено отношение Базарова к народу? Свой Базаров или чужой для людей из народа?

— Чье суждение об отношении Базарова к народу представляется вам убедительней?

— Чем заканчиваются взаимоотношения Базарова и народа?

 

Карточка 8

«Базаров не упускает случая сообщить — прямо или прозрачным намеком,— что он—естественник, физиолог, врач, на худой конец, лекарь. Но вот еще одна странность в нем: о литературе «по специальности» он говорит редко и неохотно, тогда как о литературе художественной, философской, о публицистике он так или иначе вспоминает чуть ли не на каждом шагу, обнаруживая при этом обширнейшую и основательную осведомленность». (М. Еремин)

 

— Каким образом Тургенев оспаривает высказывания своего героя об искусстве и природе?

— Чем можно объяснить отношение Базарова к искусству: невежеством, пренебрежением как к бесполезному явлению или глубоким пониманием его силы воздействия на человека?

 

Карточка 9

— В чем смысл испытания Базарова любовью?

— Какие художественные детали, которые использовал автор в сцене первого объяснения Базарова в любви, особенно подчеркнувшие всю силу и глубину его чувства?

— Сопоставьте историю любви Павла Петровича и историю любви Базарова.

 

Карточка 10

«...Люди, окружающие Базарова, страдают не от того, что он поступает с ними дурно, и не от того, что они сами дурные люди; напротив того, он не делает в отношении к ним ни одного дурного поступка, и они, со своей стороны, также очень добродушные и честные люди...» (Д. И. Писарев)

 

«... Несмотря на внешнюю черствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их.... На прямой вопрос непонятливого Аркадия, любит ли он своих родителей, Базаров без обиняков отвечает: Люблю, Аркадий». Ему нелегко дается решение покинуть их и вскоре после приезда, и он целый день не решается сказать об этом отцу <...> своему отцу он прощает даже порку мужика, чего, без сомнения, не простил бы никому другому,— черта, настолько удивительная в Базарове, что кажется едва ли не художествен ной ошибкой Тургенева». (Г. Бялый)

 

— Как повлияли на создание образа Базарова сцены в родительском доме?

— Каковы основные моменты расхождений во взглядах отца и сына?

— Кто, по вашему мнению, прав в оценке отношений Базарова с родителями?

 

Карточка 11

«Умереть так как умер Базаров,— все равно, что сделать великий подвиг. <...> Оттого, что Базаров умер твердо и спокойно, никто не почувствовал себе ни облегчения, ни пользы, но такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью.<...> Базаров не изменяет себе: приближение смерти не перерождает его; напротив, он становится естественнее, человечнее, непринужденнее, чем он был в полном здоровье». (Д. И. Писарев.)

 

«Герои Тургенева, как правило, гибнут или иным способом отходят от жизни, но они никогда не отрекаются от исповедуемых идеалов, не поступаются своей верой, не продаются». (Н. Сергованцев)

 

— Можно ли назвать смерть Базарова подвигом? Какова роль этой сцены в романе?

— Согласны ли вы с тем, что Базаров и перед смертью не отрекся от «исповедуемых идеалов»?

— Какова судьба взглядов Базарова в будущем?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.24.110 (0.01 с.)