Дополнительный материал для учителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнительный материал для учителя.



«История одного города» в школьном изучении».[32]

Творчество Щедрина в школьном изучении представлено односторонне. Достаточно ли полно раскрывается писатель-сатирик в «Господах Головлевых»? А «История одного города» представляет собой как социальную сатиру, так и сказочные мотивы. Наконец, сатирическая повесть Щедрина по праву может быть отнесена к жанру антиутопии, и актуальность ее обусловлена не только общечеловеческим смыслом, присущим классике вообще, но и пророческим провидением.

У учащихся, прочитавших повесть, как правило, складывается впечатление, что «История одного города» задумана как карикатура на историю России вплоть до начала 19 века, как пародия на труды русских историков. Это естественное первое впечатление, и надо сказать, что таким же в основном было и восприятие читателей — современников Щедрина. Так А. С. Суворин усмотрел в «летописи» Глупова «уродливейшую карикатуру» на историю государства и «глумление над русским народом». Даже Тургенев, высоко оценивший произведение, писал: «Это, в сущности, сатирическая история русского общества во второй половине прошлого и в начале нынешнего столетия».

Неудивительно, что вначале учащиеся поддерживают такую трактовку. Наша задача — углубить восприятие, показать, что повесть Щедрина и гораздо большее значение, нежели пересмешничество минувшего.

Обзор произведения завершим беседой об отношении русской истории и истории города Глупова: действительно ли повесть Щедрина — только пародия на труды ученых, карикатура на реальные государственные события? Многочисленные исторические параллели говорят, на первый взгляд, в пользу именно этой точки зрения: путешествие глуповцев к князю и теория «варяжского» происхождения государственности на Руси; смена градоначальниц и период дворцовых переворотов в 18 веке; Угрюм-Бурчеев и Аракчеев; Беневоленский и Сперанский; Парамоша и Магницкий и т. д.

Но прислушаемся к самому автору: «Мне нет никакого дела до истории, и я имею в виду лишь настоящее». И еще: «...я совсем не историю предаю и осмеянию, а известный порядок вещей». С этой точки зрения и анахронизм, и фантастика, и гротеск, и ограниченность пространства — все это средства художественного обобщения, создающего картины — варианты государственного устройства. Не пародия, а предупреждение (важнейшая функция жанра антиутопии), выведенное из печального опыта и устремление в будущее, нам, — вот истинный пафос произведения сатирика.

Но в начале знакомства с «Историей...» еще рано делать такой вывод. Однако важно посеять зерно сомнения в первоначальной интерпретации.

Текстуальный анализ, которым мы применяем должен, несмотря на фрагментарность, выявить художественную целостность произведения. Наиболее эффективен в этом случае прием сопоставления фрагментов и деталей, позволяющий выйти на идеи, цементирующие текст. Покажем логический ход — сопоставление двух эпизодов анализируемых глав.

При обсуждении главы «Органчик», конечно, в центре нашего внимания образ Брудастого. Раскроем обобщающий смысл щедринского гротеска — органчика на плечах градоначальника, двух «мелодий», вполне достаточных для победного управления глуповским народом... Сосредоточимся, однако, на самом факте поломки органчика: действительно, а есть ли причина аварии этой государственной машинки? Попросим учеников найти эпизод, который описывает внешние обстоятельства поломки. Вот он: «То был прекрасный весенний день. Природа ликовала; воробьи чирикали; собаки радостно взвизгивали и виляли хвостами. Обыватели, держа под мышками кульки, теснились во дворе градоначальнической квартиры и с трепетом ожидали страшного судьбища. Наконец ожидаемая минута настала.

Он вышел, и на лице его в первый раз увидели глуповцы ту приветливую улыбку, о которой они тосковали. Казалось, благотворные лучи солнца подействовали и на него (по крайней мере, многие обыватели потом уверяли, что собственными глазами видели, как у него тряслись фалдочки). Он по очереди обошел всех обывателей и хотя молча, но благосклонно принял от них все, что следует. Окончивши с этим делом, он несколько отступил к крыльцу и раскрыл рот… И вдруг что — то внутри у него зашипело и зажужжало, и чем более длилось это таинственное шипение, тем сильнее и сильнее вертелись и сверкали его глаза. «П...п...плю!» — наконец вырвалось у него из уст; с этим звуком он в последний раз сверкнул глазами и опрометью бросился в открытую дверь своей квартиры».

Конечно для нас важнее обобщенное значение образа, но внимательное отношение к обстоятельствам «аварии» позволит отметить необычность происшествия не только в самом факте поломки, но и в деталях, ее сопровождающих: «прекрасный весенний день», «приветливая улыбка»...

Глава «Подтверждение покаяния...» рисует еще один социально-психологический тип правителя. Маниакальная идея уравниловки, овладевшая Угрюм-Бурчеевым воплощена во внешнем облике «идиота». Символическим становится образ шинели, долженствующий внушить обывателям иллюзию безгрешности и бескорыстия тирана (прием с «простой солдатской шинелью» использовался еще Фридрихом Прусским и затем русскими деспотами разных мастей: чем бездушнее и жестче режим, тем больше заботится тиран об аскетизме своего быта и облика). Антиутопизм и пророческий смысл главы достаточно ясны: извращенная идея равенства оборачивается казарменной уравниловкой, единодушие подменяется единомыслием и поддерживается системой тотального доносительства, а оправдываются эти кошмары наяву «бедствиями минувшими и настоящими»... Подтверждений грозному пророчеству Щедрина, увы, немало.

Природа, ставшая для Щедрина олицетворением нормальной, живой жизни, — вот главный и, к сожалению, единственный до конца последовательный противник бесчеловечной, мертвенной идеи государства. Таков вывод нашей беседы.

 

«Наш город не будет Глуповым». Литературный вечер — состязание [33].

На проводимом вечере вполне возможно представить несколько команд и устроить состязание молодых талантов. Главная цель вечера — научиться читать произведения Салтыкова-Щедрина как одного из русских классиков, понять своеобразие и смысл его сатиры, которая была направлена не против самодержавия как такового, а «против тех характеристических черт русской жизни, которые делают ее вполне удобною».

 

Конкурс первого балла. Разминка.

В классе (на сцене, в зале) две команды. Ведущий задает вопрос:

— Как наименовался народ, живший «далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря»? («Головотяпы»).

У каждой команды есть труба (горн, свиток). Представитель команды, которая знает ответ, должен успеть дать сигнал первым. Эта команда при правильном ответе и получает первый балл.

Затем командам по очереди предлагается называть племена, которые соседствовали с глуповцами (их 19, и они приведены в главе «О корени происхождения глуповцев»). Команда, назвавшая имя племени последней, получает один балл. Если же противоборствующая команда больше не помнит имен, но их знает Команда, Выигравшая балл, за каждое имя начисляется еще по 0,5 балла.

 

Розыгрыш титула команды.

Право отвечать первой получает команда, капитан (представитель) которой подаст сигнал после того, как будет задан вопрос, и прозвучат слова: «Ваш ответ» (так же далее по необходимости в ходе игры).

— Известно, что Угрюм-Бурчеев переименовал в Глупов, но и сам автор надеялся, что со временем город Глупов будет называться… На какое переименование надеялся Салтыков-Щедрин; как прежде назывался Глупов? (Город Умнов.)

Если первая команда правильно даст ответ на вопрос, второй команде задается следующий вопрос:

— Как г. Глупов стал именоваться при Угрюм-Бурчееве?

(«Вечно — достойная память великого князя Святослава Игоревича город Непреклонск».)

Если команда дает полный ответ, она, получив звание команды глуповцев, зарабатывает два балла (Первая команда становится командой градоначальников и получает 1 балл).

Если первая команда, подан сигнал первой не дала правильного ответа на вопрос об Умнове, она получает титул команды глуповцев без баллов. Второй команде дается право ответить на первый вопрос, а затем на второй (по одному баллу или: 1+2).

В случае равенства очков (1 + 1) дается дополнительный вопрос:

— Какой еще город называет Щедрин как пример для Глупова, пожелавшего стать городом Умновым? (Город Буянов.) (0,5 балла).

— Как известно, Угрюм-Бурчеев ввел для глуповцев два праздника, Каких?

Команда, вызвавшаяся отвечать первой, должна назвать один праздник. Другая команда называет второй. Если вторая не знает, отвечает первая, получив еще один балл, отвечает первая, получив еще один балл за правильный ответ.

Затем капитан команды, отвечавшей первой, выбирает один из двух конвертов. Командам предлагается подготовить театрализованные репортажи с празднования «Праздника неуклонности» и «Праздника подтверждающих властей».

Конкурс домашних заданий.

При предварительной подготовке команд к домашним заданий они могут быть предупреждены об их общем характере.

Далее в течение игры командам предлагается еще несколько конкурсов. Если домашнее задание может представлять собой театрализованное состязание, конкурсы также дадут возможность молодым людям проявлять свои художественные задатки и интеллектуальные возможности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.14.144 (0.016 с.)