Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV. Выразительное чтение начала главы «Поп». БеседаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
— Какими художественными средствами пользуется Некрасов, рисуя деревенский пейзаж? — В чем особенности авторской речи в поэме? (Противопоставления: широкая дороженька, но песчана и глуха; хороша весенняя природа, но невесело глядеть на поля с бедными всходами. Возникают с первых строк тревожные мысли о народной судьбе, которая переходит в предчувствие надвигающейся беды и неблагополучия. Не случайно картина заканчивается горьким риторическим вопросом: «Какое счастье тут?..» Авторская речь сливается с крестьянской («Недаром в зиму долгую...») просторечные формы, характерные для народной поэзии — дороженька, березками, копеечка; глава начинается — далеко протянулася; повторы — стоят деревни старые, стоят деревни новые...; краткие прилагательные — нарядны, песчаны, глуха; приемы сказок — обращение к избам как к живому существу; устойчивые синтаксические формы — «как им легко ли, трудно ли...»; малые фольклорные жанры — загадки — «пришла весна — сказался снег...», поговорки — «солдаты шилом бреются...». Авторская речь близка к крестьянской и по интонации, и по синтаксическому строю). Связь с народным творчеством и живой крестьянской речью придаст стихам подлинно народное звучание, делает поэму близкой и доступной пониманию не только интеллигента, но и слушателя-крестьянина. Задание. Сопоставьте строки, где о весне говорит автор, и стихи, где она воспринимается глазами странников-правдоискателей:
Пришла весна — сказался снег! …………………………….. Вода — куда ни глянь! Поля совсем затоплены, Навоз возить — дороги нет, А время уж не раннее — Подходит месяц май!
Луга, леса поемные, Ручьи и реки русские Весною хороши. Но вы, поля весенние! На ваши всходы бедные Невесело глядеть!
(Сопоставление говорит о том, что сам автор смотрит на мир глазами народа, думает его думами). — Какую роль играет в поэме описание деревень, природы? (Авторское описание природы, сел, деревень, через которые идут странники (пейзаж из 2 главы) дается в неразрывном единстве с жизнью крестьянина («жаль бедного крестьянина»). В воображении читателя возникает образ земли, лишенной жизни, - «зелени ни травки, ни листа», «лежит под небом пасмурным», «как мертвец без савана», «чернехонько», «печальна и нага». Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездоленности, горя. С особой силой звучит этот мотив и в описании деревни Клин — «селенья незавидного»:
Что ни изба — с подпоркою, Как нищий с костылем; А с крыш солома скормлена Скоту. Стоят, как остовы, Убогие дома. Ненастной, поздней осенью Так смотрят гнезда галочьи, Когда галчата вылетят И ветер придорожные Березы обнажит...
То же самое в описании «богатого», «торгового» села Кузьминского с его грязью, училищем, «пустым, забитым наглухо», избой «в одно окошечко, с изображеньем фельдшера», «лавками», питейными заведениями.) Вывод. Все описания — убедительное свидетельство того, что в «жизни крестьянина, ныне свободного, бедность, невежество, мрак». В то же время описания дают представления о духовных богатствах крестьянской души, о талантливости народа, умеющего подобрать меткие эпитеты, сравнения, органически связанные с деревенским бытом. Возникает живая картина, помогающая остро почувствовать, как бедна, бесправна и в то же время талантлива крестьянская Русь. Самый облик крестьян, а еще более — их рассказы, убеждают, что счастье мужицкое — «дырявое с заплатами», «горбатое с мозолями», что и после реформы жизнь крестьянина-труженика лучше не стала. Перед нами проходят крестьяне разного возраста и положения, из разных мест — питерский каменотес, чей облик и слова вызывают мысль о нравственной и физической красоте человека, любящего труд и умеющего трудиться, белорусский крестьянин, деревенская старуха. Эти географические приметы раздвигают границы действия до широких пределов.
V. Чтение и анализ глав «Крестьянка», «Демушка», «Трудный год». Задание. Рассказать о жизни Матрены Тимофеевны. (Подневольное положение женщины в семье, вечные унижения, деспотизм семейных отношений, постоянная разлука с мужем, вынужденного уходить на заработки, страдания матери, потерявшей сына-первенца, материальная нужда: пожары, падеж скота, неурожаи; угроза остаться солдаткой — самым бесправным и несчастным человеком. Вся история жизни Матрены Тимофеевны доказывает справедливость ее слов:
Не дело между бабами Счастливую искать!..)
— Какие фольклорные жанры используются в рассказе Матрены Тимофеевны о жизни? Почему к ним обращается Некрасов? (Фольклорные жанры — песни, плачи, причитания — усиливают эмоциональное впечатление, помогают выразить боль и тоску, ярче показать, как горька жизнь Матрены Тимофеевны. Песни, которые поет Матрена Тимофеевна, воспринимаются как общеизвестные, повсеместные. Их знают и хором подхватывают странники-правдоискатели. Голос Матрены Тимофеевны — это голос самого народа. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни — это и рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины — матери, которая в пореформенную эпоху осталась столь же угнетенной и бесправной, это и до 1861 года.) Итак, в народе живет убеждение:
Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!.. В заключение —
— Что же открывается в народе мужикам-правдоискателям и стоящему за ними автору? — ответим на это на следующем уроке.
Домашнее задание 1. Читать первую часть гл. «Пьяная ночь», «Последыш», «Крестьянка».
2. Задания по главам из первой части: Задание для всего класса: выразительное чтение следующих эпизодов: — «Играет солнце вешнее...» — «Лебедками плывут»; — «Не ветры воют буйные...» — «У праздника народ!»; — «По всей по той дороженьке...» — «Палят по мужикам!» — «Дорога многолюдная...» — «Дозваться мужиков?..» — «Вдруг песня хором грянула...» — «Идет огнем-тоской!..» Задания по группам: 1 группа. Выразительное чтение по ролям сцены: «Дорога стоголосая гудит!» — «Того гляди, убьет, убьет!..». Ответить на вопросы: — Как раскрывается народный характер в этой сцене? — Как создает автор образ живой, разноликой, шумной народ ной толпы? — Почему сказанное каждым действующим лицом от себя воспринимается как присущее крестьянству в целом? 2 группа. Задания по главе «Последыш». Перечитать эпизоды, рисующие крестьян деревни Вахлаки, и обосновать справедливость одной из двух точек зрения Пахома («Здесь богатырь народ!») или дяди Власа («Куда уж нам бахвалиться, недаром вахлаки!»). Ответить на вопросы: — Почему в повествовании автора включены рассказы вахлаков? — Почему каждый из крестьян (Влас, Агап Петров, Клим Лавин, Игнат) высказывает свою точку зрения на отношения между крестьянами и помещиками, сложившиеся на Ваклачине. — Определить позицию каждого из них и сделать вывод о развитии самосознания и о психологии крестьян. 3 группа. Задания по главе «Последыш». Подготовить сообщение «Образ Савелия-богатыря святорусского». — Какие представления о Савелии возникли у вас в процессе чтения? Перечитать эпизод: «Как вы терпели, дедушка?» — «Под розгами, под палками по мелочам ушла». Разделите текст на части, определите тему и раскройте смысл каждой из этих частей. Ответьте на вопросы: — Почему образ именно богатыря Святогора появляется в главе о Савелии? — В чем смысл «любимых слов»-рассуждений Савелия? — Как понимать «терпение», к которому призывает Савелий Матрену Тимофеевну? 4 группа. Подготовить сообщение «Образ Матрены Тимофеевны». Перечитать текст «Крестьянки» и докажите, что образ Матрены Тимофеевны дан в развитии. Найдите в тексте эпизоды, подтверждающие справедливость ее слов: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!..» Постарайтесь постичь характер героини в каждом из этих эпизодов и в их сцеплении. Сделайте обобщение. — Почему рассказ о Савелии ведет Матрена Тимофеевна и почему в него, в свою очередь включен рассказ самого Савелия о своей жизни? Подготовьте выразительное чтение и сделайте наблюдения над особенностями речи Матрены Тимофеевны. Найдите в тексте рассуждения, которые свидетельствуют о противоречивости ее характера.
Уроки 60-61. Душа народа русского... Цели уроков: раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства, зреющий в народе стихийный протест; глубину поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности. Методические приемы: работа по тексту с элементами беседы; сообщения.
Ход урока I. Запись темы, эпиграфа, плана урока Эпиграф: Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! Н. А. Некрасов План урока: 1. Отношение русской революционной демократии к народу. 2. Противоречивость, сложность и богатство духовного мира крестьянства.
II. Слово учителя Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» продиктован самой жизнью, тем значение, которое приобретал в пореформенную пору крестьянский вопрос. Крестьянское движение в 1859-1861 годы приобрело широкий размах. 90% всех губерний европейской части России, на которые распространялось действие Манифеста 19 февраля, было охвачено крестьянскими бунтами. Однако вожди революционной демократии несколько преувеличивали возможности народа, так он не был подготовлен к сознательным действиям. Некрасов остро чувствовал «больные» вопросы своего времени и живо откликался на события современной ему жизни. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, о тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года. Поэт стремился не только показать пробуждение крестьянских масс, но повлиять на их политическое самосознание. Народная жизнь Некрасовым изображена глазами самого народа.
III. Работа с текстом первой части «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь». Ответы учащихся 1 группы — Как показано безудержное веселье? — Какие глаголы использованы?
(Шумит, поет, ругается, Качается, валяется, Дерется и целуется У праздника народ).
Задание. Выразительно прочитать и постараться передать атмосферу широкого народного праздника. Первая картина: обратите внимание на богатство красок (пестро, красно кругом; рубахи всех цветов; платья красные; косы с лентами). Безудержная веселость, жизнерадостность, царящие на ярмонке («играет солнце вешнее, хмельно, горласто, празднично»). Во второй картине выделим глаголы: шумит, поет..., передающие поведение народа на празднике; сравнения (не ветры воют буйные, не мать-земля колышется) заставляют почувствовать размах, удаль, силу молодецкую, проявляющуюся даже в гульбе. В третьей картине отметим художественные детали (песня хором грянула, согласная, складная, и катится она «широко», «вольно»…). Эти детали говорят о талантливости, эстетической чуткости и душевной силе народа. — Как отнеслись крестьяне к поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки? Задание. Найдите и зачитайте эпизоды, передающие как веселье перешло в ничем не сдерживаемое пьянство. (В первом эпизоде создается, а во втором усиливается представление о том, как еще много в народе темного, неприглядного и безобразного.
По всей по той дороженьке И по окольным тропочкам Покуда глаз хватал, Ползли, лежали, ехали, Барахталися пьяные,...
Дорога многолюдная Что позже — безобразнее: Все чаще попадаются...)
Вывод. Итак, сознание народное — сложное и противоречивое:
Народ суеверен На баб нарядных глядючи, Старообрядка злющая Товарке говорит: Быть голоду! быть голоду!
В семье деспотизм Другая: «Врешь, в моем дому Похуже твоего! Мне старший зять ребро сломал!...»
Пьянству — пристрастие Расхвастался Вавилушка, И старому, и малому Подарков насулил. А пропился до грошика!
Таким образом, все высказывания из толпы (в главе «Пьяная ночь») свидетельствуют о темноте, невежестве, терпении и смирении народа. Однако есть и другие реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить свое положение. В них звучит несогласие с пореформенными порядками, скептическая оценка проведенной реформы:
Добра ты царска грамота, Да не про нас написана...
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.12 (0.011 с.) |