Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Выразительное чтение начала главы «Поп». Беседа

Поиск

— Какими художественными средствами пользуется Некрасов, рисуя деревенский пейзаж?

— В чем особенности авторской речи в поэме?

(Противопоставления: широкая дороженька, но песчана и глуха; хороша весенняя природа, но невесело глядеть на поля с бедными всходами. Возникают с первых строк тревожные мысли о народной судьбе, которая переходит в предчувствие надвигающейся беды и неблагополучия. Не случайно картина заканчивается горьким риторическим вопросом: «Какое счастье тут?..»

Авторская речь сливается с крестьянской («Недаром в зиму долгую...») просторечные формы, характерные для народной поэзии — дороженька, березками, копеечка; глава начинается — далеко протянулася; повторы — стоят деревни старые, стоят деревни новые...; краткие прилагательные — нарядны, песчаны, глуха; приемы сказок — обращение к избам как к живому существу; устойчивые синтаксические формы — «как им легко ли, трудно ли...»; малые фольклорные жанры — загадки — «пришла весна — сказался снег...», поговорки — «солдаты шилом бреются...». Авторская речь близка к крестьянской и по интонации, и по синтаксическому строю).

Связь с народным творчеством и живой крестьянской речью придаст стихам подлинно народное звучание, делает поэму близкой и доступной пониманию не только интеллигента, но и слушателя-крестьянина.

Задание.

Сопоставьте строки, где о весне говорит автор, и стихи, где она воспринимается глазами странников-правдоискателей:

 

Пришла весна — сказался снег!

……………………………..

Вода — куда ни глянь!

Поля совсем затоплены,

Навоз возить — дороги нет,

А время уж не раннее —

Подходит месяц май!

 

Луга, леса поемные,

Ручьи и реки русские

Весною хороши.

Но вы, поля весенние!

На ваши всходы бедные

Невесело глядеть!

 

(Сопоставление говорит о том, что сам автор смотрит на мир глазами народа, думает его думами).

— Какую роль играет в поэме описание деревень, природы?

(Авторское описание природы, сел, деревень, через которые идут странники (пейзаж из 2 главы) дается в неразрывном единстве с жизнью крестьянина («жаль бедного крестьянина»). В воображении читателя возникает образ земли, лишенной жизни, - «зелени ни травки, ни листа», «лежит под небом пасмурным», «как мертвец без савана», «чернехонько», «печальна и нага». Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездоленности, горя. С особой силой звучит этот мотив и в описании деревни Клин — «селенья незавидного»:

 

Что ни изба — с подпоркою,

Как нищий с костылем;

А с крыш солома скормлена

Скоту. Стоят, как остовы,

Убогие дома.

Ненастной, поздней осенью

Так смотрят гнезда галочьи,

Когда галчата вылетят

И ветер придорожные

Березы обнажит...

 

То же самое в описании «богатого», «торгового» села Кузьминского с его грязью, училищем, «пустым, забитым наглухо», избой «в одно окошечко, с изображеньем фельдшера», «лавками», питейными заведениями.)

Вывод.

Все описания — убедительное свидетельство того, что в «жизни крестьянина, ныне свободного, бедность, невежество, мрак». В то же время описания дают представления о духовных богатствах крестьянской души, о талантливости народа, умеющего подобрать меткие эпитеты, сравнения, органически связанные с деревенским бытом. Возникает живая картина, помогающая остро почувствовать, как бедна, бесправна и в то же время талантлива крестьянская Русь. Самый облик крестьян, а еще более — их рассказы, убеждают, что счастье мужицкое — «дырявое с заплатами», «горбатое с мозолями», что и после реформы жизнь крестьянина-труженика лучше не стала.

Перед нами проходят крестьяне разного возраста и положения, из разных мест — питерский каменотес, чей облик и слова вызывают мысль о нравственной и физической красоте человека, любящего труд и умеющего трудиться, белорусский крестьянин, деревенская старуха. Эти географические приметы раздвигают границы действия до широких пределов.

 

V. Чтение и анализ глав «Крестьянка», «Демушка», «Трудный год».

Задание.

Рассказать о жизни Матрены Тимофеевны.

(Подневольное положение женщины в семье, вечные унижения, деспотизм семейных отношений, постоянная разлука с мужем, вынужденного уходить на заработки, страдания матери, потерявшей сына-первенца, материальная нужда: пожары, падеж скота, неурожаи; угроза остаться солдаткой — самым бесправным и несчастным человеком. Вся история жизни Матрены Тимофеевны доказывает справедливость ее слов:

 

Не дело между бабами

Счастливую искать!..)

 

— Какие фольклорные жанры используются в рассказе Матрены Тимофеевны о жизни? Почему к ним обращается Некрасов?

(Фольклорные жанры — песни, плачи, причитания — усиливают эмоциональное впечатление, помогают выразить боль и тоску, ярче показать, как горька жизнь Матрены Тимофеевны. Песни, которые поет Матрена Тимофеевна, воспринимаются как общеизвестные, повсеместные. Их знают и хором подхватывают странники-правдоискатели. Голос Матрены Тимофеевны — это голос самого народа. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни — это и рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины — матери, которая в пореформенную эпоху осталась столь же угнетенной и бесправной, это и до 1861 года.)

Итак, в народе живет убеждение:

 

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!..

В заключение —

 

— Что же открывается в народе мужикам-правдоискателям и стоящему за ними автору? — ответим на это на следующем уроке.

 

Домашнее задание

1. Читать первую часть гл. «Пьяная ночь», «Последыш», «Крестьянка».

 

2. Задания по главам из первой части:

Задание для всего класса: выразительное чтение следующих эпизодов:

— «Играет солнце вешнее...» — «Лебедками плывут»;

— «Не ветры воют буйные...» — «У праздника народ!»;

— «По всей по той дороженьке...» — «Палят по мужикам!»

— «Дорога многолюдная...» — «Дозваться мужиков?..»

— «Вдруг песня хором грянула...» — «Идет огнем-тоской!..»

Задания по группам:

1 группа. Выразительное чтение по ролям сцены: «Дорога стоголосая гудит!» — «Того гляди, убьет, убьет!..». Ответить на вопросы:

— Как раскрывается народный характер в этой сцене?

— Как создает автор образ живой, разноликой, шумной народ ной толпы?

— Почему сказанное каждым действующим лицом от себя воспринимается как присущее крестьянству в целом?

2 группа. Задания по главе «Последыш».

Перечитать эпизоды, рисующие крестьян деревни Вахлаки, и обосновать справедливость одной из двух точек зрения Пахома («Здесь богатырь народ!») или дяди Власа («Куда уж нам бахвалиться, недаром вахлаки!»). Ответить на вопросы:

— Почему в повествовании автора включены рассказы вахлаков?

— Почему каждый из крестьян (Влас, Агап Петров, Клим Лавин, Игнат) высказывает свою точку зрения на отношения между крестьянами и помещиками, сложившиеся на Ваклачине.

— Определить позицию каждого из них и сделать вывод о развитии самосознания и о психологии крестьян.

3 группа. Задания по главе «Последыш».

Подготовить сообщение «Образ Савелия-богатыря святорусского».

— Какие представления о Савелии возникли у вас в процессе чтения?

Перечитать эпизод: «Как вы терпели, дедушка?» — «Под розгами, под палками по мелочам ушла». Разделите текст на части, определите тему и раскройте смысл каждой из этих частей. Ответьте на вопросы:

— Почему образ именно богатыря Святогора появляется в главе о Савелии?

— В чем смысл «любимых слов»-рассуждений Савелия?

— Как понимать «терпение», к которому призывает Савелий Матрену Тимофеевну?

4 группа. Подготовить сообщение «Образ Матрены Тимофеевны». Перечитать текст «Крестьянки» и докажите, что образ Матрены Тимофеевны дан в развитии. Найдите в тексте эпизоды, подтверждающие справедливость ее слов: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!..» Постарайтесь постичь характер героини в каждом из этих эпизодов и в их сцеплении. Сделайте обобщение.

— Почему рассказ о Савелии ведет Матрена Тимофеевна и почему в него, в свою очередь включен рассказ самого Савелия о своей жизни?

Подготовьте выразительное чтение и сделайте наблюдения над особенностями речи Матрены Тимофеевны. Найдите в тексте рассуждения, которые свидетельствуют о противоречивости ее характера.

 

Уроки 60-61. Душа народа русского...

Цели уроков: раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства, зреющий в народе стихийный протест; глубину поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности.

Методические приемы: работа по тексту с элементами беседы; сообщения.

 

Ход урока

I. Запись темы, эпиграфа, плана урока

Эпиграф:

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь!

Н. А. Некрасов

План урока:

1. Отношение русской революционной демократии к народу.

2. Противоречивость, сложность и богатство духовного мира крестьянства.

 

II. Слово учителя

Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» продиктован самой жизнью, тем значение, которое приобретал в пореформенную пору крестьянский вопрос.

Крестьянское движение в 1859-1861 годы приобрело широкий размах. 90% всех губерний европейской части России, на которые распространялось действие Манифеста 19 февраля, было охвачено крестьянскими бунтами. Однако вожди революционной демократии несколько преувеличивали возможности народа, так он не был подготовлен к сознательным действиям.

Некрасов остро чувствовал «больные» вопросы своего времени и живо откликался на события современной ему жизни. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, о тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года. Поэт стремился не только показать пробуждение крестьянских масс, но повлиять на их политическое самосознание.

Народная жизнь Некрасовым изображена глазами самого народа.

 

III. Работа с текстом первой части «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь». Ответы учащихся 1 группы

— Как показано безудержное веселье?

— Какие глаголы использованы?

 

(Шумит, поет, ругается,

Качается, валяется,

Дерется и целуется

У праздника народ).

 

Задание.

Выразительно прочитать и постараться передать атмосферу широкого народного праздника.

Первая картина: обратите внимание на богатство красок (пестро, красно кругом; рубахи всех цветов; платья красные; косы с лентами). Безудержная веселость, жизнерадостность, царящие на ярмонке («играет солнце вешнее, хмельно, горласто, празднично»).

Во второй картине выделим глаголы: шумит, поет..., передающие поведение народа на празднике; сравнения (не ветры воют буйные, не мать-земля колышется) заставляют почувствовать размах, удаль, силу молодецкую, проявляющуюся даже в гульбе.

В третьей картине отметим художественные детали (песня хором грянула, согласная, складная, и катится она «широко», «вольно»…). Эти детали говорят о талантливости, эстетической чуткости и душевной силе народа.

— Как отнеслись крестьяне к поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки?

Задание.

Найдите и зачитайте эпизоды, передающие как веселье перешло в ничем не сдерживаемое пьянство.

(В первом эпизоде создается, а во втором усиливается представление о том, как еще много в народе темного, неприглядного и безобразного.

 

По всей по той дороженьке

И по окольным тропочкам

Покуда глаз хватал,

Ползли, лежали, ехали,

Барахталися пьяные,...

 

Дорога многолюдная

Что позже — безобразнее:

Все чаще попадаются...)

 

Вывод.

Итак, сознание народное — сложное и противоречивое:

 

Народ суеверен На баб нарядных глядючи,

Старообрядка злющая

Товарке говорит:

Быть голоду! быть голоду!

 

В семье деспотизм Другая: «Врешь, в моем дому

Похуже твоего!

Мне старший зять ребро сломал!...»

 

Пьянству — пристрастие Расхвастался Вавилушка,

И старому, и малому

Подарков насулил.

А пропился до грошика!

 

Таким образом, все высказывания из толпы (в главе «Пьяная ночь») свидетельствуют о темноте, невежестве, терпении и смирении народа. Однако есть и другие реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить свое положение. В них звучит несогласие с пореформенными порядками, скептическая оценка проведенной реформы:

 

Добра ты царска грамота,

Да не про нас написана...

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.12 (0.011 с.)