II. Обсуждаем композиционные особенности пьесы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Обсуждаем композиционные особенности пьесы



— На какой жанр русской литературы похожа пьеса?

(Пьеса «Снегурочка» написана на основе русских народных сказок, календарной обрядовой поэзии, лирических песен. Весь язык пьесы отличается метафоричностью, образностью, характерной для языка фольклорных произведений.)

— В чем заключается конфликт пьесы «Снегурочка»?

(Характер конфликта пьесы «Снегурочка» обусловлен авторскими размышлениями о драматизме судьбы человека, одаренного способностью быть больше чем просто человек и любить более глубоко и сильно, чем любят просто люди.)

— Как происходит зарождение конфликта?

(Зарождение конфликта происходит в Прологе и проходит через всю пьесу: это противостояние природных стихий— Мороза и Солнца, далее автор проецирует этот конфликт на мир людей. Далее мы видим внутренний конфликт в душе Снегурочки: жить, не зная, что такое любовь, или, узнав чудо настоящей любви, погибнуть.)

— Как изменяется главная героиня? Какой характер носят эти изменения?

(По мере развитая истории Снегурочки, пришедшей к берендеям (внешнего действия), мы наблюдаем изменение ее состояния: от полного равнодушия к делам сердечным и признания того, что она не способна любить, до страстного желания обрести эту способность ценой собственной жизни (внутреннее действие).)

— Где происходит завязка действия пьесы?

(Завязкой пьесы является финальная сцена Пролога когда Снегурочка решает идти к людям в поисках счастья. Кульминация происходит в сцене обретения дара любви (д. IV, явл. 2). Развязка — финал пьесы.)

Задание.

Расскажите о системе действующих лиц в пьесе.

Система действующих лиц соответствует характеру драматического действия и развития сюжета. Она делится на следующие группы

 

Действующие лица, воплощающие природные силы и стихии Весна, Мороз, Леший, птицы, Солнце (внесценический персонаж)
Действующие лица, представляющие мир берендеев Бобыль, Бобылиха, Купава, Лель, Мизгирь, царь Берендей и др.
Снегурочка — дитя природы, живущее в мире людей

 

III. Беседа по содержанию пьесы

— Где и в какое время года происходит действие пьесы?

(Сказка начинается на границе зимы и весны в придуманной автором стране берендеев.)

— Как живут берендеи? Откуда мы узнаем об их образе жизни?

(Из монолога Весны. Жизнь берендеев неразрывно связана с природой.)

 

Читаем по ролям диалог Весны и Мороза (явл. 2)

— О чем спорят Мороз и Весна?

(О будущей судьбе Снегурочки: жизнь без любви или познание любви, но погибель.)

— Что такое счастье для Снегурочки? Зачем она хочет пойти к людям?

(Счастье для Снегурочки найти себя в мире людей. Она — дочь природы, наделенная человеческими желаниями и мечтами. Ей недостаточно гармонии с природой. Она хочет найти гармонию с людьми в мире людей.)

 

Слушаем отрывок оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (д. I. Свадебные песни)

— Чем отличен характер любви Купавы от любви героини «Грозы» Катерины?

(Любовь Купавы земная, она сознает «выгодность» своего жениха. Катерина же любит безгранично, «без практичности».)

 

Обсуждаем действие II (слушаем отрывок из оперы).

— Каким мы видим царя Берендея?

(Его именем названо все племя. Он — старейшина и один из берендеев. Берендей воспринимает проблему неискренности и охлаждения чувств людей друг к другу как государственную, повлекшую за собой немилость Бога солнца Ярилы.)

— Какие черты характера русского народа вы заметили в берендеях? Что для них любовь?

(Берендеи — люди с горячим сердцем, способным любить, открытым для всего прекрасного, что их окружает (людей, природы). Через любовь берендеи видят путь к спасению души в мире людей и природы.)

 

Слушаем (или читаем д. III, явл. 7) песню Леля.

— Почему Лель хотел, чтобы Снегурочка увидела сцену признания Купавы?

(Лель хотел пробудить в Снегурочке ревность, думал, что это поможет Снегурочке полюбить. Но Снегурочка чувствует только обиду и душевную боль.)

— Почему Снегурочка выбирает любовь, а не жизнь?

(Снегурочка понимает, что, познав любовь, она погибнет. Но она также понимает, что жить без любви больше не сможет. Ее любовь может заменить целую жизнь.)

— Как можно объяснить решение Весны дать дочери любовь, обрекая ее тем самым на погибель?

(Дар Весны — это закон природы: «Все живое любить должно». Любовь для Снегурочки — не погибель, а обретение жизни.)

— Как восприняли финал истории любви Снегурочки и Мизгиря берендеи?

(Печальный финал любви Снегурочки берендеи не восприняли как трагедию. Берендеи поняли, что жить без любви невозможно. Живя в полном согласии с природой, нужно понимать, что смерть Снегурочки — закономерна, так как снег весной тает, но при этом он питает новую жизнь, затем вырастают растения, которые, чтобы принести плоды должны умереть и т. д.)

 

Вариант уроков 37—40. Драма «Бесприданница»

Цели уроков: проследить, как Островский раскрывает в пьесе общечеловеческую проблематику, трагедию талантливой личности.

Оборудование уроков: фрагменты фильма Э. Рязанова «Жестокий романс», романсы «А напоследок я скажу», «Не искушай меня без нужды», аудиозаписи или фонохрестоматия текста.

 

Урок 1. Ход урока

I. Записываем тему, эпиграф, план

 

В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных «слоях».

В. П. Буренин

 

Ни в одной пьесе Островский не достигал такого органического слияния бытописи и психологического анализа. Ни одна пьеса Островского не отличалась таким синтезом... противоположных начал — сатирического отрицания жизненной «грязи» и вдохновенного утверждения новых, чистых, гармонических отношений между людьми.

А. Г. Цейтлин

 

«В такой пьесе, как «Бесприданница», подкупает не только мысль художника — мысль нравственная и гуманная. В ней сама глубь жизни, желание постичь ее загадку, коснуться... доброго и дурного в людях».

В. Лакшин.

 

План.

1. Первоначальный и окончательный сюжеты драмы.

2. Историческая справка. Значение имен героев.

3. Взаимоотношения героев. Причина гибели Ларисы.

 

II. Вступительная беседа

Созданная в 1878 г. драма «Бесприданница» продолжает развивать основные темы и идеи творчества А. Н. Островского, в ней изображен мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы. В дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам «горячего сердца». Но в «Бесприданнице» все эти темы раскрываются по-иному, в соответствии с новыми условиями общественной жизни. Другим стал мир купцов — это уже не то «темное царство», в котором господствовали Дикие и Кабанихи Умножаются капиталы, растет «дело», расширяется кругозор предпринимателей, изменяется манера их поведения, но неизменными остаются законы человеческих взаимоотношений.

Давайте мысленно перенесемся в Щелыково, где работал драматург над пьесой. О чем думал он в стенах своего кабинета? Она была написана в то время, когда ушла из жизни преданно любящая его женщина.

А газеты того времени наперебой: «Как измельчал талант нашего первого драматурга!»; «Островский пережил свой талант!»; «О, Островский! Отчего вы не умерли до написания «Поздней любви»...»

Но почему так трогает эта «неудавшаяся пьеса», почему не отпускает, заставляет думать? В чем же ее тайна? Тайна «Бесприданницы»?

Обычно название пьес Островского — поговорки, пословицы, то есть фразы со смыслом («Правда хорошо, а счастье лучше», «Сердце не камень», «Без вины виноватые» и т. п.). В «Бесприданнице», на первый взгляд, нет подтекста. Ну, кто такая бесприданница? Во времена Островского слово «бесприданница» имело еще одно значение: девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое.

Разница есть, и мы задумываемся. Кто же она, Лариса Огудалова? Что для нее главное: приданое? деньги? А может быть, что-то еще? Анализируя список действующих лиц, отмечаем, что Лариса — единственная, чья фамилия не указана. Почему? Чем она отличается от других? Над этими и другими вопросами мы будем работать в ближайшее время.

— Где происходит действие, когда?

— Что мы узнали из списка действующих лиц и текста об общественном положении героев?

— Объясните название пьесы.

— Ваше отношение к героям? Докажите. Наиболее интересный образ? Кто остался «загадкой»?

(Действие происходит в 70-е годы ХIХ века в большом городе Бряхимове, на Волге. Как и в «Грозе», действие развертывается на фоне волжских просторов. Пейзаж подчеркивает красоту и поэтичность характера Ларисы, и с другой стороны, оттеняет нравы жителей Бряхимова. За внешним спокойствием мещанской жизни горожан таятся сильные страсти.)

 

III. Сюжет драмы

Друг Островского, актер М. И. Писарев, передавал рассказ самого драматурга о первоначальном сюжете пьесы под названием «Бесприданница»: «На Волге старуха с тремя дочерьми. Две разухабистые, и лошадьми править, и на охоту. Мать их очень любит, и им — приданое. Младшая — тихая, задумчивая, бесприданница. Два человека влюблены. Один деревенский житель, домосед, Веселиться, так веселиться, все удается у него. Читает «апостола», ходит на охоту. Другой нахватался верхушек, но пустой. Живет в Питере, летом в деревне, фразер. девушка в него влюбилась, драма». Судя по этой записке, перед нами первые подступы к сюжету, который определился лишь к ноябрю 1874 года. Но его художественная реализация растянулась на долгие годы. 17 октября 1878 года Островский на беловом автографе «Бесприданницы» с чувством облегчения и творческого торжества сделал надпись «opus 40», а в письме к начальнику репертуарной части петербургских театров сообщил: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений».

Задание.

Коротко перескажите сюжет окончательного варианта драмы.

 

IV. Историческая справка и значение имен героев. Слово учителя

Представьте 70-е годы России ХIX века. В связи с бурным развитием в России пореформенного периода буржуазных отношений, патриархальный уклад жизни был взорван и вовлечен в процесс необратимых перемен. Жизнь торгово-промышленных слоев общества усложняется, порывает связи со старой народной моралью, с домостроевскими купеческими традициями. Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязывают международные связи, тянутся к европейскому образованию, перехватывают инициативу у разоряющихся дворян. Патриархальная простота быта и нравов уходит в прошлое. Фольклор сменяет классическая литература, народная песня вытесняется романсом, язык новых купцов освобождается от диалектных слов. Купеческие характеры психологически усложняются, для их изображения требуются новые драматургические приемы, которые как раз и находит Островский в «Бесприданнице», сознавая, что с нее начинается «новый сорт» его произведений.

Как всегда у Островского, символический смысл имеют в «Бесприданнице» имена и фамилии героев. Лариса — в переводе с греческого — чайка. Фамилия Кнуров происходит от диалектного слова кнур — боров, хряк, кабан. Паратов этимологически связан с прилагательным поратый — бойкий, сильный, дюжий, усердный. Вожеватов происходит от словосочетания вожеватый народ, имеющего значение развязный, беспардонный. В имени, отчестве и фамилии матери Ларисы, Хариты Игнатьевны Огудаловой, значимым оказывается все. Харитами (от греч. харис — изящество, прелесть, красота) величали цыганок из хора, а Игнатами называли в Москве каждого цыгана. Отсюда и сравнение дома Ларисы с цыганским табором. Фамилия происходит от слова огудать— обмануть, обольстить, надуть. Юлий Капитонович Карандышев по контрасту имени и отчества с фамилией уже содержит в зерне образ этого человека. Юлий — имя знаменитого римского императора Цезаря, Капитон — от латин. капитос — голова, Карандышев — от слова карандыш — недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем не обоснованными претензиями. Так психологически многозвучные человеческие характеры вырисовываются уже с первой страницы пьесы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.017 с.)