Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Общая характеристика драматургии военных лет (анализ одной пьесы по выбору).
Похожие статьи вашей тематики
За годы войны было создано свыше трёхсот пьес. Не все они увидели свет рампы. Лишь немногим посчастливилось перешагнуть временной рубеж. Среди них «Нашествие» Л.Леонова, «Русские люди» К.Симонова, и некоторые другие. Пьесы, появившиеся в самом начале войны и созданные ещё на волне довоенных настроений, оказались далёкими от трагической обстановки первых месяцев тяжёлых боёв. Потребовалось время, чтобы художники смогли осознать свершившееся и по новому осветить душу сражающегося народа, его мужество и стоикость на фронте и в тылу врага, ненависть к захватчикам, презрение к малодушию. Переломным этапом в драматургии стал 1942 год. Драма Л.Леонова «Нашествие» создавалась в самое трудное время. Небольшой город. где развёртываются события пьесы,- символ всенародной борьбы с захватчиками. Значительность авторского замысла в том, что конфликты местного плана осмысливаются им в широком социально-философском ключе, вскрываются истоки, питающие силу сопротивления. Действие пьесы происходит в квартире доктора Таланова. Неожиданно для всех из заключения возвращается сын Таланова Фёдор. Почти одновременно в горд вступают немцы. А вместе с ними появляется бывший владелец дома, в котором живут Талановы, купец Фаюнин, ставший вскоре городским головой. От сцены к сцене нарастает напряжённость действия. Честный русский интеллигент врач Таланов не мыслит своей жизни в стороне от борьбы. Рядом с ним его жена, Анна Павловна, и дочь Ольга. Не стоит вопрос о необходимости борьбы в тылу врага и для председателя горсовета Колесникова: он возглавляет партизанский отряд. Это один- центральный-пласт пьесы. Однако Леонов, мастер глубоких и сложных драматических коллизий, не довольствуется только таким подходом. Углубляя психологическую линию пьесы, он вводит ещё одно лицо- сына Талановых. Судьба Фёдора оказалась запутанной, непростой. Избалованный в детстве, эгоист, себялюбец. Он возвращается в отчий дом после трёхлетнего заключения, где отбывал наказание за покушение на жизнь любимой женщины. Фёдор угрюм, холоден, насторожен. Не случайно его бывшая няня Демидьевна так отзывается о нём: «Люди жизни не щадят, с врагом бьются. А ты всё в сердце своё чёрствое глядишь». Действительно, сказанные в начале пьесы слова его отца о всенародном горе не трогают Фёдора: личные невзгоды заслоняют всё остальное. Его мучит утраченное доверие людей, потому-то Фёдору неуютно на свете. Умом и сердцем мать и няня поняли, что под шутовской маской Фёдор спрятал свою боль, тоску одинокого, несчастного человека, но принять его прежнего- не могут. Отказ Колесникова взять Фёдора в свой отряд ещё больше ожесточает сердце молодого Таланова. Потребовалось время чтобы этот живший когда-то только для себя человек сал народным мстителем. Схваченный гитлеровцами, Фёдор выдаёт себя за командира партизанского отряда, чтобы умереть за него. Психологически убедительно рисует Леонов возвращение Фёдора к людям. В пьесе последовательно раскрыто, как война, общенародное горе, страдания зажигают в людях ненависть и жажду мщения, готовность отдать свою жизнь ради победы. Именно таким мы видим Фёдора в финале драмы. Для Леонова закономерен интерес не просто к герою, но к человеческому характеру во всей сложности и противоречивости его натуры, складывающейся из социального и национального, нравственного и психологического. Одновременно с выявлением закономерностей борьбы на гигантском фронте сражении художник-философ, художик-психолог не уходил и от задачи показа борений индивидуальных страстей, чувств и стремлений человеческих. Этот же приём нелинейного изображения использован драматургом и при создании образов отрицательных персонажей: поначалу неприметного, мстительного Фаюнина, стеснительно-угодливого Кокорышкина, мгновенно меняющего личину при смене власти, целой галереи фашистских головорезов. Верность правде делает образы жизненными даже в том случае, если они предстают в сатирическом, гротескном освещении. Сценическая история произведений Леонова периода Великой Отечественной войны (кроме «Нашествия» широкой известностью пользовалась и драма «Лёнушка», 1943), обошедших все основные театры страны, лишний раз подтверждает несправедливость упрёков отдельных критиков, писавших о недоходчивости, камерности леоновских пьес, о переусложненности образов и языка. При театральном воплощении леоновских пьес учитывалась их особая драматургическая природа. Так, при постановке «Нашествия» в Московском Малом театре (1942) И. Судаков сначала основной фигурой видел Фёдора Таланова, но в ходе репетиций акценты постепенно смещались и в центре стали мать Фёдора, его няня Демидьевна как олицетворение русской матери. В театре им. Моссовета режиссёр Ю. Завадский трактовал спектакль как психологическую драму, драму незаурядного человека Фёдора Таланова. Если Л.Леонов тему героического подвига и несокрушимости патриотического духа раскрывает средствами углубленного психологического анализа, то К.Симонов в пьесе «Русские люди» (1942), ставя те же проблемы, использует приёмы лирики и публицистики открытой народной драмы. Действие в пьесе развёртывается осенью 1941 г. на Южном фронте. В фокусе авторского внимания как события в отряде Сафонова, находящегося неподалеку от города, так и ситуация в самом городе. где хозяйничают оккупанты. В отличие от довоенной пьесы «Парень из нашего города», композиция которой определялась судьбой одного персонажа- Сергея Луконина, теперь Симонов создаёт многогеройное произведение. Массовость героизма подсказа художнику иной путь- искать исключительных героев не надо, их много, они среди нас. «Русские люди»- пьеса о мужестве и стойкости простых людей, владевших до войны очень мирными профессиями: шофёре Сафонове, его матери Марфе Петровне, девятнадцатилетней Вале Анощенко, возившей председателя горсовета, фельдшере Глобе. Им бы строить дома, учить детей, творить прекрасное, любить, но жестокое слово «война» развеяло все надежды. Люди берут винтовки, надевают шинели, идут в бой. Защита Отечества. Что же стоит за этим? Прежде всего страна, воспитавшая в человеческих сердцах самые гуманные чувства- любовь и уважение к людям разных национальностей, гордость за человеческое достоинство. Это и тот родной уголок, с которым связаны первые детские впечатления, остающиеся в душе на всю жизнь. Здесь и достигает особой высоты публицистическая нота, органически слитая с формой лирической исповеди. Самое заветное произносит разведчица Валя. Уходя на опасное задание: «Родина, Родина… наверное, что-то большое представляют, когда говорят. А я нет. у нас в Ново-Николаевске изба на краю села стоит и около речка и две берёзки. Я качели на них вешала. Мне про Родину говорят, а я всё эти две берёзки вспоминаю». Драматург пишет войну во всём ее суровом и грозном обличие, он не боится показать жесточайшие испытания, смерть защитников Отечества. Большая удача художника- образ военфельдшера Глобы. За внешней грубоватостью, насмешливостью у этого человека скрыты душевная щедрость, русская удаль, дерзкое презрение к смерти. Пьеса «Русские люди» уже летом 1942 г., в тяжелейшую пору войны, была поставлена на сцене ряда театров. Английский журналист А.Верт, присутствовавший на одном из спектаклей, особо отмечал впечатление, которое произвёл на зрителей эпизод ухода Глобы на задание, откуда он не вернётся: «Я помню, как мёртвая тишина, не нарушавшаяся в течение по крайней мере десяти секунд, царила в зале филиала Московского Художественного театра, когда опустился занавес в конце 6-й картины. Ибо последними словами в этой сцене было: «Ты слыхал или нет, как русские люди на смерть уходят?» Многие из женщин в зрительном зале плакали…» Успех пьесы объяснялся и тем, что драматург показал врагу не как примитивного изувера и садиста, а как изощрённого, уверенного в своей безнаказанности «покорителя» Европы и мира. Жизнь и героические деяния нашего флота стали темой ряда драматических
|