Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Круг тем пьесы и ее главная тема

Поиск

 

Как мы установили выше, в своем движении к сверхзадаче каждый герой совершает ряд поступков. По этим поступкам, сопоставляя их с его сверхзадачей, мы определяем его поведение. Выбор способов действия и мотивы этого выбора дают нам представление о Сущ­ности характера героя.

В дальнейшем в сопоставлении способов действия со сверх­задачей героя постепенно будет обнаруживаться та тема, кото­рую персонаж несет на себе в пьесе. Совокупность сверхзада­чи, способов действия и основной черты характера поможет определить его тему.

После того, когда определены темы всех персонажей, режи­ссер должен внимательно рассмотреть весь круг этих тем и определить, какие темы дополняют друг друга или контрастируют с наиболее важными, а какие звучат и развиваются самостоя­тельно; какие темы наиболее отчетливо противостоят друг дру­гу и как эти темы сталкиваются в развивающемся конфликте и, наконец, решить, какая из этих борющихся тем является главной.

Для большей наглядности приведен два примера определен! главной теин пьесы двумя различными методами.

Пример первый

Группа студентов-режиссеров получила задание определит! главную тему пьесы Бертольта Брехта "Мещанская свадьба" привычным для них способом.

После двукратного коллективного и одного самостоятельно го прочтения и обсуждения пьесы большинство студентов так определили ее тематическое содержание:

Главная тема - взаимоотношения поколений (молодого и старшего).

После обсуждения полученных результатов было предложено еще раз вернуться к пьесе и применить иной способ анализа, т.е.: определить тему каждого персонажа, очертить весь круг тем и из него, сопоставляя объективно полученные конкретные данные, выделить две наиболее важные темы, борющиеся между собой, затем вывести логическим путем главную тему. Процесс анализа большинством студентов был проведен и зафиксирован так:

Бертольд Брехт. "МЕЩАНСКАЯ СВАДЬБА"

Круг тем, которые несут персонажи

I. ЖЕНИХ И НЕВЕСТА.

Поступки: Входят в связь до венчания. Отказываются от родительских подарков. Даже мебель, плохо, но делают са­ми.

Сверхзадача; Соединиться и устроить жизнь по-своему!

НЕСУТ ТЕМУ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ БРЕМЕНИ ОБЫЧАЕВ И ПРЕДРАССУДКОВ, ТЕМУ СТРЕМЛЕНИЯ ПРОЯВИТЬ ПОЛНУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.

 

2. ОТЕЦ И МАТЬ.

Поступки; Скрывают от знакомых "грех" молодых. Старают­ся все ввести в рамки и нормы "приличия".

Сверхзадача; Сохранить престиж в своем кругу общества, ни в чем не отстать от других!

НЕСУТ ТЕМУ СЛЕПОГО, РАБСКОГО СОБЛЮДЕНИЯ ОБЫЧАЕВ И СОХРАНЕНИЯ УСТОЕВ СВОЕГО КРУГА ОБЩЕСТВА.

 

3. ГОСТИ.

(Их сверхзадачи и поступки условно были объединены, хотя каждый персонаж оттеняет и обогащает ту общую тему, которую они несут вместе).

Поступки: Мстят молодым за нарушение обычаев. Высмеивают их попытку устроить жизнь по-своему, по-новому. Стремят­ся не отстать друг от друга в чванстве и при первой воз­можности вырваться вперед и возвеличить себя.

Сверхзадача; Сохранить незыблемыми устои и обычаи своего круга общества и занять в нем лучшее место.

НЕСУТ ТЕМУ АКТИВНОГО ОХРАНЕНИЯ ОБЫЧАЕВ, ТРАДИЦИЯ И УСТОЕВ СВОЕГО КРУГА ОБЩЕСТВА.

 

Из полученных данных был сделан следующий вывод:

Главной темой пьесы является столкновение молодых сил с предрассудками, традициями, обрядами и обычаями мещанского общества. Эти традиции и обычаи становятся никчемными и вредными, когда соблюдаются в силу привычек и надуманных норм поведения, но не рождаются от органической в них потреб­ности, они сковывают свободу нового молодого поколения.

 

Нам кажется, что данное определение главной темы более широко и активно раскрывает своеобразное содержание пьесы Бертольда Брехта, т.е. раскрывает предмет и смысл происходя­щей борьбы, делает пьесу более современной и дает режиссеру больше возможностей и простора для актуального ее решения, чем определение ее как "взаимоотношение поколений".

Пример второй

Вторая группа студентов получила задание определить главную тему драмы А.С.Пушкина "Борис Годунов" также привыч­ным для них способом.

После одного коллективного и одного самостоятельного прочтения и обсуждения драмы в определении главной темы мне­ния разошлись. Обнаружилось два варианта.

Вариант первый: главная тема драмы - стихийное движение народа за свое освобождение в эпоху "смутного времени".

Вариант второй: главная тема - бессилие власти, оторван­ной от народа.

В данных определениях чувствуется влияние школьных учеб­ников и некоторых критических статей, посвященных идейно-те­матическому разбору драмы А.С.Пушкина.

После обсуждения полученных результатов студентам было предложено еще раз вернуться к драме и испробовать иной ме­тод определения главной темы и основной идеи, т.е. опреде­лить темы главных персонажей, осветить весь круг тем драмы, выделить темы, сталкивающиеся в конфликте, и затем вывести логически главную тему. Во втором эксперименте процесс ана­лиза был проведен и зафиксирован так:

А.С.ПУШКИН. "БОРИС ГОДУНОВ"

Круг тем, которые несут персонажи

 

I. БОРИС.

Поступки: "Убирает" наследника престола - царевича Дими­трия. Отказывается от власти, чтобы быть из­бранным всенародно. Страдает от того, что не завоевал симпатий народа. Сжигает грамоты и "поет анафему" Самозванцу. Завещает трон несо­вершеннолетнему Феодору.

Сверхзадача; Утвердить династию некоронованных, но талан­тливых правителей. (Были приведены следующие доказательства: как самый умный из бояр, Борис был советчиком при Иоанне Грозном, правил при - царе Феодоре. Теперь всячески образовывает своего сына Феодора и готовит его к власти).

НЕСЕТ ТЕМУ ВОСШЕСТВИЯ НА ПРЕСТОЛ НЕ ПО ПРАВУ НАСЛЕДИЯ, А ПО ПРАВУ УМА, ТАЛАНТА, ТРУДОВ И ЗАСЛУГ ПЕРЕД НАРОДОМ И ГОСУДАР­СТВОМ - ПО ПРАВУ ЛУЧШЕГО.

 

2. ШУЙСКИЙ и ВОРОТЫНСКИЙ.

Поступки: Сговариваются волновать народ и не допустить Бориса к власти. Отказываются от заговора и присягают Борису. Ждут промаха Бориса, возводят их пороки и преступления.

Сверхзадача: Восстановить и сохранить право наследия власти по "крови" и сану. Выждать момент, когда будет можно самому захватить власть.

НЕСУТ ТЕМУ ОХРАНЕНИЯ ПРАВА НА ВЛАСТЬ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ И САНУ, ТЕМУ СКРЫТЫХ ПРИЧИН МЕХДУУСОБНОЙ ВРАЖДЫ МЕЖУ БОЯРАМ.

 

3. БАСМАНОВ.

Поступки; Поддерживает все начинания Бориса. Добива­ется сожжения разрядных книг. Личными подвигами стре­мится доказать свое превосходство над боярами. Разга­дав замыслы бояр, поверив в "доброту" Самозванца, пе­реходит на его сторону.

Сверхзадача; Добиться права занимать должность не по законам разрядных книг, где пишут родословную, а по заслугам, доблести и таланту. (Было отмечено, что его сверхзадача в определенной степени совпадает со сверх­задачей Бориса).

НЕСЕТ ТЕМУ БОРЬБЫ ЧЕЛОВЕКА ЗА ПРАВО ЗАНИМАТЬ ПОЛОШ1ИЕ В ОБ­ЩЕСТВЕ ПО СПОСОБНОСТЯМ И ЗАСЛУГАМ, А НЕ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ И ЧИНУ.

 

4. САМОЗВАНЕЦ.

Поступки; Бежит из монастыря. Ворует право на наслед­ство престола. Учится у украинцев "владеть конем и саблей". Заключает тайный договор с поляками о под­держке в войне с Россией. Воюет с Россией и поднимает бунт народный.

Сверхзадача; Развернуть и показать свой талант - за­хватить престол.

НЕСЕТ ТЕМУ БЕСШАБАШНОГО АВАНТЮРИЗМ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ НАСЛЕД­СТВЕННОГО ПРАВА НА ПРЕСТОЛ.

 

5. НАРОД.

Поступки; Идет решений Думы. Молит Бориса принять престол. Ругает иностранных офицеров. Ругает Бориса. Поддерживает Самозванца. Поняв, что и "Димитрий" идет к власти через кровь и ведет за собой супоста­та, народ безмолвствует.

Сверхзадача; Избегать кровопролитий, разорений, наше­ствий и войн. Обрести возможность спокойно жить и ра­ботать. Ждет улучшений жизни и справедливой власти.

НЕСЕТ ТЕМУ СТРАДАНИЯ, НЕУМЕЛОСТИ ОРГАНИЗОВАТЬСЯ И ПОСТОЯТЬ ЗА СЕБЯ, ЗА СВОЮ ПРАВДУ, ТЕМУ НАЧАЛА СТИХИЙНОГО БРОЖЕНИЯ НЕ­ОСОЗНАННЫХ СИЛ.

 

Из данных анализа был сделан следующий ВЫВОД:

Главной темой драмы является борьба между наследственным правом на власть и естественным выбором достойного правите­ля, тема зарождения потребностей в демократических принципах назначения правителей и отстранения их от власти по воле на­рода.

 

В данном определении темы драмы явно чувствуется тенден­ция к современному прочтению пьесы, желание сделать ее акту­альной и понятной сегодняшнему зрителю. Такое определение главной темы объективнее и конкретнее, чем определение ее как "Бессилие власти, оторванной от народа".

 

Итак, главную тему пьесы нужно не формулировать, а логи­чески выводить из того круга тем, которые несут персонажи в своем развитии, определяя главный предмет борьбы, в которой сталкиваются две основные наиболее важные силы - темы.

"При всей своей идейно-тематической многомерности, - за­мечает Л.И.Тимофеев, - произведение обладает определенным единством. Оно подсказывается ему (писателю) самой от­ражаемой им жизнью: отдельные жизненные явления, взаимодейст­вуя друг с другом, образуют явления более сложные, в свою очередь требующие определенного к себе отношения."

Эту же мысль высказывает и А.И.Ревякин: "Необходимо помнить, что тематика художественного произ­ведения предполагает не механическое сочетание разнородных, лишь внешне связанных тем, а органическое единство, опреде­ленную целостность, строгую взаимообусловленность составляв­ших ее частей, сторон, образов, эпизодов, объединенных ведущей или главной темой.

С нашей точки зрения, в драме такой связующей силой, ор­ганически объединяющей в целое все множество тем произведе­ния, является линия действия главного героя, сталкивающаяся с другой, противостоящей ему силой, т.е. его тема, которую он несет в пьесе.

В творческом процессе писателя судьба главного героя, его движение и является тем основным "мотивом", который пронизывает все его произведение. Вспомним высказывание И.А.Гончарова: "У меня есть всегда один образ и вместе главный мотив: он-то и ведет меня вперед - и по I дороге я нечаянно захватываю, что попадается под руку, то есть что близко относится к нему."

От позиций, взгляда и решения режиссера будет зависеть трактовка всего круга тем и определение главной темы пьесы. Режиссер получает возможность любую из развивающихся в пьесе тем сделать главной, но прежде чем принимать решение по трактовке, режиссер должен внимательно изучить, какую тему акцентирует драматург, какую тему он делает главной. Определить главную тему драматурга иногда помогает на­звание пьесы, в котором автор не только указывает героя, несущего главную тему ("Гамлет", "Отелло", "Антигона", "Эгмонт", "Тартюф" и т.д.), но иногда в аллегорической форме указывает на свою основную мысль: "Гроза", "Живой труп", "На дне" - эти названия раскрывают эмоциональное отношение автора к изображаемым событиям, что необычайно важно при выведении главной темы произведения.

Точно так же и в определении тем персонажей неоценимую услугу может оказать сам автор, стоит только внимательно отнестись к некоторый особенностям его творчества. Само по се­бе имя персонажа часто несет в себе намек на его характер, или определяет его место в произведении, а иногда и в обще­стве, которое изображено в пьесе. Так, например, в "Горе от ума" А.С.Грибоедова уже в списке действующих лиц мы можем получить некоторые сведения о характере персонажей: полков­ник Скалозуб, Молчалив, Репетилов... В этих фамилиях чувст­вуется намек Грибоедова на характеры героев. В "На дне" М.Горького - Барон, Актер, Клещ, Квашня - их прозвища могут служить ориентиром в определении той темы, которую каждый несет в пьесе.

Режиссеру необходимо помнить, что в определении главной темы всегда должна находить отражение сущность конфликта, сущность борьбы во имя осуществления определенной идеи.

История современного театра знает немало примеров нового и своеобразного прочтения классических произведений режиссе­рами. С нашей точки зрения их удачи в значительной степени зависели ох нового современного взгляда на тематику этих произведений и выбора главной темы из всего круга тем пьесы.

Часты случаи, когда пьеса известного классика на первый взгляд кажется устаревшей, несовременной. Главная тема и ос­новная идея ее соответствуют только эпохе автора и не могут звучать актуально сегодня. Но стоит режиссеру посмотреть на содержание пьесы с позиций сегодняшнего дня, взять из общего круга тем ту, которая более других соответствует сегодняшним проблемам, и пьеса зазвучит по-иному.

Вот почему по-новому трактовал шекспировского "Короля Лира" Питер Брук и "Трех мушкетеров" А.Дюма Роже Планшон, вот почему иначе зазвучали "Ромео и Джульетта" у А.Эфроса, "Гамлет" у Ю.Любимова, "Горе от ума" Грибоедова и "Мещане" Горького у Товстоногова. "Горе от ума" в постановке Товсто­ногова прозвучала не как комедия нравов старой Москвы, а как трагедия человека, лишнего в этом обществе, и более других акцентировалась тема главного героя - Чацкого.

В выведении круга тем и главной темы может и должна быть определенная тенденциозность. За режиссером остается право выбора главной темы из круга тем и, таким образом, он может, не переделывая сюжета, извлечь из пьесы новую тему и сделать произведение современным.

Главная тема пьесы - это тема борьбы ее героев, в кото­рой находят отражение существенные социальные проблемы дей­ствительности и раскрываются основные противоречия времени.

Характер отражения этих проблем и противоречий будет яв­ляться идейной концепцией драматурга независимо от того, привел или не привел драматург своих героев к положительному решению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.232.215 (0.009 с.)