Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка фактов и поступков персонажейСодержание книги Поиск на нашем сайте
Следующим этапом должно быть рассмотрение и изучение всего выписанного. При рассмотрении отдельных деталей и фактов начинается невольное их сопоставление и оценка. Через сопоставление и оценку деталей и фактов будет постигаться смысл их связи и взаимозависимости, обнаружится главное в этой связи. Не теряя установленной связи между отдельными фактами, методом постепенного исключения второстепенного, необходимо выявить события, по которым развивается основное действие пьесы. При оценке фактов и поступков героев всегда обнаруживаются непонятные места, пустоты, возникает целый ряд вопросов, на которые можно будет ответить только после изучения дополнительных материалов. Такие вопросы следует выписать отдельно. В процессе оценки фактов и поступков могут появиться мысли по идейному и образному решению будущего спектакля. Такими мыслями нельзя пренебрегать, их нужно записать отдельно и вернуться к ним после анализа. Рассматривая выписки и собранные заметки, мы должны выявить главные события, которые затем включим в схему развития действия.
СХЕМА РАЗВИТИЯ ДРАМАТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
Как мы установили выше, содержание пьесы имеет характер развертывающегося драматического действия. Оно в своем развитии движется от события к событию, вбирая в себя поступки и действия всех персонажей пьесы, как тех, которые ведут основное действие, так и тех, которые им препятствуют или противодействуют. После оценки всех выписанных нами из пьесы фактов, когда события обозначились более или менее четко, можно переходить к анализу и определению самого действия пьесы. Для того, чтобы более отчетливо и наглядно представить и понять, как развивается драматическое действие, целесообразно опираясь на выявленные события, составить схему развития действия. Задача режиссера на данном этапе - проследить и увидеть пути развития драматического действия от частного к целому, от малого к большому. Этот процесс должен проходить по трем ступеням. На первой ступени режиссер должен прочертить линии действий и поступков каждого персонажа пьесы. Он должен объективно зафиксировать то, что делает персонаж. В эту линию входят все его действия, в том числе и не имеющие никакого отношения к партнерам. Наиболее частой ошибкой на первой ступени составления схемы бывает то, что вместо объективного фиксирования поступков режиссер стремится включить сюда задачи персонажа, цели или причины поступков, а иногда сюда попадают приспособления. Устанавливать и проверять причины и цели поступков режиссер будет после изучения материалов об эпохе, нравах, быте и социальных условий, в которых существовали прообразы персонажей пьесы. В противном случае могут быть допущены ошибки в определении мотивов их поступков и идейной сущности этих поступков. На второй ступени составления схемы режиссер должен выявить из собранных фактов цепь основных событий или "событийный ряд", лежащий в основе композиционного построения драматического действия. И на третьей ступени режиссер будет вычерчивать рисунок взаимодействия персонажей, в котором реализуется конфликт пьесы, составляющий основу драматического действия, будет определять предмет борьбы в каждой сцене, расстановку борющихся сил, исследовать причины и цели их столкновений. Начинать составление схемы следует с определения исходного события пьесы.
ИСХОДНОЕ СОБЫТИЕ
Любая пьеса начинается с того, что герои уже действуют, о чем-то говорят, что-то делают. Необходимо сразу выяснить, какое событие или обстоятельство породило их первоначальные действия. Обычно это событие лежит за пределами пьесы, предшествует ее началу. Для примера рассмотрим начало трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов". КРЕМЛЕВСКИЕ ПАЛАТЫ (1598 года, 20 февраля) Князья Шуйский и Воротынский
Воротынский: Наряжены мы вместе город ведать, Но, кажется, нам не за чем смотреть: Москва пуста; вослед за патриархом К монастырю пошел и весь народ. Как думаешь, чем кончится тревога? Шуйский: Чем кончится? Узнать не мудрено: Народ еще повоет да поплачет, Борис еще поморщится немного, Что пьяница пред чаркою вина, И наконец по милости своей Принять венец смиренно согласится; и т.д.
Уже с первых слов князей мы узнаем о ряде сложных обстоятельств, которые вызвали их действия. Боярская дума боится народных волнений и беспорядков и "нарядила" князей смотреть за городом, народом. Но Москва пуста. Какое же событие привело в движение народ, который двинулся к монастырю за патриархом умолять Бориса принять венец, а князей "ведать" город? Умер царь Феодор. Борис отказался от престола. Россия осталась без царя, а среди народа ходят слухи о нашествии татар. Между боярами могут начаться раздоры, тогда - беда. Начнется война, пожары, голод. Смерть царя Феодора и отказ Бориса от престола - вот исходное событие драмы, которое привело все в движение и заставило князей "ведать город". Забегая несколько вперед, следует сказать, что в оценке фактов и событий, в том числе и исходного, лежат первые зерна из которых рождается режиссерский замысел образного решения будущего спектакля. Образные видения происходящих событий в процессе их оценки богаче и важнее, ярче первых видений. Оценивая факты и события, не следует тормозить своего воображения, а все видения, которые будут возникать в момент оценки фактов, нужно фиксировать, но записывать отдельно, чтобы потом, в свое время, обдумать их и подвергнуть проверке и обработке. Если разбудить воображение и подвергнуть творческой оценке в "Борисе Годунове" исходное событие - " смерть царя Феодора", - то даже у одного режиссера может родиться множество вариантов начала спектакля. Что такое смерть царя в Российской державе того времени? Это всеобщая тревога, доходящая до отчаяния, это ропот и вопль народа в ожидании всяческих бед, тревожный звон колоколов, церковное пение, костры и толпы народа на улицах и т.д. Составляя схему развития действия, режиссер должен помнить, что в каждой пьесе картины и сцены отделяются друг от друга определенными отрезками времени, за это время в жизни героев обязательно случаются какие-то события, и они влияют на их поведение, поступки, чувства. Если бы между картинами ничего не случалось, действие пьесы остановилось. Эти междукартинные "закадровые" события также должны быть приняты режиссером во внимание. В качестве примера мы приводим часть схемы развития действия в драме А.С.Пушкина "Борис Годунов", взятой для всестороннего ее анализа.
Подобная схема облегчает работу режиссера по анализу пьесы дает возможность проследить, как от события к событию развивается драматическое действие в целом и в его частностях - в действиях и поступках персонажей. Из этой схемы легко извлекается для тщательного рассмотрения линия действия любого персонажа пьесы и прочерчивается его линия сквозного действия. Для этого достаточно выписать последовательно все его поступки, сложить их в единую линию и определить его сверхзадачу. Не только в период анализа пьесы, но и на всех последующих этапах работы (в период формирования замысла, его воплощения, в период работы с исполнителями ролей) схема будет служить надежным фарватером в сложном путешествии по глубинам психологических нюансов пьесы. Она будет удобным каркасом для построения будущего спектакля.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.45 (0.007 с.) |