ОЦЕНКА ФАКТОВ И ПОСТУПКОВ ПЕРСОНАЖЕЙ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОЦЕНКА ФАКТОВ И ПОСТУПКОВ ПЕРСОНАЖЕЙ



 

Следующим этапом должно быть рассмотрение и изучение всего выпи­санного. При рассмотрении отдель­ных деталей и фактов начинается невольное их сопоставление и оценка. Через сопоставление и оценку деталей и фактов будет постигаться смысл их связи и взаимозависимости, обнаружится главное в этой связи.

Не теряя установленной связи между отдельными фактами, методом постепенного исключения второстепенного, необходимо выявить события, по которым развивается основное действие пьесы.

При оценке фактов и поступков героев всегда обнаружива­ются непонятные места, пустоты, возникает целый ряд вопро­сов, на которые можно будет ответить только после изучения дополнительных материалов. Такие вопросы следует выписать отдельно.

В процессе оценки фактов и поступков могут появиться мысли по идейному и образному решению будущего спектакля. Такими мыслями нельзя пренебрегать, их нужно записать от­дельно и вернуться к ним после анализа.

Рассматривая выписки и собранные заметки, мы должны выя­вить главные события, которые затем включим в схему развития действия.

 

СХЕМА РАЗВИТИЯ ДРАМАТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ

 

Как мы установили выше, содержание пьесы имеет харак­тер развертывающегося драмати­ческого действия. Оно в своем развитии движется от события к событию, вбирая в себя поступки и действия всех персонажей пьесы, как тех, которые ведут основное действие, так и тех, которые им препятствуют или противодействуют.

После оценки всех выписанных нами из пьесы фактов, когда события обозначились более или менее четко, можно переходить к анализу и определению самого действия пьесы.

Для того, чтобы более отчетливо и наглядно представить и понять, как развивается драматическое действие, целесообраз­но опираясь на выявленные события, составить схему развития действия.

Задача режиссера на данном этапе - проследить и увидеть пути развития драматического действия от частного к целому, от малого к большому. Этот процесс должен проходить по трем ступеням.

На первой ступени режиссер должен прочертить линии дей­ствий и поступков каждого персонажа пьесы. Он должен объек­тивно зафиксировать то, что делает персонаж. В эту линию входят все его действия, в том числе и не имеющие никакого отношения к партнерам.

Наиболее частой ошибкой на первой ступени составления схемы бывает то, что вместо объективного фиксирования поступ­ков режиссер стремится включить сюда задачи персонажа, цели или причины поступков, а иногда сюда попадают приспособле­ния. Устанавливать и проверять причины и цели поступков ре­жиссер будет после изучения материалов об эпохе, нравах, бы­те и социальных условий, в которых существовали прообразы персонажей пьесы. В противном случае могут быть допущены ошибки в определении мотивов их поступков и идейной сущности этих поступков.

На второй ступени составления схемы режиссер должен выя­вить из собранных фактов цепь основных событий или "событий­ный ряд", лежащий в основе композиционного построения драма­тического действия.

И на третьей ступени режиссер будет вычерчивать рисунок взаимодействия персонажей, в котором реализуется конфликт пьесы, составляющий основу драматического действия, будет определять предмет борьбы в каждой сцене, расстановку борю­щихся сил, исследовать причины и цели их столкновений.

Начинать составление схемы следует с определения исход­ного события пьесы.

 

ИСХОДНОЕ СОБЫТИЕ

 

Любая пьеса начинается с того, что герои уже действуют, о чем-то говорят, что-то де­лают. Необходимо сразу выяснить, какое событие или обстоя­тельство породило их первоначальные действия.

Обычно это событие лежит за пределами пьесы, предшествует ее началу. Для примера рассмотрим начало трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов".

КРЕМЛЕВСКИЕ ПАЛАТЫ

(1598 года, 20 февраля)

Князья Шуйский и Воротынский

 

Воротынский:

Наряжены мы вместе город ведать,

Но, кажется, нам не за чем смотреть:

Москва пуста; вослед за патриархом

К монастырю пошел и весь народ.

Как думаешь, чем кончится тревога?

Шуйский:

Чем кончится? Узнать не мудрено:

Народ еще повоет да поплачет,

Борис еще поморщится немного,

Что пьяница пред чаркою вина,

И наконец по милости своей

Принять венец смиренно согласится;

и т.д.

 

Уже с первых слов князей мы узнаем о ряде сложных обсто­ятельств, которые вызвали их действия. Боярская дума боится народных волнений и беспорядков и "нарядила" князей смотреть за городом, народом. Но Москва пуста.

Какое же событие привело в движение народ, который дви­нулся к монастырю за патриархом умолять Бориса принять венец, а князей "ведать" город?

Умер царь Феодор. Борис отказался от престола. Россия осталась без царя, а среди народа ходят слухи о нашествии татар. Между боярами могут начаться раздоры, тогда - беда. Начнется война, пожары, голод.

Смерть царя Феодора и отказ Бориса от престола - вот ис­ходное событие драмы, которое привело все в движение и заста­вило князей "ведать город".

Забегая несколько вперед, следует сказать, что в оценке фактов и событий, в том числе и исходного, лежат первые зер­на из которых рождается режиссерский замысел образного ре­шения будущего спектакля. Образные видения происходящих со­бытий в процессе их оценки богаче и важнее, ярче первых ви­дений. Оценивая факты и события, не следует тормозить своего воображения, а все видения, которые будут возникать в момент оценки фактов, нужно фиксировать, но записывать отдельно, чтобы потом, в свое время, обдумать их и подвергнуть провер­ке и обработке.

Если разбудить воображение и подвергнуть творческой оценке в "Борисе Годунове" исходное событие - "смерть царя Феодора", - то даже у одного режиссера может родиться множе­ство вариантов начала спектакля. Что такое смерть царя в Рос­сийской державе того времени? Это всеобщая тревога, доходя­щая до отчаяния, это ропот и вопль народа в ожидании всячес­ких бед, тревожный звон колоколов, церковное пение, костры и толпы народа на улицах и т.д.

Составляя схему развития действия, режиссер должен пом­нить, что в каждой пьесе картины и сцены отделяются друг от друга определенными отрезками времени, за это время в жизни героев обязательно случаются какие-то события, и они влияют на их поведение, поступки, чувства. Если бы между картинами ничего не случалось, действие пьесы остановилось. Эти междукартинные "закадровые" события также должны быть приняты режиссером во внимание.

В качестве примера мы приводим часть схемы развития дей­ствия в драме А.С.Пушкина "Борис Годунов", взятой для все­стороннего ее анализа.

 

  А.С.Пушкин
БОРИС ГОЛДУНОВ
Схема развития драматического действия
Факты и события Действия и поступки персонажей
Исходное событие - УМЕР ЦАРЬ ФЕОДОР а) БОРИС. Отказался принять венец
Кремлевские палаты
  б) ШУИСКИЙ. Сообщает Воротынскому, что Борис убийца царевича Димитрия. Сговариваются волновать на­род и помешать восшествию Бориса на престол.
Красная площадь
  в) НАРОД. Ждет решения Думы. г) ЩЕЛКАЛОВ. Объявляет решение еще раз просить Бо­риса.
Девичье поле
  д) НАРОД. Ждет окончательных результатов (Патриарх, синклит бояр, дворяне, выборный Народ московс­кий молят царицу благословить Бориса на прес­тол).
2. Узловое событие - БОРИС СОГЛАСИЛСЯ ПРИНЯТЬ ВЕНЕЦ!
Кремлевские палаты
  а) БОЯРЕ. Присягают на верность Борису. б) ЦАРЬ. Объявляет пир. в) ШУЙСКИЙ. Отказывается от сговора с Воротынским.
Келья в Чудовом монастыре
  г) ПИМЕН. Описывает злодеяния Бориса. д) ГРИГОРИЙ. Выспрашивает подробности убийства Димитрия, узнает, что тот был ему ровесник. е) ПИМЕН. Завещает Григорию свой труд. ж) ГРИГОРИЙ. Овладевает тайной и ворует ее у ис­тории.
3. Узловое событие - ИЗ ЧУДОВА МОНАСТЫРЯ БЕЖАЛ ЧЕРНЕЦ ОТРЕ­ПЬЕВ
Палаты патриарха
  а) ПАТРИАРХ. Решает скрыть происшествие от Бориса. Велит изловить чернеца.
Царские палаты
  б) БОРИС. Ведет беседы с колдунами; говорит о своих душевных страданиях. (Здесь появляются первые темные места пьесы, которые требуют изучения дополни­тельных материалов).
Корчма на Литовской границе
  в) ГРИГОРИЙ. Достигнув Литовской границы, где ры­щут сторожевые приставы, прорывает заслон. (Действия Варлаама и Мисаила влияния на развитие действия не имеют. Они создают бытовой фон и так же, как и стражники, несут на себе интригу пьесы).
Москва. Дом Шуйского
  г) ШУЙСКИЙ. Бражничает с боярами, угощает их: маскирует встречу с Пушкиным. д) ПУШКИН. Сообщает ему новость, что привез гонец из Кракова.
4. Узловое событие - В КРАКОВЕ ОБЪЯВИЛСЯ ЦАРЕВИЧ ДИМИТРИЙ
Царские палаты
  а) БОРИС. Готовит сына Феодора к делам государственным. б) СЕМЕН ГОДУНОВ. Сообщает царю о гонце из Кракова, который бил у Пушкина. в) ЦАРЬ. Велит перехватить гонца и вызвать Шуйского. г) ШУЛСКИЛ. Рассказывает о слухах, предупреждает, что имя царевича может привлечь внимание народа.
5. Узловое событие - КОРОЛЬ И ПОЛЬСКИЕ ПАНЫ ПОДДЕРЖИВАЮТ САМОЗВАНЦА
  а) БОРИС, Удаляет сына, дает приказ перекрыть границу с Польшей. Пытает Шуйского о смерти царевича. б) ШУЙСКИЙ. Клянется, что видел царевича мерт­вым. в) БОРИС. Сопоставляет факты и решает усилить бдительность. (Аморфное действие).
Краков. Дом Вишневецкого
  г) САМОЗВАНЕЦ. Убеждает Патера, что русские его поддержат.
6. Узловое событие - КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ "ПРИЗНАЕТ" САМОЗВАНЦА ЦАРЕВИЧЕМ И БЛАГОСЛОВЛЯЕТ НА ВОЙНУ С РОССИЕЙ
  а) ПАТЕР. Учит Самозванца быть скрытным и хит­рым. б) САМОЗВАНЕЦ. Принимает и делает смотр первых добровольцев, обещает расплатиться с Бори­сом за все обиды, объявляет о выступлении из Кракова в Самбор. (Здесь начинает завязываться новая фабульная линия – линия Самозванца. Линия Бориса отходит на второй план и завершает­ся его смертью ).
     

 

Подобная схема облегчает работу режиссера по анализу пьесы дает возможность проследить, как от события к собы­тию развивается драматическое действие в целом и в его част­ностях - в действиях и поступках персонажей. Из этой схемы легко извлекается для тщательного рассмотрения линия дейст­вия любого персонажа пьесы и прочерчивается его линия сквоз­ного действия. Для этого достаточно выписать последовательно все его поступки, сложить их в единую линию и определить его сверхзадачу.

Не только в период анализа пьесы, но и на всех последую­щих этапах работы (в период формирования замысла, его вопло­щения, в период работы с исполнителями ролей) схема будет служить надежным фарватером в сложном путешествии по глуби­нам психологических нюансов пьесы. Она будет удобным карка­сом для построения будущего спектакля.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.232.88 (0.019 с.)