Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности творчества автораСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Оба раздела - изучение отраженной в пьесе действительности и особенностей творчества автора тесно связаны между собой и разделены условно. Проникнуть в творческую индивидуальность автора, в его мировоззрение, понять как он воспринимал и оценивал окружающую его действительность и как, в свою очередь, действительность влияла на формирование его творчества - это значит постичь всю систему взглядов драматурга, проникнуть и постичь сверхзадачу всего его творчества. Ведущим для вас является понимание идейных позиций и целей автора. Если режиссер хочет до конца постичь существо драматических характеров, атмосферу пьесы, хочет проникнуться всем строем мыслей и чувств автора, - говорил А.Д.Попов, - он обязан изучить не только данную пьесу, но и все написанное этим автором. Идеи возникают из действительности. Действительность порождает идеи в сознании художника. Художник, оценивая факте действительности, отражая ее, выражает эти идеи. Драматург хочет обратить внимание общества на определенные явления действительности, на какие-либо общественные противоречия, затем поставить вопрос о необходимости решения данных проблем или противоречий и решает эти проблемы или раскрывает эти противоречия в своем произведении. С.Владимиров так характеризует этот процесс: "Человечество время от времени испытывает потребность проиграть свои трагические и комические коллизии на сцене, стараясь пробиться через логически неопределимые противоречия собственного сознания, проникнуть в надвигающуюся на него неизвестность с помощью энергии драматического действия. Тогда снова в системе искусств на первый план выдвигается драма." В творческом процессе драматурга важен момент восприятия мира, момент эмоционального отношения к нему и момент выявления этого отношения в произведении. Так же, как нельзя понять исторической и социальной зна чимости произведений Салтыкова-Щедрина, не изучив его отношения к изображаемому времени, так же нельзя понять и поставить ни одного произведения Б.Брехта, не изучив и не поняв его общественных, политических и философских взглядов, его принципов эпического театра. "Изучая автора, - писал В.Сахновский, - режиссер должен понять идеи его, разобраться в поэтике языка, в архитектонике произведения, определить социальный смысл того произведения, которое он ставит... Таким образом, глубокое, полное изучение не только данного произведения, которое предполагает ставить режиссер, но и всей окружающей автора атмосферы, идейных влияний, литературных направлений, социальных противоречий, политических идей, пропитывающих это произведение, должно предшествовать решению о стиле и внутренней образе постановки и нахождению композиционных приемов режиссера.
В творческой жизни любого художника имеют значение некоторые встречи и события, которые производят сильное впечатление на него, оставляют глубокий след в его душе и сознании, накладывают отпечаток на характер его творчества. Ссылка М.Ю.Лермонтова на Кавказ наложила глубокий отпечаток на характер художественной исповеди в "Герое нашего времени", определила колорит всего произведения. Поездка В.В.Маяковского во Францию и Америку родила целый цикл стихов вошедших в "Заграничную лирику", и т.д. Не следует пренебрегать изучением биографии автора, но нужно выбрать из этой биографии те факты и события, которые имели значение в формировании особенностей его творчества. Значительно должны облегчить работу режиссера по изучению творчества автора ответы на конкретно поставленные им самим вопросы: 1. Автор и его место в обществе. 2. Мировоззрение автора, его взгляды на жизнь. 3. Какие проблемы действительности особенно волновали автора? 4. К какому направлению в искусстве принадлежит автор? 5. Своеобразие художественной манеры автора. Конечно, этот круг вопросов может быть значительно расширен в зависимости от сложности произведения, своеобразия опекой манеры и потребностей режиссера в познании особенностей его творчества.
ТРЕТЬЕ ПРОЧТЕНИЕ ПЬЕСЫ
После того, как режиссер разобрался в особенностях творчества драматурга и собрал о пьесе достаточно дополнительного материала, он должен еще раз перечитать ее. Делясь опытов работы в этот период, Г.А.Товстоногов говорит следующее: "Читая пьесу, я стремлюсь увидеть ее не в сценических формах, а, напротив, как бы возвращаю себя к тем пластам жизни, которые стоят за пьесой, пробую перевести ее в "роман жизни". Какое бы произведение ни было передо мной, будь то психологическая пьеса или лирическая поэма в драматической форме, фантасмагория в духе Сухово-Кобылина или народная сказка, водевиль или шекспировская трагедия, я стремлюсь на первом этапе увидеть "роман жизни", независимо от будущей сценической формы произведения".
В третий раз читая пьесу, следя за развитием действия, рассматривая поступки героев на основании изученных материалов и зная, какие проблемы волновали людей того времени, режиссер должен попытаться проникнуть в причины и цели поступков героев и раскрыть систему их взаимоотношений, т.е. пройти третью ступень, на которой должен вычертить рисунок взаимодействия персонажей, в котором реализуется конфликт пьесы. "Каждый, кто хочет понять человека, - замечает польский психолог К.Обуховский, - начинает с поисков причин его действий... в таком случае мы говорим, что хотим понять мотивы, которыми руководствовались люди, избирая тот или иной способ действия... Термин "мотив"... мы применяем для определения всех тех факторов, которые вызвали какое-либо действие."2' При третьем чтении, определяя сверхзадачи героев и линии их сквозного действия, режиссер должен попытаться раскрыть их характеры и определить те частные темы, которые задал им драматург.
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР
Когда мы хотим что-то сказать о человеке, не останавливаясь долго на описании его внешности, мы пытаемся охарактеризовать его внутреннюю сущность, рассказать о его внутреннем содержании: описываем его способности, волевые качества, его мечты и цели, степень настойчивости в стремлении достигнуть цель, рассказываем о способах, какими он движется к своей цели, определяем его принципы, взгляды на жизнь, говорим о его отношении к другим людям, о его оценке самого себя и других людей, событий, явлений жизни. Всему этому мы находим конкретные определения, стремимся выделить одно главное индивидуальное качество. Таким образом мы придерживаемся общепринятого определения характера. В определении драматического характера сегодня существует множество противоречивых теорий, исследований и суждений. Но всех исследователей драматического характера объединяет исходная точка во взгляде на характер как на исторически сложившуюся форму художественного изображения человека, соединявшую в себе типические черты, существующие в действительности. Аристотель, рассматривая древнегреческую трагедию, определял характер как нечто второстепенное по отношению к действию: "Без действия трагедия невозможна, а без характеров возможна"', - утверждал он. Античная трагедия под понятием "характер" понимала совокупность свойств личности, которые предопределяют постоянство ее поведения в разных ситуациях: льстец всегда льстец, пустослов всегда пустослов, бессовестный всегда бессовестны и т.д. С.С.Аверинцев, говоря об этимологии термина "характер" древнегреческом употреблении, замечал следующее: "Слово это по исходному смыслу означает либо вырезанную печать, либо вдавленный оттиск этой печати, стало быть, некий резко очерченный и неподвижно застывший пластический облик, который легко распознавать среди всех других.
В эпоху Просвещения Дени Дидро возражал против индивидуализации характеров в драме: "...Не характеры, в собственном смысле, нужно выводить на сцену, - говорил он, - а общественные положения. До сих пор в комедии рисовались главный образом характеры, а общественное положение было лишь аксессуаром; нужно, чтобы на первый план выдвинуто было общественное положение, а характер стал аксессуаром... Общественное положение, его обязанности, его преимущества, его трудности должны быть основой произведения... Этот источник плодотворнее, шире и полезнее, чем характеры. Однако в драматургии Шекспира, при единстве поэтического слога, исследователи отмечают различие драматических характеров не только "по рангу", но и "по индивидуализации" определенных внутренних черт. Против положений Дидро выступал немецкий писатель Лессинг в своей "Гамбургской драматургии", где, нанося удар по школе ложноклассика Готшеда, дал новую оценку творчества Шекспира и иначе рассматривал драматический характер. А.С.Пушкин по-своему подошел к осмыслению характера как типического. В письме к Н.Н.Раевскому о "Борисе Годунове" он писал: "Вы спросите меня: а ваша трагедия - трагедия характеров или нравов? Я избрал наиболее легкий род, но попытался соединить и то и другое." Исследуя систему характеров в драматургии А.Н.Островского, С.Владимиров отмечает: "У Островского содержание характера целиком определяем средой, чаще всего купеческой, городского мещанства, с соблюдением местного, скажем, московского или волжского колорита... И все же они есть порождение одной среды, ее обычае навыков, представлений, неписаниых законов я могут действовать и мыслить только в соответствии с принципами и понятиями данного общественного уклада.» В.Сахновскнй-Панкеев, исследуя движущие силы драматического действия, высказывает и пытается доказать мысль, что эстетическое понятие драматического характера резко расходится с тем, как понимается характер в психологии и в обычном бытовом словоупотреблении. Он выделяет одно свойство, общее для всех драматических героев: "Воля к достижению поставленной цели - вот непременное свойство характера, общее для всех драматических героев," и, доказывая мысль о том, что всестороннее раскрытие характера в драме не только не осуществимо, но и "противно" ее эстетической природе, обращается к рассмотрению характера шекспировского Гамлета. "Однако задумаемся - действительно ли нам всесторонне или, по крайней мере, в основных чертах известен характер Гамлета в самом обычном, житейском смысле. Очевидно, нам затруднительно было бы представить себе Гамлета в студенческой аудитории или в библиотеке Виттенбергского университета, хоть мы и знаем из пьесы об этом этапе его жизни. Старателен ли Гамлет? Усидчив ли он? Эти вопросы по справедливости по кажутся нелепыми; а между тем они были бы естественны, если бы речь шла о любом человеке... Старательность и усидчивость Гамлета и даже его доброта не имеют для нас ровным счетом никакого значения. Этих (и множество других!) свойств, образующих в совокупности характер в его бытовом, психологическом смысле, нет в характере Гамлета." И далее, опираясь тезис Гегеля: "Драматическое в собственном смысле есть высказывание индивидов в борьбе их интересов и в разладе характеров и страстей этих индивидов", - В.Сахновский-Паикеев утверждает, что непременный свойством Характера в драке является его конфликтность: "Для драны... концентрируются свойства характера, образуется новый сплав. Этот сплав гораздо более беден по составу, чем характер в действительности» он не содержит множества показателей, определяющих понятие характера в научно-психологическом и даже житейском смысле; он неполон, односторонен и по сравнению с характером в романе. Но эта "бедность", "неполнота" относительна. Эстетически она компенсируется той энергией, с которой характер в драме развертывается, проявляется, преобразует мир и себя самоё. Характер здесь неотрывен от конфликта".
Перенося центр внимания на конфликтную сущность характера, что само по себе не ново, В.Сахновский-Панкеев уходит от определения драматического характера как эстетической категории. Такое большое количество различных точек зрения на драматический характер зависит от разнообразия драматургических произведений и своеобразия стилевых особенностей и приемов драматургов в создании характеров героев в их произведениях. Художественные приемы создания, характеров героев у Б.Брехта иные, чем у В.Маяковского, у Маяковского, в свою очередь, не те, что у Горького или Чехова. Драматург волен представить персонаж как социальную маску, может наделить одной яркой характерной чертой и возвести ее в гротеск, или может придать характеру многие индивидуальные особенности. Дело театроведов и исследователей-литературоведов установить степень зависимости драматического характера, его особенностей от особенностей художественной манеры драматурга и выявить сущность определения драматического характера. В творческом процессе создания спектакля режиссер выступает как лицо ответственное за психологическое обоснование поведения актеров в сценических образах, и потому он должен определять характеры героев пьесы методом выявления основных элементов слагаемых в сценический характер. Режиссер должен рассматривать характеры героев пьесы как живое воплощение типических черт человеческих индивидуальностей при любой- пере условности, присущей данному произведению.
Что касается "меры условности" - эту проблему он будет решать в период воплощения своего замысла спектакля, соразмеряя ее с жанровыми и стилевыми особенностями пьесы, своего режиссерского решения и возможностями исполнителей ролей - актеров.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.199.20 (0.013 с.) |