Творчество и его результаты как объекты исключительных прав: Общее учение (П. 1524-1531) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество и его результаты как объекты исключительных прав: Общее учение (П. 1524-1531)



 

1524. Творческая деятельность (творчество) в самом общем виде может быть определена как самостоятельная интеллектуальная деятельность, завершающаяся созданием качественно нового продукта (результата), отличающегося оригинальностью и облеченного в объективную форму. Нетрудно заметить, что признаки, заложенные в этом определении (равно как и всех иных определениях творческой деятельности, предложенных в разное время различными учеными), четко распределяются на две группы: (1) признаки самой деятельности и (2) признаки результата этой деятельности.

1525. Признаки творчества как деятельности суть следующие. Творчество это:

1) деятельность только и исключительно физических лиц, причем, любых —как полностью, так и частично дееспособных, ограниченно дееспособных и вовсе недееспособных*;

За исключением тех, которые не в состоянии понимать значения своих фактических действий, и (или) руководить ими. Деятельность таких лиц не будет иметь интеллектуального (сознательного) характера. Напечатанные ими «произведения» не будут чем-либо отличаться от текстов, набитых на пишущей машинке стаей обезьян, а написанные «картины» — от мазни, оставленной на листе бумаги лапой влезшего в лужу краски кота.

 

2) всегда самостоятельная деятельность, т. е. творчество не может представлять собой намеренного повторения действий, ранее кем-либо уже совершенных;

3) деятельность, имеющая интеллектуальный характер, т. е. она должна быть сознательной — умственной, либо духовной.

1526. Результат творческой деятельности это:

1) качественно новый продукт, коим следует считать ранее не существовавший, на момент своего создания — уникальный результат человеческой мысли*;

* Поскольку мысль не может породить материи, нет необходимости специально подчеркивать нематериальный характер результата мыслительной деятельности. Сказав о том, что нечто является результатом мысли (интеллекта), мы тем самым уже сказали, что речь идет о субстанции нематериальной природы.

 

2) продукт оригинальный, т.е. результат, несущий в себе отпечаток индивидуальности своего создателя — его багажа знаний, образа мышления, особенностей восприятия окружающей действительности, особенностей выражения своих мыслей и эмоций и т. п.;

3) продукт, облеченный в объективную форму, т. е. форму, доступную для единообразного восприятия другими физическими лицами.

1527. Области человеческой деятельности, в которых возможно творчество, чрезвычайно разнообразны. Не будет большим преувеличением утверждение о том, что творчество возможно везде — не только с пером писателя и за мольбертом художника, но и со шваброй в руке, и за кухонной плитой. Однако по своему содержанию эти области таковы, что могут объективно исключать возможность независимого творческого создания идентичных результатов несколькими различными лицами (духовное творчество), но могут и не исключать такой возможности (научное и техническое творчество). Соответственно, сами результаты творческой деятельности можно разделить на объективно неповторимые (уникальные) и результаты, не позволяющие исключить возможность повторения.

1528. Задачи исключительного права существенно облегчаются, когда его объектом становится уникальный результат творчества. В этом случае не возникает необходимости в его специальном обособлении — он и без того объективно обособлен своей внешней уникальностью. Использование объективно неповторимых результатов творческой деятельности обеспечивается признанием за творцами исключительных прав, носящих наименование авторских и смежных с авторскими. Основным источником, регламентирующим содержание и сферу авторско-правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, является Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»*.

* Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 32. Ст. 1242; 1995. № 30. Ст. 2866. Далее – «Авторский закон».

 

1529. В случае же, когда исключительному праву предстоит оформить принадлежность такого творческого результата, в отношении которого нельзя исключить возможности его независимого получения третьими лицами, ему необходимо выполнить обе свои задачи: и обособить результат и обеспечить лицу-правообладателю исключительную возможность использовать его. Обособление (отграничение) результата творческой деятельности от смежных продуктов может носить либо формальный, либо фактический характер. Формальный (юридический) характер обособления заключается в государственной регистрации достижения соответствующего результата к определенной дате (дате приоритета) и установления на него исключительного права определенного лица — патентовании. Исключительные права, оформляющие принадлежность результатов творческой деятельности, допускающих возможность независимого получения (повторения), называются патентными. Основным источником, регламентирующим содержание и сферу патентно-правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, является Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-1*.

* Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992. № 42. Ст. 2319; СЗ РФ. 2001. № 1. Ч. I. Ст. 2; № 53. Ч. I. Ст. 5030; 2002. № 52. Ч. I. Ст. 5132; Российская газета. 2003, 11 февраля. Далее — «Патентный закон».

 

1530. Фактический характер обособления заключается в сохранении конфиденциальности информации (сведений) о сути используемого творческого достижения и не может доставить права его использования, исключительного по отношению ко всем другим лицам. Что представляет собой право использования фактически обособленного и объективно повторяемого результата творчества? Очевидно, оно не может быть выставлено против лиц, которые приобрели возможность использования фактически (юридически) обособленного идентичного творческого результата*. Юридически же защищенная возможность сохранять состояние неизвестности (режим конфиденциальности) сведений о сути творческого достижения (хотя бы и с целью использования этого достижения) и манипулировать этим режимом, не может быть признана правомочием, входящим в исключительное право (см. п. 1520 Учебника). Очевидно, что субъективное право, включающее возможность регулирования режима использования фактически обособленного результата творческой деятельности (сохранения в состоянии неизвестности определенных сведений), должно быть причислено к какой-то иной группе аб-солютных прав, вероятнее всего — личных**.

* В. А. Дозорцев называет такое право ослабленным абсолютным.

** Фактически обособить и держать в секретности можно любые сведения, в том числе и те, которые можно получить на законном основании из других источников (общедоступную информацию). Следовательно, объектом человеческого воздействия и, соответственно, правоотношения по предоставлению и получению такой информации, становится не сам творческий результат, и даже не сведения о нем, а режим комфортного доступа к этим сведениям (В. А. Дозорцев). В правомочии устанавливать такой режим, поддерживать его, манипулировать им, а также наказывать других лиц, мешающих этому, проявляется распоряжение субъекта неотделимыми от него личными качествами — сведениями, знаниями, навыками, умением, способностями к производству работ, оказанию услуг и т. д. Следовательно, это правомочие должно входить в состав личного права. Почему же в отношении информации, которая не является общедоступной (коммерческая тайна, ноу-хау), должен делаться какой-то другой вывод?

 

1531. Творческая деятельность осуществляется не на пустом месте. Ее основой является база знаний и достижений, созданная всеми предшествующими поколениями людей. За признанием решающей значимости заслуг физического лица — создателя определенного творческого результата, нельзя забывать и о том, что без достижений предшественников получение этого результата было бы невозможным. Признать же возможность монопольного использования результата творческой деятельности не только за самим творцом, но и за его наследниками —лицами, вовсе не имеющими к созданному произведению никакого отношения, лишив тем самым такой возможности все человечество, было бы просто несправедливо. Отсюда следует вывод о том, что исключительные права должны быть срочными.

1532. Срочность исключительных прав должна быть различной и зависеть от природы своих объектов. Именно: на объективно неповторимые имеет смысл признать срочное исключительное право, исключив возможность его продления. На объекты же технического творчества, которые привязаны в большей степени к законам природы, экономическим и социальным задачам общества, сколько к индивидуальности создателя, возможно признание срочного исключительного права с возможностью его продления (поддержания в силе), но с взиманием определенной платы (за признание этого права обществом, его охрану и защиту) и с ограничением максимально возможного срока его действия.

1533. Нематериальная природа объекта исключительного права исключает возможность его гибели, конструктивного изменения, порчи или амортизации. Результаты творческой деятельности подвержены лишь моральному старению, которое, однако, само по себе не приводит к утрате исключительного права.

Содержание и форма произведения. Произведение и его вещественная оболочка (п. 1534-1536)

 

1534. Вопрос о том, что же является предметом творчества — само произведение, или его внешнее выражение (форма)—является весьма важным. Несомненно, ведя речь об объекте исключительного права, мы имеем в виду объективную форму, в которой воплотилась система идей, мыслей и образов, а вовсе не содержание этой системы. На одну и ту же тему может быть создано неограниченное количество произведений. Одни и те же мысли и идеи могут развиваться различными авторами. Одни и те же образы могут использоваться для передачи самых различных мыслей и идей. Для исключительного права важна уникальность не самой системы идей, мыслей и образов, а той формы, в которую система идей, мыслей и образов заключена творцом — последовательность слов, словосочетаний, предложений в литературном произведении; последовательность, высота и длительность звуков в музыке; расположение и цвет линий, мазков и штрихов на картине и т. д.

1535. С другой стороны, зачастую под «формой выражения произведения» понимают тот материальный носитель, в котором это произведение воплощено — листы рукописи, нотной записи, холст, покрытый красками, кусок мрамора, из которого изготовлена скульптура, здание как нагромождение стройматериалов, являющее собой в то же время архитектурное произведение и т. д. Но подобно тому, как произведение — нематериальная субстанция — не может быть объектом вещного права, точно также.и вещь не может стать объектом права исключительного. Вещь может быть оболочкой, в которую заключено произведение; оболочка эта может существовать как в многих однородных экземплярах, так и в единственном экземпляре, т. е. в виде индивидуально-определенной вещи. Некоторые произведения по своей природе таковы, что в принципе не могут существовать без вещественной оболочки (картина, скульптура, архитектурная форма, произведение садово-паркового искусства, фотография, аудио- и видеозаписи и др.), но и в этом случае произведение никогда не может быть сведено к своей оболочке.

1536. Из этого факта следуют выводы о том, что (1) необходимо различать исключительное право на произведение и вещное право на материальный объект, являющийся объективной формой этого произведения; (2) исключительное право на произведение само по себе не доставляет вещного права на материальный объект, являющийся его носителем*, точно также, как и приобретение в собственность вещи, в которой выражено произведение, не влечет возникновения у ее приобретателя исключительных прав на произведение**. Как следует разрешить коллизии интересов носителей вещного и исключительного права? Принципиальные вопросы — о том, изготавливать ли экземпляры произведения, в каком виде и количестве, вводить ли их в гражданский оборот, если вводить, то на каких условиях и т. п. —следует признать находящимся в компетенции обладателя исключительного права, ибо перечисленные действия представляют собой частные случаи реализации им возможности использования своего произведения. Но после того, как эти вопросы обладателем исключительного права решены, экземпляры произведения с его согласия изготовлены и правомерно введены в оборот, тем более, после того, как другие лица добросовестно приобрели экземпляры произведения, есть все основания отдать приоритет вещным правам на эти экземпляры. Только в том случае, когда произведение объективно может существовать в единственном экземпляре, можно ограничить вещное право на этот экземпляр исключительным правом автора заключенного в нем произведения.

* Так, написание картины чужими красками на чужом листе бумаги, представляет собой классический случай переработки вещи, судьба права собственности на которую может существенно разниться в зависимости от случая (см. ст. 220 ГК и § 8 гл. XXXI Учебника). Однако ни в одном из случаев право собственности на картину не будет признано за художником потому, что он — обладатель исключительного права на картину как произведение изобразительного искусства.

** Так, покупка экземпляра и даже всего тиража книги, не обращает покупателя в автора этой книги; приобретение картины или статуи не делает ее приобретателя художником или скульптором и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.01 с.)