Субъективное авторское право: понятие и место в системе субъективных частных прав (п. 1569—1571)




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъективное авторское право: понятие и место в системе субъективных частных прав (п. 1569—1571)



 

1569. Авторское право — это субъективное частное имущественное исключительное право, содержанием которого являются возможность совершения управомоченным лицом действий по исключительному и независимому от посторонних лиц использованию произведения, охраняемого нормами авторского права и распоряжению им, а также возможность требования от любых третьих лиц воздерживаться от использования данного произведения и учинения препятствий к его использованию управомоченным лицом, если иное не установлено законом. Понятия о пользовании и распоряжении, как правомочиях, входящих в состав всякого субъективного исключительного (в том числе и авторского) права было рассмотрено выше, в п. 1519-1521 Учебника; понятие о произведении как объекте авторского права нам также уже известно из § 4 предшествующей главы.

1570. Принято считать, что субъективное авторское право состоит из множества правомочий не только имущественного, но и неимущественного, а точнее — строго личного содержания. В числе последних традиционно выделяют правомочия авторства, авторского имени, опубликования, защиты репутации автора и вознаграждения за использование созданного им произведения третьими лицами. Не оспаривая самого факта принадлежности данных возможностей авторам произведений науки, литературы и искусства, мы все же не считаем возможным рассматривать их в качестве правомочий, тем более входящих в состав субъективного авторского (исключительного) права. Субъективное право может быть либо имущественным, либо неимущественным, но не тем и другим одновременно. Соответственно, оно не может включать в себя одновременно и имущественные, и неимущественные правомочия (см. п. 1084 Учебника). Правильнее, таким образом, говорить о нескольких различных имущественных и неимущественных правах авторов (право авторства, право имени и т.д.), а не об одном авторском праве, сложенном из множества разнородных правомочий. Это в полной мере соответствует терминологии Авторского закона, ст. 15 которого характеризует личные неимущественные, а ст. 16 — имущественные права автора.

1571. По сути такое словоупотребление является верным только при условии ограничительного толкования понятия «права автора». Если под ним разуметь права, принадлежащие автору произведения науки, литературы или искусства, то словоупотребление точно. Если же «права автора» приравнять к «авторским правам», то точность будет утрачена, ибо личные права, возникающие в связи с созданием произведения, не являются исключительными, а значит, не могут быть отнесены и к числу авторских (см. п. 1520-1522 Учебника). Права авторства, авторского имени и защиты репутации автора* относятся к категории личных** и будут рассмотрены в подлежащем месте.

* Возможность опубликования произведения является способом его обнародования, реализация которой, в свою очередь, должна рассматриваться как реализация правомочия распоряжения произведением, т.е. составляющая имущественного исключительного авторского права. См. п. 1574 и 1575 Учебника.

** Их специфическая (не авторская) природа особо рельефно подчеркнута в п. 1 и 2 ст. 27 Авторского закона (см.).

Содержание авторского права (п. 1572—1578)

 

1572. Какие действия могут быть совершены с целью реализации возможностей использования и распоряжения произведением, охраняемым авторским правом? Авторский закон сначала в общей форме указывает, что автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения б любой форме и любым способом (п. 1 ст. 16), а затем (п. 2) «расшифровывает», что под этим подразумеваются возможности осуществлять самому или разрешать третьим лицам:

1) воспроизводить (тиражировать) произведение, т.е. изготавливать его экземпляры и копии в любом количестве и любыми способами (переписывать, перепечатывать, воспроизводить типографским способом, репродуцировать, фотографировать, ксерокопировать, сканировать и др.), в том числе и когда созданное им произведение (изобразительного искусства или архитектуры) принадлежит третьему лицу*;

* Такая возможность называется правом доступаи предусмотрена для произведений изобразительного искусства п. 1 ст. 17 Авторского закона, а для произведений архитектуры — п. 2 ст. 18 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4473). Было бы логичным признать такое право за авторами любых произведений, материальной оболочкой которых является уникальная вещь (графики, скульптуры, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства и т.п.).

 

2) распространять экземпляры произведения любым способом — продавать, дарить, сдавать в аренду, в безвозмездное пользование и т.п.;

3) импортировать экземпляры произведения (ввозить в Российскую Федерацию экземпляры произведения, изготовленные за рубежом в целях их распространения);

4) публично показывать произведение, например, на выставке;

5) публично исполнять произведение;

6) сообщать произведение для всеобщего сведения путем

непосредственной или последующей передачи в эфир или по кабелю;

7) переводить произведение на другие языки и использовать произведение в переводе;

8) переделывать (перерабатывать) произведение и использовать произведение в переработке;

9) участвовать в практической реализации произведения дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового искусства*;

* Данная возможность, именуемая также правом авторского контроля за разработкой документации для строительства и авторского надзора за строительствомархитектурного объекта, предусмотрена и п. 1 ст. 18 Федерального закона об архитектурной деятельности.

 

10) изготавливать и распространять интегральные микросхемы с охраняемой топологией, применять иным способом и вводить в хозяйственный оборот топологию или интегральные микросхемы с этой топологией (ст. 5 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем»*).

* Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 42. Ст. 2328; 2002. № 28. Ст. 2786. Далее-«Закон об охране ТИМ».

 

1573. Перечисленные выше возможности традиционно рассматриваются как способы использования произведения. Разумеется, что далеко не каждый из них может быть применен ко всякому произведению. Так, можно тиражировать, импортировать и распространять экземпляры литературного произведения, но таких возможностей не существует, скажем, у автора произведения живописи (художника). Картину можно публично показывать (например) на выставке), но ее, естественно, нельзя публично исполнять — последняя возможность применима, прежде всего, к музыкальным произведениям. Своеобразие таких объектов авторского права, как, в частности, произведения архитектуры, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем и др. предопределяет возможность их использования способами, естественно не встречающимися в случаях с другими произведениями. Поэтому содержание возможности использования произведения, охраняемого авторским правом, строго говоря, предопределяется естественными свойствами объекта каждого субъективного авторского права. Ими же определяются и содержательные ограничения соответствующих субъективных авторских прав (см. § 5 настоящей главы). Содержание правомочия использования, входящего в состав авторского права, приобретенного по авторскому договору, может быть ограничено и содержанием (условиями) такого договора.

1574. Что же касается правомочия распоряжения, то как мы знаем из п. 1520 Учебника, таковое осуществляется посредством изменения правового режима использования объекта субъективного авторского права. Изменить этот режим можно двояким образом: (1) предоставив возможность использования произведения третьему лицу или лицам по авторскому договору (см. § 1 и § 4 гл. XVII Учебника) и (2) обнародовав произведение или отозвав произведение, ранее обнародованное. Обнародование произведения приводит к установлению более широких возможностей для его использования третьими лицами без согласия (разрешения) обладателя субъективного авторского права, т. е. изменяет правовой режим использования объекта субъективного авторского права. Отзыв, в свою очередь, не позволит состояться обнародованию произведения или вернет уже обнародованному режим необнародованного, что восстановит прежний объем авторского права. Именно поэтому действия по обнародованию и отзыву произведений следует рассматривать как возможности, реализация которых представляет собой распоряжение объектом авторского права.

1575. Обнародование — это действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения (абз. 11 ст. 4 Авторского закона). Способы обнародования конкретного произведения определяются его характером. Так, например, литературное произведение обыкновенно обнародуется посредством его опубликования, кинофильм — посредством публичного показа, музыкальное произведение — путем его публичного исполнения, фонограмма — посредством ее передачи в эфир. Условием правомерности обнародования произведения является его осуществление либо самим автором, либо с его согласия.

1576. Отзыв произведения — это отказ автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения, сопровождаемый (если произведение уже было обнародовано) публичным оповещением об отзыве. При необходимости автор вправе изъять из обращения все или некоторые экземпляры отозванного произведения, разумеется, за свой счет. Условием правомерности отзыва произведения является полное возмещение третьим лицам убытков, причиненных отзывом (п. 2 ст. 15 Авторского закона).

1577. Наконец, обладатель авторского права может требовать от любых третьих лиц воздерживаться от использования принадлежащего ему произведения и от совершения действий, препятствующих его использованию. Если, вопреки воле автора, какое-либо лицо все-таки использует произведение (любым способом), или создает препятствия для его использования самим обладателем авторского права, оно совершает противоправное (неправомерное) действие (см. гл. XXIV Учебника). В любом случае обладатель авторского права может требовать прекращения совершения данного действия и (или) выплаты ему авторского вознаграждения за фактически состоявшееся использование, а если действие является еще и вредоносным — то также и возмещения ущерба (вреда), причиненного этим действием.

1578. Абсолютность любых исключительных прав, в том числе и авторских, является ослабленной (В. А. Дозорцев) в сравнении с абсолютностью прав вещных. Эта «ослабленность» выражается в ограничении субъективного авторского права: (1) по территории признания; (2) по кругу лиц, за которыми оно может быть признано; (3) по времени действия; (4) по содержанию. Последовательно рассмотрим каждый из видов этих ограничений.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.014 с.)