![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уникальные (объективно неповторимые) объекты исключительных прав (п. 1537-1544)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1537. Характеристика уникальных объектов исключительных прав в значительной мере затрудняется отсутствием их исчерпывающего перечня в законодательстве. Этот факт — вовсе не недостаток в работе российского законодателя, а непреложное условие, в котором приходится работать законодателям всех стран. Исчерпывающего перечня объективно неповторимых результатов творческой деятельности предусмотреть невозможно уже хотя бы потому, что с развитием науки и техники, с изменением осознания человеком самого себя, появляются новые области и способы (приемы, методы) творчества, а также видоизменяется содержание и форма результатов творчества в традиционных областях*. Было бы странно отрицать способность подобных результатов творчества быть объектами исключительных прав на том лишь основании, что об этом ничего не сказано в законодательстве. Характеристика уникальных объектов исключительных прав, таким образом, может и должна быть только родовой. * Так, девятнадцатый и двадцатый века привнесли в общество такие сферы творчества как деятельность по проектированию топологий интегральных микросхем, фото-и кинематографию, аудио- и видеозапись, запись на магнитных и лазерных дисках, передача сигналов в эфир и по кабелю, создание программ для ЭВМ и баз данных, размещение произведений на сайтах в сети Интернет и оформление дизайна самих сайтов и т.д.
1538. Объективно неповторимые результаты творческой деятельности в юридической науке принято называть произведениями. Произведение — это объединенная единым замыслом совокупность (система) идей, мыслей и образов, являющаяся результатом творческой деятельности, т.е. обладающая признаками качественной новизны и оригинальности, а также облеченная в объективную форму. В основе данного определения произведения положено считающееся классическим определение В. И. Серебровского в котором, однако, не подчеркивается системности произведения, а творческой именуется деятельность не по выработке (созданию) системы идей, мыслей и образов, а лишь по воплощению этой системы в объективную форму. 1539. Общепризнанным является мнение о том, что исключительное право на объективно неповторимые произведения возникает независимо от их достоинств*. Представляется, что настало время пересмотреть это положение. Дело даже не том, что уровень достоинства современных творческих произведений в большинстве своем чрезвычайно низок, а в том, что развитие науки и техники сегодня позволяет создавать и использовать произведения ярко выраженной антиобщественной направленности, способами, представляющими опасность для имущества, нравственности, здоровья и даже жизни. Таковы, в частности, программы — компьютерные вирусы**, радиопередачи и телепрограммы, а также публикации, пропагандирующие жестокость и насилие, воровскую романтику и безнаказанность мафии, терроризм, национализм, фашизм, проституцию и пьянство, коррупцию и кумовство, подхалимаж и лизоблюдство. Охрана подобных произведений исключительным правом противоречит публичному порядку.
* При этом обычно отмечается, что нехватка достоинств в произведении не может не отразиться на арсенале способов его возможного использования и эффективности такового: неинтересную книгу никто не станет читать, плохую передачу не будут смотреть, примитивную музыку не станут слушать и т. д. Это и является фактором, сдерживающим процессы создания или, во всяком случае, обнародования, произведений низкого достоинства. ** Пример нашего ученика С. А. Бабкина.
1540. В законодательстве и литературе принято выделять три вида уникальных произведений: (1) произведения науки; (2) произведения литературы; (3) произведения искусства. Разделение это в значительной мере условно и не может претендовать на звание классификации по двум причинам: во-первых, его элементы накладываются друг на друга, а во-вторых, не охватывают всего многообразия уникальных произведений. Чтобы установить, в чем именно заключается второй из отмеченных недостатков, установим, что является причиной первого. 1541. Под произведениями науки понимаются любые произведения, направленные на систематизацию знаний об объективной действительности, а также на выработку средств, приемов и методов практического применения этих знаний. Литературными называются словесные произведения художественного, публицистического, пропагандистского и агитационного, учебного, документального, информационного и эпистолярного жанра. Произведения же искусства — это все иные произведения, не охваченные двумя первыми понятиями (произведения живописи, графики, музыки, архитектуры, скульптуры, кино, театра, балета, пантомимы и т.д.). Видно, что все три понятия выделены по различным критериям — произведения науки по своему назначению*, литературы — по жанру внутри единой (словесной) формы, а под вывеской «произведения искусства» собраны воедино произведения принципиально различных областей творчества.
* Строго говоря, более адекватным обозначением был бы термин «произведения научно-технического творчества».
1542. Теперь легко можно указать и на второй недостаток классификации. Ею не охватываются, в частности, переводы, музыкальные редакции, эстрадные и цирковые номера и трюки, фокусы, произведения картографии, составные произведения, базы данных, программы для ЭВМ, а также ни один из объектов смежных прав (исполнение, фонограмма, радио- и телепередачи). Традиционное их распределение по трем описанным подразделениям зачастую «притягивается за уши»; так, например, программы для ЭВМ считаются видом... литературных произведений. Непоследовательность традиционной классификации свидетельствует о том, что другой ее недостаток — неполноту, не удастся ликвидировать простым добавлением в классификацию новых элементов. Нужен новый ее критерий, которого мы предложить пока не готовы*. Очевидно лишь, что первоначально должна быть найдена граница между объектами авторского права и объектами прав, смежных с авторскими. Встречающееся указание на меньшую степень творчества носителей смежных прав нуждается в подробном обосновании, так как необходимость использования в праве понятия о нескольких видах или степенях творчества не доказана. * Можно предположить, что этим критерием является либо зависимость одного произведения от другого, созданного ранее (но тогда в число объектов смежных прав должны попасть производные и составные произведения, охраняемые авторским правом), либо сфера творческой деятельности. Вероятнее всего, следует остановиться на втором предположении и признать объектами смежных прав произведения, являющиеся проявлением исключительно технических навыков, профессионализма и мастерства их создателя — исполнителя, организации звукозаписи или вещания.
1543. Нормы п. 1 и 3 ст. 7 Авторского закона содержат открытый (не исчерпывающий) перечень произведений, охраняемых авторским правом: (1) литературные произведения*; (2) драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; (3) музыкальные произведения; (4) аудиовизуальные произведения**; (5) произведения изобразительного искусства***; (6) произведения декоративно-прикладного и сценографичекого искусства; (7) произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; (8) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; (9) географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; (10) производные произведения****; (11) составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда*****; (12) другие произведения.
* Включая программы для ЭВМ. ** Кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения. *** То есть произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие. **** Переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений наук, литературы и искусства. ***** Сборники, энциклопедии, антологии, базы данных и другие.
1544. Вопрос о том, является ли тот или иной конкретный результат творческой деятельности произведением, охраняемым авторским правом, решается довольно просто: предполагается, что да, является. Обратное нужно доказывать. Сложнее с вопросом о виде и жанре конкретного произведения, т.е. с установлением того, относится ли оно к литературным, музыкальным, или иным произведениям, а также является ли оно романом, повестью, пьесой, либретто, поэмой, аранжировкой, оркестровкой, музыкальной редакцией и т.д. Строго говоря, он находится за пределами цивилистики и составляет задачу специальных наук (литературоведения, теории музыки и др.). Вопрос о том, к какому виду относится то или иное конкретное произведение, будет решаться, в случае возникновения спора, экспертами в соответствующей области. 1545. В ст. 8 Авторского закона перечисляются (на этот раз — исчерпывающим образом) произведения, не охраняемые авторским правом. Не являются объектами авторского права (1) официальные документы* и их официальные переводы; (2) государственные символы и знаки**; (3) сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер; (4) произведения народного творчества. Назначение всех перечисленных произведений таково, что предопределяет необходимость их использования неопределенным кругом лиц, в неопределенно большом количестве случаев и, к тому же, в публичном интересе. Испрашивать согласия создателя на каждый акт такого использования было бы объективно невозможно. Подобное требование, существуй оно в законодательстве, либо вовсе не исполнялось, либо ничего хорошего никому не принесло бы. Далее, подавляющее большинство произведений групп 1-3 создается в порядке выполнения их авторами служебных заданий работодателей, действующих в публичных интересах, что и придает исключительному праву использования данных произведений публично-правовой оттенок. К числу же произведений народного творчества относятся такие, автора которых установить и вовсе невозможно***. * Законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера.
** Флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки. *** Частушки, пословицы, поговорки, сказания, сказки, присказки, легенды, былины, баллады, народные песни и песенки, припевки, прибаутки, потешки, большинство анекдотов, ряд мелодий, танцев, костюмов, произведения народных промыслов, некоторые произведения зодчества традиционных форм и т. п.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.209.203 (0.011 с.) |