Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Временные ограничения авторского права (п. 1582-1584)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1582. Временное ограничение авторского права выражается в том, что авторское право по своей природе является срочным. В соответствии с п. 1 ст. 27 Авторского закона авторское право действует, по общему правилу, в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Данная норма распространяется на произведения, 50-ти летний срок охраны авторских прав на которые не истек к 1 января 1993 г. (см. п. 5 Постановления Верховного Совета РФ от 9 июля 1993 г. № 5352-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»*), т.е. на произведения авторов, умерших после 1 января 1943 г. * Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 32. Ст. 1243.
1583. Исключения из описанного общего правила могут быть установлены только исчерпывающим образом и только в ст. 27 Авторского закона (последнее требование сегодня не соблюдается). Они выражаются в следующем: (1) авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, а личность автора не раскрыта, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования (п. 3); (2) авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов (п. 4); (3) авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска (абз. 1 п. 5); (4) авторское право на произведение репрессированного и посмертно реабилитированного автора, действует в течение 50 лет после его реабилитации (абз. 2 п. 5); (5) срок действия авторского права на произведение, созданное автором, участвовавшим в Великой Отечественной войне или работавшим в ее период, увеличивается на 4 года (абз. 3 п. 5); (6) срок действия исключительного права на топологию интегральной микросхемы составляет 10 лет (п. 1 ст. 10 Закона об охране ТИМ). 1584. Исчисление перечисленных сроков (кроме срока № 6) начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока — смерть автора (соавтора) или его реабилитация, правомерное обнародование произведения, либо выпуск его в свет, в зависимости от случая (п. 6 ст. 27 Авторского закона). Исчисление срока действия исключительного права на топологию интегральной микросхемы начинается либо с даты первого использования топологии, либо с даты регистрации топологии в Федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, в зависимости от того, какая из дат наступила раньше (п. 2 ст. 10 Закона об охране ТИМ). § 5. Свободное использование произведений (содержательные ограничения авторского права) (п. 1585-1588)
1585. Авторский закон устанавливает многочисленный перечень случаев, в которых исключительность возможности использования обладателем авторского права принадлежащего ему произведения более или менее существенно урезается. В результате у всех других, противостоящих носителю авторского права, лиц, появляется возможность использовать не принадлежащее им произведение безотносительно к согласию (разрешению) автора и без выплаты ему авторского вознаграждения. Как правило, это объясняется двумя причинами, соответственно которым выделяют случаи двух видов: (1) использование произведения необходимо в общественных интересах; (2) способ и цели использования произведения сами по себе таковы, что не могут стать предметом запрещения со стороны добросовестного управомоченного лица. 1586. В п. 5 ст. 16 Авторского закона случаи, в которых у других лиц возникает возможность использования произведения, охраняемого чужим авторским правом, названы ограничениями авторского права; в литературе они называются случаями свободного использования произведений. Предметом ограничения может служить авторское право только на правомерно обнародованные и не отозванные произведения, а в некоторых случаях — только на правомерно опубликованные произведения. Обнародование произведения имеет, как было указано выше, значение согласия автора изменить правовой режим использования произведения, в том числе и посредством предоставления возможностей его свободного использования в определенных случаях (с определенными целями и в объемах, оправданных этими целями) и определенными способами. Естественно, что реализация другими лицами возможностей, ограничивающих субъективное авторское право, допускается при условии, что она не наносит неоправданного ущерба нормальному и законному использованию произведения обладателем исключительного авторского права и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора, в том числе и неимущественные. То есть использование произведения осуществляется при обязательном указании имени автора и источника заимствования произведения. 1587. К числу случаев свободного использования произведения, необходимого в общественных интересах, относятся (ст. 19, 22, 23 Авторского закона): 1) цитирование произведений в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях; 2) использование произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера; 3) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера*; * Если только такое использование не было специально запрещено автором.
4) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей обращений, докладов и других аналогичных произведений; 5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий; 6) воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых*; * Кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.
7) публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон; 8) воспроизведение произведений для судебного производства. 1588. Случаи свободного использования произведения, когда его способ и цели таковы, что не могут стать предметом запрещения со стороны добросовестного управомоченного лица, суть следующие (ст. 18, 20, 21, 24 и 25 Авторского закона; ст. 15 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»*): * Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 42. Ст. 2325; 2002. № 52. Ч. I. Ст. 5133. Далее- «Закон об охране ПЭВМ и БД».
1) воспроизведение произведения исключительно в личных целях, т. е. изготовление гражданином одной копии произведения исключительно для самостоятельного использования, кроме произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений, баз данных или существенных частей из них, программ для ЭВМ*, книг (полностью) и нотных текстов (как полностью, так и частично) путем репродуцирования** (ст. 18 Авторского закона***); * Их воспроизведение допускается в специальных случаях (см. ст. 25 Авторского закона). ** Воспроизведение книг допускается в специальных случаях (см. ст. 20 Авторского закона). *** В ней также указано, что исключением из данного правила являются нормы ст. 26 Авторского закона, где предусматривается возможность использования в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи с выплатой авторского вознаграждения. Однако, поскольку такое вознаграждение выплачивается обладателям исключительных прав не теми лицами, которые используют произведения и звукозаписи, а кроме того, его выплата не зависит от числа случаев использования произведения (взимается однократно при введении в оборот средств для использования таких произведений), условие его выплаты вряд ли можно считать изъятием из правила о свободном использовании произведений в личных целях, сделанным для аудиовизуальных произведений и фонограмм.
2) репродуцирование правомерно опубликованных произведений библиотеками и архивами для восстановления, замены, утраченных или испорченных экземпляров, либо для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов; 3) репродуцирование отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях, а также — образовательными учреждениями для аудиторных занятий; 4) воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения*; * За исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом воспроизведения, передачи или сообщения, или когда изображение произведения используется для коммерческих целей.
5) запись организацией эфирного вещания произведения, в отношении которого она получила право на передачу в эфир, осуществляемая с помощью ее собственного оборудования и для ее собственных передач; 6) запись и хранение программы для ЭВМ или базы данных в памяти ЭВМ одного пользователя сети, внесение в них изменений в целях функционирования на технических средствах пользователя, а также исправление явных ошибок*; * Если иное не предусмотрено договором с автором.
7) копирование программы для ЭВМ или базы данных для архивных целей и для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, утери, уничтожения или непригодности оригинала для использования; 8) воспроизведение и преобразование объектного кода программы для ЭВМ в исходный текст (декомпиляция), в том числе и силами третьих лиц, для достижения совместимости с другими программами*. * При условии, что (1) информация недоступна из других источников; (2) предметом декомпиляции являются только необходимые части исходной программы; (3) полученная информация не будет передана третьим лицам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.39 (0.007 с.) |