Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основания возникновения и прекращения авторского права (п. 1589-1596)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1589. Основанием возникновения субъективного авторского права является, прежде всего, создание произведения, охраняемого авторским правом – произведения науки, литературы или искусства. При этом под «созданием» понимается не обязательно завершение произведения в соответствии с творческим замыслом создателя. Даже если произведение находится на какой-то стадии своего создания, или предназначено, по замыслу автора для дальнейшей обработки или переработки, т. е. представляет собой черновой вариант, такое произведение все равно охраняется нормами авторского права. Широко известен ряд произведений, которые по различным причинам никогда не были закончены их авторами, но, тем не менее, и такие произведения являются объектами авторских прав. Резюмируя можно сказать, что авторское право возникает с момента воплощения в объективную форму любого результата творческой деятельности, независимо от его смысловой завершенности. При этом какой-либо регистрации факта возникновения авторского права на вновь созданное произведение или соблюдения иных формальностей не требуется*. Это и естественно, ибо объекты авторского права уникальны (объективно неповторимы). * Процедуры регистрации авторских прав на программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем, предусмотренные ст. 13 Закона об охране ПЭВМ и БД и ст. 9 Закона об охране ТИМ, имеют лишь доказательственное, но не конститутивное значение и являются сугубо добровольными. См.: Правила составления, подачи и рассмотрения заявок на официальную регистрацию (1) программ для электронных вычислительных машин и баз данных; (2) топологий интегральных микросхем, утвержденные приказом РосАПО от 5 марта 1993 г. № 7п и 8п // Российские вести. 1993. № 62.
1590. Субъектами авторского права на вновь созданное произведение могут стать различные лица. Как правило, это авторы и соавторы, т. е. физическое лицо (лица), личным (совместным) творческим трудом которого (которых) создано произведение науки, литературы или искусства. Ранее действовавшее законодательство СССР и РСФСР считало, что авторское право из факта создания таких произведений, как сборники, энциклопедические словари, периодические издания, кино- и телефильмы, радио- и телепередачи возникает у юридических лиц (издательств и студий), выпустивших в свет (в эфир) или создавших соответствующие произведения (ст. 485 и 486 ГК РСФСР). В соответствии с п. 4 и 5 Постановления Верховного Совета РФ от 9 июля 1993 г. № 5352-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» авторское право юридических лиц прекращается по истечении 50 лет с момента правомерного обнародования произведения (или создания произведения, если оно не было обнародовано), а право на радио- и телепередачи, в отношении которых не истек 50-летний срок с момента правомерного обнародования (или создания, если они не были обнародованы), с даты введения в действие Авторского закона охраняются в течение оставшегося срока как объекты смежных прав. 1591. Соавторами называются физические лица, которые создали охраняемое авторским правом произведение совместным творческим трудом*. Авторское право на произведение созданное в соавторстве, относится к числу общих субъективных гражданских прав (см. п. 1097 Учебника), т.е. принадлежит соавторам совместно (п. 1 ст. 10 Авторского закона). Это означает, что вопрос об использовании произведения, созданного в соавторстве, решается соавторами совместно по правилам, определенным соглашением менаду соавторами (п. 2 ст. 10), однако ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения. * Характеристика труда соавторов как совместного предопределяет необходимость договора (соглашения) о соавторстве (см. § 5 гл. XVII Учебника). Таким образом, не становится соавтором лицо, самостоятельно доработавшее чужое произведение без ведома его автора или, тем более, после его смерти.
1592. Содержание частей произведения, созданного в соавторстве, может позволять использовать эти части как самостоятельные произведения. В таком случае говорят о раздельном соавторстве.. Ему противопоставляется соавторство нераздельное, неточно определяемое Авторским законом как случай, когда «произведение соавторов образует одно неразрывное целое»*. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними (п. 1 ст. 10 Авторского закона). Нельзя не усмотреть аналогии раздельному и нераздельному соавторству в разделении общей собственности на долевую и совместную (см. § 3 гл. XXXII Учебника) * Произведение, созданное в соавторстве, в любом случае представляет собой неразрывное целое в том смысле, что при изъятии из него любой из частей, произведение либо будет хуже выполнять свое назначение, либо даже вовсе потеряет его. В этом и выражается неточность.
1593. Существенные изменения в содержание авторского права привносят обнародование и опубликование произведения. В результате совершения этих действий существенно ослабляется содержательная абсолютная составляющая авторского права, ибо правомерно обнародованное произведение, тем более — посредством его опубликования, может свободно использоваться любыми лицами в случаях и целях, предусмотренных законом (см. предыдущий параграф). Можно сказать, что обнародование и опубликование произведения прекращают авторское право с прежним (более широким) содержанием и влекут возникновение нового авторского права более узкого содержания. 1594. Авторское право прекращается смертью автора (соавтора) и возникает у его наследников по закону или по завещанию, принявших наследство — универсальных правопреемников автора. Содержание.авторского права наследников предопределяется волей автора. Именно: наследники вправе использовать произведение любыми способами, в том числе изменять правовой режим такого использования, если иного не было установлено автором в завещании. Так, например, наследники не вправе обнародовать произведение, если это запрещено завещанием. При переходе авторского права к нескольким наследникам оно приобретает характер общего, т.е. принадлежит наследникам совместно, так, как это право принадлежало бы соавторам. Если по наследству перешло право на произведение, созданное в соавторстве, то оно осуществляется совместно оставшимися в живых соавторами и наследниками умершего соавтора. Кроме того, авторское право может быть передано по авторскому договору одному или нескольким лицам — сингулярным правопреемникам обладателя авторского права (издательствам, студиям, театрам, организациям, осуществляющим коллективное управление авторскими правами* и др.). Об авторских договорах — см. § 1 и § 4 гл. XVII Учебника. * См. о таких организациях Раздел IV Авторского закона.
1595. Авторское право на аудиовизуальное произведение (кино-, теле- и видеофильмы) возникает с момента создания этого произведения у его изготовителя (кино- или телестудии, либо студии видеозаписи) (п. 2 ст. 13 Авторского закона). Однако авторами данного произведения и обладателями личных прав, возникающих из факта авторства, являются автор сценария и режиссер-постановщик, а также автор музыкального произведения, специально созданного для данного аудиовизуального произведения (п. 1 ст. 13). 1596. Авторское право на служебные произведения, т.е. произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (п. 1 ст. 14 Авторского закона), возникает у работодателя автора, т. е. у лица, с которым автор состоит в трудовых отношениях (п. 2 ст. 14). Договором между работодателем и автором (в частности — трудовым) это правило может быть отменено или изменено (например, оговорена обязанность выплаты авторского вознаграждения или поставлены условия осуществления работодателем своего авторского права). Автор служебного произведения полностью сохраняет за собой личные права, проистекающие из факта авторства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.139 (0.009 с.) |