Понятие и виды авторского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды авторского права



Понятие авторского права Авторское право является одним из четырех институ­тов права, входящих в подотрасль «право интеллектуальной соб­ственности». Кроме него в эту подотрасль входят следующие институты: ◊ смежных прав; ◊ патентного права; ◊ средств индивидуализации участников гражданского обо­рота и правового регулирования производимой ими продукции (работ, услуг). Объекты этих институтов являются результатами интел­лектуальной деятельности. Совокупность исключительных прав на объекты, являющие­ся результатами интеллектуальной деятельности, принято назы­вать интеллектуальной собственностью. Понятие авторского права следует рассматривать в двух аспектах: в объективном и субъективном. Авторское право в объективном смысле — это совокуп­ность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения по поводу создания и использова­ния произведений трех видов: науки, литературы и искусства. Авторское право в объективном смысле - совокупность правовых норм, установленных в за­конном порядке компетентным органом власти, ре­гулирующих общественные отношения, которые распространяются на обнародованные и на необнародованные произведения науки, литературы и искусства, и являются результатом творческой деятельности, а также отношения, связанные с ис­пользованием результата творческой деятельности автора. Авторское право в субъективном смысле - личные неимущественные и имущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произве­дения литературы, науки и искусства. Смежные права — совокупность норм, регулирующих отно­шения, возникающие в связи с созданием и использованием че­тырех объектов: › фонограмм; › исполнений; › постановок; › передач организаций эфирного и кабельного телевидения. Смежные права регулируются тем же законом, что и автор­ское право, и часто объединяются авторами учебных пособий с нормами, регулирующими авторское право на создание произ­ведений науки, литературы и искусства, в один институт — «ав­торское право». Авторскому праву в объективном смысле присущи опреде­ленные функции и принципы. Функции (задачи) авторского права: ≈ стимулирование деятельности по созданию произведений науки, литературы и искусства; ≈ создание условий для использования авторских произве­дений в интересах общества. Назначение авторского права — охрана прав и интересов авторов произведений науки, литературы и искусства. Принципы авторского права: = свобода творчества; = сочетание личных интересов автора с интересами обще­ства; = неотчуждаемость личных неимущественных прав; = свобода авторского договора.

 

Авторские права: виды

 

А) Личные неимущественные права включают:

 

Право авторства — право признаваться автором произведения

Право на имя — право указывать свое имя или псевдоним на экземплярах произведения

Право на неприкосновенность произведения — право запрещать любые изменения произведения без согласия автора

Право на обнародование произведения — право представить произведение публике

Право на отзыв произведения — право отказать от обнародования после его совершения

Б) Исключительное право на произведение — право использовать произведение в любой форме и любыми способами. Перечень форм и способов в законе открытый.

 

В) Иные авторские права, к которым относятся:

 

Право следования — право на часть цены оригинала произведения при публичной продаже.

Право доступа — право требовать у собственника оригинала возможность создания копии произведения.

Содержание завещания.

Завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства; это волевой акт лица, который устанавливает правовой порядок перехода всего имущества или его части к определенным физическим и юридическим лицам.

 

Подробнее

 

Условия совершения завещания:

 

обладание в момент совершения дееспособностью в полном объеме;

совершение лично (через представителя не допускается);

могут содержаться распоряжения только одного гражданина.

На­следодатель может составить завещание на все имущество, которое может быть завещано, либо его отдельную часть.

 

Имущество, завещанное двум и более наследникам без указа­ния долей, считается завещанным наследникам в равных до­лях. Если завещанное - вещь неделимая, то в случае спора ме­жду наследниками их доли и порядок пользования недели­мой вещью определяются судом.

 

При составлении завещания нотариус не требует доку­ментов, подтверждающих наличие имущества.

 

Но завещание не только волевой акт, но и односторонняя сделка. Поэтому нотариус должен убедиться, что завещатель понимает значе­ние своих действий, руководит ими, не заблуждается в отно­шении подготовленного им завещания, ему никто не угрожа­ет и не обманывает.

 

При удостоверении завещания нотариус устанавливает по документу личность завещателя.

 

Форма и содержание завещания

 

Завещание должно быть составлено в письменной форме с указанием места, времени его составления и подписано лич­но завещателем в присутствии нотариуса.

 

Если завещатель в силу физических недостатков, болезни или неграмотности не может собственноручно подписать завещание, оно по его просьбе может быть подписано в присутствии нотариуса или иного лица, удостоверяющего завещание, другим граждани­ном с указанием причин, в силу которых завещатель не мог подписать завещание лично.

 

Перечень лиц, которые не могут быть свидетелями и не могут подписывать завещание вместо завещателя

 

Завещание должно быть составлено завещателем или за­писано с его слов нотариусом. Для составления завещания мо­гут использоваться технические средства (персональный ком­пьютер, пишущая машинка и т.п.). Если завещание написано нотариусом со слов завещателя, то оно должно быть полно­стью прочитано нотариусом завещателю.

 

К нотариально удостове­ренным завещаниям приравниваются:

 

 

Завещания, как правило, удостоверяются в помещении нотариальной конторы. Однако если завещатель по болезни, инвалидности или по другой причине не может туда явиться, нотариус может удостоверить завещание на дому, в больнице и т.д.

 

Завещание должно быть написано ясно и четко. Подчи­стки в тексте завещания не допускаются. Приписки и иные исправления в тексте завещания должны быть сделаны так, чтобы ошибочно написанное, а затем зачеркнутое можно бы­ло прочесть в первоначальном виде.

 

Оговорка делается в присутствии нотариуса, который вписывает ее в конце удостоверительной надписи и скрепляет своей подписью и печатью.

 

Завещание составляется, подписывается завещателем и удостоверяется нотариусом в двух экземплярах, один из кото­рых передается завещателю, а другой остается в делах нота­риальной конторы и хранится в наряде в соответствии с но­менклатурой дел.

 

Завещатель может поручить исполнение завещания ука­занному в завещании лицу - исполнителю завещания (душе­приказчику). Согласие этого лица должно выражается в его собственноручной надписи на самом завещании, или в заяв­лении, приложенном к завещанию, или в заявлении, подан­ном нотариусу в течение месяца со дня открытия наследства.

 

Требование закона об указании места и времени состав­ления завещания имеет важное значение в случае оспаривания подлинности завещания или возникновения спора о дееспо­собности завещателя в момент составления завещания, либо когда имеются два или более завещаний и необходимо устано­вить, какое из них как составленное позднее имеет силу.

 

Фирменное наименование

Фирменные наименования юридических лиц, не соответствующие правилам параграфа 1 главы 76, подлежат приведению в соответствие с этими правилами при первом после 1 января 2008 года изменении учредительных документов юридических лиц (Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ).

1. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

2. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

3. Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.

4. В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;

4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации.

Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.

5. Если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям пунктов 3 или 4 настоящей статьи, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.

 

Комментарий к статье 1473

 

1. Фирменное наименование согласно п. 1 комментируемой статьи — средство индивидуализации субъекта гражданского правоотношения, призванное отличать одну коммерческую организацию от другой коммерческой организации, осуществляющей аналогичную деятельность. В литературе высказывались мнения о том, чтобы правовая охрана была предоставлена наименованиям любых юридических лиц, как коммерческих, так и некоммерческих. Кроме того, высказывались взгляды на то, чтобы фирменное наименование служило средством индивидуализации не только коммерческой организации, но и индивидуального предпринимателя. Законодатель указывает, что охраняется не всякое наименование юридического лица. Право на фирменное наименование может принадлежать только коммерческим организациям. Коммерческая организация, согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ, представляет собой организацию, преследующую извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К коммерческим юридическим лицам относятся хозяйственные товарищества: полное товарищество, товарищество на вере; хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия. Фирменное наименование с вступлением в силу части четвертой ГК РФ перестанет выполнять функцию, связанную с обеспечением возможности использования клиентелы субъектами предпринимательской деятельности. Согласно изменениям, вносимым в часть вторую ГК РФ, при продаже предприятия и заключении договора коммерческой концессии к покупателю, пользователю не переходят права на фирменное наименование. Права на фирменное наименование непередаваемы.

2. Фирменное наименование состоит из двух частей. Первая часть является обязательной, ее именуют корпусом фирменного наименования, в ней содержится указание на организационно-правовую форму юридического лица. Вторую часть фирменного наименования нередко называют условным обозначением. В этом обозначении не может быть указан только род деятельности коммерческой организации.

3. Согласно п. 3 комментируемой статьи коммерческая организация должна иметь полное фирменное наименование на русском языке. Сокращенное наименование на русском языке, полное и сокращенное фирменное наименование на языках народов России и (или) иностранных языках оно лишь вправе иметь. Фирменное наименование должно быть отражено в учредительных документах и включено в Единый государственный реестр юридических лиц.

Российская Федерация является участницей Парижской конвенции, согласно ст. 8 которой фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака. Соответственно, исключительное право на фирменное наименование возникает не в силу внесения его в Единый государственный реестр юридических лиц. Правда, в п. 1 ст. 1474 ГК РФ законодатель отмечает, что сокращенное фирменное наименование, а также фирменное наименование на языках народов России и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в Единый государственный реестр юридических лиц.

Дополнительные требования законодатель предъявляет к фирменным наименованиям кредитных организаций. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».

Что касается акционерного общества, то законодатель допускает использование в его фирменном наименовании официального наименования Российской Федерации или слов, производных от этого наименования, если:

более 75% акций акционерного общества принадлежат Российской Федерации;

получено разрешение от Правительства России.

4. Для того чтобы фирменное наименование выполняло свою функцию, оно должно обладать различительной способностью. Такое требование в литературе называют критерием новизны фирменного наименования. Например, В.Ю. Бузанов принцип новизны рассматривает как запрет использования в фирменном наименовании (в его произвольной части) обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с уже существующими объектами интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат другим лицам. В.В. Орлова в докторской диссертации «Теория и практика индивидуализации в сфере интеллектуальной собственности» отмечает, что фирменное наименование не должно быть тождественным или сходным до степени смешения с фирменными наименованиями, товарными знаками, права на которые принадлежат другим лицам. Законодатель в п. 3 ст. 1474 ГК РФ указывает на то, что не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. Вместе с тем согласно п. 6 ст. 1252 ГК РФ, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет то средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель исключительного права на товарный знак может потребовать полного или частичного запрета на использование фирменного наименования. Полный запрет возможен в том случае, если товарный знак используется в тех же видах деятельности, что и фирменное наименование, а частичный запрет — если сфера действия товарного знака уже, чем деятельность коммерческой организации, использующей фирменное наименование. Таким образом, положения части четвертой Гражданского кодекса указывают, что фирменное наименование должно обладать различительной способностью, т.е. быть новым.

Помимо принципа новизны в литературе выделяют еще один принцип, применимый к фирменному наименованию, — принцип истинности. Так. В.Ю. Бузанов отмечает, что «под принципом истинности следует понимать: во-первых, комплекс императивных требований, регламентирующих содержание обязательной части фирменного наименования (позитивная составляющая); во-вторых, запрет на включение в фирменное наименование обозначений, способных ввести в заблуждение (негативная составляющая)» <1>. В качестве дополнительного требования к фирменному наименованию он указывает, что запрещается использовать фирменное обозначение, противоречащее общественным интересам. В докторской диссертации В.В. Орлова отмечала признаки, которым должны соответствовать фирменные наименования, большинство из них получили отражение в п. 4 комментируемой статьи.

 

5. В качестве последствия несоблюдения требований, предусмотренных в п. п. 3 и 4 комментируемой статьи, указано, что орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования. Таким образом, орган государственной регистрации юридических лиц не вправе отказывать в регистрации юридическим лицам с тождественными или сходными с фирменными наименованиями, не вправе и предъявить иск о понуждении изменения фирменного наименования

 

Субъекты авторского права

Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства (авторы, в том числе соавторы, составители сборников), их правопреемники (наследники, лица, приобретшие исключительные нрава по авторскому договору) или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права. В качестве авторов могут выступать только физические лица, в качестве иных субъектов авторского права и физические, и юридические лица.

Авторское право возникает у создателя произведения в силу факта его создания и не требует регистрации или иного специального оформления (п. 4 ст. 1259). Вместе с тем автор или иной владелец авторских прав имеет возможность в целях обеспечения в дальнейшем доказательств добровольно зарегистрировать свое произведение у нотариуса, в общественной организации, а в некоторых случаях в государственной организации. Наиболее часто регистрация осуществляется в Российском авторском обществе.

Обладатель авторских прав, имеющий исключительные права на использование произведения, в соответствии со ст. 1271 Г К РФ вправе, но не обязан использовать знак охраны авторского права (так называемый «копирайт»), помещаемый на каждом экземпляре произведения и состоящий из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности © Copyright; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения (например, (©) Коллектив авторов, 2008).

Проставление знака «копирайт» не влечет каких-либо правовых последствий (таких, как обладание правами или признание прав за лицом, чей «копирайт» указан в книге). Знак охраны призван лишь оповещать возможных пользователей об обладателе исключительных прав на произведение, о том, когда произведение было впервые опубликовано.

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (ст. 1258 ГК РФ). Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.

Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Автору сборника и других составных произведений (составителю) в соответствии с п. 2 ст. 1260 ГК РФ принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составитсль- ство). Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение.

Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свои произведения независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором.

Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений.

Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий в соответствии с п. 7 ст. 1260 принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом.

Переводчикам и авторам других производных произведений в соответствии с п. 1 ст. 1260 принадлежит авторское право на осуществленные ими перевод, переделку, аранжировку или другую переработку. Переводчик и автор другого производного произведения пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

Авторское право переводчиков и авторов других производных произведений не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же произведений.

Авторами аудиовизуального произведения в соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ являются: режиссер-постановщик; автор сценария (сценарист); автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор).

Заключение договора на создание аудиовизуального произведения может повлечь за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения (продюсеру) исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Переход таких прав устанавливается в порядке ст. 1240 ГК РФ, закрепляющей специфику использования результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта.

Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения (и. 1 ст. 1295 ГК РФ). Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1295 ГК РФ).

Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.97 (0.047 с.)