Форма лицензионного договора



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма лицензионного договора



Лицензионный договор – это договор, по которому правообладатель произведения науки, литературы или искусства (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) право использования произведения в установленных договором пределах. Иногда такой договор называют авторским лицензионным договором, хотя в законодательстве такой термин не используется. Сокращенно, в том числе в тексте Гражданского кодекса, вместо «лицензионный договор» используют понятие «лицензия».

 

По умолчанию никто не вправе использовать произведение без разрешения правообладателя. Лицензионный договор выступает формой такого разрешения. Не случайно один из переводов английского слова «license» — «разрешение». Лицензии в авторском праве не следует путать с лицензиями, выдаваемыми государственными органами, например, с лицензией на торговлю алкогольной продукцией.

 

1. Существенные условия лицензионного договора

 

К существенным условиям лицензионного договора относятся:

 

Предмет договора: указание на объект авторского права, разрешение на использование которого предоставляется. Если предмет лицензионного договора включает зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных, следует указать реквизиты свидетельства о государственной регистрации.

Способы использования произведения, например, публичный показ, практическая реализация архитектурного проекта. Лицензиат приобретает право использования произведения только способами, прямо указанными в лицензионном договоре.

Цена (вознаграждение лицензиара). По общему правилу, лицензионный договор является возмездным, однако сторонами может быть согласовано и безвозмездное использование произведения. Цена определяется по усмотрению сторон, это может быть единовременный платеж, периодические платежи, платежи, рассчитанные в зависимости от объема использования и прибыли (паушальный сбор и роялти).

Лицензионный договор: существенные условия

 

Любой лицензионный договор должен содержать указанные выше условия. Но также рекомендуется обращать внимание на срок и территорию действия договора, ответственность сторон и на вид лицензионного договора.

 

2. Форма лицензионного договора на произведение.

 

По общему правилу, лицензионные договоры должны быть совершены в письменной форме. Если письменная форма не соблюдена, лицензионный договор считается недействительным.

 

Некоторые лицензионные договоры в авторском праве подчиняются особым правилам. Речь идет о двух исключениях из правила о письменной форме лицензионного договора:

 

лицензионный договор, предметом которого является право на использование произведения в периодическом печатном издании, может быть заключен в устной форме. Это обусловлено тем, что периодические печатные издания имеют дело с большим количеством статей, в связи с чем закон предъявляет к форме лицензионных договоров с ними пониженные требования.

лицензионный договор, предметом которого является программа для ЭВМ или база данных, может заключаться путем присоединения к нему на условиях, которые изложены на экземпляре программы. Такой лицензионный договор часто именуют коробочной лицензией.

Лицензионнный договор в авторском праве: форма

 

3. Лицензионный договор: виды лицензий.

 

Как показано на схеме, лицензионные договоры бывают двух видов: простая (неисключительная) лицензия и исключительная лицензия.

 

Виды лицензионных договоров

 

1) Лицензионный договор на условиях простой (неисключительной) лицензии предполагает, что лицензиар сохраняет за собой право выдачи лицензий другим лицам. Простая лицензия является общим правилом и подразумевается, если иное прямо не предусмотрено лицензионным договором.

2) Лицензионный договор на условиях исключительной лицензии предполагает, что лицензиар не вправе предоставлять лицензии другим лицам. Таким образом, лицензиат по такому договору получает монопольное право на использование объекта авторских прав в предусмотренных договором пределах.

 

4. Основные права и обязанности сторон по лицензионному договору.

 

Лицензионный договор в авторском праве обычно предусматривает следующие обязанности лицензиара:

 

предоставить право использования произведения, что может включать, в частности, передачу лицензиату материального носителя (экземпляра) произведения.

воздерживаться от каких-либо действий, способных затруднить использование произведения лицензиатом.

не заключать лицензионные договоры на использование произведения с другими лицами (при условии исключительной лицензии)

Обязанности лицензиата по лицензионному договору обычно сводятся к следующим:

 

уплачивать вознаграждение, предусмотренное договором.

представлять лицензиару отчеты об использовании произведения. Особенно данная обязанность важна, если лицензионный договор предусматривает вознаграждение лицензиара в форме паушального сбора или роялти.

не выходить за пределы использования произведения, обозначенные в лицензионном договоре. Однако эта обязанность подразумевается в любом случае и следует из понятия исключительного права в целом.

 

Объекты авторского права

Объектом авторского права является произведение науки, литературы и искусства. Произведение определяют как совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения.

Исходя из того, что любые произведения, отвечающие рассмотренным двум критериям, являются объектами авторско-правовой охраны, закон дает лишь примерный перечень наиболее распространенных из таких объектов с учетом не только их объективной формы, но и назначения, жанра, сферы применения и взаимосвязи отдельных произведений творчества.

 

Объектами авторского права, в частности, являются:

 

1. литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

2. драматические, музыкально-драматические, сценарные, музыкальные, хореографические произведения и пантомимы;

3. аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайды, диафильмы и другие кино- и телепроизведения), состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком) и предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств;

4. произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

5. произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства (под произведением декоративно-прикладного искусства понимается двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического использования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом);

6. произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

7. фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

8. географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам.

 

Каждый из перечисленных объектов авторского права может быть классифицирован по многочисленным подвидам или разновидностям - по их внешним формам, жанрам, сферам применения. Например, литературные произведения могут быть художественного, научного, учебного и тому подобного характера. Некоторые произведения впервые прямо упоминаются в законе (например, комиксы). Однако все названные и неназванные виды, подвиды и разновидности лишь тогда становятся объектами авторского права, когда они являются результатами творческой деятельности и существуют в какой-либо объективной форме. В силу особой практической важности и специфики правовой охраны в дополнительном пояснении нуждаются, пожалуй, лишь программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем.

 

5. Производные и составные произведения

 

Вследствие неповторимости индивидуальных способностей авторов, самостоятельно создающих свои произведения, объекты авторского права всегда оригинальны. Вместе с тем некоторые творчески вполне самостоятельные произведения могут быть органически связаны с другими, служить их новой внешней формой. Такие произведения именуют производными. К ним относятся переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства.

 

Помимо производных произведений к объектам авторского права также относятся сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору или расположению материалов.

 

6. Произведения, не являющиеся объектами авторского права

 

Закон традиционно предусматривает круг произведений, не являющихся объектами авторского права.

 

Это:

 

1. официальные документы (в частности, законы, судебные решения, иные тексты административного и судебного характера, а также их официальные переводы;

2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. п.);

3. произведения народного творчества;

4. сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

 

Мотив прост: нельзя ставить возможность использования закона или денежных знаков в зависимость от усмотрения лиц, написавших их проект или сделавших их эскиз. Поэтому словоупотребления вроде "автор закона, герба, флага" следует понимать в сугубо бытовом, а не авторско-правовом смысле.

 

Вместе с тем следует иметь в виду, что творческий труд по систематизации законов, судебных решений, административных и тому подобных актов порождает авторские права. Поэтому производные и составные произведения охраняются авторским правом и в том случае, когда они основываются на произведениях, не являющихся объектами чьего-либо авторского права.

 

Авторское право не распространяется также на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия и факты. Данное ограничение авторского права, предусматриваемое п. 4 ст. 6 ЗоАП, обусловлено не государственными интересами (как в случае с законами или орденами), а неспособностью самого авторского права обеспечить надлежащую охрану перечисленных достижений. Прямая охрана идей, способов и тому подобных результатов возможна лишь в рамках жесткой формализации данных результатов, проведения экспертизы и выдачи охранных документов (по патентно-правовой модели), что не входит в функции авторского права.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.013 с.)