Изменение и прекращение договора коммерческой концессии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение и прекращение договора коммерческой концессии



Концессионный договор может быть изменен сторонами в течение срока его действия по общим правилам об изменении гражданско-правовых договоров. Однако любые изменения этого договора подлежат обязательной государственной регистрации в том же порядке, что и его заключение. Лишь с момента такой регистрации соответствующие изменения приобретают силу для третьих лиц, в том числе для потребителей (контрагентов) пользователя (если, конечно, указанные лица ранее не знали и не должны были знать о таких изменениях).

При изменении или замене правообладателем своего фирменного наименования или коммерческого обозначения, используемых пользователем по концессионному договору (например, в случаях преобразования, изменения основного профиля деятельности и т.д.), договор сохраняет силу в отношении нового наименования (обозначения), но лишь при условии согласия на это пользователя (который в соответствии со ст. 1039 ГК вправе в этом случае потребовать расторжения договора и возмещения причиненных ему убытков). При этом договор должен быть соответствующим образом изменен и перерегистрирован (как и право пользования новым фирменным наименованием или обозначением) за счет правообладателя. Пользователь, кроме того, вправе требовать соразмерного уменьшения вознаграждения, причитающегося правообладателю, поскольку новое наименование последнего обычно не пользуется такой же коммерческой репутацией, как и прежнее.

Концессионный договор, заключенный без указания срока его действия, прекращается по заявлению одной из сторон при условии уведомления об этом контрагента не менее чем за шесть месяцев (договором может предусматриваться и более продолжительный срок). Концессионный договор, заключенный на срок, прекращается по общим основаниям прекращения договорных обязательств. При этом досрочное прекращение такого договора, как и расторжение договора, заключенного без указания срока, подлежит обязательной государственной регистрации.

Кроме того, договор коммерческой концессии прекращается:

- при прекращении принадлежащих правообладателю прав на фирменное наименование или коммерческое обозначение без замены их новыми аналогичными правами (в том числе в случаях ликвидации или реорганизации юридического лица либо неиспользования коммерческого обозначения в течение длительного срока) (п. 3 ст. 1037 ГК);

- при изменении правообладателем своего фирменного наименования или коммерческого обозначения и отсутствии согласия пользователя на продолжение действия договора в измененном виде (ст. 1039 ГК);

- при объявлении одного из участников договора банкротом (поскольку при этом такой участник лишается статуса предпринимателя) (п. 4 ст. 1037 ГК);

- в случае смерти правообладателя - физического лица при отказе его наследников от наследства или неполучении ими регистрации в качестве предпринимателя в течение срока для принятия наследства (абз. 1 п. 2 ст. 1038 ГК).

Добросовестный пользователь вправе добиваться заключения договора франчайзинга на новый срок на тех же условиях (п. 1 ст. 1035 ГК). Это правило защищает интересы пользователя как более слабой стороны договора, оказывающейся после его расторжения в весьма невыгодном положении: ему необходимо продолжать предпринимательскую деятельность, не имея более возможности пользоваться фирмой и коммерческим опытом правообладателя. Между тем место пользователя в коммерческой системе правообладателя сможет занять новый предприниматель, который получит необоснованные выгоды от созданного прежним пользователем положения, не говоря уже о том, что, по существу, за счет последнего и сам правообладатель расширил сферу свой деятельности. Кроме того, возобновление договора франчайзинга может служить интересам потребителей на устоявшемся рынке товаров или услуг.

С другой стороны, такое право пользователя не может быть безусловным, ибо это вредило бы законным интересам правообладателя, который, например, может утратить интерес к рынку, где работал пользователь. Поэтому возможность понуждения правообладателя к возобновлению договорных отношений с пользователем ограничивается законом. Разумеется, правообладатель может отказать в возобновлении договора пользователю, ненадлежащим образом исполнявшему свои обязанности по ранее действовавшему договору (п. 1 ст. 1035 ГК). Добросовестному пользователю правообладатель может отказать в заключении договора и без объяснения причин, если в течение трех лет он не будет заключать аналогичные договоры с другими пользователями (или соглашаться на заключение аналогичных договоров субконцессии) на территории, где действовал прежний договор (п. 2 ст. 1035 ГК).

В ином случае правообладатель обязан либо заключить такой договор с прежним пользователем (причем на не менее благоприятных для пользователя условиях, чем содержал прекратившийся договор), либо возместить ему все убытки, включая упущенную выгоду.

Договор коммерческой концессии (франчайзинга)

Договор коммерческой концессии (франчайзинга) - это соглашение, в силу которого одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в т.ч. право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (ст. 1027 ГК РФ).

Сущность и значение договора коммерческой концессии (франчайзинга)

Экономическая суть франчайзинга - расширение коммерсантом сферы собственного бизнеса за счет передачи другому, как правило, территориально отдаленному предпринимателю:

· права пользования средствами индивидуализации (товарный знак, коммерческое обозначение) и

· охраняемой информации о способе изготовления, технологии и т.д. (ноу-хау).

Передача этих имущественных прав сопровождается передачей коммерческого опыта, обучением персонала, оказанием информационной и иной поддержки.

Коммерческая концессия предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном сторонами объеме и территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности.

Договор коммерческой концессии является консенсуальным; возмездным; двусторонним.

Договор коммерческой концессии заключается на определенный срок или без определения срока.

К договору коммерческой концессии соответственно применяются правила раздела VII ГК РФ о лицензионном договоре, если это не противоречит положениям главы 54 ГК РФ и существу договора коммерческой концессии.

Субъекты договора коммерческой концессии (франчайзинга)

Сторонами по договору коммерческой концессии могут бытьтолько

1. коммерческие организации и

2. граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Форма договора коммерческой концессии (франчайзинга)

Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным (ст. 1028 ГК РФ).

См.Административный регламентисполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по регистрации договоров о предоставлении права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством РФ, утвержденныйприказом Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2008 г. N 321

Договор коммерческой концессии имеет силу для третьих лиц только после его регистрации. Данное правило распространяется и на случаи изменения договора.

Существенные условия и содержание договора коммерческой концессии (франчайзинга)

Предметом договора коммерческой концессии является передаваемый правообладателем пользователю комплекс имущественных прав, включающий права пользования средствами индивидуализации (товарный знак, коммерческое обозначение) и охраняемую информацию (ноу-хау).

К существенному условию договора коммерческой концессии относится вознаграждение, которое может выплачиваться пользователем правообладателю в форме (ст. 1030 ГК РФ):

· фиксированных разовых или периодических платежей,

· отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или

· в иной форме, предусмотренной договором.

Содержание договора заключается в установленных законом обязанностях сторон.

Правообладатель обязан (ст. 1031 ГК РФ):

1. передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии;

2. проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;

3. обеспечить государственную регистрацию договора коммерческой концессии (пункт 2 статьи 1028);

4. оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;

5. контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.

Пользователь обязан (ст. 1031 ГК РФ):

· использовать коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации правообладателя указанным в договоре образом;

· обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;

· соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;

· оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;

· не разглашать секреты производства (ноу-хау) правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;

· предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;

· информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии.

Являются ничтожными условия договора коммерческой концессии, предусматривающие обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения, место жительства на определенной договором территории (ст. 1033 ГК РФ).

Исполнение и прекращение договора коммерческой концессии (франчайзинга)

Договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены не противоречащие антимонопольному законодательству ограничения прав сторон. Так, в обязанности пользователя могут быть включены следующие условия (ст. 1033 ГК РФ):

· не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;

· отказ пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;

· обязательство пользователя реализовывать, в том числе перепродавать, произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав по установленным правообладателем ценам, а равно обязательство пользователя не осуществлять реализацию аналогичных товаров, выполнение аналогичных работ или оказание аналогичных услуг с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей;

· обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории;

· обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.

Ответственность правообладателя:

1. субсидиарная - по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии;

2. солидарная - по требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя.

Переход к другому лицу какого-либо исключительного права, входящего в предоставленный пользователю комплекс исключительных прав, не является основанием для изменения или расторжения договора коммерческой концессии. Новый правообладатель становится стороной этого договора в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшему исключительному праву.

В случае смерти правообладателя его права и обязанности по договору коммерческой концессии переходят к наследнику при условии, что он зарегистрирован или в течение шести месяцев со дня открытия наследства зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. В противном случае договор прекращается.

Осуществление прав и исполнение обязанностей умершего правообладателя до принятия наследником этих прав и обязанностей или до регистрации наследника в качестве индивидуального предпринимателя осуществляются управляющим, назначаемым нотариусом.

Прекращение договора договора коммерческой концессии (франчайзинга)

Прекращение договора, как и его заключение или изменение, подлежит государственной регистрации (ст. 1037 ГК РФ).

Каждая из сторон договора коммерческой концессии во всякое время вправе отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону:

1. договора, заключенного без указания срока его действия, - за 6 месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок;

2. договора, заключенного на определенный срок или без указания срока его действия, - не позднее чем за 30 дней, если договором предусмотрена возможность его прекращения уплатой денежной суммы, установленной в качестве отступного.

Правообладатель вправе отказаться от исполнения договора коммерческой концессии полностью или частично в случае:

· нарушения пользователем условий договора о качестве производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;

· грубого нарушения пользователем инструкций и указаний правообладателя, направленных на обеспечение соответствия условиям договора характера, способов и условий использования предоставленного комплекса исключительных прав;

· нарушения пользователем обязанности выплатить правообладателю вознаграждение в установленный договором срок.

Односторонний отказ правообладателя от исполнения договора возможен в случае, если пользователь после направления ему правообладателем письменного требования об устранении нарушения не устранил его в разумный срок или вновь совершил такое нарушение в течение одного года с даты направления ему указанного требования.

В случае прекращения принадлежащего правообладателю права на товарный знак, знак обслуживания или на коммерческое обозначение, когда такое право входит в комплекс исключительных прав, предоставленных пользователю по договору коммерческой концессии, без замены прекратившегося права новым аналогичным правом договор коммерческой концессии прекращается.

При объявлении правообладателя или пользователя несостоятельным (банкротом) договор коммерческой концессии прекращается.

 

Особенности субконцессии

Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право (или обязанность) пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на согласованных с правообладателем условиях субконцессии (ст. 1029 ГК РФ).

Договор коммерческой субконцессии:

1. не может быть заключен на более длительный срок, чем договор коммерческой концессии, на основании которого он заключается;

2. является недействительным, если недействителен основной договор коммерческой концессии;

3. как правило, при прекращении основного договора права и обязанности вторичного правообладателя по договору коммерческой субконцессии (пользователя по основному договору) переходят к правообладателю, если он не откажется от принятия на себя прав и обязанностей по этому договору;

4. пользователь несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный правообладателю действиями вторичных пользователей, если иное не предусмотрено договором коммерческой концессии.

Коммерческая концессия

 

1. Понятие и значение договора коммерческой концессии.

Договор коммерческой концессии является новым институтом отечественного гражданского права, введенным в законодательство в 1996 г., с принятием ч. 2 ГК. В соответствии со ст. 1027 ГК, договором коммерческой концессии признается договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в определенном объеме в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю*(232).
Получив в конце 70-х г. XX в. распространение в наиболее экономически развитых странах мира под названием "франчайзинг" (от англ. "franchising" - право, привилегия) и "франшиза" (от фр. "franchise" - льгота), коммерческая концессия появилась и в нашей стране. Первыми коммерческими концессиями были: "Макдоналдс", "Патио-Пицца", "Пицца-хат", "Кока-кола", "Пепси-кола", "Кодак" и др. В последние годы список коммерческих концессий пополнился рядом зарубежных и отечественных имен: "Кофе Хаус", "Голд Джим", "Елки-палки", "М.видео", "Три толстяка", "Обувь XXI века", "Работа для вас", ЗАО "Седьмой Континент" и т.д. Коммерческие концессии активно действуют не только в крупных городах, но и на региональном уровне. Коммерческая концессия наиболее часто используется в сфере питания, обслуживания, торговли и, как правило, нацелена на удовлетворение потребностей широких слоев потребителей. Нередко в договоре коммерческой концессии на стороне правообладателя выступает иностранный партнер.
Развитие коммерческой концессии - признак перехода хозяйственных отношений на более высокий уровень, а также следствие усиления конкуренции на рынке товаров и услуг. Эксперты рассматривают коммерческую концессию как одну из наиболее прогрессивных форм развития бизнеса. При низком уровне собственных капиталовложений правообладатель получает расширение сети своего предприятия и новые рынки сбыта, а также распространение и признание продукции, работ и услуг, выпускаемых под его товарным знаком или знаком обслуживания. В свою очередь, пользователь франшизы получает возможность использовать уже известный широкому кругу потребителей товарный знак, имя и репутацию правообладателя, его специализированные знания и опыт, а также налаженные каналы закупок и сбыта. Пользователь получает экономию на "стартовых" затратах и поддержку правообладателя, что значительно повышает выживаемость пользователя в конкурентной борьбе.
2. Общая характеристика договора коммерческой концессии. Договор коммерческой концессии - консенсуальный, возмездный, двусторонне обязывающий. Он содержит элементы отношений, присущие ряду других гражданско-правовых договоров, таких, как договор аренды, договор возмездного оказания услуг, договор доверительного управления, договор простого товарищества (договор о совместной деятельности), посреднические договоры (договор комиссии и агентский договор), лицензионный договор. Однако договор коммерческой концессии - это самостоятельный вид договора, урегулированный нормами гл. 54 ГК и входящий в систему договоров гражданского права, а не смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК). Из перечисленных видов договоров к договору коммерческой концессии наиболее близок лицензионный договор, положения о котором содержатся в законодательстве о промышленной собственности (ст. 26 Закона о товарных знаках, ст. 13 Патентного закона). Аналогично договору коммерческой концессии по лицензионному договору лицензиар осуществляет передачу лицензиату за плату на установленный в договоре срок определенные права на использование принадлежащих лицензиару исключительных прав. Говорить о договоре коммерческой концессии как о самостоятельном виде договоров позволяет ряд приведенных ниже существенных особенностей:
1) цель договора коммерческой концессии - передача полного комплекса прав, технологий, знаний, опыта и т.п., необходимых для осуществления пользователем предпринимательской деятельности по образцу правообладателя. Особенность договора коммерческой концессии - именно в комплексности предоставляемых пользователю прав. Предметом же лицензионного договора признается передача отдельных объектов исключительных прав;
2) перечень объектов, которые могут передаваться по договору коммерческой концессии, шире, чем перечень объектов, передаваемых по лицензионному договору. Так, законодательством не предусмотрена возможность передачи в рамках лицензионного договора прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение, а также прав на использование деловой репутации;
3) помимо условий о передаче исключительных прав, договор коммерческой концессии предусматривает и порядок взаимодействия правообладателя с пользователем в связи с передачей последнему исключительных прав и ведением им предпринимательской деятельности, аналогичной деятельности правообладателя. Согласно п. 1 ст. 1033 ГК к таким условиям могут, в частности, относиться: обязательство правообладателя воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на закрепленной за пользователем территории, обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на определенной территории, обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения, внешнее и внутреннее оформление используемых пользователем коммерческих помещений;
4) отличает коммерческую концессию от лицензионного договора и сфера использования переданных по франшизе прав: использование допускается исключительно в предпринимательской сфере, а сторонами договора могут быть только лица с предпринимательским статусом.
3. Законодательство о коммерческой концессии. Право России пошло по пути специального законодательного регулирования коммерческой концессии (коммерческой концессии посвящена гл. 54 ГК), и это дополнительно подтверждает статус коммерческой концессии как самостоятельного договора. В связи с этим нормы, регулирующие договоры, смежные с коммерческой концессией (договоры аренды, о совместной деятельности, лицензионные договоры), могут применяться только в случае, если отсутствует прямая норма, регулирующая отношение (или отсутствует соответствующее соглашение сторон или применимый обычай делового оборота), и только в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 6 ГК (аналогия закона). Для разрешения вопросов, непосредственно не связанных с отношениями правообладателя и пользователя в рамках коммерческой концессии, для определения требований к самим объектам, исключительные права на которые передаются, а также оснований приобретения и перехода прав правообладателя на такие объекты необходимо применять соответствующие положения ГК и других законодательных актов. Так, при заключении и исполнении договоров коммерческой концессии следует учитывать положения Закона о конкуренции и Закона о защите прав потребителей, а для определения статуса передаваемых по договору коммерческой концессии исключительных прав и порядка выдачи по ним лицензий необходимо руководствоваться положениями ст. 54 ГК, Закона о товарных знаках, Патентного закона, Закона об авторском праве и др. В отношении договора коммерческой концессии также применимы общие положения ГК о заключении договоров, о представительстве, о недействительности сделок и т.д., если гл. 54 ГК не предусмотрены специальные правила для договора коммерческой концессии.
4. Предмет договора коммерческой концессии. Предмет договора коммерческой концессии заключается в предоставлении правообладателем пользователю на возмездной основе права использовать в определенном объеме в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д. (п. 1 ст. 1027 ГК).
Как следует из абз. 2 п. 1 ст. 1033 ГК, передача прав по договору коммерческой концессии может производиться как на исключительной основе (за правообладателем сохраняется право на использование и передачу исключительного права только в части, не переданной пользователю), что на практике встречается довольно редко, так и на неисключительной основе (правообладатель сохраняет за собой все исключительные права, переданные пользователю по договору коммерческой концессии, и может впоследствии продолжать передавать эти права третьим лицам).
Предоставляемые по договорам коммерческой концессии права могут определяться объемом прав (объемом использования), территорией разрешенного использования и сферой предпринимательской деятельности, в которой разрешено использование (п. 2 ст. 1027 ГК). Указание перечисленных характеристик передаваемых прав в договоре коммерческой концессии является обязательным и составляет существенное условие договора.
Статья 1027 ГК содержит открытый перечень передаваемых по договору коммерческой концессии прав, что дает сторонам определенную свободу и гибкость при заключении договоров коммерческой концессии. Лишь некоторые из перечисленных в ст. 1027 ГК права являются обязательными для включения их в договор. Хотя перечень обязательных объектов прямо законом не установлен, обязательность наличия тех или иных объектов следует из норм гл. 54 ГК. Из п. 3 ст. 1037 ГК следует, что к обязательным объектам, без которых договор прекращает свое действие, относятся фирменное наименование и коммерческое обозначение: если прекращаются принадлежащие правообладателю права на фирменное наименование и коммерческое обозначение, то прекращается и договор коммерческой концессии.
Фирменным наименованием признается наименование коммерческой организации, в том числе содержащее указание на его организационно-правовую форму (п. 1 ст. 54 ГК). Исключительное право на использование фирменного наименования возникает с момента его государственной регистрации, что в настоящее время совпадает с моментом государственной регистрации юридического лица и внесения фирменного наименования в единый государственный реестр юридических лиц (пп. 1 и 4 ст. 54 ГК, п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Специальные правила о фирменных наименованиях отдельных коммерческих организаций содержатся в соответствующих нормах ГК и специальных законах о таких коммерческих организациях (например, Закон об акционерных обществах (ст. 4), Закон об обществах с ограниченной ответственностью (ст. 4), Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ст. 4)).
Сложнее обстоит дело с понятием коммерческого обозначения - такое понятие законодательно до сих пор не закреплено, не сложилось и единого понимания коммерческого обозначения в науке. Одни исследователи понимают под коммерческим обозначением применяемое в деятельности предпринимателя незарегистрированное, общеизвестное и охраняемое без регистрации наименование, другие - средство индивидуализации предприятия как имущественного комплекса, третьи - аналог фирменного наименования - у индивидуальных предпринимателей. Однако какой бы смысл ни вкладывался в понятие коммерческого обозначения, охрана коммерческого обозначения в качестве исключительного права возможна лишь в случае, если исключительное право на него предусмотрено ГК или другими законами (такой вывод прямо следует из абз. 1 ст. 138 ГК). На данный момент исключительное право на коммерческие обозначения не предусмотрено ни ГК, ни другими законами, не определены и условия охраны коммерческих обозначений и их соотношение с другими средствами индивидуализации. Не должно рассматриваться в качестве устанавливающего исключительное право на коммерческое обозначение и содержание п. 1 ст. 1027 ГК. Право предпринимателя без образования юридического лица, выступая в гражданском обороте под своим именем, использовать в своей деятельности определенное незарегистрированное обозначение, если такое использование при этом не является нарушением исключительных прав третьих лиц или актом недобросовестной конкуренции, подтверждается судебной практикой*(233), однако при этом судом не признается исключительное право на такое обозначение*(234).
Вопрос об отнесении охраняемой коммерческой информации к обязательным объектам передачи по договору коммерческой концессии также четко не решен. Под охраняемой коммерческой информацией понимается информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам и к которой нет свободного доступа на законном основании и если обладатель такой информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 139 ГК, Закон о коммерческой тайне). Большинство авторов сходятся во мнении, что охраняемая коммерческая информация относится к обязательным объектам передачи в рамках договора коммерческой концессии. Как следует из п. 1 ст. 1031 ГК, правообладатель обязан передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии. В числе такой информации может быть и охраняемая коммерческая информация. В связи с этим следует признавать обязательным объектом передачи только такую охраняемую коммерческую информацию, передача которой необходима пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии.
К факультативным объектам передачи по договору коммерческой концессии следует отнести все права, не являющиеся обязательными объектами передачи (права на товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемую коммерческую информацию (если ее передача не является обязательной в силу п. 1 ст. 1031 ГК), изобретения, полезные модели, промышленные образцы и т.д.). Круг таких объектов определяется сторонами договора коммерческой концессии.
5. Стороны, порядок заключения и расторжения договора коммерческой концессии. Сторонами договора коммерческой концессии, как это определено в п. 3 ст. 1027 ГК, могут быть исключительно лица, наделенные предпринимательским статусом в установленном законом порядке (ст. 2 ГК), т.е. коммерческие организации (ст. 50 ГК) и индивидуальные предприниматели (ст. 23 ГК), в том числе иностранные. Предпринимательский статус должен быть официально закреплен за лицом - стороной договора коммерческой концессии. Не может быть стороной договора коммерческой концессии лицо, хотя и осуществляющее предпринимательскую деятельность, но не прошедшее процедуру регистрации в качестве предпринимателя (п. 4 ст. 23 ГК). Не могут быть стороной договора коммерческой концессии и некоммерческие организации, в разрешенных пределах осуществляющие предпринимательскую деятельность (абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК).
В ст. 1028 ГК установлено требование об обязательном соблюдении письменной формы при заключении договора коммерческой концессии, и в развитие правила, установленного п. 2 ст. 162 ГК, несоблюдение письменной формы сделки при заключении договора коммерческой концессии влечет ее недействительность (абз. 2 п. 1 ст. 1028 ГК).
В целях фиксации разрешенных пределов использования прав, переданных по договору коммерческой концессии, и предотвращения нарушений прав законных правообладателей законодательством предусмотрены также регистрация договора коммерческой концессии и регистрация перехода прав по договору, если такое требование специально установлено законодательством.
Регистрация договора коммерческой концессии осуществляется на основании п. 2 ст. 1028 ГК. Без регистрации договор коммерческой концессии считается заключенным, однако его действие распространяется только на отношения сторон договора. Правовые последствия регистрации состоят в том, что с момента регистрации стороны договора получают право ссылаться на договор и в отношениях с третьими лицами (абз. 3 п. 2 ст. 1028 ГК). Регистрация носит не правоустанавливающий характер, как это происходит, например, при регистрации юридических лиц, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а придает договору характер обязательства "между всеми" (erga omnes). В то же время на правообладателя возложена прямая обязанность по обеспечению регистрации договора коммерческой концессии (абз. 1 п. 2 ст. 1031 ГК).
Регистрация договора коммерческой концессии производится органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя, а в случае, если правообладатель зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранном государстве, регистрация производится регистрирующим органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося пользователем. В настоящее время порядок регистрации договоров коммерческой концессии определен приказом Минфина России от 12 августа 2005 г. N 105н "О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)"*(235). Регистрация осуществляется территориальным органом Федеральной налоговой службы. Регистрации подлежат заключение, изменение и прекращение договора коммерческой концессии (ст. 1036 и ст. 1037 ГК). Регистрация фактически носит явочный характер и осуществляется при представлении одной из сторон установленных названным приказом документов. На регистрацию договора отведено не более 5 рабочих дней.
В случае если по договору коммерческой концессии передаются права, переход которых требует отдельной государственной регистрации, такая регистрация должна производиться сторонами по правилам, установленным для соответствующего права. К таким случаям относятся, например, передача прав на товарный знак, знак обслуживания, изобретение, полезную модель, промышлен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.034 с.)