Виды договора коммерческой концессии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды договора коммерческой концессии



 

В зависимости от предоставляемых в пользование прав, различают три основных вида договора коммерческой концессии.

Товарный договор коммерческой концессии

 

Самый простой и один из самых распространенных товарный договор коммерческой концессии. Он представляет собой продажу продукции, производимой правообладателем и маркированной его товарным знаком. Примером может служить реализация одежды, обуви или косметики. Как правило, правополучатель ведет и послепродажное обслуживание этой продукции.

 

Производственный договор коммерческой концессии

 

Другим популярным договором коммерческой концессии является производственный договор коммерческой концессии. Его суть заключается в предоставлении в пользование правообладателем запатентованной технологии изготовления готового продукта. Кроме того, правообладатель обеспечивает конечного производителя сырьем и осуществляет непосредственный контроль за производственным процессом. Такой вид договора коммерческой концессии наиболее характерен для производства безалкогольных напитков в регионах, где каждый из местных заводов является правообладатель по отношению к основной компании.

Сервисный договор концессии

 

Неким гибридом между этими видами договора коммерческой концессии является сервисный договор концессии. Этот вид концессии характерен в основном для сферы услуг. Получатель приобретает право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой компании-правообладателя. Он получает в пользование сразу несколько запатентованных правообладатель прав. И при этом уплачивает взносы в рекламный фонд, созданный для продвижения продукции. Примерами такой схемы могут служить многочисленные сети «быстрых» закусочных. Каждая вновь открываемая точка должна соответствовать стандартам фирменного стиля (дизайн помещений, форменная одежда), а также соблюдать заданную технологию производства (например, в приготовлении блюд).

ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

Рассмотрим подробнее наиболее существенные элементы договора коммерческой концессии, на которые необходимо обращать внимание при его оформлении, а также некоторые его особенности.

Каждый договор характеризуется и индивидуализируется совокупностью присущих ему элементов. В российской цивилистике к элементам договора традиционно относят его стороны, предмет, цену (в возмездных договорах), срок, форму и содержание, т.е. права и обязанности сторон.

 

Стороны договора коммерческой концессии

 

Стороны договора коммерческой концессии именуются как правообладатель и пользователь. Правообладатель - это лицо, которому принадлежат те исключительные права, использование которых он разрешает пользователю; пользователь - лицо, получающее возможность использовать исключительные права.

Законодатель предъявляет особые требования к сторонам договора коммерческой концессии - в качестве таковых могут выступать коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст. 1027 ГК). Под коммерческими организациями в соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ понимаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. П. 2 ст. 50 ГК РФ предусматривает, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Поскольку и правообладатель, и пользователь должны быть предпринимателями, участниками договора коммерческой концессии не могут быть некоммерческие организации и государство (государственные и муниципальные образования). Этот запрет распространяется и на те случаи, когда соответствующим субъектам разрешено заниматься предпринимательской деятельностью (абз. 2 п. 2 ст. 50 ПС).

Понятие предпринимательской деятельности сформулировано в абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ: предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Форма договора

 

В соответствии со ст. 1028 ГК РФ договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме под страхом ничтожности (п. ст. 1028 ГК). При этом, как известно, договор в письменной форме может быть заключен не только путем составления одного документа, подписанного сторонами, но и путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

Характеризуя этот аспект договора коммерческой концессии, следует учитывать, что он может быть заключен исключительно путем составления единого документа, подписанного сторонами. Несмотря на отсутствие соответствующей нормы в гл. 54 ГК РФ, использование иных способов заключения договоров исключается, поскольку предусмотрено требование об обязательной регистрации договора коммерческой концессии (п. 2 ст. 1028 ГК РФ). Очевидно, что на регистрацию может быть представлен лишь единый текст договора в форме документа, подписанного обеими сторонами, а не различного рода переписка между ними.

По общему правилу, несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, в то же время не лишая их права приводить письменные и другие доказательства и, стало быть, не влечет недействительности самой сделки. Однако согласно ст. 162 ГК РФ в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность. Особенностью договора франчайзинга, в отношении которого не соблюдена письменная форма, является то, что он признается ничтожной сделкой. В связи с этим в юридической литературе порой указывается на неоправданную, можно сказать, законодательную жесткость за нарушения требований к письменной форме договора, который подлежит обязательной регистрации, поскольку это, по мнению отдельных авторов, не вполне оправданно. Оптимальным подходом к разрешению проблемы с несоблюдением письменной формы договора в подобной ситуации мог бы служить, как подчеркивается в ряде работ, отказ в его регистрации Брагинский М.И., Витрянский В.В. "Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг". Книга 3. М.: Статут. 2002. С. 620..

Договор коммерческой концессии подлежит обязательной регистрации. Исходя из условий п. 2 ст. 1028 ГК РФ регистрация договоров коммерческой концессии производится органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя. В соответствии со ст. 1028, 1036, 1037 ГК РФ регистрации подлежат не только сам договор коммерческой концессии, но и вносимые в него изменения, его прекращение, досрочное расторжение.

До недавнего времени порядок регистрации договоров коммерческой концессии определялся Приказом МНС РФ от 20.12.2002 N БГ-3-09/730 «О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии). В настоящее время порядок регистрации договоров коммерческой концессии установлен Приказом Минфина РФ от 12.08.2005 N 105н «О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии).

Договор коммерческой концессии регистрируется территориальным органом ФНС России (регистрирующим органом), осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя. Однако в случаях, когда правообладателем является иностранное юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, регистрация осуществляется регистрирующим органом, осуществившим регистрацию юридического лица, являющегося пользователем. Таким образом, регистрация всегда осуществляется по месту регистрации российского юридического лица.

Сама процедура регистрации осуществляется посредством внесения записи о договоре коммерческой концессии (изменении или прекращении договора) в Журнал учета регистрации договоров коммерческой концессии и проставления на экземплярах договора коммерческой концессии соответствующей надписи о факте и дате регистрации (штампа) и печати регистрирующего органа. Регистрация договора коммерческой концессии должна быть произведена в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Содержание договора коммерческой концессии

 

Существенными условиями концессионного договора являются императивно сформулированные законом обязанности правообладателя (п. 1 ст. 1031 ГК). К ним относятся:

? обязанность передать пользователю документацию и иную информацию, необходимую для осуществления предоставленных ему прав;

? обязанность проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;

? обязанность обеспечить оформление необходимых лицензий (т.е. регистрацию договора в патентном ведомстве) и передачу их пользователю.

На правообладателя возлагаются и другие обязанности, если, однако, иное прямо не предусмотрено соглашением сторон (п. 2 ст. 1031 ГК). В их число включены:

? обязанность обеспечить регистрацию договора (в органе, осуществляющем регистрацию юридических лиц);

? обязанность оказывать постоянное техническое и консультативное содействие пользователю;

? обязанность контролировать качество товаров и услуг, производимых или оказываемых пользователем на основании договора.

Перечисленные обязанности сформулированы диспозитивным правилом закона и не относятся к числу существенных условий договора. Они, следовательно, могут и отсутствовать в конкретном договоре, а регистрация договора (например, с иностранным правообладателем) может даже стать обязанностью пользователя.

Императивно сформулированные законом обязанности пользователя также являются существенными условиями концессионного договора. В соответствии со ст. 1032 ГК к ним относятся:

? обязанность использования фирменного наименования и коммерческого обозначения правообладателя лишь строго определенным в договоре способом;

? обязанность неразглашения конфиденциальной коммерческой информации, полученной от правообладателя;

? обязанность обеспечить соответствие качества производимых товаров или оказываемых услуг качеству аналогичных товаров или услуг, производимых или оказываемых правообладателем;

? обязанность соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение такого соответствия;

? обязанность оказания потребителям дополнительных услуг, которые предоставляет своим потребителям правообладатель;

? обязанность информировать потребителей очевидным для них способом об использовании средств индивидуализации правообладателя в силу концессионного договора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.014 с.)