Тема 6. Торговые сделки. Посреднические договоры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Торговые сделки. Посреднические договоры



Теоретические вопросы:

1. Понятие, сущность и классификация посреднических договоров.

2. Договоры поручения, комиссии и агентирования в торговом обороте.

3. Дистрибьюторский договор: понятие, признаки, содержание, сфера применения. Типовой дистрибьюторский контракт.

4. Договор франчайзинга (коммерческой концессии): понятие, содержание, сфера применения, виды франчайзинга.

5. Иные посреднические договоры в коммерческой деятельности (факторинг, финансовая аренда и др.)

 

Задача № 1.

Между ЗАО «Торговый дом Салют» (поставщик) и Ассоциацией муниципальных унитарных предприятий (поверенный), действующей на основании договора поручения от 22.02.2005 № 22 и доверенности от 03.02.2005 № 156, от имени муниципального учреждения «Управление материальных ресурсов и торговли» (покупатель) был заключен договор поставки от 02.03.2005 № П-01. Как следовало из текста договора поручения, муниципальное учреждение «Управление материальных ресурсов и торговли» поручало Ассоциации организовать поставку товарно-материальных ценностей. По условиям обязательства поставщик обязался поставить продукцию в ассортименте, количестве, цене и сроки, которые оговорены в спецификации, прилагаемой к договору. Покупатель, являясь получателем товара, обязался принять товар и оплатить его. Однако в соответствии с п. 6.7. договора поставки расчеты по договору были возложены на поверенного. За нарушение сроков оплаты поверенный должен уплачивать поставщику пени в размере 0,1 % от суммы договора за каждый день просрочки. В связи с просрочкой оплаты покупателем полученного товара ЗАО «Торговый дом Салют» обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском к Ассоциации муниципальных унитарных предприятий.

Какие права и обязанности приобрел поверенный по договорам поручения и поставки?

Кто должен нести ответственность за ненадлежащее исполнение договора поставки?

Решите спор по существу.

 

Задача № 2.

ОАО «Родник» обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Помпей» о признании заключенного сторонами дистрибьюторского договора недействительной сделкой. Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком был заключен дистрибьюторский договор, согласно которому ООО «Помпей» размещает и осуществляет продажу ликероводочной продукции истца от своего имени и за свой счет с использованием товарных знаков, фирменного наименования и иных обозначений ОАО «Родник». Истец утверждал, что данный договор по своей природе относится к договору коммерческой концессии, отсутствие регистрации которого в федеральном органе исполнительной власти влечет его недействительность.

В чем сущность дистрибьюторского договора? В чем его отличие от договора коммерческой концессии?

Какой договор был заключен между сторонами?

 

Задача № 3.

Между предпринимателем Новиковым Г. и ООО «Салют» был заключен договор комиссии, согласно которому Новиков Г. (комиссионер) обязывался совершить сделку по продаже партии электроламп, принадлежащих обществу (комитенту). Комиссионер исполнил данное ему поручение, заключил сделку с покупателем и в соответствии с комиссионным поручением передал покупателю товар. В нарушение условий заключенного договора купли-продажи покупатель допустил просрочку оплаты товара. После заключения указанной сделки комиссионер направил комитенту отчет с приложением оправдательных документов и потребовал уплатить комиссионное вознаграждение. Комитент отказался от выплаты вознаграждения на том основании, что право на комиссионное вознаграждение у комиссионера возникнет только при исполнении третьим лицом той сделки, которая была с ним заключена комиссионером, т.е. после получения от покупателя денег за товар. Новиков Г. обратился в арбитражный суд с иском к обществу о взыскании комиссионного вознаграждения.

Каков порядок выплаты комитентом комиссионного вознаграждения?

Какое решение должен вынести суд?

Задача № 4.

ЗАО «Виктория» обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Завет» о признании недействительным договора комиссии и применении последствий его недействительности. Как было установлено материалами дела, между ЗАО «Виктория» и ООО «Завет» был заключен договор комиссии, согласно которому последнее обязалось от своего имени предъявить к взысканию право требования, принадлежащее ЗАО «Виктория» по отношению к третьему лицу по договору поставки товаров и передать ему полученную сумму за вычетом комиссионного вознаграждения. В обоснование требований истец сослался на то обстоятельство, что данный договор является притворной сделкой, и фактически между сторонами был заключен договор купли-продажи имущественного права, в котором обязанность по оплате права поставлена в зависимость от наступления платежа.

Является ли заключенное между сторонами соглашение договором комиссии?

Обоснованны ли требования истца о признании заключенного договора недействительным?

Какое решение должен вынести суд?

Задача № 5.

Предприятие заключило с брокерской фирмой договор поручения на покупку на бирже конкретного товара по определенной в указанном договоре цене. Брокерская фирма при заключении от имени предприятия договора купли-продажи согласилась оплатить товар по более высокой цене. После получения экземпляра оформленной в установленном порядке биржевой сделки клиент произвел предоплату товара, как было предусмотрено условиями этой сделки. Соответствующая отметка содержалась в платежном поручении на оплату товара.

По вине продавца сделка не была исполнена, в связи с чем предприятие обратилось в арбитражный суд с требованием к брокерской фирме возвратить денежное вознаграждение, так как последняя не имела права включать в биржевую сделку условие об оплате товара по более высокой цене, чем указано в договоре поручения.

Какое решение должен принять суд?

Задача № 6.

Торговая фирма «Марс» предъявила иск к брокерской конторе «Савол» о взыскании 5000 руб. неустойки за нарушение условий договора на оказание брокерских услуг и невыполнение договора поручения на приобретение на бирже 100 тонн свежих яблок «антоновка» по цене не выше 15руб. 50 коп. за килограмм. Возражая против иска, ответчик ссылался на то, что в период действия договора поручения яблоки свежие «антоновка» по цене 15 руб. 50 коп. за килограмм и ниже на биржевых торгах товарной биржи не предлагались и поэтому он не смог выполнить поручение. По мнению торговой фирмы «Марс», при отсутствии предложений яблок на бирже приписки брокерская контора должна была найти яблоки на других биржах или помимо биржи в других местах.

Подлежит ли иск удовлетворению?

Относится ли договор с брокером к биржевым сделкам? Дайте квалификацию договоров, заключаемых брокерскими фирмами с клиентами.

 

Задача № 7.

Оптово-розничная компания «Аргус» закупила на товарной бирже крупную партию мясопродуктов. Сделка была совершена на весьма выгодных для покупателя условиях: оптимальный вариант подбора мясных изделий, относительно низкие цены, сжатые сроки поставки. В связи с этим компания «Аргус» выплатила брокерской фирме повышенное вознаграждение.

Однако поставщик мясопродуктов не выполнил своих обязательств и товар не был поставлен. Компания «Аргус» обратилась к брокерской фирме с требованием вернуть вознаграждение, поскольку заключенный при ее посредничестве контракт не был исполнен.

Справедливы ли претензии компании «Аргус»?

Какая зависимость существует между договором брокерской фирмы с клиентом и договором, заключенным брокерской фирмой для клиента?

 

Задача № 8.

Между санкт-петербургской фирмой ЗАО «Магнитола» и иностранной компанией «Веритас» был заключен договор коммерческой концессии, согласно которому ЗАО «Магнитола» - пользователю – было предоставлено право использовать комплекс исключительных прав, принадлежащих компании «Веритас» - правообладателю – при продаже в магазинах ЗАО «Магнитола» телефонов сотовой связи и аксессуаров производства компании «Веритас».

В договоре было предусмотрено обязательство ЗАО «Магнитола» не конкурировать с правообладателем на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав.

Договор между ЗАО «Магнитола» и компанией «Веритас» был зарегистрирован в Санкт-Петербурге уполномоченным органом исполнительной власти, осуществившим государственную регистрацию ЗАО «Магнитола».

Узнав об условиях договора, антимонопольный орган предъявил в арбитражном суде иск о признании договора недействительным в части условия, ограничивающего права сторон по договору коммерческой концессии.

Подлежит ли иск антимонопольного органа удовлетворению?

В чем оспариваемое условие договора противоречит антимонопольному законодательству?

Какие доказательства может представить суду антимонопольный орган? Какие контраргументы могут противопоставить стороны договора коммерческой концессии заявленным исковым требованиям?

Какие лица, кроме антимонопольного органа, вправе оспаривать договор коммерческой концессии в части условий, ограничивающих права сторон договора?

Задача № 9.

В последнее время многие крупные организации, выпус­кающие товары массового спроса, столкнулись с трудностями в реализации готовых изделий. Причина этого — падение поку­пательной способности населения.

В этих условиях изготовители используют различные механизмы реализации: одни организации-изготовители осуществляют сбыт продукции без посредников, другие — через посредников, третьи — используют оба варианта.

Например, по сообщению газеты «Деловой Петербург», «...ОАО "Прядильно-ниточный комбинат им. С.М. Кирова" начало формирование дистрибьюторской сети в России и странах СНГ... Дистрибьюторы, с которыми заключены договоры консигнации, начали работать в крупных российских центрах легкой промыш­ленности — в Москве, Омске, Волгограде, Киеве, Екатеринбурге, Краснодаре и Воронеже. Комбинат надеется с помощью соб­ственной системы сбыта добиться увеличения объема реальных продаж и доли "живых" денег».

Волжский автозавод (ОАО «АвтоВАЗ») сбывал производимые им легковые автомашины через посредников, включая и крими­нальные структуры, но это не смогло предотвратить кризис сбыта, наступивший в 1998 г., когда на конец мая в Тольятти, считая торговые площадки дилеров, скопилось около 30 тыс. «неликвидов». Автозавод был вынужден увеличить скидки дилерам до 27 %, а под «живые» деньги — до 30 %. Для того, чтобы довести автомобиль до покупателя, минуя посредника, Волжский автозавод стал создавать собственную фирменную систему торговли: уже действуют 6 крупных центров торговли автомобилями в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре. В июне будут открыты еще 5 подобных центров (Российская газета. 1998. 16 июня).

На какой правовой основе строятся взаимоотношения завода-изготовителя с организациями-посредниками, через которые производится реализация выпускаемых изделий?

В чем различие между дистрибьюторами и дилерами?

Что представляет собой договор консигнации, который заключается Прядильно-ниточным комбинатом со своими дистрибьюторами?

Какое правовое положение у региональных центров торговли автомобилями, которые созданы Волжским автозаводом?

Как строятся взаимоотношения ОАО «АвтоВАЗ» с созданными им региональными торговыми центрами?

 

Задача № 10.

Находившийся на грани банкротства часовой завод приступил к изготовлению карманных часов-амулетов с церковной символикой.

Реализацию часов руководство завода решило вести через оптовых дилеров. При отработке механизма взаимоотношений с дилерами в руководстве завода возникли колебания между несколькими возможными вариантами.

В самом простом варианте дилеры должны были оплачивать заводу часы по твердой установленной самим заводом цене на одно изделие (так называемые отпускные цены), а продавать часы в розничной торговой сети дилеры могли уже по своим ценам.

По второму варианту завод передает дилеру партию часов без оплаты, дилер реализует часы по ценам, которые устанавливает он сам, а полученный им доход делится в определенной пропорции между дилером и заводом.

В третьем варианте...

Предполагается, что карманные часы-амулеты будут пользо­ваться большим спросом, особенно у коллекционеров и людей, увлекающихся церковной символикой, например, водителей-дальнобойщиков, которые, как известно, весьма суеверны и готовы потратиться на любой предмет, который убережет их от бед в дальней дороге. На наружной стороне передней крышки часов... «изображен храм Христа Спасителя и надпись "часы-амулет-оберег". На внутренней стороне передней крышки отчеканен полный текст молитвы "Отче наш". На белом циферблате изображен Иисус Христос, на задней крышке нашлось место для российского государственного герба» (Зобков Д., Галкин Г., Ходорыч А. Бог спасает часовщиков от банкротства// Коммерсантъ-Дейли. 11 июля 1998 г.).

Какой из вариантов реализации часов наиболее предпочтителен для часового завода?

Определите основные условия договора между часовым заводом и организацией-дилером.

К какому виду договоров относится этот договор?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.017 с.)