Тема 10. Послеторговые отношения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Послеторговые отношения.



Приемка товаров по количеству и качеству. Товарная экспертиза. Тара в торговом обороте

Теоретические вопросы:

1. Порядок приемки грузов. Коммерческие акты: понятие, порядок составления, обжалование отказа в выдаче акта.

2. Приемка товаров по количеству и качеству.

3. Товарная экспертиза: понятие, содержание, порядок и условия проведения, экспертное заключение.

4. Использование тары в торговом обороте.

Задача № 1.

В адрес Нальчикского комбината хлебопродуктов поступили вагоны с зерном и комбикормами. Железная дорога выдала груз в порядке ст. 45 ТУЖД РФ с проверкой веса, количества мест и его состояния. При этом была установлена недостача, но коммерческий акт дорога отказалась выдать.

Комбинат в соответствии с действующими правилами обжаловал незаконные действия станции назначения в течение 24 часов — начальнику отделения дороги непосредственно.

Обязана ли дорога составлять коммерческий акт?

Можно ли предъявить железной дороге иск о возмещении убытков без коммерческого акта?

Является ли коммерческий акт бесспорным доказательством недостачи?

Можно ли в договоре перевозки предусмотреть ответственность за отказ от выдачи грузов с проверкой веса, количества мест и состояния груза, а также за отказ от составления коммерческих актов, за несвоевременную их выдачу, оформление актов с нарушением правил?

 

Задача № 2.

Между ЗАО «ХХХ-Век» (поставщик) и ООО «Югнефтемаркет» (покупатель) был заключен договор на поставку нефтепродуктов. Согласно п. 2.2 договора, приемка нефтепродуктов производится по­купателем в соответствии с Инструкцией о порядке приемки про­дукции по количеству П-6. В п. 2.3 договора указано, что в случае выявления покупателем недостачи обязателен вызов представителя поставщика. Цистерны с грузом прибыли на станцию назначения с исправными пломбами и были выданы грузополучателю — ОАО «Полтавская нефтебаза» железной дорогой без проверки. При при­емке продукции грузополучателем обнаружена недостача по двум накладным.

Поставщику была направлена телеграмма об участии в приемке, который сообщил о своем согласии на приемку груза без его участия. В связи с этим комиссией, состоящей из представителей покупателя, грузополучателя и представителя общественности, со­ставлены акты о недостаче.

По данному факту ООО «Югнефтемар­кет» обратилось в суд с иском к поставщику о взыскании стоимости недопоставленного топлива. Ответчик стал ссылаться на то, что при­емка была осуществлена в нарушение Инструкции П-6, в частности, к участию в приемке в качестве представителя общественности привлечен главный инженер ОАО «Полтавская нефтебаза».

Правомерно ли железная дорога выдала груз на станции назна­чения без проверки количества груза?

Обоснованны ли заявления ответчика о нарушении порядка приемки груза?

Как следовало бы поступить покупателю, если бы им не был получен ответ на телеграмму?

Задача № 3.

ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод» обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО «Балаковорезинотехника» о взы­скании убытков в связи с недостачей резинотехнических изделий. Истцом были получены по договору поставки в соответствии с товарно-транспортной накладной 13 контейнеров резинотехнических изделий. Перевозка продукции осуществлялась автомобильным транспортом автотранспортной организацией.

Согласно договору, приемка товара осуществляется в соответствии с Инструкцией о по­рядке приемки продукции по количеству П-6, вызов представителя поставщика при приемке продукции обязателен. Из товарно-транспортной накладной следует, что товар принят водителем автотранс­портной организации к перевозке как по числу мест, так и по весу. Покупателю груз был выдан без проверки веса. При приемке товара на складе покупателем обнаружена недостача груза. В связи с этим покупатель направил письмо о вызове представителя поставщика. В связи с его неявкой покупатель продолжил приемку.

В отзыве на иск ответчик заявил, что истцом нарушены правила приемки. В част­ности, не осуществлен его надлежащий вызов, в акте приемки не указаны место и условия хранения прибывшего груза до начала при­емки, а также осуществлена ненадлежащая приемка от автотранс­портной организации.

Как осуществляется приемка груза от автотранспортной ор­ганизации?

Обоснованны ли возражения ответчика о нарушении при при­емке Инструкции П-6?

Задача № 4.

ООО «Вирмут» обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Армавирхимпродукт» о взыскании убытков, образовавшихся в результате недостачи переданного товара. Как было установлено, ООО «Газнефтехим» (поставщик) в лице агента ООО «Армавир­химпродукт» и ООО «Вирмут» (покупатель) заключили договор на поставку жидкого топлива. Договором установлено, что приемка производится в соответствии с Инструкциями П-6 и П-7. При обна­ружении недостачи или несоответствия качества вызов представите­ля продавца обязателен.

ООО «Армавирхимпродукт» по накладной в адрес покупателя были отправлены четыре цистерны. В результате обнаружения 18 июля 2010 г. недостачи в цистернах приемка то­вара ООО «Вирмут» была приостановлена до 10 ч 00 мин 21 июля 2010 г. Согласно письменному распоряжению руководителя ООО «Вирмут», доступ к цистернам лиц, за исключением членов комис­сии по приемке, до окончания приемки был запрещен. Телеграммой от 18 июля 2010 г. покупатель сообщил ООО «Армавирхимпро­дукт» о недостаче бензина и предложил направить представителя. В связи с неявкой представителя поставщика приемка была продолжена с участием представителя общественности. Фактически прием­ка груза ограничилась двумя цистернами, в которых была обнаруже­на недостача.

В связи с тем, что претензия покупателя о недостаче была оставлена без удовлетворения, ООО «Вирмут» обратилось в суд. Основанием для неудовлетворения ООО «Армавирхимпродукт» претензии послужили следующие обстоятельства. Ответчик заявил, что в тексте телеграммы не была указана необходимая информация, которая предусмотрена Инструкцией П-6, истец не представил дока­зательства сохранности вагонов, а также не указал время начала и окончания приемки цистерн.

Надлежащему ли лицу покупатель направил телеграмму?

Какую информацию должна содержать телеграмма о вызове представителя поставщика?

Какими документами должно подтверждаться обеспечение со­хранности груза во время его приемки?

Допустил ли покупатель нарушения правил приемки груза?

Какое решение, по вашему мнению, должен вынести суд?

Задача № 5.

ООО «Торгово-закупочная компания «ГАЗ» (ООО «ТЗК «ГАЗ») обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Горьковская железная дорога» о взыскании 300 142 руб., составляющих стоимость недостающей сор­товой стали. ООО«ТЗК «ГАЗ» (покупатель) заключило договор с ООО «Фаргойл» (поставщик) на поставку стали, в котором устано­вили, что приемка товара по количеству осуществляется в соответст­вии с Инструкцией П-6. ООО «Фаргойл» заключило с железной до­рогой договор перевозки стали в адрес истца, что подтверждается транспортной железнодорожной накладной.

Груз прибыл на станцию назначения 15 сентября 2009 г. В этот же день представителями до­роги и линейного пункта милиции был составлен акт комиссионной проверки вагона об отсутствии признаков несохранности груза и невозможности посчитать число мест без выгрузки из вагона. Вместе с тем, согласно акту приемки, составленному ООО «ТЗК «ГАЗ», была обнаружена недостача груза. Грузополучатель обратился к железной дороге с требованием осуществить фактическую перевеску стали и выдать коммерческий акт. В связи с отказом железной дороги полу­чатель составил акт об установленном расхождении по количеству с участием эксперта ТПП и обратился с соответствующим иском в суд. Возражая против предъявленного иска, железная дорога указа­ла, что не обязана была составлять коммерческий акт, при приемке не был выяснен вопрос о том, могла ли недостающая продукция вме­ститься в вагон.

В каких случаях железная дорога должна составлять коммерче­ский акт?

Обоснованны ли требования истца?

Какое решение, по вашему мнению, должен вынести суд?

 

Задача № 6.

Между ООО «Шкипер» (поставщик) и ООО «Торговый дом «Ка­линка» (покупатель) был заключен договор о поставке компьютерного оборудования. Поставщиком на реализованное оборудование выдано гарантийное обязательство. В результате обнаружения покупателем недостатков произведена замена одного компьютера на другой.

В про­цессе эксплуатации была вновь обнаружена неисправность товара, о чем был извещен поставщик. В целях установления причин недостат­ков и ремонта ООО «Шкипер» по собственной инициативе передало оборудование в сервисную службу. В результате проведения ремонт­ных работ заменена материнская плата.

Письмом ООО «Торговый дом «Калинка» потребовало расторжения договора и возврата денежных средств, считая, что обнаруженные недостатки являются существенны­ми.

В связи с отказом ООО «Шкипер» в возврате уплаченной за товар суммы, покупатель обратился в суд. Ответчик возражал против заяв­ленных требований на том основании, что продавцом был проведен ре­монт, однако покупатель без законных на то оснований отказался от его получения. Кроме того, по мнению ответчика, обнаруженные не­достатки не являются существенными.

Какие недостатки в товаре признаются существенными?

Обоснованны ли требования покупателя?

Решите спор по существу.

Задача № 7.

Между ООО «Востокпродук» (поставщик) и ООО «Бритоль» (покупатель) заключен договор, по которому поставщик обязался поставить алкогольную продукцию. Ассортимент товара должен был согласовываться отдельно на каждую партию товара в счетах-факту­рах. В соответствии с условиями договора стороны согласовали ас­сортимент товара, о чем свидетельствовали счета-фактуры № 013785 и № 009456. В связи с неоплатой покупателем товара по указанным счетам-фактурам поставщик обратился в суд с иском к покупателю о взыскании неуплаченной суммы. Задолженность по оплате стоимости товара ответчик не признал со ссылкой на неполучение этого то­вара. В качестве доказательств поставки товара истец представил счета-фактуры, в которых присутствовали подписи и печати сторон. Также истец утверждал, что со склада товар забирал представитель ответчика, что может подтвердить заведующая складом.

Какое правовое и практическое значение имеет счет-фактура?

Какими документами должен подтверждаться отпуск товарно-материальных ценностей поставщиком?

Какими документами должен подтверждаться факт выдачи товара представителю покупателя?

Решите спор по существу.

Задача № 8.

10.11.2006 г. сельскохозяйственный производственный кооператив «Вишневый» (поставщик) и индивидуальный предприниматель Пудов В. (покупатель) заключили договор поставки яблок в количестве 32 тонн. Договор не содержал требований по приемке товаров. Пудов В. получил яблоки на складе поставщика, которые через два дня реализовал ООО «Уралкомтрейд». Последний составил акт о приемке товаров по количеству и качеству, согласно которому яблоки имеют физические повреждения. В связи с этим, Пудов В. обратился в арбитражный суд о взыскании с кооператива «Вишневый» убытков в связи с поставкой некачественных яблок, а также процентов за пользование чужими денежными средствами.

Правильно ли Пудов В. осуществил приемку товара у поставщика?

Подлежат ли удовлетворению заявленные истцом требования?

Задача № 9.

По договору ЗАО «Конфлекс» обязалось по заданию ООО «Ак Барс» изготовить и поставить упаковку для мыла, а ООО «Ак Барс» принять ее и оплатить. Договором было установлено, что приемка продукции по качеству осуществляется в соответствии с Инструкци­ей о порядке приемки товаров по качеству № П-7. Актом приемки продукции по качеству, составленному получателем продукции ООО «Ак Барс» с участием компетентного представителя общест­венности химика Т. Стениной, установлена некачественность про­дукции, а именно — этикетка не соответствует утвержденным об­разцам: не выдержана гамма цветов, их яркость, цветовой фон, недостаточное нанесение лака, краски нещелочеустойчивы. В акте сделан вывод о непригодности этикетки для упаковки мыла.

В связи с неоплатой поставленного товара ЗАО «Конфлекс» обратилось в суд с иском к ООО «Ак Барс» об оплате задолженности за постав­ленный товар. При этом истец указал, что в нарушение Инструкции П-7 ответчик осуществил приемку без его участия. Кроме того, истец оспаривает установленную актом некачественность товара.

Нарушил ли покупатель требования Инструкции П-7?

Как истец может доказать в суде, что выводы, изложенные в акте приемки, не являются обоснованными?

Какие права имеет покупатель в случае поставки некачествен­ного товара?

Решите спор по существу.

Задача № 10.

ООО «Торговый дом «ОПЗ» обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «ТД «Номинал» о взыскании с ответчика задолженно­сти по оплате за поставленный товар. Как было установлено мате­риалами дела, ООО «Торговый дом «ОПЗ» поставило в адрес ООО «ТД «Номинал» пивную продукцию по договору от 11 августа 2010 г. № 96. Однако последний отрицал получение продукции по двум накладным, в связи с чем отказался от оплаты неполученного товара.

В суд истец представил дополнительное соглашение к дого­вору № 96, в котором сторонами был составлен список фирм, являю­щихся грузополучателями от ответчика, в числе которых указаны ИП Исаев А. и ООО «Лидер Прайс», печати и подписи которых, свидетельствующие о получении товара, имелись в спорных товар­ных накладных. Однако ответчик заявил, что дополнительного соглашения он не заключал, а спорные товарные накладные о получе­нии товара подписаны неизвестными лицами.

Какие доказательства может использовать ответчик для до­казательства факта неполучения товара?

Какие экспертизы в данном случае возможно назначить? Кто должен выступать инициатором их проведения? Какие вопросы должны быть в них поставлены?

Решите спор по существу.

Задача № 11.

Пивоваренный завод «Гарц» выпускал пиво в стеклянных бутылках и поставлял их в пластмассовых ящиках. И ящики, и бутылки являлись залоговой многооборотной возвратной тарой и числились на балансе завода.

Один из контрагентов завода, торговая фирма «Алкатель», систематически допускал невозврат тары. Постепенно за фирмой «Алкатель» образовалась большая задолженность и по бутылкам, и по ящикам. Завод «Гарц» через арбитражный суд взыскал с фирмы «Алкатель» неустойку за просрочку возврата многооборотной тары за квартал.

Спустя некоторое время руководству завода «Гарц» стало известно, что фирма «Алкатель», получая от завода пиво в возвратной таре, продает освобождающиеся пустые бутылки и пластмассовые ящики в другие регионы. При этом, играя на разнице в залоговых ценах, складывающихся на различных региональных рынках, фирма «Алкатель» получает прибыль, с лихвой окупающую все выплаты штрафных санкций заводу «Гарц».

Руководители завода «Гарц» поставили перед юрисконсультом задачу использовать все возможные правовые средства, чтобы отстоять интересы завода и в то же время наказать торговую фирму «Алкатель».

Какие правовые средства можно использовать в данной ситуации?

Какие цены относятся к залоговым?

Задача № 12.

Между торговой организацией «Олимп» и заводом вино – водочных изделий «Петр 1» был заключен договор поставки. При приемке товара было обнаружено, что на ящиках отсутствуют соответствующая маркировка, а на бутылках не был проставлен штамп завода – изготовителя. Торговая организация обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании штрафа. Завод, возражая против иска, указал, что в договоре не было условий о маркировке и порядке приемки товара.

Каков порядок приемки грузов?

Будет ли завод нести ответственность за отсутствие маркировки на упаковке товара?

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.133 с.)